Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Доклассический период. Часть 1.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Искусство древних майя

1

Всего около двадцати лет тому назад на­чальные этапы доиспанской культуры майя были окутаны глубокой тайной. Те­перь эта неизвестность начинает постепен­но рассеиваться благодаря усердной рабо­те археологов, этнографов, лингвистов и антропологов. Однако исследователи лишь приоткрыли край завесы, скрывающей от нас древнейшую жизнь этих народов. Сде­лать им предстоит еще очень многое.

В настоящее время еще трудно устано­вить достаточно точно: когда люди появи­лись впервые на территории Центральной Америки. Во всяком случае находки ар­хеологов неопровержимо доказывают, что около двенадцати тысяч лет тому назад в Мексике, а возможно и в Гватемале, уже жили небольшие группы людей. Основой хозяйства их была охота на крупных жи­вотных (позже здесь вымерших): слона, лошадь, ламу и др. Этот ранний период продолжался не менее трех тысяч лет (10 000—7000 гг. до н. э.). Резкое изменение климатических условий из-за отступления к северу ледников вызвало исчезновение названных выше животных, а также по­явление здесь новых, более теплолюбивых растений. Тогдашнему немногочисленно­му населению пришлось полностью пере­строить свое хозяйство и заняться в ос­новном собиранием диких растений и охо­той на мелких животных. Поэтому второй этап (7000—1500 гг. до н. э.) и получил в науке название периода собирательства.

Освоение растительной пищи привело к началу одомашнения растений и первым попыткам земледелия. Количество одо­машненных растений постепенно все уве­личивалось и расширялось. Приблизитель­но около 3500 г. до н. э. появляются при­митивные культивированные формы важ­нейшего питательного злака Американ­ского континента — кукурузы, или маиса. Результаты последних исследований пока­зывают, что древнейшим центром ее куль­тивирования была, очевидно, центральная часть Мексики. Освоение (или, вернее, со­здание) этого растения означало подлинную революцию в экономике, так как резко увеличивало пищевые ресурсы древних индейцев. Не случайно знаменитый иссле­дователь индейцев этнограф Л. Г. Морган писал: «Маис, ввиду его пригодности к упо­треблению как в зеленом, так и в зрелом состоянии, его высокой урожайности и питательности, оказался более богатым даром природы, содействовавшим началь­ному прогрессу человечества, чем все дру­гие хлебные злаки, вместе взятые».1

искусство майя
Сеятель кукурузы. «Мадридский кодекс»

С переходом от начальных форм земле­делия к постоянному выращиванию основ­ных сельскохозяйственных культур, про­изошедшим в середине II тысячелетия до н. э., население Месоамерики вступает в новый этап (1500—800 гг. до н. э.). В этот период возникают многочисленные постоян­ные поселения земледельцев; уже достигнут сравнительно высокий уровень в различных производствах: обработке камня, дерева и кости, в ткачестве (освоен хлопок), плете­нии и особенно в изготовлении керамики. Начинают налаживаться широкие связи между различными областями. Обмен необ­ходимыми материалами, отсутствовавшими в той или иной местности, содействовал ускоренному росту культуры и техники.

Получает дальнейшее развитие и идеоло­гия: в частности, создаются первые куль­товые образы, олицетворяющие самые важ­ные для древнего земледельца силы при­роды. Не случайно небольшие терракотовые статуэтки — основные памятники искусства этого времени — связаны с представления­ми о плодородии и всемогущем женском начале.

Следующий этап (800 г. до н. э. — рубеж н. э.) характеризуется прежде всего очень быстрым экономическим и социальным прогрессом. Причины его еще не выяснены до конца, но, вероятно, их следует искать в сельскохозяйственной специфике этого времени: осваиваются и входят в жизнь различные виды интенсивного земледелия. Большую роль начинает играть ирригация, благодаря чему в отдельных местностях Мексики и Гватемалы собирают огромные по тем временам урожаи.

искусство майя
Сидящий старик. Горная Гватемала.

При появлении в Месоамерике очагов интенсивного земледелия и процессов об­мена между ними и другими областями создаются предпосылки для образования классов. Постепенно возникает группа лю­дей, которая посвящает свое время не производству материальных благ, а управ­лению обществом, используя работающую массу в целях присвоения прибавочного продукта. В нее входят племенные вожди и родовая знать, частью которой является жречество. Последнее, владея начатками астрономических знаний, могло регули­ровать земледельческий календарь и по­этому становится важной общественной силой. Многие поселения превращаются в крупные культовые центры, к которым тяготеют окружающие его мелкие поселки. Благодаря этому роль жрецов и местной знати увеличивается еще больше. Вероятно, в ряде случаев племенной вождь был и верховным жрецом, сосредоточивая, таким образом, всю полноту власти в своих руках. Это привело в дальнейшем к обожествле­нию правителя — почти так же, как и в Древнем Египте.

Процесс общественного расслоения, про­исходящий в это время, можно проследить на археологическом материале, прежде всего на инвентаре погребений. Терракото­вые фигурки, в изобилии находимые в Центральной Америке, уже показывают нам (в отличие от более ранних памятни­ков) людей с масками на лицах, в богатых одеяниях, украшенных нагрудными пла­стинами, с браслетами и кольцами на ру­ках и ногах. Эти изображения передают внешний облик представителей племенной знати. Примечательно, что такие пышно одетые персонажи очень часто сидят на скамьях с четырьмя ножками (прообраз будущего трона) или (вместе с одной или двумя женщинами) на ложе.

искусство майя
«Человек-ягуар». Деталь росписи на сосуде. Тикаль

К этому же периоду относится зарожде­ние культа стел, сооружение первых больших курганов для религиозных це­лей — прототипов будущих пирамид, мону­ментальной скульптуры. Закладываются основы религиозного календаря и письмен­ности, вырабатывается устойчивый ком­плекс культовых образов, ставший в по­следующее время обязательным арсеналом изобразительного искусства.

Сейчас еще нельзя сказать с полной определенностью, где именно в Месоамерике начался процесс формирования клас­сового общества. Но вероятнее всего, его начальные этапы имели место на побере­жье Мексиканского залива, где некогда воз­ник основной центр одной из самых загадоч­ных древних культур — ольмекской.2 Об этом свидетельствуют памятники их худо­жественного творчества.

Ольмеки впервые отразили в монумен­тальном искусстве представление о величии правителей, могуществе и всесилии жрече­ства и знати. На стелах и алтарях они изо­бражали то правителя с высоко поднятым магическом жезлом, которому повинуются окружающие его демоны, то жрецов, совер­шающих таинственные обряды. Главным божеством ольмеков был житель тропиче­ских лесов — ягуар, ставший в их мифо­логии повелителем подземного мира, вла­дыкой тех сил, от которых зависели жизнь и изобилие растений. Поэтому почти на каждом ольмекском памятнике можно встретить изображения либо этого зверя, либо человека с мордой ягуара.

Принципы ольмекского искусства не ис­чезли бесследно, а стали обязательной частью изобразительного творчества других народов Месоамерики (майя, сапотеки и др.), у которых процесс образования клас­сового общества начался позднее. Ольмекские художественные каноны были резуль­татом тех социальных процессов, которые происходили в тогдашнем обществе; они служили главной приметой зарождавшейся новой идеологии и выражали ее характер­ные черты.

Такова схематическая картина общест­венного и культурного развития народов Месоамерики в последних тысячелетиях до н. э. Процесс создания раннеклассового общества заканчивается на территории Центральной Америки ко II в. н. э.

искусство майя
Схема перестроек пирамиды «Дома волшебника». Ушмаль.

Данные сравнительной лингвистики ука­зывают, что первоначальным районом оби­тания майя (около середины III тысячеле­тия до н. э.) была северо-западная Гвате­мала, откуда отдельные племена постепен­но переходили на территорию, где живут теперь. Основой хозяйства было подсечно­огневое земледелие с выращиванием тех же сельскохозяйственных культур, что и у других народов Месоамерики. Около XVIII в. до н. э. этот район покинули хуастеки. Они двинулись вначале в северо-восточном, а потом в северо-западном на­правлении и обосновались на территории современных мексиканских штатов Веракрус, Потоси и Тамаулипас. Впоследствии хуастеки были отрезаны чужими по языку племенами и не участвовали поэтому в дальнейшем развитии культуры остальных народов майя. В XVI—XIV вв. до н. э. про­изошло новое обширное переселение, в ре­зультате которого юкатеки, чоль и другие оказались в низменной части Гватемалы и на полуострове Юкатан. Вероятно, были и другие изменения в расселении племен, го­воривших на майя, но они еще не могут быть прослежены в настоящее время с до­статочной точностью.

Археологические данные показывают, что в горной Гватемале классовое расслоение происходило раньше, чем в низменности. Возможно, что немаловажную роль в этом процессе сыграли и ольмеки, влияние идео­логии которых явственно чувствуется в первых памятниках монументального ис­кусства горного района. Но вскоре племена низменной части, вероятно, усвоив лучшее из культурных достижений своих горных соседей (об этом еще ведется полемика),3 догнали, а затем и превзошли их.4


1   Л. Г. Морган. Древнее общество. Госполитиздат, 1935, стр. 18.

2   Об ольмеках подробнее см.: Р. Кинжа­лов. Современное состояние ольмекской проб­лемы. СЭ, 1962, № 2, стр. 72—81; R. Pina Chan у L. Covarrubias. El pueblo del jaguar. Mexico, 1964.

3   G. R. Wi11eу and J. C. G i f f о r d. Pot­tery of the Holmul I Style from Barton Ramie, British Honduras. EPAA, Cambridge, Mass, 1961; G. R. W i 11 e y. An archaeological frame of re­ference for Maya culture history. DCM, Mexico, 1964, стр. 142—145; G. R. W i 11 e у, С. F. Ekhо1m, R. F. Mi11оn. The Patterns of farming Life and Civilization. HMAI, т. 1, Austin, 1964, стр. 462—463; В. И. Г у л я е в. Проблема проис­хождения цивилизации майя. СА, 1966, № 3, стр. 17—31.

4   В старой научной литературе часто встре­чается периодизация древней истории майя, основанная на анализе керамики Вашактуна — единственного тогда города, обстоятельно ис­следованного археологами. Различные типы ке­рамики были названы в хронологической по­следовательности: мамом, чиканель (доклассический период), цаколь и тепеу (классический). Последующие раскопки в других городах по­казали, что эта классификация чересчур упро­шена. В настоящее время готовится новая, более точная периодизация майяской керамики.