Кукульская братская война
Значительный отрезок истории Кукульского царства после смерти К’инич-Вава по-прежнему покрыт тайной. Обустройство погребения для этого царя и строительство храма над его усыпальницей наводят на мысль, что он благополучно передал власть одному из своих потомков.[i] Тем не менее, историки сталкиваются со значительными трудностями при попытке твердо установить личности двадцать третьего и двадцать четвертого владык Кукуля. С. Гюнтер предложил на роль двадцать третьего царя загадочного «Священного Кукульского Владыку» К’ахк’-…-Чан-Йопаата, который на одном найденном в Вашактуне сосуде для какао упомянут без какой-либо даты и дополнительной информации.[ii] Также в этой связи уместно вспомнить сосуд из коллекции гватемальского фонда «Ruta Maya», который в ноябре 2012 года был изучен Д. Беляевым и гватемальским исследователем К. Луином. Сосуд приблизительно датируется 550-650 годами, то есть интересующим нас периодом. Надпись гласит, что он принадлежал «Священному Кукульскому Владыке», имя которого записано знаком в виде головы животного с высунутым языком. Также на сосуде назван отец этого правителя. Определить его место в династической последовательности довольно трудно, но С. Мартин предположил, что правитель сосуда из коллекции «Ruta Maya» был сыном Вак-Чан-К’авииля. В таком случае он мог либо воцариться на какой-то короткий срок после войны 562 года, либо продолжать использовать титул «Священный Кукульский Владыка» находясь в изгнании, либо занять отцовский трон уже после смерти К’инич-Вава.[iii] Как бы там ни было, приведенные примеры лишний раз показывают, что известный нам сегодня кукульский царский список отнюдь не лишен «белых пятен».
И все же, по меньшей мере один из двух загадочных правителей историкам известен. Хотя он, подобно предшественникам, не оставил после себя ни одной надежной монументальной надписи, почти нет сомнений в том, что в первой половине VII века в Кукуле какое-то время царствовал К’инич-Муваахн-Холь II. Все, что мы о нем знаем, сводится к двум кратким записям. На панели 6 из Дос-Пиласа К’инич-Муваахн-Холь II назван отцом Бахлах-Чан-К’авииля, а на осколке сосуда в Тикале он же, видимо, упомянут как отец Нуун-Ухоль-Чаахка, хотя в этом случае полной уверенности нет, так как имя отца сохранилось лишь частично.[iv] Если предложенная С. Гюнтером интерпретация верна, то мы имеем единственное прямое доказательство для утверждения, что враждовавшие в дальнейшем «Священные Кукульские Владыки» Бахлах-Чан-К’авииль и Нуун-Ухоль-Чаахк приходились друг другу родными братьями.
Портрет Бахлах-Чан-К’авииля на стеле 9 из Дос-Пиласа
Значительно лучше исследователи осведомлены о событиях середины VII века, которые составили одну из самых драматичных страниц в истории Кукульского царства. В основе их лежало давнее стремление кукульских владык распространить влияние своего правящего дома на расположенный далеко к югу от Тикаля регион Петешбатун, охватывающий бассейны рек Пасьон и Чишой в Гватемале. Мы уже видели, что, возможно, еще в VI веке Тамариндито, сильнейшее в то время царство в этой области, являлось вассалом Кукуля. Позднее правителя Алтар-де-Сакрифисьоса некие тесные отношения связывали с К’инич-Вавом. Но именно в описываемую эпоху кукульская экспансия проявилась наиболее явно, хотя и дала неоднозначные результаты. Итак, в день 9.9.12.11.2, 8 Ик’ 5 Кех (18 октября 625 года) у К’инич-Муваахн-Холя II родился сын Бахлах-Чан-К’авииль, которому впоследствии суждено было стать одной из самых противоречивых и трагических фигур в истории майя классического периода. Царевич очень недолго оставался при отцовском дворе в Йашкукуле и не позднее 632 года отправился в Петешбатун, где примерно на рубеже VI-VII веков возник новый важный город Дос-Пилас, ставший вскоре доминирующим центром в регионе.[v] Сложно сказать, по каким причинам маленькому мальчику пришлось совершить опасное путешествие на юг. Тот факт, что позднее Бахлах-Чан-К’авииль называл себя «Священным Кукульским Владыкой» и отказывал в этом титуле своим современникам, реальным правителям Тикаля, очевидно, считая их узурпаторами,[vi] наводит на мысль, что переселение было вынужденным и являлось, по сути, бегством. Возможно, внутри царского двора в Кукуле снова обострились распри, в ходе которых одна из групп элиты потерпела поражение и укрылась в Дос-Пиласе вместе с малолетним царевичем, при поддержке которого рассчитывала со временем вернуться на родину. Такое развитие событий очень вероятно, хотя есть и другие точки зрения. Например, Д. Беляев считает, что до столкновения с Канулем Бахлах-Чан-К’авииль принадлежал к числу союзников Кукуля-Тикаля, иначе ему не было смысла воевать против Йукноом-Ч’еена II. По версии этого исследователя, царевича преднамеренно отправили на юг с целью создать там новый форпост кукульского влияния, и первоначально он добросовестно выполнял возложенную на него миссию. Только став канульским вассалом, Бахлах-Чан-К’авииль начал считать Нуун-Ухоль-Чаахка нелегитимным царем и превратился в его врага.
Реконструкция Главной площади Дос-Пиласа
Как бы там ни было, между двумя ветвями кукульской династии разгорелся ожесточенный военный конфликт, продолжавшийся с перерывами более тридцати лет. К сожалению, ход войны можно проследить исключительно по памятникам из Дос-Пиласа, прежде всего по длинным надписям на иероглифических лестницах 2 и 4.[vii] В Тикале в это время продолжался период безмолвия, что, несомненно, несколько мешает воссоздать объективную и целостную картину событий. Обосновавшись в Дос-Пиласе, Бахлах-Чан-К’авииль превратил этот небольшой в то время город в столицу новой державы, условно называемой Южным Кукульским царством. Вероятно, он короновался в 643 году в возрасте восемнадцати лет.[viii] Мы не знаем, как складывались отношения у молодого царя с его северной родиной в первые годы правления, но уже в день 9.10.15.4.9, 4 Мулук’ 2 Кумк’у (7 февраля 648 года) он под Сакха’алем (название местности, не упоминаемой в других источниках) разбил войско «кукульского владыки» Ламнаах-К’авииля, который погиб в битве.[ix] Причины и подробности конфликта неизвестны, однако очевидно, что уже в 648 году Бахлах-Чан-К’авииль впервые выступил против Тикаля и одержал над ним победу.
Фотография ступеней иероглифической лестницы 2 из Дос-Пиласа
Но что же все-таки побудило родственников к войне и как молодому двадцатидвухлетнему правителю скромного Дос-Пиласа удалось победить войско одного из самых могущественных царств древних майя? Возможно, ответ на эти вопросы содержится в тексте на иероглифической лестнице 4 из Дос-Пиласа, где Бахлах-Чан-К’авииль, повествуя о победе над Ламнаах-К’авиилем, называет себя подчиненным правителем «Священного Канульского Владыки» Йукноом-Ч’еена II. Последнего можно по праву считать выдающимся и успешным царем, Канульская держава при нем достигла расцвета. Йукноом-Ч’еен II продолжал линию предшественников на противостояние с Кукулем, признав его верховенство Бахлах-Чан-К’авииль тем самым автоматически превращался для своих родственников в злейшего, непримиримого врага. Следует отметить, что переход Бахлах-Чан-К’авииля на сторону Кануля вовсе не был мирным жестом доброй воли. На ступенях иероглифической лестницы 2 повествуется о том, что Йукноом-Ч’еен II напал на Дос-Пилас, Бахлах-Чан-К’авииль был разгромлен и бежал в расположенный поблизости и от природы лучше укрепленный город К’иничпа’виц (Агуатека). К сожалению, дата события очень разрушена и остается предметом горячих споров. В литературе широкое распространение получила датировка войны 650 годом, предложенная С. Гюнтером[x], но ее недостаток заключается в том, что Бахлах-Чан-К’авииль признавал себя вассалом Кануля уже в 648 году. Кроме того, совершенно невероятно, чтобы царь Дос-Пиласа без какой-либо внешней поддержки решил воевать одновременно на два фронта: против Йукноом-Ч’еена II и своего родственника Ламнаах-К’авииля. Скорее всего, война Южного Кукуля с Канулем имела место до 648 года, наиболее вероятно в день 9.10.11.0.19, 2 Кавак 12 Муваахн (20 декабря 643 года).[xi]
Портреты Йукноом-Ч’еена II на сосуде, хранящемся теперь в городе Шаффхаузен (Швейцария) (слева) и на блоке VIII иероглифической лестницы 2 из Ла-Короны (справа)
Потерпев поражение, Бахлах-Чан-К’авииль не имел иного выбора, кроме как признать верховную власть Йукноом-Ч’еена II. Последний решил использовать кукульского царевича в своем противостоянии с Йашкукулем, поэтому сохранил ему жизнь и позволил дальше править в Дос-Пиласе. С этого времени, выполняя волю сюзерена, Бахлах-Чан-К’авииль начинает долгую войну против родственников. Одна из ключевых фаз противостояния приходится на 657 год. В день 9.11.4.5.14, 6 Хиш 2 К’айаб (15 января 657 года) Йукноом-Ч’еен II напал на Йашкукуль, вынудив Нуун-Ухоль-Чаахка, уже ставшего к тому времени «Священным Кукульским Владыкой», бежать из своей столицы. Однако установить полный контроль над Кукульским царством не удалось, поэтому где-то между 657 и 662 годами стороны, вероятно, заключили компромиссное мирное соглашение, по которому Нуун-Ухоль-Чаахк продолжил править в Кукуле, но признал себя вассалом Кануля. Договор был закреплен совместным участием Бахлах-Чан-К’авииля и Нуун-Ухоль-Чаахка в церемонии инициации наследника канульского престола Йукноом-Йич’аахк-К’ахк’а, которая имела место в городе Йаша.[xii] Достигнутые договоренности были выгодны, прежде всего, Йукноом-Ч’еену II, который закрепил за собой статус верховного правителя, «царя царей», но они категорически не устраивали обоих враждующих братьев. Бахлах-Чан-К’авииль не оставлял надежд вернуться в Йашкукуль, на престол своего отца, в то время как Нуун-Ухоль-Чаахк жаждал любой ценой добиться независимости от Кануля. Поэтому на деле соглашение оказалось лишь краткосрочным перемирием, было использовано всеми участниками конфликта для накопления сил в преддверии нового этапа войны.
Момент решающей схватки наступил в 670-х годах. В конце 672 года Нуун-Ухоль-Чаахк неожиданно нарушил перемирие, ворвался в Петешбатун и в день 9.12.0.8.3, 4 Ак’баль 11 Муваахн (11 декабря) захватил Дос-Пилас. Начался очередной виток «братской войны». Бахлах-Чан-К’авииль вынужден был вместе с беременной женой бежать в Чаахкнаах. В других источниках этот город или селение не упоминается, его местонахождение неизвестно. В Чаахкнаахе у Бахлах-Чан-К’авииля в день 9.12.0.10.11, 13 Чувен 19 К’айаб (28 января 673 года) родился сын, будущий царь Южного Кукуля Ицамкокаах-К’авииль. Тем временем, Нуун-Ухоль-Чаахк продолжал свое наступление, в день 9.12.0.16.14, 6 Хиш 17 Сек (31 мая 673 года) его войском были сожжены два поселения, а в 9.12.1.0.3, 9 Ак’баль 6 Йашк’ин (29 июня 673 года) атакован Чаахкнаах. Бахлах-Чан-К’авиилю пришлось оставить город и бежать еще дальше, в союзное Канулю царство Хишвиц.[xiii] Однако череда побед Нуун-Ухоль-Чаахка длилась недолго. Йукноом-Ч’еен II спас вассала, вмешавшись в конфликт и переломив ход войны. В день 9.12.5.9.14, 2 Хиш 17 Муваахн (16 декабря 677 года) канульские войска захватили город Пулууль, в котором тогда находился Нуун-Ухоль-Чаахк, и вынудили его к бегству. Спустя всего семь дней, 23 декабря 677 года, Бахлах-Чан-К’авииль после пятилетнего изгнания вернулся в Дос-Пилас. Очевидно, эти события тесно связаны, и после битвы под Пулуулем Нуун-Ухоль-Чаахк утратил контроль над Дос-Пиласом.[xiv]
Ступени иероглифической лестницы 4 из Дос-Пиласа. Прорисовки С. Хаустона
Но возвращением Дос-Пиласа война не закончилась. Решающее сражение произошло в день 9.12.6.16.17, 11 Кабан 10 Соц’ (3 мая 679 года), в нем Бахлах-Чан-К’авииль разгромил войско Нуун-Ухоль-Чаахка. Об ожесточенности и жестокости битвы свидетельствует использованная древним писцом метафора: «стала озером кровь, стали горой черепа».[xv] Дальнейшая судьба самого кукульского царя неизвестна, возможно, он погиб в бою или сразу после него, по крайней мере, он больше не упоминается в надписях. Вероятно, после окончания войны Кукуль какое-то время оставался под контролем Кануля или Дос-Пиласа, ведь сын Нуун-Ухоль-Чаахка Хасав-Чан-К’авииль І стал «Священным Кукульским Владыкой» только в 682 году, через три года после предполагаемой смерти отца. В литературе неоднократно высказывались предположения, что после 679 года в Кукуле царствовал Бахлах-Чан-К’авииль, но прямых подтверждений этому нет.
[i] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 42.
[ii] Guenter S. Under a Falling Star… P. 139.
[iii] Беляев Д. Д. Надпись на сосуде с упоминанием тикальского царя из коллекции Фонда “Ruta Maya” (Гватемала) // XVIII Сергеевские чтения (4-6 февраля 2013 г.). Сборник тезисов. – М.: МГУ, 2013 – С. 20-21. URL: http://www.hist.msu.ru/Departments/Ancient/XVIII_Sergeev_proceedings.pdf
[iv] Guenter S. Under a Falling Star… P. 139; Martin S., Grube N. Chronicle… P. 42.
[v] В иероглифических надписях с территорией современного городища Дос-Пилас связаны сразу два топонима. Первый из них, …ха’аль, начинался с недешифрованного пока иероглифа и обозначал область Главной площади города, на которой располагался царский дворец. Второй топоним, К’инха’наль, был связан с группой Эль-Дуенде, что на расстоянии примерно одного километра к востоку от Главной площади. Со второй четверти VIII века оба названия начали употреблять вместе для обозначения всего города. Смотрите подробнее: Tokovinine A. Place and Identity… P. 14-16.
[vi] Нуун-Ухоль-Чаахк в надписях из Дос-Пиласа упоминается либо вовсе без титула, либо просто как кукулец.
[vii] Эти тексты переведены на русский язык украинским исследователем В. Талахом и доступны на сайте «Мир индейцев». Смотрите: Талах В. Н. Повествование говорящих ступеней. Сага о Разбивающем Небеса в Грозу. URL: http://www.indiansworld.org/saga-o-razbivayushchem-nebesa-v-grozu.html
[viii] Соответствующий фрагмент текста на иероглифической лестнице 2 из Дос-Пиласа очень поврежден, поэтому относительно даты и характера события среди исследователей нет единого мнения. Смотрите подробнее: Guenter S. The Inscriptions of Dos Pilas Associated with B'ajlaj Chan K'awiil. – P. 11-12. // Mesoweb Articles, 2003. URL: http://www.mesoweb.com/features/guenter/DosPilas.pdf
[ix] Из дос-пиласских текстов, в которых описано это сражение, не вполне понятен точный статус Ламнаах-К’авииля. Нельзя исключить возможность, что он был кукульским царем, преемником К’инич-Муваахн-Холя II и предшественником Нуун-Ухоль-Чаахка. Тем не менее, Ламнаах-К’авииль назван просто «кукульским владыкой» без прилагательного «священный», а такие сокращенные титулы иногда носили царские родственники, принимавшие участие в управлении государством.
[x] Смотрите: Guenter S. The Inscriptions of Dos Pilas… P. 16-17.
[xi] Смотрите: Houston S. Dos Pilas, Guatemala // Arqueología Mexicana. – 2004. – Vol. 11, No. 66. – P. 72-73.
[xii] Guenter S. The Inscriptions of Dos Pilas… P. 17-20. Из иероглифического текста не ясно, где именно находилась упомянутая Йаша. Это могло быть одноименное современное городище Йашха в Восточном Петене, хотя не исключено, что в области майя существовали и другие центры с аналогичным названием.
[xiii] Царство Хишвиц упоминается в текстах из Йашчилана и Пьедрас-Неграса, однако эпиграфистам долго не удавалось отождествить его столицу с каким-либо известным городищем. Лишь в 2001 году Д. Стюарт опознал «эмблемный иероглиф» Хишвица в иероглифических текстах, найденных в Ла-Хойанке, а также в городище Сапоте-Бобаль. Еще раньше он был выявлен в Эль-Пахарале. Таким образом, к Хишвицу имели отношение сразу несколько центров в Петене, это царство располагалось на север от Дос-Пиласа. Возможно, изначально его столица находилась в Эль-Пахарале, а позднее ее перенесли в Сапоте-Бобаль. В настоящее время об истории Хишвица еще известно мало, но работа в этом направлении продолжается. Смотрите подробнее: Сафронов А. В. Государства майя Западного региона в классический период: дис. … кандидата ист. наук: 07.00.03. – М., 2006. – С. 188-189.
[xiv] Guenter S. The Inscriptions of Dos Pilas… P. 22-26. При сопоставлении скупых сообщений из разных царств майя о событиях того неспокойного времени складывается впечатление, что вражда Бахлах-Чан-К’авииля с Нуун-Ухоль-Чаахком была лишь эпизодом в более масштабном противостоянии между Кукулем и Канулем. Например, в 677 году под покровительством Йукноом-Ч’еена II взошел на трон новый правитель в царстве Йахк’инахк (Канкуэн), а за два года до этого состоялась довольно необычная повторная коронация еще одного важного канульского союзника, правителя Сакникте’ (Ла-Корона). Возможно, все эти события так или иначе связаны с войной против Кукуля и желанием Йукноом-Ч’еена II обеспечить преданность своих вассалов.
[xv] Guenter S. The Inscriptions of Dos Pilas… P. 27.