Введение
Индейцы, принадлежащие к лингвистической группе майя, живут в настоящее время на территории трех современных государств Центральной Америки: Мексики, Гватемалы, Гондураса, а также Британского Гондураса. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче и хуастекская. Последняя, представленная теперь только двумя народами, стоит особняком от других ветвей, хотя некоторые исследователи сближают ее с первой. Ветвь майя подразделяется также на три группы — собственно майя, чаньябаль и мотосинтлеки. В группу майя входят следующие языки: 1) майя (юкатанский) с говорами ица, икаиче, санта-крус, слабо отличающимися друг от друга, и диалектами мопан и лакандон; 2) чоль с диалектом чонталь и говорами чольти, чорти, чоль-лакандон, акала, токегуа и манче. В группу чаньябаль входят языки: 1) цельталь (цендаль) с диалектами цоциль (социль) и келене (чамула); 2) чаньябаль (тохолабаль); 3) чух. В группу мотосинтлеков входят такие языки: 1) хакальтек; 2) мотосинтлек; 3) канхобаль с говором соломек.
В ветвь хуастеков входят языки: 1) хуастек с говорами потоси и веракрус; 2) чикомукельтек.
Ветвь киче подразделяется на три группы: мам, киче и кекчи. В группу мам входят языки: 1) мам; 2) агуакатек с говором койотин; 3) ишиль с говором такана. Группу киче составляют киче с диалектами какчикель, цутухиль, рабиналь, ачи, успантек и говорами такиаль, таканек, тутуапа, тупанкаль. В группу кекчи входят языки: 1) кекчи с говором тлатиман; 2) поком с диалектами покомам и покончи[3]. Связь семьи майя с другими языковыми группами Центральной Америки еще не ясна, хотя и служила предметом многих дискуссий.
Общая численность майя в настоящее время приблизительно достигает 2 млн человек, хотя в древности, до испанского завоевания, она была без сомнения несравненно больше[4]. На территории Мексики живут хуастеки (штаты Вера-Крус, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас), чонталь (штаты Табаско и Чиапас), юкатанские майя (штаты Юкатан, Кампече, Чиапас, территория Кинтана-Роо), цельталь, мам, цоциль, кекчи, лакандоны, чоль, тохолабаль (штат Чиапас). В Гватемале, где подавляющая часть индейского населения принадлежит к языковой группе майя, находятся киче (департаменты Уэуэтенанго, Чимальтенанго, Сан-Маркос, Кесальтенанго, Эль-Прогресо, Тотоникапан, Эль-Киче, Сакатепекес, Баха-Вера-Пас, Альта-Вера-Пас, Реталхулеу, Санта-Роса, Сучитепекес, Солола, Сакапа, Эскинтла), цутухиль (Со-лола и Сучитепекес), какчикель (Чимальтенанго, Эль-Киче, Гватемала, Солола, Эскинтла, Сакатепекес, Эль-Прогресо, Санта-Роса, Баха-Вера-Пас, Альта-Вера-Пас, Тотоникапан, Кесальтенаго, Сучитепекес, Реталхулеу, Сан-Маркос, Уэуэтенанго, Сакапа, Ха-лапа), ица (Петен), кекчи (Альта-Вера-Пас, Баха-Вера-Пас, Пе-тен, Исабаль, Эль-Прогресо, Сакатепекес, Эскинтла, Санта-Роса, Солола, Кесальтенанго, Сучитепекес, Реталхулеу, Сан-Маркос, Эль-Киче), покомам (Гватемала, Хутиапа, Эль-Прогресо, Чимальтенанго, Эскинтла, Солола, Кесальтенанго, Халапа, Чикимула), покончи (Альта-Вера-Пас, Баха-Вера-Пас), мам (Уэуэтенанго, Кесальтенанго, Сан-Маркос, Гватемала, Чимальтенанго, Эль-Киче, Сучитепекес, Реталхулеу), агуатека, хакальтека и ишиль (Уэуэтенанго и Эль-Киче), чорти (Чикимула и Сакапа), чух (Уэуэтенанго), успантеки (Эль-Киче), канхобаль (Уэуэтенанго), лакандоны (Петен). На территории Британского Гондураса живут юкатанские майя (дистрикты Коросаль, Эль-Кайо) и кекчи (Толедо). Крайняя западная часть Республики Гондурас занята чорти (район Копана). Основным занятием современных майя является земледелие; лишь сравнительно небольшая часть их работает в качестве рабочих на банановых и кофейных плантациях и промышленных предприятиях.
Следует иметь в виду, что современное расселение отдельных народов майя, по-видимому, не вполне соответствует их географическому положению ко времени испанского завоевания, не говоря уже о более отдаленном прошлом[5]. Окончательно этот вопрос будет решен лишь после детальных лингвистических, этнографических и археологических исследований. До сих пор также трудно ответить с полной уверенностью, какие из перечисленных народов майя были создателями тех памятников культуры, о которых говорится в настоящей книге. Во всяком случае можно с несомненностью утверждать, что в основном область древней культуры майя совпадает с их современным расселением, за исключением хуастеков, которые, очевидно, отделились от основного ядра майяязычных народов задолго до создания самобытной культуры майя. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что хуастеки, несмотря на несомненную языковую связь, значительно отличаются от остальных народов майя как по антропологическому облику, так и по археологическому и этнографическому материалу.
Наконец, следует несколько остановиться на географических условиях, в которых развивалась древняя культура майя. Вся территория, занимаемая этими племенами, четко делится на три большие области: южную, в которую входит восточный Чиапас, горная часть Гватемалы и район ее тихоокеанского побережья; центральную — низменность департамента Петен в северной Гватемале, покрытая тропическим дождевым лесом, и прилегающие к ней местности к востоку и западу (южная часть Кампече, Британский Гондурас и западный район Гондураса); северную — п-ов Юкатан. Каждая из них имеет свои собственные природные условия, а в прошлом обладала и определенными различиями в культуре. Наиболее отчетливо, однако, это сказывается в отличиях между горной и низменной частями майяской территории. Южная область, очевидно, бывшая колыбелью месоамериканского земледелия, наиболее разнообразна как по рельефу, так и по климату. Полоса тихоокеанского побережья Гватемалы представляет собой плодородную равнину наносного происхождения, пересекаемую многочисленными маленькими, но бурными потоками, текущими с гор. Они часто высыхают в сухой сезон, но во время таяния снегов в горах или сильных дождей эти реки затопляют страну. К юго-востоку побережье постепенно расширяется. Небольшие бухты, лагуны, мангровые болота, клочки джунглей испещряют весь берег. Количество осадков здесь очень велико, а климат жаркий. Пояс холмов, идущий от Тихого океана к высокому барьеру вулканических гор Сьерра-Мадре, имеет более прохладную температуру, но все еще жаркую. Средняя высота нагорья по мере продвижения вдоль тихоокеанского побережья постепенно возрастает. Это объясняется более усиленной вулканической деятельностью (здесь находятся 34 действующих вулкана), а следовательно, и большей мощностью отложений лавы и пепла. О том же свидетельствуют и часто повторяющиеся в этом районе землетрясения. Как в древности, так и теперь здесь находятся самые большие плантации какаовых деревьев.
Двойная вулканическая цепь образует становой хребет южной области, За цепью Сьерра-Мадре, более молодой и активной, среди которой возвышаются колоссальные вулканы (Фуэго —
Долины и речные бассейны с плодородными вулканическими почвами и покрытыми лесами склонами были важными зонами обитания человека как в прошлом, так и теперь. Климат здесь менее жаркий, чем на побережье, а дождливый сезон короче, чем в Петене. В Чиапасе цепь высоких гор отделяет прибрежную местность, близкую к гватемальской, от большого углубления, образующего бассейн р. Грихальвы. Последний из-за своего низменного характера имеет климат и растительность, близкие к тропическим. К северу от этого бассейна местность постепенно поднимается к горам и долинам плато Чиапас. Леса, состоящие из вечнозеленого дуба, сосны, ели, канадской сосны, кипариса и агуакате, перемежаются с лугами. Животный мир менее разнообразен, чем в центральной области, наиболее видными его представителями являются ягуары, пумы и олени, а среди птиц — знаменитый кецаль, национальная птица Гватемалы.
Южная область была в доиспанское время густо заселена, что доказывается археологическими раскопками; и теперь эта часть Гватемалы обладает большим населением. Возможности для сельского хозяйства здесь велики; очень богата область и минеральными ресурсами. И обсидиан и нефрит, так высоко ценившийся в древности, добываются именно в этом районе.
Центральная часть гватемальского департамента Петен и прилегающие к ней с востока и запада низменности более однородны по своему природному облику, чем южная область. Местность здесь низменная — от 30 до
Климат, бесчисленные насекомые, буйная растительность сельвы сильно препятствуют здесь изысканиям археологов. Недаром один из исследователей дал своей статье о работе в лесах Петена такое название — «Только лжецы и проклятые дураки говорят, что они любят джунгли» (Healey, 1950).
Животный мир центральной области не уступает по своему богатству и разнообразию растительному. Ягуары, олени, пекари, тапиры, броненосцы, различные виды обезьян, агути, летучие мыши, крокодилы, множество ядовитых и неядовитых змей — таковы обитатели этого района. Очень разнообразны птицы: попугаи, туканы, журавли, кецали, родственники кецаля — трогоны с сине-зелеными перьями и красной грудью, колибри, индюки, куропатки, перепела, голуби, соколы, орлы и др.
На западе центральная область орошается Усумасинтой и ее притоками; несколько меньших по величине речек, включая р. Белиз, течет в восточном направлении, впадая в Карибское море, а на юго-востоке Мотагуа и Чамелекон несут свои воды в Гондурасский залив. Но водные ресурсы этого района в целом неизмеримо меньше, чем южного. В Петене основным источником воды являются большие болотистые углубления — бахос, заполненные летом, но высыхающие в зимнее, бездождевое время. Основной геологической формацией здесь служит известняк, прикрытый лежащим мергелем. Почвенный слой тонок и поэтому после обработки быстро истощается. Для его восстановления необходимо в течение нескольких лет оставлять участки под кустарником. Эта особенность, однако, не препятствует возделыванию здесь кукурузы— основного питательного злака древних майя, и урожаи ее достаточно высоки. Почва саванн — вязкая красная глина — непригодна для земледелия. Близким по природным условиям вариантом центральной области является долина Копан среди невысоких гор в западном Гондурасе (около
Центральная область не богата минералами, за исключением обширных месторождений кремня и широко распространенного известняка, использовавшегося при постройках и в монументальной скульптуре. Основными продуктами обмена, которые вывозили обитатели этой области в древности, были, по-видимому, шкуры ягуаров и перья тропических птиц, прежде всего кецаля. Часть этой области по климатическим условиям подходит для выращивания какао, семена которого использовались в древней Центральной Америке как деньги.
Северная область — п-ов Юкатан — по природным условиям близка к центральной части. Юкатан представляет собой низкое, известняковое, больших размеров плато (средняя высота
Юкатан почти лишен рек и озер, лишь по его юго-западной части протекает несколько речек, а в северной находится длинное, но сравнительно узкое оз. Бакалар. Основными источниками являются прежде всего дождевая вода, которая собирается в искусственных или естественных водоемах, во-вторых, колодцы и, наконец, источники в естественных углублениях (промоинах в известняке), носящие название сенотов (испорченное майяск. dzonot — «водоем», «источник»). Некоторые из них достигают значительной глубины и длины; по сообщению Ланды (1955, стр. 210), в иных могла поместиться и двигаться каравелла. Большая часть штата Юкатан покрыта кустарником и низкорослым лесом; на юге и на западе он постепенно переходит в непроходимый тропический лес, покрывающий западную часть названного штата, южную часть штата Кампече, а также северную часть Британского Гондураса и Гватемалы. Животный мир отличается значительным разнообразием. Не случайно в древности Юкатан назывался страной индюков и оленей (там же, стр. 100). В прибрежных водах обитает множество видов рыб, а также черепах. В доиспанское время здесь водились ламантины, на которых индейцы усиленно охотились из-за мяса и сала. Ланда (там же, стр. 213) рассказывает, что бывали случаи, когда их приручали. В лагунах и на побережье жило много крокодилов.
В настоящее время исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов. Доклассический — 2000—300 гг. до н. э., имеющий три фазы: раннюю (2000—1000 гг. до н. э.); среднюю (1000—300 гг. до н. э.); позднюю (
[3] Классификация языков майя дана по работам Сводеша и Маккауна (Swadesh, 1961, 1967; McQuown, 1956, 1964, 1967) с некоторыми дополнениями и изменениями по статьям других исследователей (Kaufman, 1964; Mayers, 1966; Longacre, 1967; Edmonson, 1967a).
[4] Численность майя до испанского завоевания дана различными исследователями в сильно рознящихся друг от друга цифрах. Так, например, у А. Л. Крэбера для всего района она составляет 1 250 000 человек (Kroeber, 1947, pp. 159—160), в то время как С. Г. Морли считал, что только на п-ове Юкатан жило свыше 13 млн человек (Morley, 1947, pp. 315—316).
Ближе всего к истине, по нашему мнению, подсчеты Д. Э. Томпсона, определившего, что в VIII в. н. э. все народности и племена майя составляли 2.5—3 млн человек (J.E. S. Thompson, 1955, р. 29).
[5] См., например, распространение ишилей до рек Лакантун и Шакбаль в XVII—XVIII вв., отмеченное Ф. Термером (Termer, 1930a, SS. 310—312).