Культура завоевания
В 1960 североамериканский этнограф Джордж Фостер (G. Foster) опубликовал книгу «Культура и завоевание: испанское наследие Америки». Фостер исходил из того, что, хотя, по его мнению, на словах этнографы признавали в аккультурационных процессах равенство взаимодействия групп, на практике большая часть исследований имела дело с такими ситуациями, когда более сложная по культуре и более сильная группа, названная Фостером донорской, контролирует ситуацию контакта и управляет хотя бы частью передачи своей культуры более слабой культуре, названной им воспринимающей. Фостер отметил, что на первой странице работ по аккультурации этнограф обычно признает, что должны быть исследованы обе группы, что аккультурация - улица с двусторонним движением и что изменения в донорской группе теоретически так же важны, как и те, что имели место в принимающей, но исследует затем только то, что происходит в примитивной или доиндустриальной (folk) культуре (Foster 1960, p. 7, 9).
Самого Фостера интересовала, по его утверждению, именно донорская культура. Одним из вопросов, который он ставил перед собой, был о том, как донорская культура в ситуации контакта способствует развитию новых, «гибридных» культур. Понятие культуры завоевания (conquest culture), выдвинутое Фостером еще в 1954 г., должно было отразить тот факт, что донорская культура (в лице правительства или его агентов) обладает определенной степенью контроля над принимающим народом и этот контроль помогает вызвать планируемые изменения. В то же время культура завоевания, по мнению Фостера, есть результат процесса, в котором рождается новый облик донорской культуры (Foster 1960, p.12).
Культура завоевания, полагал Фостер, характеризуется процессом, который он назвал «обдиранием» (stripping down), когда устраняется большое число прежних элементов донорской культуры и уменьшается сложность и вариативность их комплексов (названы Фостером «конфигурациями»). На примерах сравнительного изучения различных аспектов культуры в Испании и в Америке Фостер убедился, что лишь малая часть из элементов культуры, известных в Испании, достигла Америки. Фостер размышлял над причинами обнаруженного им «обдирания» культуры или, как он по-другому назвал этот процесс, «редукции». На этом могли сказаться, по его мнению, механизм транспортировки, новая среда, пограничный образ жизни, происхождение конкистадоров и колонистов из разных частей Испании.
После того как разные элементы культуры, попадавшие в Америку на начальном этапе преимущественно из западной Андалузии, Эстремадуры, Кастилии и Леона, интегрировались, их формы стали более жесткими, «кристаллизовались», по выражению Форстера. Поэтому новые колониальные культуры (Фостер их назвал испано-американскими) оказывали большее сопротивление последующему постоянному влиянию из Испании (Foster 1960, cap. XVII).
К своим идеям относительно трансформаций культуры в Новом Свете Фостер пришел на основании хорошего знания материалов как в Испании, так и в Латинской Америке, поэтому они заслуживают внимания, и не только со стороны этнографов. Так, доводы о «редукции» культуры, конечно, могут быть полезны и историкам древних культур, так как дают представление о механизме адаптации культуры к новым условиям, часто трудно различимом на собственно археологическом материале. Пожалуй, более спорны соображения Фостера относительно «кристаллизации» культуры - в той их части, где утверждается о слабой изменчивости сложившейся колониальной культуры.