Пьедрас Неграс
Древний город Пьедрас Неграс находится на северо-западе департамента Петен (Гватемала), на восточном берегу р. Усумасинты, по которой здесь проходит пограничная линия между Мексикой и Гватемалой. В 30-х годах здесь были проведены значительные археологические исследования экспедицией Музея Пенсильванского университета (США). Изучению и картографированию подверглась лишь центральная часть города, примерно 0,8 км с севера на юг и 0,5 км с востока на запад, т.е. около
Река Усумасинта образует здесь большую дугу, к которой вплотную примыкают на восточном берегу крутые гряды известняковых, поросших лесом холмов, почти отвесно падающих к воде. На вершинах и склонах этих холмов и раскинулись городские постройки. Всего в Пьедрас Неграс выявлено и обследовано около 100 каменных зданий, причем 75 из них входило в состав центрального участка города[692].
Центральный участок Пьедрас Неграс состоит из трех отдельных, четко выраженных архитектурных групп, каждая из которых сосредоточена вокруг своей главной площади: Южная, Восточная и Северо-Западная группы. Все три имеют между собой непосредственную связь.
Южная группа — крупнейшая и древнейшая из всех, подразделяется, в свою очередь, на две подгруппы, разбитые вокруг малых площадей и дворов. Главную площадь обрамляют только пирамидальные основания храмовых построек (U-1, U-2, U-3, U-4, U-5, U-10, U-9 и др.) Однако из-за сильных разрушений сейчас трудно определить, были ли это массивные каменные здания со сводом или легкие святилища из дерева и листьев. Большинство стел этой группы сосредоточено у подножья 13-метровой храмовой пирамиды U-5 (северо-западный угол площади), что говорит о важном значении данной постройки во всем архитектурном ансамбле — стелы 32–37[693]. В Южной группе находятся и самые ранние монументы города: стела 30 (у храма U-4) —
Восточная группа не столь сложна и многочисленна, как предыдущая. Основу ее составляют две большие храмовые пирамиды, замыкающие с северо-восточной и юго-восточной сторон главную площадь группы. Первая из них О-13 — одно из самых значительных зданий города. Это был большой, много комнатный храм с пятью дверными проемами, обращенный фасадом к площади. Он стоит на 12-метровой пирамиде-субструкции, вырубленной из скалистого грунта видоизмененного естественного холма. Особая важность данной постройки подтверждается необычайно большим числом резных каменных стел — 10 (стелы 12–21), расположенных у основания пирамиды на площади; наличием резных каменных притолок или панелей (притолоки 1–3, 12); множеством обломков скульптур и украшений из алебастра от внутреннего оформления здания; размещением под полами храмовых комнат значительного числа тайников с ритуальными приношениями из фигурных кремней и обсидиана и, наконец, присутствием почерневшего от огня круглого алтаря[695].
Даты десяти стел при Храме O-13 охватывают отрезок времени с 761 по
Храм О-12, расположенный на юго-востоке главной площади Восточной группы, представляет собой однокомнатную каменную постройку со ступенчатым сводом и тремя дверными проемами. Высота его пирамидального основания составляет
Северо-Западная группа, включающая «акрополь» и другие крупные постройки, связанные с Главной площадью, является кульминационной точкой всей планировки города. Огромная площадь у подножья «акрополя», размерами 115×85 м, обрамлена с севера внушительным пирамидальным храмом K-5 высотой в
Таким образом, в Пьедрас Неграс почти все дворцовые комплексы были сосредоточены в одном месте — в районе «акрополя» (Северо-Западная группа).
Всего в городе выявлено 46 резных стел и 13 скульптурных каменных притолок (по мнению Л.Саттертуэйта, они были не притолоками, а настенными декоративными панелями). Из общего количества стел только на 21 монументе изображение сохранилось достаточно четко, чтобы можно было различить его сюжет. Все стелы были связаны с храмовыми постройками. Первооткрыватель города Т.Малер описал 5 таких зданий, каждое из которых имело от 1 до 10 монументов[700]. Мотивы, представленные на достаточно хорошо сохранившихся стелах, можно разделить на три группы: 1) военная (персонаж в пышном убранстве и воинских доспехах с копьем и щитом в руках, сцены триумфа на фоне связанных пленников); 2) ритуальная (ритуальный «сев», общение с божеством и т.д.); 3) династическая (персонаж на тропе или платформе в нише).
Не вдаваясь в детали, следует подчеркнуть, что именно на материале стел из Пьедрас Неграс Т.Проскурякова довольно убедительно показала наличие светских династий правителей в классических городах-государствах майя[701].
Что касается стел с датами в честь окончания 5-летнего цикла, то их в городе найдено 14 (больше, чем где бы то ни было), 10-летнего цикла — 4, 20-летнего — 8[702].
В настоящее время для Пьедрас Неграс известно всего 10 погребений. Среди них к разряду царских может быть отнесено погребение, найденное под платформой J-5 «акрополя». В просторной каменной гробнице со ступенчатым сводом и со скамейкой (из камня) внутри лежал скелет главного погребенного — взрослого мужчины. Он был помещен вытянуто, на спине, головой на северо-восток. Череп — искусственно деформирован, зубы — инкрустированы нефритовыми вставками. Мужчину сопровождали 2 детских скелета (7–10 лет) с разбитыми черепами (видимо, это — заупокойная жертва) Это — наиболее богатое погребение в городе: нефритовые украшения, керамические сосуды, изделия из кости, кремня, обсидиана, раковин и т.д. Близ челюстей черепа главного персонажа лежала нефритовая подвеска (напомню обычай, описанный Ландой у майя XVI в.: класть в рот умершего кусок нефрита и зерна маиса). Скелет и дно погребальной камеры засыпаны красной краской. В одной из глиняных чаш лежал человеческий череп, нижняя челюсть и обломок длинной кости ноги (жертва?)[703].
В целом, несмотря на малочисленность погребений, Пьедрас Неграс дает наиболее впечатляющую коллекцию монументальной скульптуры, непосредственно связанной с личностью правителя, и богатый набор основных архитектурных форм крупного майяского города — «акрополь», каменные пирамидальные храмы и дворцы со ступенчатым сводом и т.д. Судя по эпиграфике, Пьедрас Неграс возник сравнительно поздно — где-то в начале VI в. н.э. (514–534 гг. н.э.). Возведение датированных стел прекратилось здесь в
[692] Mason I.A., Satterthwaite L. and Butler M., 1934, p. 32.
[693] Andrews G.F., 1975, p. 133–136.
[694] Morley S.G., vol. III, 1938, p. 44, 303.
[695] Ibid., p. 16.
[696] Ibidem.
[697] Ibid., p. 15.
[698] Ibid., p. 18–22.
[699] Ibid., p. 22.
[700] Brown С.H., 1972, p. 50.
[701] Proskouriakoff T., 1960, p. 454–474.
[702] Morley S.G., 1938, vol. III, Plate 121.
[703] Coe W.R., 1959, p. 124.