Некоторые вопросы общественного устройства. Часть 3.
3
В некоторых областях майя имелось значительное количество рабов (ppentac, ah тun, alabitz), принадлежавших отдельным знатным семьям, преимущественно же правителю города-государства. Судя по имеющимся данным, рабство у майя получило значительно большее развитие, чем у других народов Месоамерики. Главным источником рабства был захват военнопленных; для добычи их даже велись войны. Захваченные в плен продавались на рынках как рабы, за исключением правителя враждебного поселения и детей. Они приносились в жертву во время праздников богам. По сообщению одного испанского хрониста, обычной ценой раба в Месоамерике была сотня бобов какао.
Жители города-государства обращались в рабство за некоторые виды преступлений. Так, рабами становились убийцы (если они были моложе своей жертвы), разведенные жены, воры (даже за три початка кукурузы) и др. Дети, рожденные от раба, считались рабами. Тот, кто делал беременной рабыню или женился на ней, становился рабом владельца этой рабыни; та же участь постигала и женщину, которая выходила замуж за раба. Рабы использовались для всевозможных тяжелых работ, в том числе и как носильщики; обращение с ними было крайне суровым. Отличительным признаком раба была бритая голова, в то время как свободные люди носили длинные волосы.
Привилегированную часть общества майя составляли знать и связанное с ними жречество. Экономическая мощь их основывалась, как мы уже видели, на эксплуатации рядовых общинников и рабов. Права знати были наследственными; на это указывает и один из терминов для обозначения понятия «знатный человек» — almehen — букв, («имеющий мать и отца». Многие сообщения источников подчеркивают внимание, которое уделялось у майя родословным знатных людей. Возможно, имелись различные категории знати; во всяком случае в словарях приводятся различные термины для обозначения знатного человека (ah'Canan-cab, ah-chibal, ah-kaba и др.). Знать была освобождена от уплаты дани и в основном жила в городах. Ее власть над рабами ничем не была ограничена, а в отношении зависимых общинников знатные обладали административной и судебной властью. Так же как и у ацтеков, преступники из знати карались по совершенно иным юридическим нормам, чем рядовые земледельцы.
В XV—XVI вв. во главе городов-государств майя Юкатана стоял правитель — halach-uinic (настоящий человек). Должность эта была наследственной и переходила от отца к сыну, т. е. действовал чисто династический принцип. Правитель ведал всеми внутренними и внешними делами своего государства (в том числе и культовыми) и был главнокомандующим во время военных действий. При нем имелось несколько сановников, отвечавших за различные стороны жизни государства: calvac (ведавший данью с подчиненных городов и селений), верховный жрец, военачальник (пасоп) и др. Все приказания халач-виника выполнялись неукоснительно, и он обладал неограниченной властью.
Во главе подвластных городов и селений стояли батабы (batab) (RY, t. 2, p. 182). Очевидно, первоначально батаб являлся просто родовым вождем, но с ростом классового расслоения эта должность стала пожизненной и наследственной. В случае малолетства сына власть временно передавалась или его дяде с материнской стороны, или по выбору халач-виника какому-нибудь лицу из местной знати. Вероятно, своеобразным пережитком прежней выборности батабов был обычай, согласно которому все они через каждые 20 лет должны были являться к своему халач-винику, где им устраивался своеобразный экзамен, который должен был доказать их права на власть.[102] Необходимые для этого познания, по-видимому, включали мифологию, обычное право, историю своего рода и т. д., передававшиеся изустно от отца к сыну. Кроме того, испытуемые должны были знать какой-то тайный язык (по предположению некоторых исследователей— тольтекский). Если последнее правильно, то большинство батабов происходило от начальников тольтекских отрядов, захвативших Юкатан в X в. Многие из задаваемых вопросов представляли собой замысловатые загадки; например, халач-виник требовал, чтобы испытуемый принес ему солнце, на котором сидит зеленый ягуар и пьет кровь (R. L.
Батабы подчинялись халач-винику и выполняли его приказы. Однако как пережиток родового совета при нем находились два или три советника, имевших право опротестовывать его решение. Видимо, они представляли интересы богатейших жителей селения. По отношению к рядовым земледельцам батаб обладал административной и юридической властью. Подчиненные были обязаны возделывать его поля, предоставлять ему каждую неделю мужчину и женщину для домашних работ и подновлять его дом в случае надобности.
Государственный строй и общественные отношения майя доклассического и классического периодов мы можем восстановить лишь сопоставляя косвенные данные — изображения на фресках, скульптурных памятниках и т. д. — с приведенными выше материалами XV—XVI вв. Поэтому этих вопросов целесообразнее коснуться в соответствующих разделах главы об искусстве. Интересные наблюдения в этой области сделаны Ю. В. Кнорозовым (1955а, 1963), А. А. Липшуцем (1956) и В. М. Гуляевым (1966а, 19666, 1966в, 1969а, 19696).
[102] Тексты этих испытаний сохранились в книге «Чилам-Балам из Чу-майеля» (см.: R. L.