Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Примечания

Гуляев Валерий Иванович ::: Забытые города майя

1 Астуриас М.-А. Легенды Гватемалы. М., «Худож. лит.», 1974. с. 78.

2 См.: Stephens J. L. Incidents of Travel in Central America. Chiapas and Yucatan, vols. I—II. New York. 1842.

3 См.: Maudslay A. P. Archaeology. -In: Biologia Centrali-Americana. t. I — IV. London, 1898-1902.

4 См.: Maler T. Hesearchos in central portion of the Usumatsintla valley.— «Memoirs of the Peabody Museum», vol. IX. N 1. Cambridge. Mass.. 1901.

5 Stephens J. L. Incidents of Travel in Central America. Chiapas and Yucatan. vol. I, p. 105.

6 Подробнее об этом см.: Кнорозов Ю., Гуляев В. Заговорившие письмена. — «Наука и жизнь», 1979, № 2, с. 52—58.

7 Варона Э. X. Социальное значение искусства. — В кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки XIX — начала XX века. М., «Мысль», 1965, с. 240.

8 Anton F. The Maya Art. New York, 1970, p. 35.

9 Westheim P. Prehispanic Mexican Art. New York. 1972. p. 12.

10 Anton F. The Maya Art. p. 37.

11 См.: Disselkoff H. D., Linne S. The Art of Ancient America. New York, 1966, p. 105-106.

12 Среди наиболее ярких открытий этого рода в последнее время можно назвать находку замечательных фресок в Какаштле (штат Тлашкала, Мексика), относящихся к позднеклассическому времени. Фрески эти несут на себе бесспорный отпечаток майяских тради­ций живописи (см.: Lopez M. Cacaxtla. Guia Oficial. Mexico. 1980).

13 См.: Сое М. D. The Maya Scribe and His World. New York, 1973.

14 Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., «Искусство», 1967 с. 9.

15 Пополь-Вух. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1959, с. 80-81.

16 Недавно в Куэльо (Белиз) археологи нашли остатки хижин из дерева и листьев на глиняных платформах и керамические изделия, отно­сящиеся, по данным радиоуглеродного анализа, к 2500—1250 гг. до н. э. Но типологически и стилистически эта ранняя глиняная посу­да близка керамике времени Абехас (долина Техуакапа, штат Пу­эбло, Мексика) и Чьяпа-I (Чьяпа-де-Корсо, штат Чьяпас, Мек­сика), определенно относящейся к 1500—1000 гг. до н. э. Таким образом, учитывая предварительный характер публикаций об ис­следованиях в Белизе, можно сказать, что найденные там мате­риалы раннеземледельческой культуры предков майя принадлежат к середине II тысячелетия до н. э. (см.: Hammond N. The Earliest Maya. — „Scientific American", vol. 236, N 3, New Haven. 1977, p. 116-133).

17 Цит. по: La Fay II. The Maya, Children of Time. — „National Geographic". vol. 148, N 6, Washington, 1975, p. 733.

18 Мезоамерика — особая культурно-географическая область, северная ветвь зоны высоких цивилизаций доколумбовой Америки. Терри­ториально она включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. На протяжении полутора тысяч лет, отделяющих появление местных цивилизаций от испанского завоевания, границы Мезоамерики пре­терпевали заметные изменения. В I тысячелетии н. э. северная граница проходила по реке Лерма и практически совпадала с се­верными рубежами цивилизации Теотихуакана. Южные пределы Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации майя — эта граница проходила по реке Улуа в Западном Гондура­се и по реке Лемпа в Западном Сальвадоре. После X в. и. э. тер­ритория Мезоамерики несколько увеличивается благодаря появле­нию новых цивилизаций на западе и севере Мексики.

19 Proskouriakoff T. Olmec and Maya Art: problems of their stylistic relation. — In: Dumbarton Oaks Conference on the Olmecs. Washington. 1968. p. 119.

20 Diaz del Castillo B. The Conquest of New Spain. London, 1963, p. 235.

21 Вебер М. Город. Пг., 1923, с. 7.

22 См. Mayer-Oaks W. I. A Developmental Concept of Prehispanic Urbanization in the Valley of Mexico. — „Middle American Research Records". vol. 2, New Orleans, 1960. p. 36.

23 Trigger H. Determinants of Urban Growth in Pre-Industrial Societies. — In: Man, Settlement and Urbanism. London, 1972, p. 577.

24 Grove D. The Function and Future of Urban Centres. — In: Man, Settle­ment and Urbanism, p. 560.

25 Дьяконов И. М. Проблемы вавилонского города II тысячелетия до н. э. (по материалам Ура). — В кн.: Древний Восток. Города и торговля (III—I тысячелетий до н. э.). Ереван, 1973, с. 31.

26 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 464.

27 Там же, с. 470.

28 Кинжалов Р. В. Культура древних майя. Л.. «Наука», 1971. с. 155.

29 Дьяконов И. М. Проблемы вавилонского города II тысячелетия до н. э. (по материалам Ура). — В кн.: Древний Восток. Города и торговля (III—I тысячелетий до н. э.), с. 31—32.

30 В 30-е гг. нашего века американский археолог С.-Г. Морли разделил всю зону древнего города на восемь больших групп, обозначив их буквами латинского алфавита от «А» до «Н».

31 Первый ряд стел расположен на уровне вымостки площади и состоит из восьми гладких монументов (стелы А19 — А26); второй ряд — тоже на уровне площади — из восьми резных стел (стелы 8 — 14, 18) и восьми гладких (АН —А18); третий ряд —па первой сту­пени террасы — из пяти резных стел (стелы 3—7) и девяти глад­ких (А1 — А9).

32 Cogolludo L. de. Historia de Yucatan, t. 1. Campeche, 1954. p. 162.

33 Fuentes y Gusman F. Historia de Guatemala 6 Recordacion Florida, t. 1. Madrid, 1882, p. 390.

34 Храм II, построенный ок. 700 г., стоит с западной стороны Главной площади Тикаля. Высота его вместе с пирамидой достигает 38 м. На вершину пирамиды от поверхности площади ведет каменная лестница, обрамленная большими зооморфными масками из стука. Храм имеет три комнаты, расположенные одна за другой. На кры­ше — высокий гребень с лепным изображением правителя, сидя­щего на троне. Внутри здания удалось обнаружить множество граффити I тысячелетия. У основания храма стояли гладкая стела и алтарь.

Храм III, находящийся к западу от Главной площади, известен также как Храм Жреца-Ягуара благодаря изображению на деревянной притолоке 2 из внутреннего помещения храма. Здесь всего две комнаты, а не три, как в других сооружениях подобного типа в Тикале. Высота храма вместе с пирамидой составляет 55 м. У ос­нования лестницы стоит стела 24 с календарной датой, соответст­вующей 810 г., и алтарь с изображением головы, лежащей на блюде.

Еще западнее возвышается Храм IV— самое крупное сооружение Тикаля. Его высота — 64,6 м. По своей планировке этот храм идентичен Храмам I и II. На деревянных притолоках изображен «царь-воин» с копьем и щитом. Здесь же вырезана дата, соответствующая 741 г.

Однокомнатный Храм V расположен к югу от Главной площади. Высота ого вместе с пирамидой составляет 57 м. Резных притолок и стел не имеет. Судя по данным радиоуглеродного анализа, построен ок. 700 г.

Храм VI (пли Храм Надписей) находится в группе «Н» в полутора ки­лометрах к юго-востоку от Главной площади. Наверху, по фасаду гребня крыши, сохранилась огромная антропоморфная маска, вы­резанная из стука, и иероглифическая надпись. Этот текст содер­жит календарную дату — 766 г.

Сам храм состоит из двух комнат. Высота его вместе с пирамидой до­стигает 24 м. У основания храмовой лестницы стоит резная сте­ла 21. На ее лицевой стороне изображен правитель в пышной одежде, производящий сев маиса. На стеле имеется дата, соответ­ствующая 736 г. Под основанием монумента был найден тайник, содержавший приношение из девяти кремневых предметов и де­вяти кусочков обсидиана с резными изображениями богов. Внутри храма обнаружены граффити и отпечатки ладоней, обмазанных краской. Перед его фасадом стояли еще четыре гладкие стелы и одна резная.

35 Дворики расположены на различных уровнях и соединены между со­бой системой лестниц и переходов. Вокруг двора 2 сгруппированы наиболее сохранившиеся постройки дворцового типа: например, двухэтажный Дворец Малера, с резным фризом над дверями пер­вого этажа и многочисленными каменными скамьями внутри по­мещении, или дворец из пяти этажей, под которым находятся остатки более ранних построек.

В районе двора 6 находится обширный дворец раннеклассического вре­мени со сложной планировкой. Он состоит из центрального здания и двух боковых крыльев. Весь ансамбль стоит на высокой плат­форме наподобие крепости, и доступ к центральному зданию осу­ществляется только с помощью крутых лестниц.

36 Ruz Lhuiller A. La Civilizacion de. los Antiguos Mayas. La Habana, 1974, p. 150—151.

37 В Копане акрополь имеет три главные площади, или двора: Восточный двор, Западный и двор Иероглифической Лестницы. Все глав­ные постройки обращены фасадами к одной из этих площадей: здания 18 — 22 — к Восточному двору; здание 16 — к Западному; здания 7, 9—11, 26 — к двору Иероглифической Лестницы. Види­мо, акрополь сложился в результате длительного развития, путем многочисленных пристроек и изменений. По мнению С.-Г. Морли, акрополь возник ок. 652 г. и был завершен примерно в 771 г.. то есть развивался в течение 120 лет.

38 Кинжалов Р. В. Искусство древних майя. Л., «Искусство», 1968, с. 66.

39 Там же, с. 64.

40 Там же, с. 69.

41 В дворцовой постройке (здание 11) было обнаружено отверстие раз­мерами 1X0,6 м, оказавшееся входом в шахту, которая вела вниз. На дне на твердом алебастровом полу лежали в беспорядке челове­ческие кости и зубы, останки животных, мусор и обломки камня. Среди них фрагменты каменной курильницы с надписью (дата, соответствующая 773 г.). Ниже, под слоем пепла, лежали многочислен­ные ножевидные пластины из обсидиана, кости оленя с великолеп­ной резьбой в виде человеческих фигур, бусины из раковин, костя­ные орудия и слой растительных волокон, обильно окрашенных в красный цвет, — видимо, циновка, засыпанная слоем красной краски.

Это, бесспорно, было погребение человека высокого ранга: в пользу та­кого вывода говорит и его местонахождение во дворце, и наличие циновки — символа власти, и красная краска.

Южнее акрополя была обнаружена в земле каменная гробница 1. Она имеет две камеры с перекрытием в виде ступенчатого свода (1.6Х Х0.6 м и 1,06X0,95 и). Внутри гробницы найдены останки двух скелетов. Инвентарь состоял из двенадцати керамических сосудов.

Судя по керамике, эта гробница относится к позднеклассическому вре­мени, то есть к 600—900 гг. А дата на черепе пеккари — 581 г.; некоторые ученые трактуют се даже как 376 г. Таким образом, культовый предмет из гробницы несет на себе дату более раннюю, нежели возраст захоронения.

42 Цит. по: Дьяконов Л. М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М., Изд-во АН СССР, 1959, с. 185.

43 Цит. по: Тураев Б. А. История Древнего Востока. М., 1935, с. 169—170.

44 Marcus J. The Iconography of Power among the Classic Maya. — „World Archaeology", vol. 6, N 1. London. 1974, p. 92.

45 Пополь-Вух, с. 11-4.

46 Spinden H. Study of Maya Art. — „Memoirs of the Peabody Museum", vol. VI, Cambridge, Mass.. 1913. p. 51.

47 Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1934. с. 110.

48 Наиболее полное описание подземного царства смерти (Шибальба, Метналь) в мифологии древних майя дастся в эпосе «Пополь-Вух», записанном в XVI в. на майяском языке буквами латинского ал­фавита и наверняка имевшем в прошлом иероглифический про­тотип.

Путешествие божественных близнецов Хунахпу и Шбаланке по преис­подней отражает, вероятно, тот путь, который проходила душа умершего в мрачных лабиринтах Шибальбы до своего окончатель­ного успокоения. Юноши спустились в подземное царство, прошли между высокими холмами и глубокими оврагами, пересекли реки из крови и гноя, переплыв их на своих выдувных трубках. Но впе­реди их ждали другие испытания: пять «домов» преисподней гро­зили путнику смертельной опасностью. В Доме Мрака парила веч пая тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуа­ров грозные хищники готовы были растерзать любого вошедшего и т. д. Подробнее см.: Пополь-Вух, с. 61—68.

49 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 313.

50 Кнорозов Ю., Гуляев В. Заговорившие письмена, с. 52—58.

51 Clarkson P. Classic Maya Pictorial Ceramics: a survey of content and theme. In: Sidrys R. (ed.). Papers on the Economy and Architec­ture of the Ancient Maya. Los Angeles, 1978, p. 87.

52 Gifford J. Recent Thought Concerning the Interpretation of Maya Prehis­tory. — In: Hammond N. (ed.). Mesoamerican Archaeology. New Ap­proaches, Austin, 1974, p. 84.

53 Приведенная здесь точка зрения Дж. Кублера отнюдь не является единственной. Почти все главные авторитеты по искусству майя имеют, как правило, на этот счет собственное мнение, часто не совпадающее со взглядами других. См., например, интерпретацию фресок Бонампака в работах: Кинжалов Р. В. Искусство древних майя, с. 126—136; Сое М.-D. The Maya. London, 1966, p. 101; Weaver M. P. The Aztecs, Maya and Their Predecessors. New York. 1972, p. 176.

54 Adams R. E. Prehistoric Mesoamerica. Boston — Toronto, 1977, p. 159.

55 Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М., «Наука», 1966, с. 130.

56 В настоящее время можно считать установленным, что в доколумбовой Америке среди индейцев языковой группы нахуа существо­вало представление по меньшей мере о двух Кецалькоатлях. Один из них — Се Акатль Топильцин-Кецалькоатль — видимо, лицо ис­торическое: так звали одного из тольтекских правителей Толлана (на месте современного города Тула, штат Идальго, Мексика), жив­шего в X в. Согласно преданию, после ожесточенной борьбы за власть с соперниками Топильцин потерпел поражение и вынужден был бежать со своими приверженцами на юго-восток, к побережью Мексиканского залива. С именем Топильцина-Кецалькоатля свя­зывают начало тольтекского вторжения в области майя в X в. Не исключено, что изгнание этого тольтекского правителя из Толлана и нападение тольтеков на города майя — события взаимосвязанные и непосредственно следующие друг за другом. Второй Кецалькоатль — синкретическое божество индейцев нахуа — бог воздуха и ветра, изобретатель письменности, покровитель знаний, то есть божество, наделенное чертами культурного героя. Именно ему многие средневековые и современные авторы приписывают пророчество о возвращении и европеоидный облик — высокий рост, белокурые волосы и длинную бороду.

57 Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. М. — Л.. 1955. с. 113.

58 Галленкамп Ч. майя. Загадка исчезнувшей цивилизации, с. 182.