Хозяйство и материальная культура. Часть 4.
4
Животноводства у майя, как известно, до европейского завоевания не существовало; одомашнены были лишь небольшие гладкошерстные собачки, употреблявшиеся в пищу, и индюки. Поэтому основным источником животных белков являлись охота и рыболовство. Майя охотились на оленей, тапиров, пекари, ламантинов (Ланда, 1955, стр. 213—214), обезьян, опоссумов, барсуков, агути, броненосцев, черепах, крокодилов, кроликов, игуан, индюков. На оленей охотились большими группами— от 50 до 100 человек. Охотник, застреливший зверя, получал одну ногу, голову, шкуру, желудок и печень; остальное делилось между другими участниками. Охота производилась как при помощи различных ловушек и западней, изображения которых сохранились в Мадридской рукописи (М, 91, 93, 38—49), так и с помощью лука и стрел, дротиков и копьеметалок, копий. Отравленные стрелы у майя не применялись. Для охоты на птиц использовались выдувные трубки— oonteub (ю; из них стреляли небольшими глиняными шариками), клеевые ловушки и различного вида силки. Существовали определенные охотничьи сезоны, в начале которых справлялись специальные праздники охотников (Ланда, 1959, стр. 179, 188). На росписи одной поздней вазы из Юкатана изображен, очевидно, такой праздник, связанный с культом оленя (Lothrop, Foshag, Mahler, 1957, pi. 80—81).
Рыболовство, распространенное главным образом в прибрежных областях и около крупных озер, тоже являлось немаловажным источником пищи. Добывались самые различные рыбы, начиная с акул и кончая анчоусами. Для ловли использовались сети и крючки, гарпуны, неводы, остроги и т. п. Сцены рыбной ловли довольно часты в рукописях (Д, 58, 62, 69, 72, 73); имеются такие же изображения и на гравированных костях из Тик'аля (Кинжалов, 1968, стр. 147). Добыча заготовлялась впрок: жарилась на решетках, вялилась, солилась, коптилась. Ланда (1955, стр. 212—214) дает подробное перечисление разновидностей рыб, живущих в водах Юкатана. Как и у охотников, у рыболовов был свой праздник, во время которого они чтили богов Ах-К'ак'-Нешоя, Ах-Пуа и Ах-Кит-Цамаль-Кума.
Майя разводили два вида пчел; и тот и другой без жал и по размерам меньше, чем европейские (Ланда, 1955, стр. 216—217). Ульи делались из полых обрубков древесных стволов с небольшим отверстием сбоку (об изображениях их в рукописях см.: Tozzer and Allen, 1910, pp. 298—301). Мед служил предметом торговли (Blom, 1932b, p. 536). Наряду с разведением пчел на пасеках значительную роль играл и сбор меда диких лесных пчел. Ланда (1955, стр. 189) подробно описывает праздник пчеловодов, справлявшийся в месяце Сек (ср.: R. L.
Из меда, смешанного с водой и настоенного на коре дерева Lonchocarpus longistylus Pittier., изготовлялся главный опьяняющий напиток древних майя — balche. «Они делали вино из меда и воды и определенного корня[70] одного дерева, выращиваемого для этого, который делал вино крепким и очень вонючим», — пишет Ланда (1955, стр. 142). Д. Э. С. Томпсон (J. E. S. Thompson, 1963, р. 105), испробовавший бальче у современных майя Британского Гондураса, еще приготовляющих его, говорит, что единственной оценкой этого напитка могут служить только слова тени из «Гамлета»: «О ужас, ужас, о страшный ужас!». Мед использовался и для приготовления других опьяняющих напитков.
[70] Ланда ошибается, для настоя использовалась кора.