Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Архитектура. Часть 1.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Искусство древних майя

1

К началу нашей эры процесс формирова­ния раннеклассового общества у майя был в основном завершен. Растут и укрепля­ются молодые города-государства, получают дальнейшее развитие наука и искусство. Правители, стремясь увековечить память о себе, воздвигают, один за другим, мону­ментальные храмы, стелы с рельефами и надписями, повествующими об их деяниях. Увеличивающаяся родовая знать и жрече­ство, эксплуатируя общинников, накопляют богатства, покровительствуют развитию мо­нументального и прикладного искусства. Этот период расцвета, продолжавшийся со II по IX в. н. э., обычно именуется в на­учной литературе классическим.

Зарубежные ученые обычно определяют его начало по чисто формальным призна­кам: появление ложного свода, расписной керамики, стел с «начальной серией». Од­нако последние открытия показали, что все эти черты возникли ранее. Наиболее пра­вильным является, конечно, изучение из­менений в структуре общества. Большую помощь здесь могут принести письменные источники, расшифровка которых только начата.

В I—II вв. главную роль в развитии куль­туры и искусства начинают играть круп­ные городские центры низменности. Воз­можно, что это было связано с какими-то непонятными еще для нас событиями в гор­ной части, о которых уже упоминалось в предшествующей главе. По имеющимся сейчас данным, самыми значительными были города Тикаль и Вашактун к северо-востоку от озера Петен-Ица, Йашчилан, Пьедрас Неграс и Алтар де Сакрифисьос — в бассейне Усумасинты, Пусилха — в юж­ной части Белиса и Копан на западе Гон­дураса.1 Разумеется, эти сведения, тради­ционно повторяющиеся почти в каждой работе, еще нельзя считать достоверны­ми. Ведь археологические исследования, даже краткие, проведены не везде, а кроме того, не исключено и открытие развалин неизвестных древних центров. Новый материал может резко изменить наши представления. Яркий пример этому — недавнее обнаружение крупного города Киналя и результаты раскопок в Цибильчальтуне и на северном Юкатане.

О том, какие народности жили в различных городах, о политической истории, общественной жизни, религии и обычаях классического периода почти ничего не известно. Это обстоятельство повлекло за собой появление в зарубежной литературе ряда спорных гипотез. Так, например, недавно велась оживленная дискуссия: было общество майя в это время классовым или родовым, причем некоторые ученые, не обращая внимания на явственные свидетельства классового расслоения, склонялись к последней точке зрения.2

Немало различных предположений вы­зывалось и о характере городов. В последнее время большинство зарубежных ледователей утверждает, что они явля­лись культовыми, где обитали только жрецы. А правители, знать и рядовые земледельцы жили в легких деревянных постройках вдали и стекались в эти центры лишь в дни больших религиозных церемоний. Несколько иная точка зрения у американского ученого М. Д. Ко, считающего все древние города гигантскими архитектурными комплексами, предназначенными для заупокойного культа правителей. В этих огромных некрополях, как он полагает, никто не жил.3

Нет сомнения, что обе гипотезы страдают вестными преувеличениями. Бесспорно, что в любом центре были и заупокойные храмы правителей, и священные участки, где совершались другие ритуалы. Однако это не исключает существования рядом с ними жилых построек в едином ком­плексе. Аналогии можно найти в городах не только древнего Востока, но и Мексики и Гватемалы более позднего времени (например, Теночтитлан, Тескоко, Кумаркаах и другие). Кроме того, до сих пор не вы­яснено, где следует проводить границу между собственно городом и загородными поселениями. Известно, что многие раз­валины занимают несколько километров (например, площадь центральной части Копана равна 24 кв. км). Поэтому некото­рые исследователи считают городом только священный участок, а жилые комплексы — соседними поселениями. Думается, что даль­нейшие раскопки внесут ясность в дан­ный вопрос. Вероятно, основные принципы такого расположения связаны со специфи­кой хозяйства майя, требовавшей сохране­ния около поселений участков нетронутого леса. Это и приводило к растянутости так называемых пригородов.

Наконец, следует несколько остановить­ся на планировке городов, которая в основ­ном зависела, конечно, от естественных условий. На равнинах и в широких речных долинах архитекторы могли создавать раз­нообразные композиции, а в горной, запад­ной части, например, их решения были более ограниченными, так как приходилось считаться с горами и реками. Однако все же можно заметить определенные общие закономерности. Своеобразной начальной «единицей» являлась площадь, окруженная храмами и дворцами. Несколько таких комплексов, расположенных иногда на до­вольно значительном расстоянии друг от друга, были связаны многочисленными до­рогами, переходами и лестницами.

Говорить о сознательной планировке, конечно, не приходится — древние города росли постепенно. Но создатель каждой по­стройки, несомненно, учитывал ее место в общем ансамбле. Этим и объясняются урав­новешенность и гармонические сочетания отдельных частей поселения. В ряде слу­чаев центром являлся естественный или искусственный холм — своеобразный акро­поль, вокруг которого группировались по­стройки. Наиболее характерный пример такой планировки представляет Копан. Его основной комплекс высится на огромном холме, а вокруг разбросаны группы других зданий; в их расположении заметен опре­деленный порядок и продуманность. Ис­пользование одного большого или несколь­ких холмов как базиса встречается во многих городах: Тикале, Наранхо, Паленке, Комалькалько, Киригуа и др. А Йашчилан и Пьедрас Неграс находятся в узких реч­ных долинах, краям которых были искус­ственно приданы формы террас. На них и стояли здания, возвышавшиеся одно над другим.


1   Многие из этих городов, вероятно, воз­никли на месте старых поселений доклассического периода; о некоторых, как, например, о Тикале, Вашактуне и Алтар де Сакрифисьос, Цибильчальтуне, мы можем это утверждать. Не исключена возможность, что во многих других городищах остатки древних поселений пока не выявлены, так как прикрыты более поздними сооружениями классического перио­да. Яркий пример этого — находки под север­ным акрополем Тикаля.

2   G. R. W i 11 е у. The Structure of Ancient Maya Society: Evidence from the Sothern Low­lands. AA, т. 58, Menasha, 1956, стр. 777—782; P. Carrasco. The Civil-Religious Hierarchy in Mesoamerican Communities. AA, т. 63, Me­nasha, 1961, стр. 483—97; U. Cowgill. Soil Fertility and the Ancient Maya. TCAAS, т. 42, New Haven, 1961, стр. 1—56; F. Cane i an. Some Aspects of the Social and Religious Orga­nization of a Maya Society. Actas del XXXV CIA, т. I, Mexico, 1964, стр. 335—343; E. Z. Vogt. Some Implications of Zinacantan Social Struc­ture for the Study of the Ancient Maya, там же, т. 1, стр. 307—319; Он же. The Genetic Model and Maya Cultural Development. DCM, Mexico, 1964, стр. 9—48; Он же. Summary and Appraisal, там же, стр. 385—403; A. Ruz Lhuillier. Aristocracia о democracia entre los antiguos Mayas. AAnt, т. I, Mexico, 1964, стр. 63—75; M. D. С о e. A Model of Ancient Community Structure in the Maya Lowlands. SWJA, т. 21, Albuquerque, 1965, стр. 97—114.

3   M. D. С о e. The Funerary temple among the Classic Maya. SWJA, т. 12, Albuquerque, 1956, стр. 387—394; Он же. The Khmer settle­ment pattern: a possible analogy with that of the Maya. AAn, т. 22, Salt Lake City, 1956, стр. 409—410.