Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Архитектура. Часть 3.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Искусство древних майя

3

Из городов в долине Усумасинты наиболее интересны Паленке, Пьедрас Неграс и Йашчилан.

Паленке издавна привлекал внимание кладоискателей, которые надеялись найти там золотые вещи. Еще в 1787 г. капитан Антонио дель Рио «обследовал» его развалины по приказанию испанского короля. В своем откровенном отчете дель Рио спокойно рассказывает о том, как участники этой экспедиции ломали стены, пробивали крыши, варварски взламывали полы помещений, думая только о находках драгоценностей. После испанского капитана Паленке посетило немало путешественников и любителей древностей. Но подлинное археологическое изучение города началось лишь с 1949 г., когда в нем стала работать спедиция Мексиканского Национального института антропологии и истории под руководством Альберто Рус. Ее многолетняя работа дала неоценимые материалы по истории и культуре древнего Паленке.10 Развалины находятся на территории современного мексиканского штата Чиапас в конце глубокого ущелья с крутыми, поросшими лесом горными склонами. Основ­ные здания древнего города воздвигнуты в узкой долине и на окружающих ее скло­нах. Небольшой горный поток Отолум, про­бегающий по середине долины, был в древ­ности заключен в акведук или дренажную трубу со сводчатым перекрытием, очевид­но, чтобы его разлив в дождливое время го­да не повредил зданий. Немного далее через Отолум перекинут небольшой каменный мост.

искусство майя
«Храм Солнца». Разрез. Паленке.

Климат этой области — тропический, с сильными дождями. Именно поэтому верх­няя часть паленкских зданий сильно наклонена внутрь и почти параллельна поверхности внутренних сводов. Такой сильный наклон не позволял дождевой воде скапливаться на крышах и обеспечивал, следовательно, большую долговечность по­строек. Основным строительным материа­лом здесь, как и в большинстве древне-майяских городов, был известняк, но мест­ный, очень хрупкий. Поэтому стены воз­водились из небольших кусков разнооб­разной формы, заливавшихся толстым слоем известки. Это же качество местного известняка обусловило и широкое примене­ние в скульптуре штука, так как он был более прочным.11

Центр Паленке состоит из обширного дворца и нескольких храмов, три из ко­торых — «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста» — сгруппи­рованы около большого прямоугольного двора, находящегося за рекой. На дру­гом берегу стоят «Большой дворец», «Храм надписей» и сильно разрушенный «Храм прекрасного рельефа». Вокруг этой центральной части разбросаны группы дру­гих построек, из которых особо выделяется северная — из пяти различных по харак­теру зданий, воздвигнутых на одной боль­шой платформе.

Ярким образцом паленкского зодчества может считаться известный «Храм Солн­ца», построенный во второй половине VII в. На невысокой пирамидальной базе, деля­щейся на пять ступеней, поставлено про­долговатое, небольших размеров святили­ще, внутреннее пространство которого раз­делено стеной, идущей параллельно фасаду, на два помещения. Фасадная стена, обра­щенная на восток, расчленена тремя широ­кими дверными проемами, так что средняя ее часть выглядит как два прямоугольных столба. Благодаря этому первое помещение напоминает своеобразный портик. Продоль­ная стена внутри также имеет три двер­ных проема, ведущих во вторую комнату. В центре ее находилось маленькое культо­вое сооружение, перекрытое бревенчатым накатом. Его заднюю стену украшал боль­шой барельеф, изображающий маску бо­жества, подвешенную на двух скрещен­ных копьях, около которой в позе поклоне­ния стоят два человека. Рельеф этот и дал повод некоторым исследователям называть данное здание «Храмом Солнца», хотя в действительности это — маска бога земли.

искусство майя
«Храм Солнца». Паленке.

На уровне начала сводов наружные сте­ны наклонены к центру, образуя крутой скат. Эти наклонные части отделяются от вертикальной небольшим карнизом. По­средине крыши воздвигнут кровельный гребень, существенно отличающийся от описанных выше гребней на храмах Тикаля. Он более легок, благодаря многочисленным оконоподобным отверстиям, и менее высок. В древности гребень был украшен много­численными фигурами божеств, великолеп­но выполненными из штука. На наклон­ных частях наружных стен и на отрезках фасадной стены, образующих портик, так­же были укреплены штуковые рельефы.

Уравновешенность и четкость компози­ции, простота и гармоничность очертаний делают «Храм Солнца» одним из наиболее выразительных и впечатляющих памят­ников древнемайяской архитектуры. Здесь нет давящих масс базиса, свойственных тикальским храмам, равно как и оглушаю­щей пышности декорировки храмов Ко­пана. В общей композиции главную роль играет стройное и легкое святилище. В этом здании архитектор достиг вершин зодчества, доступных при строительной технике того времени.

Другие храмы Паленке сооружены на основе тех же принципов, что и «Храм Солнца», и отличаются лишь некоторыми деталями плана, изменениями в пропорциях святилища и пирамидальной базы, а также более богато разработанной скульптурной декорировкой. В одном из них, «Храме надписей», мексиканскими археологами недавно в толще пирамиды обнаружено небольшое сводчатое помещение, украшенное девятью великолепными настенными барельефами с изображениями торжественной процессии богов подземного мира. В центре стоял большой каменный экофаг, весивший несколько тонн. Очевидно, этот храм был воздвигнут (на основе более старого) для погребения могущественного правителя или верховного жреца, чьи останки найдены в саркофаге. Рус очень живо передает то впечатление, которое произвела на него эта находка: «Я вошел в таинственную комнату, — пишет он, — со странным чувством, естественным для того, кто впервые переступает порог тысячелетий. Я попытался увидеть все это глазами жрецов Паленке, когда они покидали склеп. Мне хотелось снять печать времени и услышать под этими тяжелыми сводами последний звук человеческого голоса. Я стремился понять то таинственное послание, которое оставили нам люди далекой эпохи».12 Внутри саркофага среди почти истлевших костей находилось множество нефритовых вещей: бус, колец, браслетов, серег, ожерелье, великолепная мозаичая маска и различные статуэтки. По эпиграфическому материалу «Храм надписей» датируется концом VII или началом VIIIв.

искусство майя
«Большой дворец». Галерея. Паленке.

Такие же склепы, в которых, очевидно, также находились некогда захоронения, существуют в «Храме креста» и «Храме прекрасного рельефа», но они были вскры­ты во время «археологических исследова­ний» А. дель Рио, и, естественно, в настоя­щее время в них ничего не осталось. Обычай строить погребальные крипты в пи­рамидальных базах был характерен не толь­ко для Паленке; мы уже знаем о таком же склепе в тикальском «Храме гигантского ягуара». Захоронения в криптах, но с ме­нее пышным инвентарем были обнаруже­ны и при раскопках храма А-I и дворца A-XVIII в Вашактуне, здания B-II в Хольмуле, а также Майяпане, Чичен-Ице и дру­гих поселениях.

«Большой дворец» в Паленке представ­ляет собой в действительности целый комп­лекс зданий, расположенных вокруг двух больших и двух малых дворов. Каждое из них имеет продолговатую форму; сред­няя сплошная стена делит внутреннее про­странство на два параллельных узких по­мещения. Наружные стены, прорезанные рядом проемов, образуют систему прямо­угольных столбов, покрытых так же, как и в храмах, штуковыми рельефами, за­крепленными на небольших каменных брусках, выступавших из стены. Кое-где сохранились также фрагменты фресковых росписей. Рядом с этими сооружениями находились более низкие галереи с плоски­ми каменными перекрытиями. Так как раньше они были завалены мусором и щебнем, то прежние исследователи счита­ли их подземными, что не соответствует действительному положению вещей. В про­цессе раскопок удалось обнаружить три настоящих подземных перехода, крытых сводами, которые ведут во дворец из не­большого здания в северном углу. Наиболее важный из них, около 20 м длины, закан­чивается лестницей, по которой можно под­няться в одно из центральных помещений. Выход из него прикрыт тонкими, легко сдвигающимися в сторону каменными пли­тами, одновременно служащими полом комнаты. Предназначались ли эти перехо­ды для тайного бегства в случае опасности или для какой-то другой цели — неизвест­но. В дворцовом комплексе были найдены также остатки паровой бани и уборных.

Вся группа зданий расположена на гро­мадной платформе, имеющей десятимет­ровую высоту. По краю ее в древности, вероятно, было сделано небольшое ограж­дение, прерывавшееся двумя широкими входными лестницами, выходившими на большие дворы.

В первом малом дворе, в северной его части, находится трехэтажная прямоуголь­ная башня — одно из немногочисленных действительно многоэтажных зданий древней архитектуре Центральной Амtрики. В настоящее время высота ее достигает около 15 м, но в древности она была, конечно, несколько выше. Каждый этаж с широкими проемами с четырех сторон имеет высоту приблизительно в 2,5 м и отделен от другого сплошной кладкой в полтора метра, отмеченной верхним и нижним карнизами. В последнем этаже был найден каменный трон, что указывает на церемониальное назначение постройки.

искусство майя
«Храм надписей». Паленке

Во всем дворцовом комплексе неоднократно (не менее пяти раз) проводили перестройки, вносили частичные изменени.

Неподалеку от «Большого дворца» были обнаружены остатки стадиона для игры в мяч. Скульптурные метки на площадке отсутствуют, но судя по найденным кускам цветного штука, можно предположить, что они были заменены красочными.

На правом берегу реки Усумасинты, где идет государственная граница между Мек­сикой и Гватемалой, расположен Пьедрас Неграс. По своим скульптурным памятни­кам это один из самых замечательных го­родов майя. Городище четко делится на пять больших групп, определяемых возвы­шенностями берега; здания разбросаны в лощинах между холмами, спускающимися к реке. Исключением является так назы­ваемый акрополь — ансамбль на высоком холме у самого берега. Все постройки со­хранились очень плохо; в этом отношении их нельзя никак сравнить ни с тикальскими, ни с паленкскими. Однако проведен­ные раскопки дали достаточно материала, раскрывающего архитектурные особенно­сти города.13

Пьедрас Неграс неоднократно перестраи­вался; в его развалинах можно насчитать не менее пяти перекрывающих друг друга слоев. Нередко производились и частич­ные переделки, не затрагивавшие основно­го плана (изменяли дверные проемы, при­страивали или снимали лестницы и т. д.). Пирамидальные базы были сравнительно низкими, как и в Паленке, но отличались большей сложностью плана оснований, за­кругленными углами, выдающимися контр­форсами и чередованием выступающих и углубленных горизонтальных поясов. Ха­рактерной чертой является украшение пи­рамидальных баз большими масками, иногда достигающими размера 1,4 X 2,7 м. Сводчатые перекрытия появляются здесь сравнительно поздно, около VII в., под влия­нием зодчества центрального Петена. Ха­рактерным образцом построек Пьедрас Нег­рас может являться здание К-5 в западной группе, которое перестраивалось три раза. Вначале это была небольшая, строго пря­моугольная постройка с тремя дверными проемами, стоявшая на трехступенной пи­рамидальной базе. К дверям вела лестница в два пролета; внутри никакого продоль­ного членения не было, зато во всю длину задней стены шла каменная скамья. Зда­ние было перекрыто балками или, как жи­лища современных майя, имело высокую крышу из тростника. При последней, треть­ей перестройке в конце VII в. его передела­ли в маленький храм (внутренние размеры святилища 2,15X8,7 ж) с очень массивны­ми стенами, сводчатым перекрытием и, вероятно, кровельным гребнем. Свя­тилище находилось на пятиступенной пи­рамиде высотой около 14 м, с широкой лестницей в три пролета, обрамленной большими штуковыми масками божеств.

На примере этого здания можно видеть, что архитектурные памятники Пьедрас Нег­рас значительно уступали по величию и массивности зданиям Тикаля, а по изяще­ству — паленкским храмам. Несколько вы­деляется только небольшой храм I-29, на­поминающий по плану храм 22 в Копане; так же, как и последний, он имеет малень­кую первую комнату и поднятую по срав­нению с ней целлу, вероятно, предназна­ченную для каких-то особых ритуалов. Но такое сходство является, по-видимому, лишь случайным совпадением; говорить о каком-нибудь влиянии архитектуры Ко­пана на зодчих Пьедрас Неграс у нас пока нет никаких оснований.

Третий крупный город в долине Усума­синты — Йашчилан был расположен на нескольких холмах (высота некоторых до­стигает 100 м), тянущихся вдоль берега, и их обрывистых склонах.14 Поэтому в древ­ности он казался со стороны реки находя­щимся на ступеньках гигантской естест­венной пирамиды, увенчанной группами зданий, так называемыми акрополями.

искусство майя
Стела 10. Фрагмент. Пьедрас Неграс

Архитектурные памятники Йашчилана значительно уступают по своим художест­венным качествам произведениям его скульпторов. Характерные черты зодчества в районе Усумасинты, отмеченные в Пьедрас Неграс, в равной степени встречаются в Йашчилане. Так же как и там, здесь сравнительно мало зданий со средней продольной стеной; обычно они представляют собой вытянутое прямоугольное помещение с укрепленной контрфорсами задней стеной (при этом в ней образуется ряд ниш) и несколькими дверными проемами на фасаде. Иногда от фасадной стены внутрь также отходят два контрфорса, превраща­ющие концы помещения в какое-то подо­бие отдельных комнат. Такова, например, постройка 33, так называемый «Дворец» на вершине центрального холма; по склону его идет широкая лестница из четырех пролетов, огражденная массивными, силь­но выступающими вперед (по сравнению с первой ступенью) пилонами. Такое оформление лестниц сделано во многих йашчиланских памятниках зодчества. В центре лестница «Дворца» делится на две равные части таким же пилоном с ложным дверным проемом, возможно, служившим нишей для какой-нибудь скульптуры. Это здание интересно также тем, что крыша была украшена монументальной статуей сидящего правителя или бога, помещенной в центре решетчатого кровельного гребня. Последний настолько высок, что подавляет сам «Дворец», превращая его в подобие стилобата. На фризе изображены три такие же фигуры на тронах, окруженные стоящими на коленях людьми.

искусство майя
Притолока 14. Йашчилан

Встречаются и более простые по плану здания — строгий прямоугольник без контрфорсов, но с большим количеством двер­ных проемов: пять в фасадной стене и два в боковых (здание 22), перекрытых камен­ными притолоками. Большинство послед­них имело скульптурные изображения. Многие здания часто перестраивались (не­редко можно обнаружить притолоку из старой постройки, вмурованную в новую), что затрудняет их датировку по эпиграфи­ческим данным. Иногда встречаются строе­ния с двумя поперечными стенами, деля­щими внутреннее пространство на три комнаты; каждая из них имеет свой вход.

искусство майя
Притолока 43. Йашчилан

Самым значительным архитектурным памятником Йашчилана по праву считает­ся здание 19, обычно называемое из-за сложности общей планировки «Лабирин­том». Вместе с кровельным гребнем оно достигало почти шестнадцатиметровой вы­соты. Фасад его был украшен, кроме фриза и двух карнизов, высокими узкими ниша­ми. За центральным помещением находится большое число различных по размеру и плану комнат. Наиболее характерной осо­бенностью этого сооружения являются не­сколько длинных и узких коридоров, при­хотливо расположенных в толще платфор­мы, в которые можно попасть только по двум лестницам из задних комнат. Один из углов здания сильно разрушен, и опре­делить точно форму и направление кори­доров здесь, к сожалению, невозможно. Однако обследовавший городище в 1931 г. Дж. С. Боллес полагает, что они идут до пирамидальной базы соседнего сооруже­ния 76, а может быть, и дальше.15 Использовались ли эти коридоры в качест­ве секретного хода при опасности, как в паленкском «Большом дворце», или закан­чивались склепом, в котором был погребен один из правителей города, сказать труд­но. Выяснить окончательно назначение таких переходов смогут лишь подробные археологические раскопки, а они, к сожа­лению, здесь до сих пор еще не проводи­лись. Все дверные проемы в «Лабиринте» имеют притолоки без всяких скульптурных изображений или надписей, что еще более усугубляет загадку. За исключением обва­лившегося угла, здание сохранилось на­столько хорошо, что во время работы в Йашчилане исследователи неоднократно жили в нем.


10 A. R u z L h u i 1 1 i e r. Exploraciones arqueologicas en Palenque. Сезон 1949 г. — AINAH, т. IV, Mexico, 1952, стр. 49—60; сезон 1950 г.—там же, т. V, стр. 25—45; сезон 1951 г.— там же, т. V, стр. 47—66; сезон 1952 г.—там же, т. VI, ч. I, стр. 79—110; сезон 1953 г.—там же, т. X, стр. 69—116; сезон 1954 г.—там же, т. X, стр. 117—184; сезон 1955 г.— там же, т. X, стр. 185—240; сезон 1956 г.— там же, т. X, стр. 241—299; сезон 1957 г.—там же, т. XIV, стр. 35—90; сезон 1958 г.—там же, т. XIV, стр. 91—112.

11  Подробный химический и технический ана­лиз строительных материалов из Паленке дан в статье: Е. R. L i 11 m a n n. Ancient Mesoamerican Mortars, Plasters and Stuccos: Palenque, Chiapas. AAn, т. 25, Salt Lake Sity, 1959, стр. 264—266.

12  Цит. по: Ч. Галленкамп. Майя. Пер. В. И. Гуляева. М., 1966, стр. 110.

13  Т. Маlеr. Researches in the Central Por­tion of the Usumatsintla Valley. PMM, т. II, Cambridge, 1901, стр. 40—75, табл. 7—33; S. G. M о r 1 e y. The Inscriptions of Peten. CIWP 437, Washington, 1938, т. Ill, стр. 1—312; т. V, табл. 27—39, 116—146, 178E, 178G; L. Sat­terthwaite. Piedras Negras Archaeology: Architecture, Part I—И, IV—-VI. UMUP, Phila­delphia, 1944—1954; W. R. С oe. Piedras Negras Archaeology: artifacts, caches, and burials. Phi­ladelphia, 1959. См. также серию: „Piedras Neg­ras Preliminary Papers“, № 1, L. Satterth­waite. Description of the Site with Short Notes on the Excavations of 1931—1932. Phila­delphia, 1933; № 2. L. Satterthwaite.

South Group Ball Court
. Preliminary Note on the
West Group Ball Court
. Philadelphia, 1953; № 3. L. S a t t e r t h w a i t e. Palace Structure J~2 and J-6, Philadelphia, 1935, № 5. L. Sat­terthwaite. A Pyramide without Temple ruins. Philadelphia, 1936.

14 A. P. Maudslay. Archaeology, т. II, табл. 76—98; D. С h a r n a у, The Ancient Cities of the New World. New York, 1887, стр. 419—432; Т. M a 1 e r. Researches in the Central Portion of the Usumatsintla Valley. PMM, т. II, № 2, 1903; S. G. M о r 1 e у. The Inscriptions of Peten, т. II, стр. 341—607.

15  S. G. Morleу, ук. соч., т. II, стр. 353. На плане Йашчилана, составленном Боллесом, пунктиром показаны коридоры, идущие к зданию 76. (S. Моr1еy, ук.соч. т.V, табл. 201).