Хозяйство и материальная культура. Часть 1.
ГЛАВА II
ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
1
Всего около 20 лет тому назад происхождение и начальные этапы древнемайяской культуры были окутаны глубокой тайной. Теперь эта неизвестность начинает постепенно рассеиваться благодаря усердной работе археологов, этнографов, лингвистов и антропологов. Однако исследователи только лишь приоткрыли край завесы, скрывающей от нас древнейшую жизнь этих народов. Должно быть сделано еще очень многое. Поэтому в последующих главах изложение иногда будет вестись по принципу обратной хронологии, т. е. от послеклассического периода, где материал более обилен, к предшествовавшим этапам: классическому и доклассическому.
Основным видом производства у народов майя являлось возделывание сельскохозяйственных культур,[54] прежде всего маиса, или кукурузы (Zea mays L.). Освоение (или, точнее, выведение) этого растения означало подлинную революцию в экономике древних индейцев, так как оно резко увеличило их пищевые ресурсы. Не случайно знаменитый исследователь индейцев Льюис Генри Морган писал: «Маис ввиду его пригодности к употреблению как в зеленом, так и в зрелом состоянии, его высокой урожайности и питательности оказался более богатым даром природы, содействовавшим начальному прогрессу человечества, чем все другие хлебные злаки, вместе взятые» (1935, стр. 18). Рассматривая роль кукурузы в развитии общества древней Америки нетрудно понять энтузиазм Л. Г. Моргана.
Несколько десятилетий тому назад большинство ученых считало, что возникновением или созданием кукурузы как культурного растения человечество обязано именно предкам майя. Новые археологические и ботанические открытия поставили эту гипотезу под сомнение.[55] Во всяком случае можно уверенно утверждать, что кукуруза имеет местом своего происхождения южную горную часть Месоамерики и что древнейшие (пока найденные) образцы ее относятся к V тыс. до н. э.
Природные условия в большинстве областей, занимаемых майя, благоприятствовали развитию земледелия. В ряде районов протекали крупные реки, разливы которых оставляли после себя большое количество плодородных осадков. То же самое можно сказать и о берегах озер, рассыпанных в центральной и южной областях. Издавна привлекали человека своим плодородием и склоны горных долин на юге.
Как известно, вторая часть средней и первая половина поздней фазы доклассического периода (приблизительно 800-е годы до н. э. — рубеж н. э.) характеризуются в Месоамерике прежде всего очень быстрым техническим и социальным прогрессом. Причины его на интересующей нас территории еще неясны для исследователей. В Старом Свете освоение металлов как материала для изготовления орудий труда породило коренные изменения в уровне развития производительных сил и повлекло за собой возникновение классового общества. Но в Месоамерике даже первый металл человечества — золото — появляется очень поздно,[56] а до широкого применения меди и бронзы в качестве материала для орудий ее обитатели так и не дошли даже ко времени появления европейцев на Американском континенте. Не было в Месоамерике и крупных животных, одомашнивание которых могло привести к возникновению скотоводства, а следовательно, и к выделению пастушеских скотоводческих племен. Думается, что причины этого явления на территории Месоамерики следует искать в специфике земледелия.[57] Нужно отметить, что последняя фаза доклассического периода в долине Мехико характеризуется наступлением засухи. Поэтому, вероятно, именно в данное время осваиваются и входят в жизнь различные виды интенсивного земледелия, в первую очередь ирригация, благодаря чему в отдельных местностях Месоамерики становятся возможными огромные по тем временам урожаи. В силу этого отдельные группы племен, прежде всего племена, освоившие плодородные территории и новые методы в выращивании сельскохозяйственных культур, резко вырываются вперед в своем развитии. Э. Вольф, П. Армильяс, Р. Мильон видят причину ускоренного социального развития в данный период в освоении различных систем искусственного орошения.[58] Не оспаривая важности этого фактора, можно указать, однако, и другие. Несомненно ирригация имела необычайно важное значение для районов центрального плоскогорья, но для местностей, пересеченных крупными реками, такую же роль играла мелиорация, а для горных районов — террасное земледелие, наличие которого засвидетельствовано у древних майя (Guzman, 1958). По нашему мнению, решающим фактором коренных общественно-экономических изменений в данный период являлось широкое развитие селекции важнейших сельскохозяйственных культур, в первую очередь кукурузы. Мы знаем, например, что у майя было несколько ее сортов, имевших различное назначение; плодородие этой культуры широко известно. Мильповое земледелие само по себе не интенсивно, а техническая слабость орудий (каменные топоры) препятствовала стабильному расширению вырубаемых под посев участков. Поэтому в условиях тропического леса интенсификация земледелия сводилась прежде всего именно к селекции растений.- Не случайно в этой связи и обилие терминологии в древнем языке майя, относящейся к кукурузе и способам ее возделывания; таких слов можно насчитать более 30.
Следует, может быть, попутно сказать, что докукурузный этап земледелия у народов Месоамерики был связан с возделыванием корнеплодов; Бронсон (Bronson, 1966) недавно убедительно доказал это для майя. Интересно отметить, что данная традиция (вегетативное размножение) тесно связана с земледелием Южной Америки и принципиально противостоит земледельческим традициям Центральной Америки, основанным на проращивании семян. Следы еще более раннего этапа — собирательства — можно найти в широком распространении образа водяной лилии[59] в мифологии и изобразительном искусстве, растения, очевидно, некогда игравшего значительную роль в питании. Отсюда, вероятно, идет и культовое значение каймана как покровителя и постоянного спутника этой пищи. О том, как впоследствии трансформировались такие представления, говорить сейчас, думается, нет необходимости.
Наконец, следует также иметь в виду, что в противоположность оседлоземледельческим племенам Старого Света, как правило, имевшим в своем распоряжении и мясную, и молочную пищу, обитатели Месоамерики жили почти полностью на растительной диете. Люди, употребляющие пищу только растительного происхождения, в значительно большей степени нуждаются в добавлении в еду хлористого натрия; кроме того, следует помнить, что в жарком климате солевой обмен в организме протекает более интенсивно, а недостача хлористого натрия в крови ведет к тепловому удару. Поэтому с переходом к земледелию месторождения соли стали играть все более важную роль, и районы, имевшие их, несомненно получили широкие возможности для развития обмена. На территории Месоамерики такими районами являлись прежде всего долина Мехико с ее солеными озерами и побережье Мексиканского залива и Тихого океана.
В настоящее время еще невозможно сказать вполне уверенно: в какой части Месоамерики процесс классообразования начался впервые и как он распространялся. Однако уже М. Коваррубиасом (Covarrubias, 1957, pp. 50—83) было отмечено, что распространение характерного стиля в месоамериканском искусстве, обычно называемого археологами ольмекским, каким-то образом связано с наблюдающимся в рассматриваемый период процессом социального расслоения. Конечно, наивно было бы вслед за Коваррубиасом видеть в ольмеках непосредственных распространителей нового общественного строя, но весьма вероятно, что процесс социальной стратификации начался впервые именно в южной части Месоамерики, а точнее, в областях на побережье Мексиканского залива, где теперь и предполагается первичный центр ольмекской культуры.[60] Этот интереснейший и важный вопрос нуждается безусловно в специальном и детальном рассмотрении, поэтому ниже приводится лишь несколько беглых попутных соображений.
Определяющей чертой памятников ольмекского искусства является настойчивое воспроизведение ягуара, «одержимость ягуаром», как метко выразился один из исследователей. Это животное, очевидно, было тотемным в племени, возглавившем ольмекский племенной союз. Ягуар изображался во множестве форм на памятниках монументальной скульптуры, в живописи и мелкой пластике; зубы, пятна и когти этого животного являются излюбленным мотивом, передававшимся на керамике, ушных и губных вставках. Очень часты нефритовые амулеты в виде клыков ягуара; большинство человеческих изображений имеет рот, переданный в виде пасти рычащего ягуара, и т. д. М. Д. Ко правильно реконструировал основной ольмекский миф, говоривший о том, что прародитель племени родился от сочетания Ягуара с женщиной; Две монументальные скульптуры, найденные в Сан-Лоренсо, а также рельеф IV из ольмекского церемониального центра в Чалькасинго (мексиканский штат Морелос)[61] это подтверждают. Если мы вспомним, что по позднейшей месоамериканской религиозной традиции (J. E. S. Thompson, 1951a, р. 36; Кинжалов, 19706) ягуар твердо ассоциировался с божествами влаги и плодородия (в частности, с ацтекским Тлалоком — «Тот, кто способствует произрастанию растений»), то эта связь не может не навести на некоторые размышления. Думается, можно с известной уверенностью полагать, что именно на побережье Мексиканского залива были сделаны какие-то первые шаги в области интенсификации, земледелия, вызвавшие в свою очередь изменения в структуре ольмекского общества и закрепленные впоследствии в том, что ведущее божество в этом обществе оказалось связанным для дальнейших культур с представлениями о плодородии.[62] Не случайно и то обстоятельство, что первое изображение каких-то связанных с земледелием обрядов принадлежит также ольмекам. На рельефе II из Чалькасинго изображены два жреца с масками ягуара на лицах, высоко поднимающие копательные палки для обработки земли; третий, лежащий на земле, орошает ее своим семенем из эректированного пениса, в то время как четвертый персонаж держит в руках стебель молодой кукурузы.
Второй характерной особенностью ольмекской культуры является ее привязанность к нефриту. Пожалуй, ни один другой народ древней Месоамерики не оставил такого количества изделий из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. В более поздний период нефрит неизменно связывался в религиозных сказаниях с представлениями о растительности и жизни; вероятно, именно поэтому в классическую эпоху ценились более всего камни с ярко-зеленой окраской. Естественно предположить, что такие представления восходят также к ольмекскому обществу.[63]
Однако следует учесть, что наиболее распространенные виды нефрита у ольмеков были как раз не ярко-зеленые, а голубовато-зеленые и просвечивающие, что скорее можно сопоставить с водой (что также находит параллели в более позднее время; ср., например, имя ацтекской богини воды Чальчиуитликуэ — «владычица в нефритовой юбке»). Учитывая большую распространенность у ольмеков нефритовых кельтов, проще предположить, что этот камень был впервые освоен ими как новый материал для топоров (высокие качества нефрита при изготовлении режущих инструментов неоднократно подчеркивались специалистами по первобытной технике). Большая эффективность новых орудий и могла положить начало его позднейшей специфике в области культа. К сожалению, описанию и публикациям найденных орудий труда почти не уделяется внимания, поэтому сказать что-либо более определенное по этому вопросу пока невозможно.
Если мы примем тезис о том, что первые существенные шаги в интенсивном земледелии были сделаны на побережье Мексиканского залива, то тогда становится ясной проблема широкого распространения ольмекского стиля в искусстве Месоамерики в рассматриваемый период и устойчивых традиций в последующие. Он служил неким оформителем, внешней оболочкой тех социальных процессов, которые происходили в тогдашнем обществе; он оформлял зарождающуюся новую идеологию и выражал изобразительным путем ее характерные черты. Исчезновение же самого ольмекского стиля в первых веках нашей эры, очевидно, следует связывать с распадом ольмекского племенного союза. Отдельное племя просто было не в состоянии продолжать создание монументальных памятников, отвечавших идеологическим установкам ольмеков, возглавлявших до этого объединение.[64]
[54] Лучший обзор всего имеющегося по этому вопросу материала см.: Lorenzo, 1961; MacNeish, 1964a; Mangelsdorf, MacNeish, Willey, 1964; Гуляев, 1966.
[55] Подробнее см.: MacNeish, 1958, 1961а, 1961b, 1962, 1964а; MacNeish and Peterson, 1961; Mangelsdorf, MacNeish and Willey, 1964; Willey, 1966, pp. 78—85; Girard, 1966, pp. 312—316, 322—324.
[56] Наиболее древним изделием из золота, найденным на территории Месоамерики, является золотой чеканный диск из Тешмилинкана, штат Герреро (Aguilar Piedra, 1946, pp. 53, 72), относимый большинством исследователей к тольтекскому периоду (Lothrop, 1952, р. 10).
[57] Вопрос о типах земледелия у майя и об их связи с историческими и социально-экономическими изменениями в древнем майяском обществе дискутировался в последние годы неоднократно [см.: Meggers, 1954, 1957; Altschuler, 1958; W. R. Сое, 1957; M. D. Coe,J957b, 1961b; Dumond, 1961 (современные этнографические параллели этой теории дает Сейлер; Saler, 1962);' Ferdon, 1959; Cowgill, 1961, 1963; Cowgill and
[58] Исследование остатков древних ирригационных сооружений, вопросы их датировки и времени появления были предметом многих публикаций и оживленных дискуссий в последние годы (West у Armillas, 1950; Armillas, 1949, 1964; Millon, 1954, 1957, 1962; Palerm, 1954, 1955a, 1955b; Wolf and Palerm, 1955; Armillas, Palerm, Wolf, 1956; Wolf, 1962; MacNeish, 1961a, 1962; M. D. Сое, 1964; Matos Moctezuma, 1965, pp. 60-^64; Woodbury, 1965b; Paddock, 1966, pp. 90, 233, 235; Mangelsdorf, MacNeish, Willey, 1964, p. 444; Borhegyi, 1965a, pp. 19, 30; Sanders, 1965, и др.).
[59] Перечисление всех памятников с изображением этого растения- см. у Тоззера (Tozzer, 1957, v. I, pp. 105—106).
[60] По так называемому ольмекскому вопросу существует значительная литература; назовем лишь последние обобщающие исследования: Pina Chan у Covarrubias, 1964; М. L. Palacios, 1965; М. D. Сое, 1965b, 1965c, 1965d, 1968; Stirling, 1965; Wicke, 1966; Bernal, 1968a.
[61] Толкование этого и других рельефов из Чалькасинго у разных исследователей значительно различается. См.: Covarrubias, 1957, р. 64; Wolf, 1962, р. 81; Krickeberg, 1960, S. 183; Gay, 1966, pp. 57—58; Grove, 1968; M. D. Сое, 1968, pp. 91—93.
[62] Ю. В. Кнорозов высказал очень остроумное соображение о первоначальных причинах связи ягуара и земледелия. При переходе к подсечно-огневому земледелию наибольшую опасность для посевов представляют лесные травоядные, поэтому владыка леса, ягуар, распугивавший производивших потравы животных, но сам не трогавший кукурузу, стал покровителем и защитником полей и земледельцев.
[63] М. Стирлинг (Stirling, 1961) попытался проследить отношение ольмеков к нефриту. Он считает их создателями нефритовой пластики; от них, по его мнению, этот вид искусства распространился среди других народов Центральной Америки. Он сопоставляет отношение к нефриту у древних китайцев и древних обитателей Месоамерики и находит многозначительное сходство. К сожалению, сведения Стирлинга о культуре древнего Китая позаимствованы из недостаточно компетентных источников и не всегда достаточно достоверны (нефрит олицетворял в Китае мужское начало и поэтому не мог ассоциироваться с водой и т. д.), а из-за этого его основной вывод: о возможном заимствовании искусства обработки нефрита ольмеками у китайцев через Тихий океан — повисает в воздухе.
[64] Подробнее см.: Кинжалов, 1964, стр. 5—6. Близкая точка зрения высказана А. Касо (Caso, 1965).