Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Послеклассический период. Часть 2.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Искусство древних майя

2

Переходим к рассмотрению майяской архитектуры IX—XV вв. В конце классического периода на полуострове Юкатан распространяется особый местный стиль, совершенно отличный не только от более раннего, существовавшего здесь, но и вообще от любого другого в древней Месоамерике. Происхождение и начальные этапы его развития пока еще не совсем ясны. По сравнению с зодчеством Петена характерной особенностью нового стиля является прежде всего иное расположение зданий: они уже не размещаются, как прежде, вокруг площади, а стоят свободно, не следуя какому-либо определенному плану. Сооружения не связаны между собой ни магистралями, ни четко ощущаемым композиционным единством. Своды имеют сходный с прежними вид, но их уже возводят из сплошной бетонообразной массы2 и облицовывают тонкими каменными плит­ами. Другая специфическая черта архитектуры этого времени — широкое распространение длинных прямоугольных зданий богато украшенными мозаикой из тесаного камня фасадами. Эти мозаики состоят из многих тысяч плотно пригнанных друг к другу тонких каменных пластин. Из них выкладываются фантастические маски, сти­лизованные изображения змей и ягуаров, небесных чудовищ, ступенчатые и другие геометрические орнаменты. Очень популяр­ны маски Чака — майяского бога дождя, часто образующие целые ряды, оформ­ленные в виде больших панелей. По­следние комбинируются с полями, запол­ненными решеткой или другими геометри­ческими мотивами. Стены дворца Коц-Пооп в Кабахе, например, покрыты десят­ками таких панелей из огромных масок. Фасады некоторых зданий вообще пред­ставляют собой гигантскую маску Чака, дверной проем оформлен в виде рта, а большой каменный крюк над ним передает нос, то есть почти то же самое, что мы уже видели в копанском храме 22.

К другим характерным чертам этого сти­ля зодчества принадлежит: широкое при­менение каменных колонн с сужающими­ся посередине стволами и квадратными капителями, членящих большие дверные проемы, полуколонны, так называемый «ле­тящий фасад» — стена, выстроенная на крыше и заменившая прежний кровельный гребень, и др.

Важно отметить, что в противополож­ность большому разрыву между прошлым и настоящим в архитектуре, в керамике этого периода продолжаются прежние тра­диции, следовательно, никаких перемеще­ний населения не было.

На территории полуострова Юкатан встречаются четыре разновидности этого стиля, причем каждая преобладает в опре­деленной местности: Пуук, Лoc Ченес, Рио Бек и Чичен-Ица (наиболее древние по­стройки). Однако различия между ними не очень существенны, и поэтому в целях упрощения часто и весь стиль и период в научной литературе именуется Пуук — наиболее принятый термин, происходящий от названия холмистой местности около Ушмаля, где сосредоточены самые яркие памятники этого стиля зодчества.

искусство майя
Маска бога дождя. Коц-Пооп. Кабах

В числе характерных черт, свойственных локальным вариантам этого стиля, можно упомянуть следующие. Архитектурные па­мятники стиля собственно Пуук имеют большие размеры; так, например, «Дворец губернатора», одно из красивейших зда­ний Ушмаля, расположен на четырехсту­пенчатой платформе высотой в 15,5 м и со­держит 24 комнаты; другой, «Дом вол­шебника» — храм на пирамиде — является самой высокой (около 30 м) постройкой в городе. Нередко встречаются просторные помещения, перекрытые одним сводом. Об­лицовка зданий состоит из тонких, тща­тельно отесанных каменных пластин; ор­наментируется только верхняя часть — широкий карниз. Некоторые элементы каменных мозаик имеют внушительные раз­меры: отдельные из них достигают в длину 90 см и весят около 80 кг каждая. Тематика мозаик очень разнообразна: змеи, животные, птицы, маленькие хижины, человеческие фигуры, так называемые «ныряющие божества» (изображения заходящего солнца в антропоморфной форме), маски Чака, решетчатый и ступенчатый орнамент и др. Число составных частей таких мозаик иногда очень велико: так, на облицовку «Дворца губернатора» мастера употребили около двадцати тысяч штук пластин. Часто использовались также каменные колонны и тонкие, тесно приставленные друг к другу полуколонны. Последними украшали фасад, чтобы нарушить впечатление монотонности гладких поверхностей. Такова, например, декорировка трехэтажного дворца в Сайиле. Большие дверные проемы чередуются с отрезками стен, заполненными связанными полуколоннами массивными масками. Особо следует выделить «триумфальные арки» в Лабне и Кабахе — изолированно стоящие массивные стены с большими сводчатыми проемами посредине, очевидно, служившие для эржественных процессий.

искусство майя
Дворец Коц-Пооп. Кабах. Реконструкция Т. Проскуряковой

Типичными городами стиля Пуук являются Ушмаль,3 Кабах, Сайиль, Ошкинток, Лабна, Чакмультун, Эцна и др. Из них наиболее крупным и величественным был Ушмаль, состоявший из шести больших групп. В центральную из них входят «Дворец губернатора», «Дом голубей», «Большаая пирамида», «Дом черепах» и «Дом волшебника» — вероятно, главный храм города. Он несколько раз перестраивался. Поблизости от последнего стоит «Женский монастырь» — комплекс из четырех зданий, образующих прямоугольник, в центре второго находится большой внутренний двор (79,1 X 64,6 м). Южное крыло построй­ки членится на две части богато украшен­ной мощной аркой — красивейшей из всех, созданных майя.

Типичной особенностью стиля Лос Ченес, имевшего распространение в южном и центральном Кампече, а также в западной части Кинтана Роо, было то, что часто весь фасад оформлялся в виде гигантской причудливой маски небесного дракона или другого божества. Таковы храмы в Цибильнокаке, Хочоб и Эль Табаскеньо. Вся поверхность настолько перегружена орна­ментом, что основные линии изображения теряются, и глаз наблюдателя видит толь­ко бесконечно повторяющиеся отдельные детали.

искусство майя
«Женский монастырь». Ушмаль. Реконструкция Т. Проскуряковой

Стиль Рио Бек, распространенный в юж­ной части полуострова Юкатан, довольно близок к стилю Лос Ченес. Самыми харак­терными его чертами является тщательная отделка облицовочных пластин — пожалуй, самая лучшая обработка камня на всей территории майя — и наличие высоких (чаще всего 16 м) башен. Обычно такие башни помещаются или у передних углов здания, или, реже, в центре. На них ведут широкие лестницы с чрезвычайно узкими ступенями; на вершине стоят подобия свя­тилищ из сплошной каменной кладки, без внутренних помещений.

искусство майя
Арка. Дворец. Ушмаль

Таким образом, эти башни не имели ни­какого практического назначения и строи­лись в чисто декоративных целях. Ярким примером может служить храм I в Шпухиль. Сравнительно небольшое здание с га­лереей по фасаду увенчано тремя башне­образными пирамидами: две по краям и одна — в центре; профили их напоминают тикальские. Между лестничными ступеня­ми помещены огромные квадратные маски божества дождя; такими же масками укра­шены и кровельные гребни. Весь храм как и другие постройки группы Рио Бек, воздвигнут на низкой платформе, к каждой из трех дверей ведет отдельная маленькая лестница.

искусство майя
Арка. Лабна

Последний стиль, так называемый древний Чичен, именуется так потому, что встречается лишь в одном поселении - ранних зданиях Чичен-Ицы дотольтекского времени. По своим особенностям он очень близок к стилю Пуук (например, тройные входы, сгруппированные полуколонны, маски на углах и другие черты, описанные выше). Две или три постройки в Чичен-Ице имеют так называемые «летящие фасады», увеличивающие общую высоту.

искусство майя
Храм I. Шпухиль. Реконструкция Т. Проскуряковой

Наиболее значительными архитектурными памятниками этого периода в Чичен-Ице являются «Красный дом», «Акаб Циб», «Храм с тремя притолоками», «Женский монастырь», «Церковь» и др. Очень интересен «Караколь» (Улитка) — круглая башня, служившая астрономической обсерваторией. Это название здание получило из-за спиральной лестницы, ведущей в небольшую комнату на втором этаже. В толстых стенах ее прорезаны квадратные отверстия для астрономических наблюдений. Своды двойного кольца коридоров в нижнем этаже выполнены в характерной для стиля Пуук манере.4

Все перечисленные выше стили рассматривались прежде исследователями как внезапное возрождение искусства майя на территории Юкатана после того, как были оставлены города классического периода в Петене. Теперь установлено, что эти архитектурные памятники знаменуют собой не возрождение, а продолжение стиля классического периода на Юкатане, превращение его в своеобразный местный вариант. Он содержит некоторые более ранние элементы, например, маски небесного чудовища с длинным носом, помещенные на углах здания, и скульптурные вставки на лестницах. Подобные черты часто встречаются в архитектурных памятниках Ко­пана и т. п.


2  E. R. Li11mann. Ancient Mesoamerican mortars, plasters, and stuccos: the Puuc area. AAn, т. 25, Salt Lake City, 1960, стр. 407—412.

3  J. L. Stephens, ук. соч., т. I, стр. 163— 186, 226—232, 253—56, 297—325; W. H. Hо1mеs. Archaeological Studies among the an­cient cities of Mexico. Chicago, 1895, ч. I, стр. 80- 96; A. Ruz. Uxmal. Temporada de trabajos 1951—1952. AINAH, т. VI, ч. I. Mexico, 1955; Он же. Uxmal, Cabah, Sayil. Temporada 1953. INAH, Informes N° 1, Mexico, 1955; H. Stierlin, P. RamirezVazquez. Maya, Fribourg, 1964, табл. 67—90.

4  К. Ruppert. The Caracol at Chichen Itza, Yucatan, Mexico. CIWP, 454, Washington, 1935; А. М. T о z z e r. Chichen Itza and its Cenote of sacrifice, PMM, т. XI, Cambridge, 1957, стр. 82—83.