Введение
Испанские завоеватели, хлынувшие в XVI в. в Центральную Америку, часто встречали на своем пути развалины древних больших городов, погребенные в непроходимых джунглях южной части Мексики, Гватемалы и Гондураса. Могучие деревья, выросшие среди остатков величественных зданий, указывали, что города были покинуты много веков тому назад.1 Глубокая тайна покрывала этот забытый мир; даже местные индейцы ничего не знали о его создателях. Бесстрастно и молчаливо глядели на чуждых пришельцев божества или правители на многочисленных рельефах и росписях, хранили загадку и ровные строчки прихотливых иероглифов.
Страстный исследователь древностей американский дипломат Джон Л. Стивенс в
«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана: мачты его потеряны, название неизвестно, экипаж погиб, и никто не знает, откуда он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило причиной его гибели; лишь по едва заметному, скорее даже предполагаемому сходству с известными нам типами кораблей можно с трудом догадаться о том, из каких краев был его экипаж; впрочем, ничего достоверного о нем мы, вероятно, так никогда и не узнаем».2
Предсказание Стивенса, к счастью, не оправдалось. О таинственной культуре было высказано немало догадок и даже построена масса беспочвенных гипотез. Создание городов поочередно приписывали древним египтянам, индийцам, смелым мореходам финикийцам, китайцам и даже сказочным обитателям Атлантиды. Но не кто другой, как тот же Стивенс впервые высказал предположение, что творцами замечательных памятников были предки современного индейского населения, живущего здесь,— племена майя. В дальнейшем, благодаря самоотверженной работе этнографов и археологов, лингвистов и историков, эта блестящая догадка была подтверждена, фантастические теории опровергнуты, а тайна, окружавшая мертвые города, рассеяна. Немалую роль в этом сыграли исследования советского ученого Ю. В. Кнорозова, раскрывшего загадку иероглифического письма майя.3 Теперь можно с известной уверенностью представить себе развитие их культуры и изобразительного искусства начиная с самых ранних этапов.
Древнее искусство народов майя — одна из значительных страниц всемирной истории искусства. Его своеобразные памятники — монументальные здания, величественная скульптура, яркие росписи и замечательное ремесло (резьба и инкрустация по дереву, перламутру, кости, мозаичные и ювелирные работы) — сохраняют до сих пор непреходящую художественную ценность. Об этом красноречиво свидетельствуют нескончаемые потоки посетителей в музеях Мексики, Гватемалы и других стран, где выставлены эти произведения, живой интерес к многочисленным репродукциям и публикациям.
Историю древнемайяской культуры удается проследить на протяжении свыше трех тысячелетий, начиная с периода неолита — XV в. до н. э. и до испанского завоевания в 1527—1546 гг. Исследователи смогли не только определить пути сложения и развития искусства, но и выяснить различные изменения, которые происходили в социальной и политической жизни этого народа. Следует иметь в виду, что до момента завоевания у индейцев не было никаких существенных контактов с населением Старого Света. Поэтому вымыслы некоторых защитников колониализма о «культурной миссии белого человека» являются дешевой политической спекуляцией. Непредубежденный ученый видит, что развитие культуры майя и народов Древнего Востока, например, обусловлено одними и теми же основными закономерностями. А это является неоспоримым доказательством правильности материалистического понимания истории развития культуры и искусства.
Изучая замечательные памятники архитектуры и скульптуры, созданные древними майя, нельзя забывать, что в то время еще не знали металлов; все их орудия были сделаны либо из камня, либо из дерева. Майя, как и другие народы Месоамерики, жили в условиях позднекаменного века. Лишь в XI в. н. э. они познакомились с металлами, однако широко применить их для изготовления орудий так и не успели. Этому помешало вторжение испанских завоевателей-конкистадоров. Огромная дистанция между примитивностью орудий и высокими художественными достижениями несомненно составляет одну из наиболее характерных черт доиспанской культуры майя.
В настоящее время индейцы лингвистической группы майя живут в нескольких государствах Центральной Америки: Гватемале, Мексике, а также Гондурасе и др. Общая численность их достигает двух миллионов человек.4 Основным занятием является земледелие, лишь сравнительно небольшая часть работает на банановых и кофейных плантациях и промышленных предприятиях.
Стела среди развалин Копана. Рисунок Ф. Казервуда.
Природа Центральной Америки, где жили и создавали свои художественные шедевры древние майя, крайне разнообразна; это область географических контрастов не в меньшей мере, чем исторических. Здесь и заросшие хвойными лесами горы Гватемалы, и болотистые низменности, покрытые тропической растительностью, на побережье Тихого океана или Мексиканского залива, и сухая известняковая равнина Юкатана. С севера на юг весь район пересекается могучим горным массивом — Кордильерами. Высокие горы, многие из которых являются и поныне действующими вулканами (Фуэго, Санта Мария, Агуа и др.), долины и ущелья с многочисленными реками и озерами и, наконец, более или менее плоские высокогорные плато — таковы характерные черты этой области. Землетрясения здесь повторяются очень часто, сигнализируя о непрекращающейся, деятельности подземных сил.
По сторонам Кордильеров, обращенным с одной стороны к Мексиканскому и Гондурасскому заливам и Тихому океану с другой, лежат прибрежные равнины. Они то суживаются до километра или менее ширины, когда отроги горных цепей выходят к морю, то расширяются, образуя иногда большие полуострова, как, например, Юкатан.
Изображение молодого бога кукурузы на стеле Н. Копан.
Соответственно характеру рельефа изменяются и климатические условия той или иной местности, а отсюда и растительность. В низменностях, расположенных по побережьям и в центре Гватемалы, господствует тропический лес. На высокогорных плато климат умеренно влажный, растительность в основном луговая, а ущелья и долины поросли хвойными лесами. Если подняться еще выше, климат становится уже прохладным — дают себя чувствовать высота над уровнем моря и снежные шапки на вершинах гор. Однако и в прохладных областях человек селился с глубокой древности, о чем свидетельствуют находки археологов.
Древнему искусству майя в зарубежной научной литературе посвящено немало публикаций и исследований.5 Все они, однако, быстро устаревают, так как каждый год приносит новые данные, порой значительно изменяющие наши представления. Это обстоятельство делает необходимым или тщательный пересмотр и исправление старых работ, или написание новых. Кроме того, в большинстве изданий, как правило, отсутствует самое существенное — художественный анализ произведений, определение той роли, которую те или иные памятники играли в жизни общества. Обычно древнемайяское искусство рассматривается лишь как вспомогательный материал при изучении доколониального прошлого этого народа. Древнюю культуру и историю майя мы знаем еще совершенно недостаточно; письменные источники очень немногочисленны, а изучение их только еще начинается. В подавляющем большинстве случаев имена действующих лиц, конкретные события и т. п. неизвестны. Поэтому в книгах часто встречается субъективное толкование различных памятников. Форма и ее изменения вольно или невольно становятся в центре внимания, а главное — идейная значимость произведения ускользает.
Развалины храма в Паленке. Рисунок Ф. Казервуда.
Искусство древних майя было, несомненно, самым ярким и интересным на североамериканском континенте до испанского завоевания. Оно являлось новым и важным этапом в процессе эстетического освоения действительности древним индейским населением Месоамерики. В нем более полно и широко отразились представления о значительности и могуществе человека; во многих произведениях виден явный интерес к передаче черт реальной жизни, к живой характеристике образа. Однако эти реалистические тенденции имели еще ограниченный и недостаточно развитый характер в силу существовавших исторических условий.
Древнее общество майя было раннеклассовым. Естественно, что изобразительное искусство (так же как и религия и другие виды идеологии) стало в нем могучим оружием в руках растущего нового рабовладельческого класса. Именно поэтому идейное содержание большинства произведений искусства сравнительно узко. Основной тематикой их было прославление силы и величия правителей и родовой знати, утверждение безграничной мощи божеств. Главную роль в укреплении таких представлений играла религия, в которой обрядовая сторона имела огромное, подавляющее значение. Первоначальной и основной задачей многочисленных культовых церемоний, существовавших в майяской религии, было стремление обеспечить магическим путем плодородие растительного и животного мира. Этим и объясняется необычайная устойчивость ряда символических изображений, наличествующих в памятниках майяского искусства. К ним принадлежат символы божеств воды, кукурузы, неба и земли, мировое древо, змеиные и растительные элементы, священная птица кецаль и др. С появлением классового расслоения в задачу таких обрядов входит и обеспечение процветания и безопасности города-государства, военных успехов, а также благополучия особы правителя.
Такие социальные и религиозные представления, несомненно, препятствовали широкому развитию гуманистического начала в идеологии и делали ограниченным раскрытие духовного мира человека. Поэтому на памятниках искусства мы часто видим изображение не индивидуального человека, а прежде всего его как представителя какой-то общины, народа или города-государства. Подобное отсутствие интереса к личности (обусловленное, конечно, спецификой того этапа общественного развития) и объясняет нам, между прочим, сравнительную редкость подлинных портретов. Характерный пример тому представляют собой стелы Копана. Скульпторы, создававшие их, изображали прежде всего не ту или иную конкретную историческую личность, а правителя копанского государства. Поэтому понятие портретности для ваятеля заключалось не только и не столько в точности передачи черт лица, а главным образом в достоверном изображении парадного одеяния и атрибутов власти, характеризовавших правителя. Естественно, что раскрытие внутреннего мира человека, создание его психологической характеристики не стало еще основной задачей монументального искусства того времени.
Древнее искусство майя — дитя своего времени и конкретных исторических условий. И только сравнивая его с искусством других народов, находившихся на одинаковой ступени общественного развития, можно понять и оценить полностью его достижения и своеобразие.
Зарубежные археологи-американисты в настоящее время делят древнюю историю народов Месоамерики (в том числе и майя) на несколько периодов.5 Это периоды охотников и собирательства, за которыми следует доклассический (около XV в. до н. э. — II в. н. э.), классический (II—IX вв. н. э.) и послеклассический (X—XVI вв.). Несмотря на известную спорность таких определений, они удобны прежде всего своей краткостью. Поэтому в книге будет использована эта терминология, тем более что введение иной схемы означало бы разрыв с научной традицией и создавало бы добавочные затруднения для читателя.
1 Первыми развалинами древнемайяского города, ставшими известными европейцам, очевидно, следует считать Чичен-Ицу (около
Исследователи в большинстве случаев до сих пор не знают настоящих названий майяских городов. Поэтому нашедший развалины неизвестного города называл их то по расположенному поблизости современному поселению (Копан, Рабиналь, Комалькалько), то использовал названия, применявшиеся к ним местным населением (Пьедрас Неграс — „Черные камни" — исп.; Тикаль — „Место, где слышны голоса духов” — майя и т. д.), то, наконец, просто создавал из слов языка майя подходящее название: Бонампак — „Раскрашенные стены", Киналь — Солнечный и т. д. Названия древних зданий давались по чисто случайным признакам (как, например, „Храм Солнца", „Храм креста", „Храм надписей", „Дом волшебника" и др.).
2 J. L. Stephens. Incidents of travel in
3 Принципы чтения иероглифического письма древних майя были изложены Ю. В. Кнорозовым в работе: „Письменность индейцев майя". М.—Л., 1963.
4 Население майя до испанского завоевания исчисляется различными исследователями в сильно рознящихся друг от друга цифрах. Ближе всего к истине подсчеты Дж. Э. Томпсона, определившего, что в VIII в. н. э. все народности и племена майя составляли 2,5— 3 миллиона человек (J. Е. S. Thompson. The Rise and Fall of Maya Civilization.
5 Ряд обзорных статей и подробная библиография исследований древнего искусства майя дана в: HMAI, тт. 2—3, Austin, 1965.