Научные знания. Часть 1.
ГЛАВА IV
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
1
Развитие научных, или положительных, знаний достигло у древних майя значительного уровня, хотя в большинстве они были еще тесно связаны с религией. Это обстоятельство не должно удивлять, так как известно, что во всех раннеклассовых обществах религиозная идеология являлась ведущей и объемлющей все другие виды идеологии. О некоторых видах полезных знаний мы уже писали в предыдущих главах (строительная техника, металлургия для позднего периода и т. п.), остановимся здесь вкратце на нескольких других.
Древние майя уделяли большое внимание изучению календаря и летосчисления, математики, астрономии, медицины и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические сведения по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако, как уже указывалось, все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях. Сведения о них часто излагались весьма запутанным и перегруженным мифологическими намеками языком, и поэтому современному исследователю порой трудно сделать из таких текстов полезный и определенный по своей точности вывод.
В числе наиболее развитых областей науки у майя несомненно надо назвать математику или, точнее, арифметику. Еще Ланда (1955, стр. 146) отмечал способность майя легко оперировать громадными числами: «Их счет ведется по 5 до 20, по 20 до 100, по 100 до 400 и по 400 до 8000. Этим счетом они широко пользовались для торговли какао. У них есть другой счет, более длинный, который они продолжают до бесконечности, считая 8 тысяч 20 раз, что составляет 160 тысяч, затем, возвращаясь к 20, они умножают 160 тысяч на это число и так продолжают умножать на 20, пока не получат громадной цифры. Они считают на земле или на чем-либо гладком». В другом месте (там же, стр. 176), говоря о календарном счете, Ланда пишет: «При этих возвращениях и запутанном счете удивительно видеть свободу, с которой те, кто знают [их], считают и разбираются».
В основе майяской арифметики лежала двадцатиричная система счисления, возникшая, очевидно, из осмысления и закрепления суммы числа пальцев на руках и ногах одного человека (не случайно число 20 в некоторых языках майя носит название hun uinic, winak—букв, «один человек»; Kaufman, 1964, р. 114). Аналогично нашим единицам, десяткам, сотням, тысячам, миллионам и т. д. майя имели девять ступеней счета, из которых каждая последующая равнялась двадцати предыдущим, так что наивысшая из них составляла 25 600 000 000, если считать по десятичной системе.[103]
Большим достижением майя в области математики (очевидно, заимствованным у ольмеков и развитым ими) была разработка в период последних веков до нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля (Lizardi Ramos, 1962). Оба эти понятия являются крупнейшим шагом вперед в истории математического мышления. Напомним, что наша система цифровых обозначений и лежащих за ними математических понятий была разработана в Индии приблизительно в VIII в. н. э. и достигла Западной Европы только в XV в. Таким образом, майя ввели в употребление эти понятия задолго до того, как они появились у обитателей Старого Света.
Для записи чисел майя пользовались двумя системами цифр. Первая, более простая и использовавшаяся для написания любого числа, имела только три знака: стилизованное изображение раковины для нуля, точки для единицы и горизонтальной черты для пяти. Отнесение той или иной цифры к разряду единиц, двадцаток (1 X 20), четырех сотен (1 X 20 X 20), восьми тысяч (1 X 20 X 20 X 20) и т. д. определялось порядковым положением данной цифры, как и в современной системе записи, но с той разницей, что периоды увеличивались не справа налево, как у нас, а снизу вверх. Таким образом, число, записанное по системе майя, представляло собой вертикальный столбец. Вторая система цифр, употреблявшаяся исключительно для записи чисел, связанных с календарем, представляла собой четырнадцать иероглифов в виде голов божеств верхнего мира, обозначавших числа от 1 до 13 включительно и нуль. Примеры применения этих цифр в «начальных сериях» довольно многочисленны; значительно реже встречаются в надписях так называемые персонифицированные, или декоративные, иероглифы, изображающие различных мифических персонажей и животных, передающие патроны месяцев, цифры, иероглифы единиц календарного счета, дни и месяцы в циклической дате. Декоративные разновидности цифр имеют характерные признаки лицевых вариантов. Упомянем здесь такие даты на притолоке 48 из Йашчилана, стеле D в Копане, храме 26 (там же), зооморфе В в Киригуа, алтаре около зооморфа О (там же), восточной и западной стороне стелы D (там же) и на Панели рабов (здание А в Паленке).
Дата персонифицрованными иероглифами 9.15.5.0.0. на стеле D. Копан.
Из надписей классического периода и трех сохранившихся рукописей мы знаем, что при своих календарных и астрономических вычислениях майя оперировали очень большими числами (большое число записано, например, на стеле 10 и в Тик'але[104] — 1 841 641 600 дней, т. е. более 5 млн лет!), но нам неизвестны ни их методы вычисления, ни пособия для таких вычислений.
А между тем подобные вычисления представляют собой серьезную задачу даже для современного исследователя, вооруженного целым рядом пособий и даже специальными соответствующими таблицами. Путем анализа нескольких мест из Дрезденской рукописи и ошибок в вычислениях, имеющихся в надписях, Д. Э. С. Томпсон установил несколько интересных фактов (J. E.S. Thompson, 1941c). Во-первых, что майя при своих вычислениях не употребляли умножения или деления, а ограничивались лишь сложением и вычитанием; во-вторых, что основной единицей при календарных вычислениях у них был год в 364 дня; наконец, в-третьих, что все эти вычисления производились при помощи простого прибора типа абаки, где счетными единицами были семена какао, цветные камешки или т. п. (практически о том же говорит и Ланда в приведенном выше отрывке). Томпсон дает и несколько примеров вычислений при помощи такого прибора. Санчес (Sanchez, 1961), подробно доказав эти положения американского ученого, предполагает, однако (хотя в источниках об этом нет упоминания), что майя, возможно, применяли деление и умножение. Следует попутно сказать, что Томпсон, устанавливая существование абаки, не обратил внимания на наличие в памятниках искусства майя данных, подтверждающих его гипотезу. Так, на разбираемом нами далее (стр. 216) полихромном сосуде из Небаха мы видим позади правителя, принимающего дань, писца с таким счетным прибором в руках. Недавно, при раскопках богатого захоронения в тикальском Храме гигантского ягуара, были найдены костяные палочки с вырезанными на них календарными иероглифами. Л. Саттертуэйт полагает, что они могли служить своеобразным счетным приспособлением при вычислении сложных календарных дат (Satterthwaite, 1964a).
Ни у одного из народов древней Америки мы не находим столь высоко развитых календаря и системы летосчисления, как у древних майя классического периода. Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы. Определяя наиболее удобные сроки для различных земледельческих работ (отступление от них означало бы в условиях тропиков и при тогдашней системе сельского хозяйства подлинную катастрофу), жрецы окутывали это сложнейшей мистической символикой и сопровождали пышными религиозными церемониями. Точное летосчисление, возникшее сперва из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управляющих вселенной, и с культом правителя города-государства. Но одновременно изучение и разработка календаря вели к накоплению положительных знаний по астрономии, математике и метеорологии, так как жрецы должны были уметь точно вычислять периоды наступления дождей, засухи, появления на небе различных светил и т. д.
Научная литература по календарю майя очень велика,[105] это избавляет нас от подробного и детального его рассмотрения. Ограничимся поэтому лишь сообщением основных сведений и некоторых замечаний по отдельным вопросам.
Иероглифы в «долгом счете».
1 — вводный знак; 2 — бактун, 3 — к'атун; 4 — тун; 5 — виналь; 6 — к'ин.
Календарная система майя представляет собой своеобразную и значительную главу в истории мировой науки. К сожалению, надо прямо сказать, что, несмотря на очень большое количество работ, посвященных ей, эта область еще очень далека от полного понимания. Недоумения, споры из-за того или иного вопроса, просто незнание встречаются чуть ли не на каждом шагу. Объясняется, конечно, это в первую очередь тем, что современные исследователи рассматривают пока только цифровой, математический скелет календаря, не сумев проникнуть в ту систему образов, в которой его воспринимали сами древние майя. Отсюда и субъективизм отдельных исследователей, и споры между ними в истолковании тех или иных вопросов действия календарного механизма. Поясним это положение примером из истории другой области науки. Средневековые алхимики, например, несомненно знали реакции между водой и железом или золотом и ртутью, но выражали их в записях, а самое главное представляли в совершенно иных образах, чем современные химики. В действительности майяский жрец, производя сложные календарные вычисления, оперировал не с абстрактными числами и днями календаря, а с чрезвычайно сложной группой понятий, так как любое из них было связано в его мышлении с определенной группой мифологических образов. Это, конечно, не мешает допущению, что последние для вычислительных целей могли оформляться в виде групп чисел. Но повторение такой числовой формы в циклических расчетах вызывало в умах майяских жрецов и совершенно определенные заключения: то, что имело место в прошлом, должно повториться в будущем. Отсюда, между прочим, черты календарного фатализма в их мышлении, о котором часто писали С. Г. Морли и Д. Э. С. Томпсон, или, точнее говоря, вера в пророческие свойства календаря.
Ярким примером несовпадения между нашим и майяским пониманием особенностей календаря и их образным представлением может служить вопрос о комбинации двух любых циклов. Во всех западных работах по календарю майя в качестве поясняющего образа приводится сцепление двух зубчатых колес (см., например: Morley, 1947, р. 270; J. E. S. Thompson, 1955, р. 150; М. D. Сое, 1966а, р. 55). Совершенно ясно, что майя не могли представлять себе таким образом взаимодействие двух циклов уже потому, что они не имели понятия о принципе действия зубчатого колеса. Вернее всего для них это взаимодействие осмыслялось как движение двух хороводов, вращающихся один посолонь, а другой — в обратном направлении.
Во всех майяских системах календаря основной единицей является день, безразлично определялся ли он как отрезок времени или как числовой промежуток, выраженный интервалом между двумя датами. О делениях дня на какие-то части (часы, минуты) у майя мы ничего не знаем; сообщение Ланды (1955, стр. 165) о частях дня говорит только о его времени (подобно нашим утру, полдню, вечеру). Вероятно, один день начинался, а другой кончался во всех системах в одно и то же время: предположительно в момент солнечного восхода или заката. Наименования дней и месяцев в различных календарях несколько отличаются друг от друга, а в надписях классического периода расшифрованы пока достаточно предположительно. Наиболее принятая система их обозначения по юкатанскому календарю доиспанского времени, конечно, абсолютно условна. В записи позиции или даты в определенном цикле обозначение дня или более долгого периода было фиксированием повторяющейся последовательности или цикла из чисел, названий либо комбинаций того и другого. Простейший пример — обозначение в нашем календаре: суббота, 13 июля, которое предусматривает сочетание двух циклов — недельного, из семи названий, и 12-месячного. Каждый «круглый» цикл покрывает период, после которого начинает повторяться снова та же самая комбинация дат.
Весь календарь майя представлял собой сложный механизм из циклов различных размеров. Основой его был период в 260 дней, состоявший из комбинации «недельного» цикла (13 дней) и «месячного» (20 дней). Дни первого обозначались цифрами от 1 до 13, а дни второго имели 20 названий. В комбинациях с другими циклами дни месяца также обозначались числами от 0 до 19 (первый день месяца считался нулевым[106]). 260-дневный период имел распространение во всей Месоамерике и, очевидно, был тем зерном, из которого выросли все остальные календарные системы. Происхождение его неясно; некоторые исследователи (например, Л. Шульце-Йена; Schultze-Jena, 1933, Bd. I, SS. 28—33) связывали его с нормальным периодом беременности, но более правильно, конечно, искать его истоки в сельскохозяйственной деятельности древних обитателей Месоамерики, т. е. считать его простым сельскохозяйственным календарем. Ола Апенес и Хирард (Apenes, 1936; Girard, 1966, pp. 278—289) достаточно убедительно показали это. Самый ранний его образец, дошедший до нас, это надпись в Монте-Альбане, которую А. Касо (Caso, 1958, р. 73) относит по крайней мере к VI в. до н. э. Наиболее принятые термины в научной литературе для этого периода — tzolkin (ю), cholquih (к, как), tonalamatl или tonalpohualli (нах) — не могут быть признаны удачными, так как связывают его с каким-то определенным народом, поэтому в дальнейшем он называется просто «священным периодом», следуя терминологии Л. Саттертуэйта (Satterthwaite, 1965).
Последовательность восемнадцати 20-дневных месяцев составляла 360-дневный год, к которому в конце добавлялись 5 дней, носивших название «дней без имени» — хта kaba kin (ю); они считались несчастливыми. В сумме все это давало 365-дневный неопределенный год. Комбинация «священного периода» с годом, у которого отсутствовали вставные дни, составляет цикл календарного круга из 52 неопределенных лет, или 18 980 дней. Таким образом, дата майя состояла из числа 13-дневной недели, названия дня, числа месяца и названия месяца. Такой способ обозначения фиксировал не только определенный день в году, но и определенный день в 52-летнем цикле, так как однозначное сочетание двух чисел и двух названий могло повториться только через 52 неопределенных года.
Датировка по календарному кругу была распространена у многих народов Месоамерики. Несовершенство такой хронологии ясно: через некоторое время уже трудно определить, к какому календарному кругу относится имеющаяся дата.
Кроме этих основных циклов майя использовали и ряд других, самого разнообразного характера. Среди них можно назвать 9-дневную неделю (очевидно, связанную с эннеадой богов ночи, как у нахуа), цикл в 819 дней, 17-дневную неделю богов земли, цикл планеты Венера со средней продолжительностью 583. 48 дней, лунный цикл (Кнорозов, 1963, стр. 261—262) и др. Объединяя такие циклы в одну систему с календарным кругом, можно получить значительно большие временные периоды. Так, включение 9-дневной недели образует цикл в 468 лет, а добавив еще обозначение дня в 7-дневном цикле, мы получим круг в 3276 лет.
Майя классического периода имели также летосчисление по эре, обычно называемое в литературе «долгим счетом». Происхождение его тоже еще не совсем ясно, так как первые памятники, имеющие дату, записанную этим способом, найдены не на майяской территории (стела 2 в Чиапа-де-Корсо — 9 декабря
Важно отметить, что «долгий счет» мыслился у майя также циклическим, т. е. после завершения 13 больших циклов отсчет начинался заново. Однако, очевидно, что период в 347 000 лет, в течение которого даты не могли повториться, представлял собой достаточно емкий промежуток времени для истории человечества. Упомянутые выше даты с большим количеством дней, вероятно, относятся к таким случаям. Правда, не все они исходят из 4 Ахав 8 Кумху. Так, например, надписи в Паленке, Киригуа и Кобе имеют другую начальную дату — 4 Ахав 4 Соц.
В наиболее полном виде дата надписей классического периода включает следующие части: 1) «начальную серию», состоящую из вводного иероглифа и пяти иероглифов периодов с цифрами, указывающими число дней, прошедших от начальной даты; 2) дату календарного круга, состоящую из числа 13-дневной недели, иероглифа дня 20-дневного месяца, числа и иероглифа месяца,. покровитель которого указан в вводном иероглифе «начальной серии»; 3) дня 9-дневной недели, указанного с помощью одного из 9 иероглифов дней и иероглифа недели; 4) лунной серии, состоящей обычно из пяти иероглифов, указывающих число лунного месяца, его порядковый номер и название, а также количество дней в месяце.
В надписях после «начальной серии» часто встречаются другие числа, также указывающие количество дней и сопровождаемые иероглифами единиц счета. Эти числа указывают количество дней, прошедших между календарным кругом «начальной серии» и следующим календарным кругом, поэтому их называют интервальными числами (старое название — «вторичные серии»). Иногда употреблялся сокращенный способ написания дат, без «начальной серии». В таком случае ставилась дата календарного круга и указывалось, на конец какого периода она приходится. Так, например, на стеле 2 в Копане имеется дата 12 Ахав 8 Кех 11 к'атунов, что соответствует «начальной серии» 9.11.0.0.0. Следовательно, в датах конца периода пишется не вся «начальная серия», а лишь один из иероглифов единиц счета с соответствующей цифрой. Такого рода даты обычно называют «датами конца периода». Они обеспечивали точность датировки в пределах около 19 000 лет.
Еще более несовершенным был способ датировки по к'атунам (двадцатилетиям). Он применялся на Юкатане перед испанским завоеванием (ср.: Ланда, 1955, стр. 191—: 193) и поэтому в научной литературе носит название «юкатанской датировки». Суть его состоит в том, что к'атуны, заканчивающиеся днем Ахав с цифровым показателем, уменьшающимся постепенно на две единицы (т. е. 13 Ахав, 9 Ахав и т. д.), повторяются только два раза в четырехсотлетний период. Впервые такие даты появляются в городах Британского Гондураса (Караколь, алтарь 4) и Юкатана (Шкалумк'ин, южное здание, и К'абах, здание 2С-6). Это казалось юкатанцам достаточно точным определением времени события. В действительности же, если отсутствует «начальная серия», то определить хронологическую последовательность к'атунов на большом отрезке времени не представляется возможным: точность этого способа датировки уже лежит в пределах только 256 лет. Отсюда, между прочим, трудности в хронологии событий позднего периода истории майя.
Датировка по «долгому счету», т. е. способом «начальных серий», по неизвестным причинам оставляется майя в начале X в. (последние «начальные серии» вырезаны на нефритовой подвеске из Цибанче — 10.4.0.0.0., или
Попутно здесь следует коснуться весьма важного вопроса о перечислении дат майяского летосчисления в нашу хронологическую систему. Если бы было известно соотношение даже только одной «начальной серии» с датами нашего календаря, то вычисление дат по хронологии майя не представляло бы никаких осложнений и определение, на какое число нашего календаря падал исходный день «начальной серии», не вызвало бы затруднений. Но двойная запись дат — по хронологической системе майя и по нашему летосчислению — имеется только в документах, относящихся ко времени после испанского завоевания, т. е. к концу так называемого юкатанского периода майяской истории. В этот период майя, как мы видели, записывали даты исторических событий посредством «краткого счисления», гораздо менее совершенного. Согласно этой системе, одноименные даты могут повторяться через 93 600 дней (т. е. около 256 лет).
Исходный момент «начальных серий» — 4 Ахав 8 Кумху — современные ученые могут установить только при помощи дат, выраженных в системе «краткого счисления». Поэтому исследователи расходятся во вопросу о выражении этой мифической начальной даты календаря майя в числах нашего календаря. Одни, как например Г. Д. Спинден, помещают ее на 13 октября
В нашей работе даты приводятся по пересчету Д. Э. Томпсона, так как при использовании другой системы получается разрыв между хронологией майя и датами других археологических культур Центральной Америки. Последние исследования методом радиоуглеродного анализа деревянных балок из тикальских храмов подтверждают, между прочим, датировку, предлагаемую системой пересчета Эрнандеса—Томпсона (Satterthwaite, 1964b, 1965; Satterthwaite and Ralph, 1960).
Весьма значительными были успехи майя в астрономии, тесно связанной у них, как мы уже видели, с календарем. На основании многовековых наблюдений их астрономы вычислили продолжительность солнечного года с точностью, превосходящей григорианский календарь, которым пользуемся в настоящее время мы. По их вычислениям длина этого года равнялась 365.2420 дням; по григорианскому календарю она составляет 365. 2425 дней, а по современным астрономическим данным — 365.2422 дня. Они умели рассчитывать наступление солнечных затмений, близко подошли к пониманию 19-летнего метонова цикла. В
Майя были известны и другие планеты: Марс, Сатурн, Меркурий, Юпитер. Однако здесь, как и в других астрономических вопросах, мнения исследователей так сильно отличаются друг от друга, что становится ясным только одно: работа лишь начата. Укажем, например, что листы 49—52 Дрезденской рукописи Р. Вильсон считает относящимися к Сатурну, Крейхгауэр — к Меркурию, М. Мэйкемсон — к Марсу, Людендорф — к Юпитеру, а Д. Э. С. Томпсон вообще не видит в них никаких астрономических данных.[109]
В письменных источниках послеиспанского периода упоминаются созвездия Плеяды, Скорпион, Малая Медведица, Близнецы (izab, zinaan, chimal ek, ас— ю), Млечный Путь (tam acaz, ah poou — ю), Полярная звезда (хатап ек — ю). Кратко об этом сообщает и Ланда: «Они руководствовались ночью, чтобы узнать время, Венерой, Плеядами и Близнецами» (1955, стр. 165).
Схема астрономического комплекса. Вашактун, группа Е.
Спинден предполагает, что майя был известен зодиак, состоящий, однако, не из двенадцати, а из тринадцати домов (Spinden, 1916b). На листах 23 и 24 Парижской рукописи, по его мнению, изображены знаки зодиака. А в таком случае первыми домами его должны были быть: Скорпион, Черепаха и Гремучая Змея.
Астрономические наблюдения производились майя с вершин их пирамидальных храмов невооруженным глазом; единственным инструментом, возможно, служили две перекрещенные палки, чтобы фиксировать точку наблюдения. По крайней мере подобные орудия изображены в рукописях Наттол, Сельдена и Бодли около жрецов, наблюдающих звезды. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года. Наиболее известный из них — комплекс E-VII, I, II, III в Вашактуне. Его выстроили следующим образом. На западной стороне была воздвигнута пирамида E-VII, фронт которой был обращен строго на восток. Напротив нее, на восточной стороне той же площади, находилась большая вытянутая платформа с тремя храмами (E-I, Е-П, E-III) на ее верхней площадке. Храмы эти были построены с таким расчетом, чтобы для наблюдателя, стоявшего на вершине пирамиды E-VII, прямо напротив стелы 20, укрепленной внизу около лестницы, солнце в день летнего солнцестояния (21 июня) появилось бы у левого (северного) угла храма E-I, а в день зимнего солнцестояния (21 декабря)—у правого (южного) угла храма E-III. В дни весеннего и осеннего равноденствий солнце всходило для наблюдателя прямо над центром крыши среднего храма Е-II.
Подобные сооружения были открыты и в других городах майя классического периода (Нак'ум Йашха, Наачтун, Балак'баль, Ушуль, Бенке-Вьехо, Калак'муль, Ишк'ун, Кахаль-Пичик, Хацкаб-Кеель, Ошпемуль, Рио-Бек II, Тик'аль, Шультун, Уканаль, Сан-Хосе, Ла-Муньека, Вашакканаль), после того как при раскопках Вашактуна был выяснен принцип их положения (Ruppert, 1940). Имелись и более простые комплексы, как например ансамбль из стел 10 и 12 в Копане, указывающий на место захода солнца 12 апреля — время начала посева (Morley, 1947, pp. 144—145).
В более позднее время появляются специальные здания, служившие для астрономических наблюдений. Таким была в Чич'ен-Ице круглая башня Караколь (от исп. caracol — «улитка»), названная так за извивающуюся подобно раковине улитки лестницу, ведущую в небольшую комнату на вершине. Эта башня, помещенная на двух находящихся друг на друге прямоугольных террасах, достигает
[103] Назовем основные работы по майяской математике (помимо календаря): J. E. S. Thompson, 1941c;
[104] Morley, 1937-1938, v. I, pp. 308-326. Имеются и другие надписи (стела I в Кобе, стела N в Копане, камень из Чиапы и западная панель таб-летты Храма надписей в Паленке), в которых даны большие календарные числа. Дата на стеле F в Киригуа 1 Ахав 13 Йашк'ин указывает на время 91683 930 лет тому назад, а на стеле D из того же городища — около 400 млн лет (J. E. S. Thompson, 1960, pp. 314—316). Безусловно, они заслуживают специального исследования, так как счет в них ведется от гораздо более ранней даты, чем начальная — 4 Ахав 8 Кумху.
[105] Назовем лишь основные: Morley, 1915, 1916, 1920, 1937—1938; J. E. S. Thompson, 1927, 1932с, 1937а, 1960; Spinden, 1924; Teeple, 1925a, 1925b, 1926, 1928; Satterthwaite, 1947, 1948, 1951, 1958b, 1961b, 1965; Кнорозов, 1963, стр. 30—33, 249—262; Leon-Portilla, 1968.
[106] Ряд исследователей (см., например: Satterthwaite, 1947, pp. 31—35) полагает, опираясь на такую нумерацию, что майя считали только истекшие единицы времени, т. е. так, как мы считаем часы.
[107] Употребляющееся в зарубежной литературе для обозначения этого периода времени слово «бактун» является искусственным образованием и не засвидетельствовано в источниках, поэтому лучше избегать его применения.
[108] Л. Саттертуэйт (Satterthwaite, 1958b), основываясь на новых эпиграфических материалах из Тик'аля, приходит к выводу, что эта формула была разработана .впервые в Тик'але приблизительно на два века раньше, чем в Копане. Однако у нас нет еще промежуточных данных, которые позволили бы связать это тикальское новшество с распространением единой лунной формулы в других городах.
[109] Из многочисленной литературы по астрономии майя обращаем внимание читателя на следующие работы: Satterthwaite, 1948, 1951, 1965; J. E. S. Thompson, 1960; Spinden, 1916b, 1928; Teeple, 1925a, 1925b, 1926, 19.28, 1931; Willson, 1924; Smiley, 1964