Доклассический период. Часть 1.
1
Всего около двадцати лет тому назад начальные этапы доиспанской культуры майя были окутаны глубокой тайной. Теперь эта неизвестность начинает постепенно рассеиваться благодаря усердной работе археологов, этнографов, лингвистов и антропологов. Однако исследователи лишь приоткрыли край завесы, скрывающей от нас древнейшую жизнь этих народов. Сделать им предстоит еще очень многое.
В настоящее время еще трудно установить достаточно точно: когда люди появились впервые на территории Центральной Америки. Во всяком случае находки археологов неопровержимо доказывают, что около двенадцати тысяч лет тому назад в Мексике, а возможно и в Гватемале, уже жили небольшие группы людей. Основой хозяйства их была охота на крупных животных (позже здесь вымерших): слона, лошадь, ламу и др. Этот ранний период продолжался не менее трех тысяч лет (10 000—7000 гг. до н. э.). Резкое изменение климатических условий из-за отступления к северу ледников вызвало исчезновение названных выше животных, а также появление здесь новых, более теплолюбивых растений. Тогдашнему немногочисленному населению пришлось полностью перестроить свое хозяйство и заняться в основном собиранием диких растений и охотой на мелких животных. Поэтому второй этап (7000—1500 гг. до н. э.) и получил в науке название периода собирательства.
Освоение растительной пищи привело к началу одомашнения растений и первым попыткам земледелия. Количество одомашненных растений постепенно все увеличивалось и расширялось. Приблизительно около

Сеятель кукурузы. «Мадридский кодекс»
С переходом от начальных форм земледелия к постоянному выращиванию основных сельскохозяйственных культур, произошедшим в середине II тысячелетия до н. э., население Месоамерики вступает в новый этап (1500—800 гг. до н. э.). В этот период возникают многочисленные постоянные поселения земледельцев; уже достигнут сравнительно высокий уровень в различных производствах: обработке камня, дерева и кости, в ткачестве (освоен хлопок), плетении и особенно в изготовлении керамики. Начинают налаживаться широкие связи между различными областями. Обмен необходимыми материалами, отсутствовавшими в той или иной местности, содействовал ускоренному росту культуры и техники.
Получает дальнейшее развитие и идеология: в частности, создаются первые культовые образы, олицетворяющие самые важные для древнего земледельца силы природы. Не случайно небольшие терракотовые статуэтки — основные памятники искусства этого времени — связаны с представлениями о плодородии и всемогущем женском начале.
Следующий этап (

Сидящий старик. Горная Гватемала.
При появлении в Месоамерике очагов интенсивного земледелия и процессов обмена между ними и другими областями создаются предпосылки для образования классов. Постепенно возникает группа людей, которая посвящает свое время не производству материальных благ, а управлению обществом, используя работающую массу в целях присвоения прибавочного продукта. В нее входят племенные вожди и родовая знать, частью которой является жречество. Последнее, владея начатками астрономических знаний, могло регулировать земледельческий календарь и поэтому становится важной общественной силой. Многие поселения превращаются в крупные культовые центры, к которым тяготеют окружающие его мелкие поселки. Благодаря этому роль жрецов и местной знати увеличивается еще больше. Вероятно, в ряде случаев племенной вождь был и верховным жрецом, сосредоточивая, таким образом, всю полноту власти в своих руках. Это привело в дальнейшем к обожествлению правителя — почти так же, как и в Древнем Египте.
Процесс общественного расслоения, происходящий в это время, можно проследить на археологическом материале, прежде всего на инвентаре погребений. Терракотовые фигурки, в изобилии находимые в Центральной Америке, уже показывают нам (в отличие от более ранних памятников) людей с масками на лицах, в богатых одеяниях, украшенных нагрудными пластинами, с браслетами и кольцами на руках и ногах. Эти изображения передают внешний облик представителей племенной знати. Примечательно, что такие пышно одетые персонажи очень часто сидят на скамьях с четырьмя ножками (прообраз будущего трона) или (вместе с одной или двумя женщинами) на ложе.

«Человек-ягуар». Деталь росписи на сосуде. Тикаль
К этому же периоду относится зарождение культа стел, сооружение первых больших курганов для религиозных целей — прототипов будущих пирамид, монументальной скульптуры. Закладываются основы религиозного календаря и письменности, вырабатывается устойчивый комплекс культовых образов, ставший в последующее время обязательным арсеналом изобразительного искусства.
Сейчас еще нельзя сказать с полной определенностью, где именно в Месоамерике начался процесс формирования классового общества. Но вероятнее всего, его начальные этапы имели место на побережье Мексиканского залива, где некогда возник основной центр одной из самых загадочных древних культур — ольмекской.2 Об этом свидетельствуют памятники их художественного творчества.
Ольмеки впервые отразили в монументальном искусстве представление о величии правителей, могуществе и всесилии жречества и знати. На стелах и алтарях они изображали то правителя с высоко поднятым магическом жезлом, которому повинуются окружающие его демоны, то жрецов, совершающих таинственные обряды. Главным божеством ольмеков был житель тропических лесов — ягуар, ставший в их мифологии повелителем подземного мира, владыкой тех сил, от которых зависели жизнь и изобилие растений. Поэтому почти на каждом ольмекском памятнике можно встретить изображения либо этого зверя, либо человека с мордой ягуара.
Принципы ольмекского искусства не исчезли бесследно, а стали обязательной частью изобразительного творчества других народов Месоамерики (майя, сапотеки и др.), у которых процесс образования классового общества начался позднее. Ольмекские художественные каноны были результатом тех социальных процессов, которые происходили в тогдашнем обществе; они служили главной приметой зарождавшейся новой идеологии и выражали ее характерные черты.
Такова схематическая картина общественного и культурного развития народов Месоамерики в последних тысячелетиях до н. э. Процесс создания раннеклассового общества заканчивается на территории Центральной Америки ко II в. н. э.

Схема перестроек пирамиды «Дома волшебника». Ушмаль.
Данные сравнительной лингвистики указывают, что первоначальным районом обитания майя (около середины III тысячелетия до н. э.) была северо-западная Гватемала, откуда отдельные племена постепенно переходили на территорию, где живут теперь. Основой хозяйства было подсечноогневое земледелие с выращиванием тех же сельскохозяйственных культур, что и у других народов Месоамерики. Около XVIII в. до н. э. этот район покинули хуастеки. Они двинулись вначале в северо-восточном, а потом в северо-западном направлении и обосновались на территории современных мексиканских штатов Веракрус, Потоси и Тамаулипас. Впоследствии хуастеки были отрезаны чужими по языку племенами и не участвовали поэтому в дальнейшем развитии культуры остальных народов майя. В XVI—XIV вв. до н. э. произошло новое обширное переселение, в результате которого юкатеки, чоль и другие оказались в низменной части Гватемалы и на полуострове Юкатан. Вероятно, были и другие изменения в расселении племен, говоривших на майя, но они еще не могут быть прослежены в настоящее время с достаточной точностью.
Археологические данные показывают, что в горной Гватемале классовое расслоение происходило раньше, чем в низменности. Возможно, что немаловажную роль в этом процессе сыграли и ольмеки, влияние идеологии которых явственно чувствуется в первых памятниках монументального искусства горного района. Но вскоре племена низменной части, вероятно, усвоив лучшее из культурных достижений своих горных соседей (об этом еще ведется полемика),3 догнали, а затем и превзошли их.4
1 Л. Г. Морган. Древнее общество. Госполитиздат, 1935, стр. 18.
2 Об ольмеках подробнее см.: Р. Кинжалов. Современное состояние ольмекской проблемы. СЭ, 1962, № 2, стр. 72—81; R. Pina Chan у L. Covarrubias. El pueblo
3 G. R. Wi11eу and J. C. G i f f о r d. Pottery of the Holmul I Style from Barton Ramie,
4 В старой научной литературе часто встречается периодизация древней истории майя, основанная на анализе керамики Вашактуна — единственного тогда города, обстоятельно исследованного археологами. Различные типы керамики были названы в хронологической последовательности: мамом, чиканель (доклассический период), цаколь и тепеу (классический). Последующие раскопки в других городах показали, что эта классификация чересчур упрошена. В настоящее время готовится новая, более точная периодизация майяской керамики.