Предисловие
Задача настоящей работы — дать (впервые на русском языке) общую характеристику древней культуры народов майя за все ее более чем двухтысячелетнее развитие, начиная с самых ранних этапов и кончая трагической гибелью от меча испанских конкистадоров.
Древним майя, можно сказать, посчастливилось. Их богатая и высокоразвитая культура привлекала к себе внимание исследователей издавна. С середины прошлого века и по настоящее время выходило и выходит немало книг, посвященных археологии, истории и искусству этого народа. В последние годы появилось и много популярных работ. Из всех народов древней Америки майя, пожалуй, пользуются сейчас наибольшей известностью (если судить по числу ежегодно выходящих печатных единиц). На втором месте прочно стоят ацтеки, а на третьем — инки, которых, впрочем, в последнее время начинают догонять классические, или археологические, ольмеки. Между тем такие интересные и проблемные культуры, как сан-аугустин, мочика, тиахуанако или культуры народов побережья Мексиканского залива, Западной Мексики, Эквадора, не только значительно менее известны широкому читателю, но и не пользуются в должной мере вниманием специалистов.
Не вдаваясь в детальный анализ причин, вызвавших это явление (в том числе, конечно, и роли исторической традиции), следует сказать, что, несмотря на большое количество литературы, культура древних майя все же не может считаться полностью изученной. Отметим лишь несколько основных пунктов, которые должны подтвердить это положение.
Фразы о блестящей, своеобразной (а до недавнего времени еще и загадочной) культуре майя стали чуть ли не трафаретом в любой работе, посвященной им. Тем не менее исследований, где бы шла речь о ее специфике и особенностях развития, в сущности нет.
Во-первых, далеко не все в ней изучено должным образом: нет четкой картины по многим вопросам. Поэтому далеко не все так ясно, как это может показаться из некоторых исследований.
В частности, почти не разработаны такие кардинальные вопросы, как особенности развития материальной базы майяского общества, становления раннеклассового общества в Месоамерике[1], а отсюда и особенности специфики его культуры и т. д. В большинстве исследований упор делается на материалы майя низменности; сведения по горным районам почти не привлекаются. Не изучены и соотношения между этими двумя областями.
Во-вторых, в существующих работах в большинстве случаев из одной книги в другую с завидным постоянством переходит несколько неправильных утверждений, ставших из-за их многократного повторения почти аксиомами. Утверждается, например, что майя создавали свою культуру в некоем вакууме, что они были «одинокими гениями», достигшими наивысшей точки культурного развития на всем Американском континенте. Между тем майя — один из народов Месоамерики; их культура была, несмотря на свою специфику, в широком плане частью единой месоамериканской культуры (по крайней мере в классический период). А отсюда — допустимость и необходимость черпать параллельный материал из других месоамериканских обществ, где тот или иной вопрос освещен и разработан лучше. Тем самым представляется возможность истолковать многие явления в майяской культуре, которые по традиции считаются непонятными, загадочными или даже непознаваемыми. С другой стороны, нельзя забывать и о процессе взаимосвязи между частями этого большого культурного ареала и внимательно прослеживать, насколько это возможно, влияние майя на другие народы Месоамерики.
Еще одной очень распространенной ошибкой в зарубежных исследованиях является повышенное внимание к психологической характеристике современных майя. Обособляя некоторые черты, возникшие в течение колониального и современного периодов, и автоматически перенося их в древность, исследователи получают совершенно неверную картину. Постулируется некая психологическая неизменяемость майя с древнейших времен до наших дней, их особая индивидуальность по отношению к явлениям культуры, т. е. нарушаются основные принципы наших представлений о закономерностях исторического развития. Довольно часты также попытки идеализации древнего майяского общества и его культуры. Отрицается существование человеческих жертвоприношений, войн между отдельными городами-государствами и т. д.
В-третьих, наконец, следует учесть, что за последние годы наши сведения по истории и культуре древних майя значительно возросли. Прежде всего это связано с тем, что во многих крупных городах майя (Паленке, Тик'аль, Алтар-де-Сакрифисьос, Сейбаль, Ц'ибильчальтун, Ишимче и др.) были произведены серьезные раскопки, доставившие массу нового археологического материала. Заметно продвинулось и изучение письменных источников, в первую очередь иероглифических текстов (работы Ю. В. Кнорозова, Т. Проскуряковой, Л. Саттертуэйта, Д. Грехема, Д. X. Келли, Т. Бартеля и других исследователей). Опубликован ряд интересных текстов раннеколониального периода, содержащих важные сообщения по истории и общественному строю. Многочисленные материалы по этнографии горных майя, появившиеся недавно, также способствовали пониманию и истолкованию многих вопросов, в первую очередь относящихся к области религии.
Естественно, что имевшиеся обобщающие работы по истории и культуре майя, как например вышедшая в
Вряд ли имеется необходимость подробно обосновывать далее важность исследуемой темы. Изучение древней истории этой области Центральной Америки безусловно имеет принципиальное значение. Оно помогает, во-первых, представить процесс образования и развития одной из наиболее крупных и важных этнических групп Месоамерики — майя—киче. Во-вторых, изучение прошлого майя восполняет общую картину сложения исторических судеб древних народов Латинской Америки и, выявляя их взаимное культурное воздействие, позволяет в то же время судить о специфических особенностях исторического процесса и развития культуры индейских народов Мексики, Гватемалы и Гондураса. В этой же связи необходимо отметить и важное значение материалов из Месоамерики для выяснения закономерностей в процессе формирования раннеклассовых обществ, ибо если данные по государствам Древнего Востока отделены от исследователя тысячами лет, то здесь это расстояние измеряется лишь столетиями.
Несмотря на все своеобразие древнемайяского общества, непредубежденному наблюдателю скоро становится ясным, что в своем развитии оно следовало тем же основным закономерностям, как например народы Древнего Востока. А это является еще одним неоспоримым доказательством правильности материалистического понимания истории развития культуры, так как ни о каких культурных связях между этими областями в древности говорить всерьез просто не приходится[2].
Наконец, без изучения культуры древних майя невозможны никакие серьезные исследования по этногенезу, этнографии, культуре и социологии современного населения Мексики и в особенности Гватемалы, где и теперь индейцы составляют подавляющую часть населения страны. Все эти обстоятельства и привели к написанию данной работы.
В настоящих очерках сделана попытка показать картину культуры индейских народностей, говоривших на языке майя, с середины II тыс. до н. э. и кончая периодом испанского завоевания. Термин «культура» употреблен здесь в самом широком значении: под культурой понимается вся совокупность творческой деятельности древнемайяского общества — от производства материальных благ до религии и искусства. Разумеется, это не соответствует употреблению данного термина в археологических работах.
Неравномерность распределения сведений по отдельным районам и некоторая запутанность освещения исторических событий письменными источниками, наличие археологических «белых пятен» в ряде местностей не дают возможности с достаточной четкостью показать весь ход развития истории и культуры древних майя на всей их территории. Поэтому обзор дается лишь в той мере, в какой это позволяют конкретные данные, извлекаемые из нарративных и вещественных источников. К сожалению, как письменные, так и в особенности археологические памятники далеко не все изданы, что, конечно, еще более затрудняет полное освещение данной темы.
В настоящей работе майяское общество рассматривается как часть общества древней Месоамерики, а не как индивидуальная, не имеющая никаких исторических и культурных связей с другими месоамериканскими областями единица, как это делалось раньше. По убеждению автора, такой взгляд после новейших археологических открытий уже невозможен. А это не только дает право, но и обязывает любого исследователя, занимающегося древними майя, широко привлекать необходимый материал из данных по истории и культуре народов Центральной и Южной Мексики. Только благодаря этому целый ряд явлений майяской культуры, до сих пор непонятный, может быть правильно исследован и должным образом истолкован. Вторым важным моментом, по нашему мнению, является исследование специфики майяской культуры и ее региональных и хронологических разновидностей. Не менее важной задачей должно быть и использование данных по горным майя и систематическое сопоставление с более известными фактами из истории и культуры их равнинных соплеменников. Эти три пункта автор старался поставить в центр своего исследования.
Материалы, положенные в основу настоящей работы, указаны в первой главе. Изложение их, как и история исследования вопроса, дано не в том логическом порядке, как хотелось бы видеть исследователю, а в сложности и непрерывности процесса, происходившего в жизни.
Вполне естественно, что в книге, посвященной такой трудной теме, но имеющей строго определенный листаж, далеко не все изложено с достаточной полнотой и исчерпывающей аргументацией, а также могли быть упущены те или иные обстоятельства и кое-что из выдвигаемых положений поневоле должно было остаться на уровне гипотезы или предположения. Некоторые проблемные вопросы, как например изложение истории майя, вообще пришлось только кратко упомянуть во введении. Подробно освещенные в других исследованиях проблемы (в частности, иероглифическая письменность и календарно-хронологическая система) в данной работе были разобраны лишь в необходимой для общей картины мере. Основное внимание уделялось или мало разработанным темам (общественный строй, наука, литература, музыка и танцы), или систематически искажаемым (например, религия). По этим же причинам пришлось отказаться и от строго хронологического принципа изложения материала, а давать его по тематическому.
Существует несколько систем транскрипции фонем майя. В данной работе они не были применены, а слова майя давались в написании, характерном для того источника, откуда они взяты. Сводная таблица традиционного алфавита и различных транскрипций дана Ю. В. Кнорозовым (1963, стр. 158—159). Переводы источников, не оговоренные специально, принадлежат автору настоящей книги.
Все рисунки для данного издания были выполнены художником А. С. Фатеевым, которому автор выражает глубокую признательность.
[1] О понятии «Месоамерика» в историко-культурном отношении см.: Kirchhoff, 1943, 1952; Palerm, 1955b; Sanders, 1962b; MacNeish, 1964a, 1964b; Willey, Ekholm, Millon, 1964; Wauchope, 1964; M. D. Сое, 1963b; Wolf, 1962; Armillas, 1964.
[2] Подробный разбор этого вопроса см.: Гуляев, 1967, 1968.