Доклассический период. Часть 5.
5
Настенные росписи майя классического периода были найдены сравнительно недавно в очень небольшом количестве (см. главу IV), поэтому на выявление более ранних образцов их, казалось, не было никакой надежды. Раскопки в Тикале, однако, совершенно неожиданно изменили, как и во многом другом, наши обычные представления. Здесь были обнаружены фрагменты монументальной живописи.
В настоящее время древнейшими настенными росписями майя являются фрески в сводчатом склепе 166 Тикаля, относящиеся примерно к середине I в. до н. э. Каменные стены этой гробницы, находящейся в северном акрополе, были оштукатурены и выкрашены затем красной краской. На этом фоне живописец поместил шесть сидящих людей, по две фигуры на каждой стене (кроме северной), выполненные черной краской. К сожалению, штукатурка затем обвалилась, и росписи оказались сильно поврежденными. Однако и сохранившиеся фрагменты показывают отнюдь не примитивный и не незрелый стиль. Перед нами памятник, за которым стоит не менее двух столетий развития. Сложные повороты тела, положение рук, причудливые головные уборы с развевающимися перьями, — все это доказывает, что фрески были созданы умелой и опытной рукой. Стилистическая связь их с монументальной пластикой из Каминальхуйу бесспорна.
Правитель. Рельеф на стене пещеры. Лольтун
Другой образец живописи майя этого же времени был найден в небольшом однокомнатном «Храме фресок», созданном в последней четверти I в. до н. э., то есть примерно на 25 лет позже гробницы 166. На его росписях (поврежденных еще в древности) изображены стоящие человеческие фигуры с гротескными лицами, облаченные в пышные одежды и украшения. С боков они окружены спиралевидными завитками, а вверху связаны лентой метрическими узорами (возможно, символ неба). Использованы черная, розовая, красная и желтая краски на кремовом фоне. Фигуры эти размещены по углам храма, и, вероятно, олицетворяют божества или гениев — хранителей здания.
Рисунок тел показывает, что за прошедшие четверть века художниками Тикаля сделан определенный шаг вперед в понимании пропорций, но некоторая статичность поз (правда, может быть, обусловленная тематикой росписи) производит невыгодное впечатление по сравнению с предшествующей фреской.
«Храм надписей». Крипта. Паленке
В заключение несколько слов о прикладном искусстве доклассического периода. Керамика этого времени сравнительно проста. Это небольшие утилитарные сосуды разнообразной формы (чаши, кувшины, миски, бокалы), обычно красноватооранжевого цвета, иногда украшенные различными геометрическими орнаментами. Остатки подвесок из раковин показывают человеческие головы в профиль. Очень интересна миниатюрная маска из зеленого нефрита с глазами и зубами, инкрустированными перламутром (Тикаль, погребение 85). Она живо передает лицо молодого индейца с большими глазами и полуоткрытым, как бы дышащим ртом. На головном уборе его изображен стилизованный кукурузный початок, что заставляет вспомнить такие же украшения на некоторых ольмекских памятниках. Возможно, что это древнейшее изображение юного божества кукурузы.