Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Комплексы Е-группы

Савченко Иван Антонович ::: Город и округа у древних майя I тыс. н.э. (восточные области Мезоамерики)

Пожалуй, самым известным и одновременно вызывающим наибольшее количество вопросов и наиболее жаркие дискуссии типом майяских архитектурных памятников следует считать комплекс «вашактунской» Е-группы. В отличие от дворцовых построек, храмовых сооружений и даже площадок для разного рода ритуальных игр, которые, пусть и с некоторыми архитектурными особенностями, суть явление не уникальное для древних культур, Е-группы представляют собой продукт всецело мезоамериканский, практически не имеющий - по крайней мере, в архитектурном воплощении - прямых аналогов.

Рис. 81. Реконструкция комплекса Е-группы Вашактуна (по Sharer, Traxler, 2006).

Рис. 81. Реконструкция комплекса Е-группы Вашактуна (по Sharer, Traxler, 2006).

Своим названием Е-группа обязана первому из обнаруженных комплексов такого рода - архитектурной Группе Е знаменитого раннеклассического центра Вашактун. Группа была описана Ф. Бломом в 1924 г. (Blom, 1924. P.217-219) как ансамбль, состоящий из западной пирамиды (Здание Е-VII) и трех восточных храмов (Здания Е-I, E-II, E-III), которые размещаются на вытянутой по оси север- юг длинной невысокой платформе (Рис. 81). В результате астрономических наблюдений и полевой работы Блом также пришел к выводу, что северный и южный храм (Здания Е-I и E-III) при обсервации с западной пирамиды находятся точно на линиях восхода солнца в летнее и зимнее солнцестояния. А вскоре О. Рикетсон предположил, что центральный храм (Здание E-II) маркирует линию осеннего и весеннего равноденствия (Ricketson, 1928a; 1928b).

С 1920-х гг. число обнаруженных в области майя Е-групп неуклонно растет и в скором времени пойдет отсчет второй сотни. Большая часть комплексов находится в городах восточного Петена и западного Белиза, однако также известен ряд примеров из мексиканского штата Табаско и с северо-запада полуострова Юкатан. С появлением все большего числа Е-групп стало очевидно, что значительная часть храмовых ансамблей имеет существенный градус отклонения и поэтому весьма условно маркирует линии движения солнца. Более того, в 1 980-х гг. опытным путем было доказано, что даже в самом Вашактуне центральный храм восточной платформы не располагается строго на линии равноденствия (Aveni, Hartung, 1989. P.445). К этому вопросу мы еще вернемся ниже, а пока скажем несколько слов об архитектурном архетипе Е-группы.

Зачастую Е-группа располагается в самом сердце классического города майя, что объясняется доклассическими корнями большинства подобных комплексов, вокруг которых впоследствии формировались остальные участки поселения. В большинстве городов находится одна-две Е-группы (Aimers, Rice, 2006. P.80), хотя в доклассическом Сивале зафиксировано целых пять. Размеры ансамблей могут значительно варьироваться, причем как по длине восточной платформы (одна из восточных платформ Сиваля не превышает 40 м, при том, что позднеклассическая платформа В-20 в Наранхо достигает 150 м), так и по высоте западной пирамиды (30-метровая Большая пирамида комплекса «Затерянный мир» в Тикале).

Помимо собственно расположения Е-групп, абсолютное большинство которых находится в самом центре теменоса, возле царских акрополей и важнейших храмовых ансамблей, сакральная значимость комплексов подчеркивается обилием богатых тайников (Estrada-Belli, 2011. P.80-81), а также элитными, в том числе «царскими», захоронениями (Fialko, 2007. P.10-11; Healy, 1990. P.257). Кроме того, для групп характерна крайне высокая монументальная активность, в том числе очень ранняя (например, стела 2 из Сиваля - возможно, самый ранний резной монумент в области майя, датируемый 300-200 гг. до н.э., был обнаружена у западного основания восточной платформы).

А. Чейз выделил три типа Е-групп (Chase, 1983. P.1301). К первому относятся комплексы с тремя одинаковыми по габаритам храмами, стоящими на единой восточной платформе - этот тип полностью идентичен вашактунской Группе Е. Второй тип характеризуется наличием выделяющегося по размерам центрального храма, который также может несколько выступать за пределы платформы на восток, при небольших северном и южном храмах - классическим примером этого типа служит ансамбль юкатанского города Сенот. К третьему типу Чейз относит все остальные примеры. Так или иначе, абсолютное большинство Е-групп объединяет одно: наличие длинной восточной платформы, вытянутой по линии север-юг (зачастую с небольшим отклонением на северо- запад или юго-запад), и западной пирамиды, в основном, «радиальной», то есть имеющей лестницы со всех четырех сторон. Нередко площадь Е-группы замыкается еще двумя постройками - северной и южной пирамидами.

Несмотря на то, что подобные Е-группам комплексы встречаются и в других регионах Мезоамерики, в частности, в архитектуре ольмеков (Здания D-1 и D-8 в Ла-Венте; Drucker et al, 1959; Reilly, 1999) и Теотиуакана (комплекс Сьюдадела; Laporte, Fialko, 1990. P.59; Laporte, 2003. P.215), широкое распространение они получили именно в области майя.

Рис. 82. Реконструкция восточной платформы центральной Е-группы Сиваля (по Estrada- Belli, 2011).

Рис. 82. Реконструкция восточной платформы центральной Е-группы Сиваля (по Estrada- Belli, 2011).

Некоторые авторы высказывали предположение, что раннеклассический комплекс в Вашактуне следует считать наиболее ранним примером подобной архитектуры на территории майя, по подобию которого Е-группы впоследствии появились в других майяских городах (Ruppert, 1940. P.222). Однако в ходе исследования доклассической Е-группы «Затерянный мир» (Mundo Perdido) в Тикале оказалось, что тикальский комплекс значительно древнее вашактунского - ранние версии западной «радиальной» постройки (Здание 5С-54-1) и восточной платформы (Здание 5D-84-88-1) датируются VIII-VII вв. до н.э. (Fialko, 1988; Laporte, Fialko, 1990; Laporte, Fialko, 1995). Впоследствии синхронные комплексы были обнаружены в Сивале (Рис. 82), Накбе и Сеноте (Aimers, Rice, 2006. P.69). По всей видимости, ещё более раннюю датировку - рубеж X-IX вв. до н.э. - имеет ансамбль в северной группе Накума (Zralka, личное сообщение, 2013). Наконец к 1000 г. до н.э. относится сооружение древнейшего из известных на сегодняшний день комплексов Е-группы - зданий Ахав (западная пирамида) и Ша’ан (восточная платформа) в Сейбале (Inomata, 2013. P.467-468).

Вопрос о характере и роли Е-групп крутится вокруг нескольких суждений. В частности, некоторые исследователи вслед за Бломом и Рикетсоном по- прежнему склонны видеть в «вашактунских» комплексах астрономические обсерватории. Наиболее четко эта позиция сформулирована в работах У. Раджа, видевшего в Е-группах «календари в камне», которые были призваны помочь ранним общинникам планировать свою сельскохозяйственную деятельность (Rathje, 1972; 1978). Однако эта гипотеза входит в явное противоречие с имеющимися у нас данными, в частности, говорящими о том, что огромное число Е-групп расположено астрономически неверно. Сторонники другой концепции - иногда называемой концепцией «геомантии» - отвергают астрономичность и объясняют Е-группы через призму «материализованной географии», предполагающей, что здания Е-групп могут соотноситься с топографическими особенностями и пространственными чертами той или иной местности (Carlson, 1981. P.188). Примером, подтверждающим право на жизнь такого подхода, может служить расположение второстепенных ритуальных центров Пьементаль и Сайт-5 на линиях обсервации комплекса Е-группы Холмуля (Tomasic, 2009. P.43-44).

Попробуем разобраться, что нам доподлинно известно о Е-группах. Мы знаем, что пусть и не все, но, по крайней мере, некоторые из них (такие как комплексы в Вашактуне, Бейкин-Поте, Блэкмен-Эдди - оба Белиз - и др.), действительно сооружены таким образом, что маркируют линии восхода солнца в дни равноденствия (западная пирамида - центральный храм), летнего солнцестояния (западная пирамида - северный храм) и зимнего солнцестояния (западная пирамида - южный храм), некоторые с большей точностью, некоторые - с меньшей. Дни равноденствий и солнцестояний, в свою очередь, как границы солнечных циклов неразрывно связаны с циклами сельскохозяйственными, лежавшими в основе жизненного уклада древних майя. Поэтому - и эта мысль не нова - изначальную задумку группы как метафоричного рефлектора перемещения солнца по небу и смены его циклов в рамках солнечного года вряд ли стоит подвергать сомнению. Майяские города знают и другие подобные рефлекторы, например, стелы 10 и 12 в Копане, расположенные таким образом, что при обсервации со стороны стелы 12 солнце заходит четко за стелой 10 в течение 20 дней после весеннего равноденствия и 20 дней до осеннего равноденствия (Aveni, 1977). Другое дело, с какой целью этот рефлектор получил монументальное воплощение, став одним из образующих элементов майяского города.

Доводы, согласно которым древние майя были не настолько примитивны, чтобы нуждаться в монументальном напоминании о необходимости приступать к сельскохозяйственным работам (Aimers, Rice, 2006. P83), кажутся весьма убедительными и ставят под сомнение аргументы сторонников восприятия Е- групп как напоминающих астрономических комплексов (complejo conmemorativo astronomico) - термин, введенный в 1980-е гг. В. Фиалко (Fialko, 1988). В то же время, вне всякого сомнения, смена солнечных - как и любых других циклов - имела для населения области майя огромное значение и находила отражение в проведении пышных церемоний и ритуалов. Как неоднократно отмечалось в историографии, культ плодородия и сельского хозяйства есть наиболее распространенный и, вероятно, древнейший у майя (Pasztory, 1978. P.130). Учитывая, что Е-группы следует рассматривать как древнейшее в области майя - наравне со стадионами - материализованное пространство для проведения общественных ритуалов (Estrada-Belli, 2011. P.68), связь между Е-группами и сельскохозяйственными циклами, основанными на циклах солнечных, представляется несомненной.

Более того, Е-группы были неразрывно связаны с другим типом архитектурных комплексов, а именно стадионами для игры в мяч (подробнее см. в разделе «Стадионы для игры в мяч» настоящей главы). Судя по всему, эта взаимосвязь, концептуальная и архитектурная, была основополагающей в рамках связанной с культом плодородия ритуальной активности у доклассических и классических майя.

Впрочем, сельскохозяйственными ритуалами круг церемоний вряд ли ограничивался. И хотя особая роль ансамблей Е-группы, например, в ритуалах празднования завершения 20-летий, на которой настаивают Д. Аймерс и П. Райс (Aimers, Rice, 2006. P.90-92), остается предметом дискуссии, факт проведения на площадях Е-групп в силу её важнейшей общественной роли разнообразных ритуалов и церемоний чаще, чем несколько раз в году, не должен вызывать сомнений.