Паленке
План центральной части Паленке
1 — Дворец, 2 — Храм Надписей, 3 — Храм Солнца, 4 — Храм Креста,
5 — Храм Лиственного Креста, 6 — Храм Графа, 7 — северные холмы,
8 — «стадион», 9 — Храм 12, 10 — акведук, 11 — р. Отолум
Руины Паленке — одного из наиболее значительных городов майя классического периода — находятся в северной части штата Чиапас (Мексика), близ его границы со штатом Табаско. Плоские и болотистые земли последнего постепенно повышаются к югу, до тех пор, пока не переходят в первые отроги Чиапасских гор, образующих здесь естественное плато около
Ядро города состоит из нескольких, хорошо выделяемых групп построек, связанных так или иначе с основным элементом всей местной планировки — обширным комплексом «Дворца», который занимает доминирующее положение на Главной площади. Близ юго-западного угла дворцового ансамбля находится Храм Надписей на продолговатой ступенчатой пирамиде, в значительной мере высеченной в скалистом грунте естественного холма. Именно здесь была найдена А.Русом знаменитая «гробница правителя». К северу и северо-западу от «Дворца» на прямоугольных террасах расположено несколько других групп каменных построек, практически еще не исследованных (Храм Графа, Северные Храмы и т.д.). Этот участок города заканчивается крутым обрывом. К юго-востоку от Главной площади на специальной высокой террасе расположена в виде треугольника группа из трех изящных храмов, по праву считающихся жемчужиной местной архитектуры: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста[706]. На различном удалении от этих зданий видны платформы и террасы с бесчисленными руинами храмов святилищ, резиденций жрецов и знати.
Безусловно, наиболее впечатляющим сооружением Паленке является «Дворец». Он возник в результате многих изменений и перестроек и в настоящем своем виде представляет собой трапециевидную в плане гигантскую платформу примерно
Надо сказать, что, в отличие от дворцовых построек Тикаля, Пьедрас Неграса, Вашактуна и других, дворцовый комплекс в Паленке обильно украшен резными и скульптурными изображениями, орнаментами и надписями, которые по своей тематике находят полную аналогию среди каменных монументов и рельефов указанных городов: основной сюжет — правитель и его деяния (правитель на троне и со знаками власти, в сценах культа и т.д.). Полихромные росписи и иероглифы, наносившиеся на поверхности квадратных столбов-колонн и стен, время от времени обновлялись (в ряде мест обнаружены многие слои такой росписи)[709], что напоминает практику обновления дворцов (включая замазывание старых росписей и нанесение новых) после смерти правителя у майя-киче[710].
Не менее интересные материалы дают в этом отношении и основные храмы Паленке. Все они так или иначе связаны с царским культом: либо заупокойным (гробница Храма Надписей), либо прижизненным. Об этом свидетельствуют изображения, связанные с личностью правителя, на декоративных гребнях храмов (правитель на троне и т.д.), скульптурные панели внутри и, наконец, наличие в некоторых из храмов богатых захоронений с особо пышным ритуалом.
Совершенно уникальным явлением, резко отличающим Паленке от других классических центров майя аналогичного ранга, представляется мне почти полное отсутствие каменных резных стел и алтарей в этом городе (известно всего 2 стелы). Причины его остаются пока неизвестными.
Однако, отсутствие здесь скульптурных монументов во многом компенсируется обилием функционально близких им изобразительных сюжетов в виде резьбы и лепки по штуку и алебастру в храмах и дворцах города.
Паленке демонстрирует и наиболее яркие образцы заупокойного царского культа в виде гробниц лиц высокого ранга с особым ритуалом и богатыми украшениями, расположенных точно под пирамидальными основаниями храмов и часто непосредственно связанных с ними либо с помощью специальных лестниц, либо с помощью «каналов для души» — каменных труб (идущих от пола святилища до останков погребенного). Именно в Паленке впервые удалось доказать, что после сооружения пышной гробницы над ней сразу же строили храм, игравший, таким образом, подчиненную роль по отношению к погребенному (Храм Надписей).
Подробное описание всех погребений подобного рода, встреченных в процессе раскопок на территории города, можно найти в работе мексиканского археолога А.Руса Луилье (Гробница 3 в Храме A-XVIII, гробницы в Храме Льва или в Храме Прекрасного Рельефа, в Храме Креста и т.д.)[711].
В Паленке древнейшие археологические материалы в виде отдельных обломков керамики, не связанной с архитектурными сооружениями, относятся, по крайней мере, к позднеархаическому времени (этап Чиканель), т.е. к концу I тысячелетия до н.э. Однако вполне осязаемые признаки появления здесь крупного и динамичного городского центра относятся только к позднеклассическому этапу[712]. Первая датированная надпись из зоны города соответствует
В целом Паленке представляет собой ярко выраженный региональный культурный центр со специфическим архитектурным и скульптурным стилем[714]. Обращает на себя внимание следующий любопытный факт: расположенный в
[704] Marquina I., 1964, p. 609.
[705] Andrews G.F., 1975, p. 168.
[706] Ibid., p. 172.
[707] Marquina I., 1964, p. 610–612.
[708] Andrews G.F., 1975, p. 169.
[709] Maudslay A.P., 1889–1902, vol. IV, p. 14.
[710] Guillemin G.F., 1967.
[711] Ruz Lhuillier A., 1959, p. 187.
[712] Rands R.L., 1967, p. 119.
[713] Morley S.G., 1956, p. 64, fig. 1.
[714] Andrews G.F., 1975, p. 173.
[715] Ibid., p. 199, 200.
[716] Ibidem.