Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Дворцовые постройки

Гуляев Валерий Иванович ::: Города-государства майя. (Структура и функции города в раннеклассовом обществе)

В ходе изучения городов древних майя археологи довольно часто встречали характерные длинные постройки из камня, стоявшие на низких основаниях или платформах. Эти здания, как правило, имели довольно много помещений и комнат и были сгруппированы вокруг открытых внутренних двориков и площадей. Еще пионеры майяской археологии, такие, как Т.Малер, А.Тоззер и А.Моудсли, назвали этот тип построек «дворцами», стремясь показать его отличие от специфических «башнеобразных» храмов майя, возводившихся на высоких ступенчатых пирамидах с усеченной плоской вершиной и имевших в классический период максимум две-три комнаты. С тех пор данный термин прочно вошел во все труды по майяской архитектуре, хотя каждый раз исследователи предпочитают брать его в кавычки, подчеркивая тем самым его условность. Назначение и основные функции «дворцов» майя действительно во многом оставались до недавнего времени загадкой: слишком мало было исследовано подобного рода построек, слишком плохо разработаны критерии для доказательства их дворцовой принадлежности. Одни авторы считали «дворцы» одновременно и местом обитания жрецов, и местом отправления религиозного культа[593]. Другие рассматривали эти здания как чисто административные учреждения, а не жилые постройки[594]. Третьи называли их «мужскими домами», предназначенными для собраний и встреч мужчин и для обучения молодежи[595]. Наконец, были и такие исследователи, которые приписывали «дворцам» их прямое назначение, т.е. считали их резиденциями правителей городов-государств майя[596].

Пытаясь опровергнуть эту последнюю точку зрения, многие ученые ссылаются на сырость и темноту, постоянно царящие внутри этих толстостенных, каменных, со ступенчатым перекрытием зданий[597]. Но их оппоненты справедливо указывают на то, что все «дворцы» дошли до нас в сильно попорченном виде и поэтому не известно, как они выглядели внутри в момент их существования[598].

Положение заметно изменилось лишь в 60-е годы. Обширная программа археологических исследований в крупнейшем центре древних майя — Тикале, осуществляемая учеными Музея Пенсильванского университета (США), позволила наконец положительно решить и вопрос о назначении «дворцов». Раскопки в центре города, в районе Центрального Акрополя, помогли выявить несколько таких дворцовых ансамблей[599], существовавших по меньшей мере несколько сотен лет (с 350 до 850 гг. н.э.). Для доказательства того, что «дворцы» Тикаля действительно были местом обитания правителей, их семей, сановников и слуг, американский археолог У.Хевиленд приводит довольно убедительные аргументы.

Во-первых, по его словам, наблюдается непрерывная линия их развития от простых деревянных хижин с крышами из листьев или тростника — через каменно-деревянные здания скромных размеров — к внушительным сооружениям целиком из камня.

Во-вторых, во внутренних помещениях «дворцов» в изобилии найден хозяйственный мусор постклассического времени, что указывает на жилой характер данных построек хотя бы в то время. Можно предполагать, что эти «дворцы» служили резиденциями правящей элиты и в более ранний период — в I тысячелетии н.э. В пользу этого свидетельствует находка в одном из «дворцов» Центрального Акрополя бытовых отбросов и мусора с предметами VI–VII вв. н.э. Отсутствие же подобных находок в других аналогичных постройках связано, очевидно, с тем, что мусор оттуда тщательно убирали. Его в большом количестве использовали в качестве засыпки или заполнения при строительстве платформ и пирамидальных оснований новых зданий.

В-третьих, в некоторых «дворцах» удалось найти под полами комнаты погребения. Известно, что захоронение мертвых под полами домов или вблизи них — характернейшая черта погребального обряда майя, начиная с доклассических времен и вплоть до конкисты[600].

Некоторые исследователи отмечают большое сходство в планировке и общем облике дворцовых ансамблей, известных как по постклассическим письменным источникам, так и по данным археологии (например, Ишимче — столица какчикелей в горной Гватемале, основанная в XV в. н.э. и сожженная испанцами в 1526 г.), с «дворцами» майя I тысячелетия н.э.[601]. Таким образом, вряд ли приходится сомневаться, что каменные, длинные, многокомнатные постройки на низких фундаментах или платформах, сгруппированные вокруг открытых внутренних двориков, которые так часто встречают археологи при раскопках городов древних майя, действительно были дворцами, где жили представители правящей династии и их многочисленная свита.

Каменные дворцы позднеклассического периода, с их ступенчатым («ложным») сводом, массивными стенами, облицованными снаружи и изнутри слоем белоснежного штука, и обильными рельефными украшениями на фасаде демонстрируют уже вполне сложившуюся, зрелую форму царских резиденций, прошедшую к тому времени длительный и сложный путь развития. Типичными образцами подобного рода зданий можно считать «Большой Дворец» в Паленке[602], «Дворец Губернаторов» в Ушмале[603] и многие дворцы Тикаля[604].

Подробное описание дворцового ансамбля Несахуалькойотла — правителя государства Акольхуа в Центральной Мексике (столица — город Тескоко) XV в. н.э. — и его многофункционального назначения (место жительства правителя и его семьи и родственников, слуг, знати, воинов стражи и т.д., залы для заседаний судей и военных, для аудиенций, кладовые, арсенал, бани, зоопарк и т.д.) можно найти в работе Иштлилшочитла[605].


[593] Pollock Н.Е., 1965, р. 411.

[594] Satterthwaite L., 1937, р. 18–23.

[595] Pollock Н.Е., 1965, р. 411.

[596] Сое W.R., 1968, р. 62.

[597] Guillemin G.F., 1968, р. 19.

[598] Ibidem.

[599] Harrison P.D., 1969, p. 165–167.

[600] Haviland W.A., 1970, p. 190.

[601] Guillemin G.F., 1968, p. 20.

[602] Marquina I., 1964, p. 610–615.

[603] Proskouriakoff T., 1969, p. 69, 70.

[604] Maler T., 1911, p. 11–22.

[605] Parsons I.R., 1971, p. 117–119.