Источники и история изучения. Часть 5.
5
История и культура индейских народностей, живших до испанского завоевания в горных районах Гватемалы и на ее тихоокеанском побережье, не привлекли к себе особого внимания исследователей-американистов. В начальный период развития американистики (т. е. около века тому назад) история этой области Центральной Америки нашла себе освещение в нескольких работах французского исследователя Брассера де Бурбура, в особенности в его капитальной монографии «История цивилизованных народов Мексики и Центральной Америки» (Brasseur de Bourbourg, 1857—1858). В ней Брассер де Бурбур впервые использовал и этим ввел в научный обиход некоторые археологические материалы, а также письменные источники, найденные им в архивах Гватемалы, Мексики и Испании. Ряд последних имеет первоклассное значение (например, «Пополь-Вух», «Летопись какчикелей» и др.), и деятельность этого энтузиаста американистики не может быть недооценена. В дальнейшем, после путешествий Д. Л. Стивенса и Ф. Казервуда, Д. Шарне,. А. П. Моудсли и публикаций их исследований, обнаруженная ими в низменности блестящая культура майя классического периода настолько заслонила и затмила свою более скромную сестру, что ее почти совершенно забыли. Только в самом конце прошлого века О. Штолль, К. Заппер, Г. Берендт и другие путешественники — географы, этнографы и языковеды — обратили снова внимание исследователей на родственные классическим майя индейские племена юго-западной Гватемалы.
Это пробуждение интереса, однако, ограничилось лишь появлением ряда исследований по языкам и этнографии отдельных индейских народностей данной области, публикацией источников и несколькими разведочными раскопками археологических памятников. История и культура горной части Гватемалы доиспанского периода по-прежнему оставались (да в известной степени остаются и по настоящее время) золушкой американистики. По этой области трудно назвать какое-либо капитальное исследование или обобщающую монографию. Даже в большой работе, написанной известным гватемальским исследователем Антонио Вильякортой, истории этого периода отводится весьма незначительное место, да и само содержание данного раздела книги в сущности повторяет выводы, сделанные много лет тому назад Брассером де Бурбуром (Villacorta, 1938).
Археологические источники по древней истории южной области сравнительно немногочисленны и не могут ни в какой мере сравниться ни по содержанию, ни по количеству с имеющимися, например, источниками по доиспанской истории центральной части Мексиканского нагорья.
Хотя на территории Гватемалы велись, как мы видели, многочисленные раскопки, они почти не затронули ее юго-западной части; причины этого были изложены выше. Лишь в самые последние годы у археологов появились первые проблески интереса к данному району, однако достигнутые результаты все же еще незначительны и прийти на основании их к каким-либо серьезным выводам представляется пока невозможным.
В своем обзоре мы затронем несколько более широкий круг археологических памятников, чем это следует по рассматриваемой теме, но такое увеличение материала обусловливается тем обстоятельством, что без изучения его будет совершенно невозможно решить многие из возникающих перед исследователем проблем.
Первым исследователем археологических памятников киче следует, по всей видимости, считать Мигеля Ривера-и-Маэстре, который был послан правительством Гватемалы в
Более подробное исследование этого района началось только после первой мировой войны. Немецкий американист Ф. Термер во время своих этнографических исследований в горной части Гватемалы в 30—40-х годах обследовал также и многие археологические городища, а на тихоокеанском побережье даже провел несколько разведочных раскопок (Termer, 1930b, 1931,1935,1946— 1949, 1948, 1958). В конце 30-х годов мексиканский археолог Хорхе Акоста, начинавший тогда свою деятельность, дал краткое описание развалин Сакулеу (Acosta, 1930). В это же время там была проведена попытка реставрации. В
Еще в конце прошлого столетия А. П. Моудсли и его жена во время своих разведочных работ в горной части Гватемалы обратили внимание на огромное скопление курганов около современной столицы Гватемалы г. Гватемалы, описанных в свое время А. Фуэнтес-и-Гусманом, и предположили существование на этом месте в древности какого-то значительного города (А. С. Maudslay and А. Р., 1899, pp. 17—18). Однако внимание исследователей к этому городищу пробудилось лишь после того, как Антоиио Б. Хауреги — владелец одного из имений в данной местности — начал производить любительские раскопки для пополнения своей археологической коллекции. Найденные вещи очень напоминали памятники «архаической культуры», известной тогда лишь из долины Мехико. В
С 1930 гг. развернула исследования в горной Гватемале и Школа американского исследования — другой центр археологической деятельности США. В
В
Постепенное увеличение археологического материала сделало возможным первые попытки его обобщения; появился ряд статей, в которых исследователи предварительно намечали основные этапы древней истории горной Гватемалы или наиболее важные вопросы, требующие срочного изучения. К числу таких работ следует отнести в первую очередь статьи А. В. Киддера, Д. Э. Томпсона, Э. М. Шука и др. (Kidder, 1940, 1947b; J. E. S. Thompson, 1943a; McDougall, 1946; Shook, Borhegyi, 1964).
В конце прошедшего десятилетия (1954—1955 и 1956—1957 гг.) французскими и гватемальскими археологами были проведены весьма важные по значению раскопки: впервые были обследованы археологические остатки Мишко — древней столицы покомамов. Значение исследования такого крупного доиспанского центра трудно переоценить; к сожалению, пока опубликован лишь небольшой предварительный отчет (Guillemin, 1958; Lehmann, 1958; Navarrete, 1962).
Очень интересный для изучения раннего периода и в известной степени сенсационный материал был получен в результате раскопок экспедиции Гарвардского университета около поселений Ла-Викториа и Салинас-Ла-Бланка на тихоокеанском побережье Гватемалы. Благодаря им старый и многократно дебатировавшийся вопрос о связях древних культур Центральной Америки и области Анд возник вновь и впервые за многие годы своего существования стал опираться на твердо установленные факты. Полученный при раскопках материал показал, что в очень ранний период (XIII— X вв. до н. э.) между тихоокеанским побережьем Гватемалы и прибрежной частью провинции Гуайас в Эквадоре существовал прямой обмен, осуществлявшийся по морю. Были выяснены ранние этапы заселения этой области (М. D. Сое, 1959а, 1959b, 1960a, 1961а; Сое and Flannery, 1967).
В последние годы началось археологическое обследование озер горной Гватемалы с помощью аквалангистов. Озера в этом районе с древнейших времен являлись культовыми местами, и поэтому в них накопилось немало археологических сокровищ. Кроме того, ряд древних прибрежных селений оказался впоследствии затопленным из-за повышения уровня воды. В
В 1962—1963 гг. экспедиция того же музея в Милуоки провела раскопки в Бильбао — большом поселении времени Саита-Лусиа-Коцумалхуапа (Parsons, Borhegyi, Jenson, Ritzenhalter, 1963; Parsons, 1965, 1967a). Выяснилось, что этот город, в три раза больший по размеру, чем соседний Эль-Бауль, существовал еще с раннедоклассического периода, так как древнейшая его керамика показывает тесные связи с этапом Окос и Чиапа-де-Корсо I. Первый том подробного отчета о раскопках недавно вышел из печати (Parsons, 1967a).
Очень важный в археологическом отношении район около Исапы, давно привлекавший внимание ученых, наконец стал с
Значительное количество новых археологических данных по позднему периоду было получено в результате семилетних раскопок (1958—1964) древней столицы какчикелей Ишимче. Гватемальские исследователи не только раскопали и частично реставрировали ряд важнейших зданий (в некоторых были росписи), но и обнаружили несколько богатых и интересных погребений (Guille-rnin, 1959, 1961, 1965, 1967).
В последние годы изучение ольмекских археологических памятников все более тесно сплетается с вопросами генезиса культуры майя. Так как в печати уже существуют обзоры различных мнений и истории исследования этой во многом еще загадочной культуры, то в целях экономии места отсылаем читателя к ним (Termer, 1952, SS. 151 — 153; Кинжалов, 1962; М. D. Сое, 1968, pp. 39—90).
Подводя итоги разделу, мы можем констатировать, что исследователи еще не в состоянии представить себе полностью картину исторического и культурного развития майя, ибо материал все еще недостаточен и составить ясное представление по всей территории ни по одному периоду пока невозможно.
[28] Габель и Бастиан (Habel, 1878; Bastian, 1882) считали эти памятники тольтекскимн. Берендт оспаривал это положение, приписывая их киче. Штоль (Stoll, 1886) впервые связал культуру Коцумалхуапы с пипилями. Подробный обзор изучения этого вопроса дан у Д. Э. Томпсона (J. E. S. Thompson, 1948). См. также работы С. Борхедьи (ниже), Бэрленда (Burland, 1958) и В. Хименеса Морено (Jimenez Moreno, 1959, pp. 1088—1090).