Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Архитектура и изобразительное искусство. Часть 1.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Культура древних майя

ГЛАВА V

АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1

Изобразительное искусство древних майя является несомненно наиболее широко известной областью их культуры, если не говорить об иероглифической письменности. Памятники его сохраняют до сих пор непреходящее художествен­ное значение, несмотря на большой промежуток, отделяющий нас от времени их создания. Монументальные здания, великолепная скульптура, уникальные многоцветные фрески на стенах храмов и дворцов, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, замечатель­ные произведения художественного ремесла (резьба по дереву, перламутру, кости), различные виды обработки поделочных кам­ней, ювелирные изделия древних мастеров — все это привлекает внимание и интерес не только ученых, но и самого широкого круга людей. Широко известно и влияние образцов древнего искусства на творчество современных архитекторов, скульпторов и худож­ников стран Латинской Америки.

Историю возникновения и развития древнемайяского искус­ства исследователь может проследить на протяжении свыше 3000 лет, начиная с самых ранних памятников XX—XV вв. до н. э. и до момента испанского завоевания в 1527—1546 гг. Объем материала, естественно, огромен. Однако это не означает, во-пер­вых, что все периоды развития и локальные стили майяского искусства в нем представлены одинаково равномерно, во-вторых, что мы в любом случае достаточно хорошо понимаем эстетические и общественно-политические установки создателей того или иного художественного памятника. Идеология древних майя, в частности религиозная, почти еще не изучена; нет ясного понимания и ком­плекса устойчивых символических образов, являющихся обяза­тельным ее арсеналом. Истолкование памятников всякого искус­ства требует глубокого знакомства с культурой и историей дан­ного народа, иначе неизбежен формальный подход — форма и ее изменения вольно или невольно становятся в центре исследования, а главная цель — идейная значимость произведения — ускользает. Представим себе на минуту, что мы не знаем изобразительных символов античности. Очевидно, не зная греческой мифологии, мы могли бы только констатировать, имея в виду изображение бога Гермеса, приблизительно следующее: показан молодой че­ловек в шлеме, со странным жезлом в руке и в сандалиях с кры­лышками; поза свидетельствует, что он летит. К сожалению, именно так пока обстоит дело с толкованием памятников майяской пластики и живописи, особенно доклассического и класси­ческого периодов. В научной литературе все время встречаются противоречащие друг другу определения изображенных персо­нажей: божество, правитель, жрец, военачальник, демон и т. п. Таким образом, ясно, что подлинное изучение майяского искус­ства только лишь начинается. Безусловно, после детального про­чтения сопровождающих изображения иероглифических надписей и расшифровки символики исследователи древнего мира майя по­лучат необычайно богатый, а иногда и уникальный материал для понимания палеоэтнографии Месоамерики, политической и идео­логической истории народов майя.