Научные знания. Часть 2.
2
Иероглифическая письменность майя наряду с их изобразительным искусством в последние годы стала необычайно популярной; вместо предмета занятий горстки специалистов она оказалась объектом интереса самых широких кругов как у нас, так и за рубежом. Несомненная причина этому — те значительные сдвиги, которые были сделаны за последние годы в ее изучении.
Долгое время письмо майя оставалось неразгаданным (за исключением цифр и календарных знаков); расшифровка его была произведена выдающимся советским ученым Ю. В. Кнорозовым. В результате многолетних работ им был создан капитальный труд «Письменность индейцев майя» (1963), в котором подытожены все результаты его исследований. К нему мы и отсылаем читателя; здесь же ограничимся лишь самыми краткими сведениями.
Письмо майя, как и иероглифические системы народов Древнего Востока, состояло из фонетических (алфавитных и слоговых) знаков, идеографических (обозначавших морфемы) и ключевых, или детерминативов (пояснявших значение слов, но не читавшихся). Общее количество иероглифов равняется приблизительно 300. К этой системе письма близки (во всяком случае по характеру знаков) еще не дешифрованные письменности ольмеков и народов горной Гватемалы (ранние памятники К'аминальхуйу и Исапы; Miles, 1965a). Возможно даже, что они были родоначальниками майяской иероглифики.
Памятники письменности майя уже были охарактеризованы нами в главе I. Может быть, здесь следует упомянуть только об одной уникальной черте — размещении длинных текстов на ступенях монументальных лестниц в классический период. Они известны в Йашчилане (здания 5 и 44), Копане (дворец 26, храмы 22, 22а), Наранхо (здание B-XVIII), Паленке (дом С во дворце), Киригуа (здание 1), Сейбале (здание A-I), Ла-Амелиа, Дос-Пососе и т. д.
Во всей Месоамерике знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знатных семей обучались письму, истории, различным ритуалам и др. Ланда довольно подробно говорит об этом (1955, стр. 114—116). Не показавшие достаточного прилежания жестоко наказывались, как можно судить по параллельному ацтекскому материалу.