Примечания
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1 Лига (исп.) — старинная испанская мера длины, равная
2 Легенда о «золотом человеке» Эль Дорадо, управляющем страной, где все предметы сделаны из чистого золота, родилась уже после покорения индейцев испанскими завоевателями на основе рассказов об одном из религиозных обычаев индейцев-муисков, живших когда-то на территории Колумбии. Вождь этого племени в дни особо торжественных праздников, намазав свое тело клейким веществом и осыпав себя золотым песком, бросался с восходом солнца в воды священного озера Гуатавита.
3 Есть русский перевод: У. Прескотт. Завоевание Мексики. СПб., 1885.
4 Термин «Конкиста» (исп.—«завоевание») в научной литературе употребляется для обозначения периода завоевания Нового Света испанцами (с
5 12 октября
6 Плоды тропического дерева Achras sapota из семейства сапотовых (Sapotaceae) имеют округлую форму и сочную сладкую мякоть. Размеры их достигают 5—10 см в поперечнике.
7 Автор допускает некоторое преувеличение. Ацтеки находились по уровню своего развития на начальной ступени раннерабовладельческого общества, а европейские народы переживали в XVI в. уже эпоху антифеодальных революций.
8 Имеется в виду Атлантический океан.
9 Последнее независимое государство майя в джунглях Петена (Северная Гватемала) пало под ударами испанских войск лишь в
ГЛАВА ВТОРАЯ
1 Энкомендерос — испанские помещики на территории Нового Света. Система энкомьенды (исп.— «поручение») была введена Указом испанского короля в
2 Чилам Балам — название целого цикла литературных произведений, созданных индейцами в XVI—XVII вв. Все эти книги написаны на языке майя, но буквами испанского алфавита. В основу их содержания легли сведения по мифологии и истории из неизвестных нам древних иероглифических текстов либо из легенд и преданий. По-видимому, прежде каждое крупное селение индейцев имело такую книгу-летопись. Однако усилиями испанских инквизиторов большая их часть была уничтожена. Сохранившиеся экземпляры (около 16) книг Чилам Балам носят названия тех селений, где они были найдены: Чилам Балам из Чумайеля, из Мани, из Ишиль, из Набула и т. д. Книги Чилам Балам — ценнейший исторический источник по культуре и быту майя накануне и в эпоху Конкисты.
3 Имеется в виду период американской истории, освещенный письменными источниками, т. о. период с XVI в. н. э. По мнению буржуазных исследователей, только с появлением письменности начинается подлинная история того или иного народа. Весь дописьменный период объявляется доисторией.
4 Т. е. но рассказывают о политической истории: воинах, династических распрях, смене правителей, союзах государств, восстаниях недовольных и т. д.
5 В области дешифровки письменности древних майя с большим успехом работает советский исследователь Ю. В. Кнорозов, который нашел недавно ключ к прочтению иероглифических текстов (см. его последнюю работу «Письменность индейцев майя». М.-Л., 1963).
6 Розеттский камень — обелиск из черного базальта, найденный в Египте во время похода войск Наполеона. На поверхности обелиска была высечена надпись на двух языках — египетском и греческом. При этом египетский текст повторен дважды: иероглифами и скорописью поздней эпохи. Розеттский камень послужил ключом к дешифровке древнеегипетской клинописи.
7 «Пополь-Вух» — название эпоса, созданного народом киче. Киче принадлежали к языковой группе майя и обитали в центральных районах горной Гватемалы. Имеется русский перевод этой книги, сделанный Р. В. Кинжаловым: «Пополь-Вух». М.— Л., Изд-во АН СССР, 1959.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
1 ((Incidents of travel in Central America, Chiapas and Yucatan», v. I—II. New York, 1842.— Есть не совсем удачный русский перевод: Дж. Стефенс. Иллюстрированные записки о любопытной экспедиции в Центральную Америку. СПб., 1866.
2 Автор ошибся. Поход Наполеона в Египет начался 19 мая
3 Асьенда (исп.) — усадьба, имение.
4 Алькальд (исп.) — должностное лицо местной администрации: городской судья или городской голова.
5 Истинные названия древних городов майя нам неизвестны. Те же, что существуют ныне, даны первыми исследователями этих мест и носят условный характер. Например, Бонампак — «Расписные стены» — получил свое название благодаря замечательным фрескам, найденным там; Пьедрас Неграс — «Черные камни» — из-за цвета своих руин. Тикаль — «Место, где слышны голоса духов» — по чисто романтической причине и т. д.
Другие древние города майя, такие, как Паленке, Копан, Бонке, Вьехо и другие, носят названия расположенных поблизости современных селений.
6 Подобно названиям городов названия древних зданий в Мезоамерике носят условный характер и даются археологами-первооткрывателями по чисто случайным признакам: Храм Надписей, Храм Креста, Дом Карлика, Дворец Губернаторов и т. д.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
1 Имеется в виду книга Уильяма Прескотта «Завоевание Мексики».
2 Колониальный период в истории Латинской Америки охватывает время от Конкисты (XVI в.) до начала национально-освободительных войн латиноамериканских народов против испанского ига (первая четверть XIX в.).
3 Впервые высказал эту гипотезу и наиболее яростно защищал ее аргентинец Ф. Амехино, который четко сформулировал саму идею об автохтонности американского человека (F. Amеhino. La antiguedad dol hombro do
4 Абсурдную идею о существовании R Тихом океане фантастического континента My выдвинул впервые англичанин Джеймс Чорчвард. По его словам, этот огромный кусок суши находился .в центральной части океана между Америкой и Азией и ныне остатками его являются острова Полинезии. Не утруждая себя доказательствами, Черчвард заявил, что континент My — родина всех древних цивилизаций человечества — погиб в 12-м тысячелетии до н. э. в результате таинственной катастрофы, а его жители переселились в Мексику, где возникли их многочисленные и процветающие колонии. Однако открытия последних лет ясно показали, что в 12-м тысячелетии до н. э. на территории Мексики обитали лишь первобытные охотники на мамонтов с довольно примитивной культурой. Никаких следов «цивилизованных» пришельцев с континента My, как и следовало ожидать, там не оказалось.
5 Касик (исп.) — начальник, вождь.
6 Альфред Персифаль Моудсли (1850—1931) — известный английский археолог, специалист по древним памятникам Мексики и Центральной Америки. Его многократные экспедиции в этот район Нового Света в конце XIX в. фактически положили начало изучению цивилизации майя. Огромная коллекция древностей, собранная Моудсли во время его путешествий, хранится ныне в Британском музее в Лондоне.
7 Работа Моудсли, в которой излагаются результаты его экспедиций в Центральную Америку, сохранила свое значение до сих пор. Многие памятники древности, опубликованные этим ученым (особенно стелы и иероглифические надписи), были впоследствии разрушены, и сведения о них можно почерпнуть только из его книги («Archaeology», v. I—V.— In: «Biologia Centrala-americana». London, 1889-1902).
8 Теоберт Малер (1840—1917), австриец по национальности, прибыл в Мексику как офицер экспедиционного корпуса эрцгерцога Максимиллиана Габсбурга — непрошеного претендента на мексиканский престол. После разгрома интервентов Теоберт Малер остался в стране, посвятив себя изучению культуры майя. Благодаря его экспедициям было найдено множество неизвестных до этого древних городов в бассейне реки Усумасинты и в северном Петене. См. его работы: ((Explorations in the Central portion of the Usumacinta Valley».
9 В этом разделе автор несколько преувеличивает роль календаря в жизни майя. Повышенный интерес к вопросам календаря и астрономии майя у большинства буржуазных ученых объясняется тем, что их попытки раскрыть тайну чтения иероглифических текстов некалендарного характера потерпели неудачу.
10 Речь идет о первых радиокарбонных анализах деревянных балок из храмов Тикаля, производившихся в лаборатории Либби. Как показали дальнейшие события, анализы Либби были ошибочными. Повторное изучение розных деревянных балок из Тикаля подтвердило систему корреляции Гудмена — Томпсона — Мартинеса (см. заключительную статью).
12 Типично идеалистический подход к проблеме. Автор пытается ссылкой на мнимое отсутствие зачатков крупнейших достижений цивилизации майя прикрыть свою беспомощность при решении проблемы происхождения культуры майя (см. заключительную статью).
ГЛАВА ПЯТАЯ
1 Н. М. Wоrmіngtоn. Ancient Man in the North America. Denver, 1957.
2 Центральноамериканское земледелие прошло в своем развитии два этапа. Первый этап — появление зачатков земледелия, когда оно было лишь одним из способов добывания пищи, подчиненным охоте и собирательству. Судя по последним работам Р. Мак-Нейша в мексиканских штатах Пуэбла и Тамаулипас, зачатки земледелия появляются в Мексике еще в 6—5 тысячелетиях до н. э. Важнейшая сельскохозяйственная культура доколумбовой Америки — маис (или кукуруза) начинает возделываться в 4 тысячелетии до н. э. (3 600 ±
3 Лама использовалась индейцами как вьючное животное, а также для получения шерсти и мяса.
4 Альпака — домашняя разновидность гуанако (дикого млекопитающего из рода лам). Основной район распространения — Андийское нагорье. Альпака используется главным образом для получения длинной и тонкой шерсти.
5 Данное высказывание автора не соответствует действительности. Первые вещи из железа появляются в Египте и на Переднем Востоке в XV—XIV вв. до н. э., а широкое распространение железа в Европе (а вместе с ним и начало «железного лека») начинается значительно позже — в VIII—VII вв. до н. о.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
1 Саподилья — дерево из рода чико-сапоте, произрастает в тропических районах Америки. Из него добывается душистая смола чикле (ацтек. Chictli), идущая на изготовление жевательной резины.
2 Речь идет о разновидности древовидного хлопчатника (Ceiba pentandra) из семейства бомбаксовых (Bombaeaceae).
3 Сильванус Грисвольд Морли (1878—1947) — крупнейший американский археолог и лингвист, один из основных авторитетов в области археологии майя. Под его руководством в 20—30-х годах начались интенсивные раскопки древних городов Петена и Юкатана. Морли сделал серьезный вклад в изучение календаря и эпиграфики майя, изложив результаты своих исследовании и двух монументальных работах: («Inscriptions of Сораn».
4 В
5 Автор снова преувеличивает роль календаря в развитии культуры майя. На самом деле календарь возник у майя в связи с необходимостью точного определения сроков посевов и жатвы и, следовательно, был первоначально полностью подчинен чисто хозяйственным запросам.
6 Вопрос о назначении стел у майя носит спорный характер. Вряд ли их устанавливали лишь с целью увековечения определенных отрезков времени. Советский исследователь Ю. В. Кнорозов считает эти стелы «юбилейными», связанными со сменой правителей внутри господствующей династии. Сходной точки зрения придерживается и американская исследовательница Т. Проскурякова.
7 И сторонники, и противники гипотезы мексиканского археолога М. Коваррубиаса фактически подменяют вопрос о происхождении археологической культуры вопросом о происхождении письменности и календаря. В настоящее время большинство исследователей признает, что основные черты цивилизации майя возникли на местной основе, на основе культуры предшествующего архаического периода. Что касается письменности и календаря, то они играют здесь подчиненную роль. Сам факт обнаружения наиболее ранних стел с календарными датами в области, населенной в свое время ольмеками, заставляет предполагать, что либо более ранние образчики письменности и календаря на территории майя будут еще найдены, либо майя заимствовали свою календарную систему и письменность у ольмеков.
8 Высказывания автора по этому поводу носят чисто предположительный характер. Вопрос о характере общества майя в классическую эпоху исследован пока очень слабо и вызывает много споров среди ученых. Если судить по аналогиям с древними цивилизациями Востока — шумерийской, египетской и другими, — то у майя, несмотря на огромную роль жречества в жизни общества, у «кормила власти» стояли все-таки представители светской знати, а не духовенство (см. заключительную статью).
9 Несмотря на общее сходство культуры, в отдельных районах территории майя наблюдаются заметные различия. Западные исследователи (Эрик Томпсон) выделяют три больших локальных района: Северный (Юкатан и прилегающие к нему территории), Южный (Горная Гватемала, Гондурас, Тихоокеанское побережье) и Центральный (Петен, Британский Гондурас" и бассейн реки Усумасинты) .
10 Типично идеалистическое объяснение: автор связывает все культурные достижения майя с религией, забывая о том, что основой развития любого общества служит экономика, а но идеология. В действительности и создание календаря, и работы в области астрономии были связаны с хозяйственными успехами и вызваны хозяйственными потребностями.
11 Вопрос о природе города у древних майя носит спорный характер. Автор подобно большинству других западных исследователей считает, что эти города были лишь ритуальными центрами, в которых жили жрецы и их слуги. Остальное население (преимущественно земледельцы) ютилось в легких деревянных домах в окрестностях городов и стекалось туда лишь в дни больших религиозных церемоний. Но это суждение ошибочно. Дело в том, что сама методика археологических исследований, которую применяют многие западные археологи, порочна. В первую очередь они изучают наиболее эффектные и крупные памятники, каковыми, естественно, являются храмы, стелы, алтари и фрески. Жилища рядового населения, ремесленные мастерские, рынки и бытовые постройки становятся объектом исследования в крайне редких случаях.
Отсюда вполне понятно, почему при общем определении характера города майя западные ученые всемерно выпячивают ого религиозную сущность, а остальные черты городской культуры полностью игнорируют. Конечно, в любом крупном городе имелись целые комплексы ритуальных зданий. Но это отнюдь не исключает, а скорее, требует наличия рядом с ними жилых построек и хозяйственных мастерских. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с другими городами Мексики, которые хорошо нам известны по описаниям испанских и индейских хроник: Теночтитлан (столица ацтеков), Майяпан (крупный центр юкатанских майя) и др. Примечательно, что в отношении Майяпана Чарльз Галленкамп не говорит уже, что это город-святилище, а, напротив, подчеркивает его административный и торговый характер.
12 Данное высказывание автора не совсем верно. Майяские стадионы по внешнему виду мало походили па античные амфитеатры и стадионы; на них не было ни длинных рядов скамеек для зрителей, ни особых лож. Типичная площадка для игры в мяч просто ограничивалась двумя массивными идущими параллельно стенами, в пространстве между которыми и происходило состязание. Зрители располагались па вершинах этих стен, достигавших нескольких метров в ширину, взобраться на которые можно было по лестницам с наружной стороны.
13 Данное высказывание автора не соответствует действительности. У майя, как и у других народов древности, достигших ступени классового общества, войны велись довольно часто. Причем в классическую эпоху (300—900 гг. ff. э.) они носили не менее ожесточенный характер, чем в тольтекский (мексиканский) период или накануне испанского завоевания. Многочисленные произведения классического искусства майя (рельефы, стелы, настенные росписи) часто прославляют победы правителей различных городов-государств над своими врагами. Эти изображения удивительно близки по своему характеру аналогичным памятникам древних цивилизаций Шумера, Элама, Ассирии и Египта. Обычно на майяских стелах и рельефах вождь-победитель изображается в торжественной, величественной позе, с копьем или жезлом в руке. У его ног лежат поверженные враги (обычно в одном собирательном образе пленника со связанными руками), приниженное положение которых подчеркивается их уменьшенными размерами по сравнению с главной фигурой победителя. Наиболее ярко изображены сцены военных действий и последующего триумфа победителей на замечательных фресках Бонампака (VIII в. н. э.).
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
1 Автор подобно многим зарубежным ученым считает, что в текстах майя имеют смысл только календарные надписи, а все остальные знаки письма носят сугубо мистический характер и понять их невозможно. Исследования Ю. В. Кнорозова полностью опровергли это утверждение. Кнорозов доказал, что иероглифика майя подчиняется тем же основным закономерностям развития письма, как и все другие иероглифические системы, например иероглифика Египта и Шумера (см. Ю. В. Кнорозов. Письменность индейцев майя. М.—Л., 1963). Последние работы американских исследователей Т. Проскуряковой и Э. Келли показали, что даже иероглифические надписи на стелах майя зачастую связаны не с календарем и религией, а с чисто светскими вопросами (смена династий и т. д.).
2 Решить вопрос о политическом единстве майя, опираясь только на признание общности их культуры, практически невозможно. Полная ясность появится здесь лишь после прочтения иероглифических текстов.
3 В действительности у нас нет сведений о том, каким образом делился урожай у древних майя. Приводимые данные представляют собой вымысел автора.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
1 Альфред Тоззер (1876—1954) — известный американский археолог, этнограф и лингвист, крупнейший специалист по языку и культуре древних майя. С именем Тоззера связаны первые научные исследования забытых городов в джунглях Северной Гватемалы. К числу наиболее важных научных трудов А. М. Тоззера относятся следующие: «А comparative study of the Maya and Lacandones.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
1 Махагониевое дерево — разновидность красного дерева с драгоценной древесиной.
2 Кассава, или маниока,— кустарник ИЗ семейства молочайных (Enphor biaceae). Известен индейцам тропической Америки с глубокой древности. В пищу идут мучнистые клубневидные корни, насыщенные крахмалом, вес которых достигает
3 Плод данного дерева (Carica papaja), очень напоминающий по виду и по вкусу настоящую дыню.
4 Деревья рода Jucca семейства лилейных (Liliaceae), произрастающие в Центральной и Южной Америке. Из листьев юкки местные жители получают грубое, но прочное волокно.
5 Особая разновидность тропических деревьев Lonchocarpus longistylus.
6 Это название («Бонампак») было предложено американским исследователем Сильванусом Морли.
7 Татьяна Проскурякова — известная американская исследовательница, специализирующаяся на изучении архитектуры и скульптуры древних майя. Основные работы: «Аn album of Maya Architecture)). Carnegie Institute Washington Publication, N 558.
8 Монте Альбан — столица древней цивилизации сапотеков — находится на территории мексиканского штата Оахака. По времени расцвет Монте Альбана совпадает с классическим периодом, или эпохой Древнего царства майя.
9 Теотихуакан — важнейший центр центральномсксиканской цивилизации, включавшей в свои границы территорию долины Мехико, а также штатов Пуэбла, Тлашкала, Идальго и Морелос. Теотихуаканская цивилизация просуществовала около 700 лет, погибнув в конце VII в. н. э. под ударами варварских племен Северной Мексики.
11 Халач виник (halach uinic) — правитель города — государства у древних майя (буквально означает на языке майя «настоящий человек»).
12 Жак Сустель известен как крупнейший деятель террористической организации французских ультра — ОАС.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
1 Автор допускает здесь известное преувеличение. Археологические раскопки последних лет показали, что территория Древнего царства после гибели классической культуры отнюдь не была безлюдной пустыней. Там сохранилось, хотя и значительно сократившееся, население. В Тикале, например, найдены бесспорные доказательства того, что жизнь в городе продолжалась и в постклассический период (см. Tikal Reports, N 1—4. University Pennsylvania Museum. Philadelphia, 1958).
2 Высказывание автора не совсем соответствует действительности. В ряде городов майя следы чужеземных нашествий прослеживаются довольно отчетливо (см. заключительную статью о находках в городе Алтарь Жертв).
3 Альфред Винсент Киддер (1885—1963) — видный американский археолог, принимавший самое активное участие в раскопках древних памятников культуры майя. Много лет возглавлял департамент истории в Институте Карнеги (Вашингтон). Основное внимание этот исследователь уделял изучению почти неизвестной до того в археологическом отношении области — Горной Гватемалы. Среди важнейших работ А. В. Киддера можно назвать: «Notes on the ruins of San Agustin Acasaguastlan, Guatemala». Carnegie Institute of Washington Publication, N 456; Contribution to America Archaeology, v. Ill, N 15.
4 Альден Джон Мэсон (род. 1885) — известный американский антрополог и археолог с очень разносторонними научными интересами. Получил широкую известность благодаря многолетним полевым исследованиям в Мексике, Гватемале, Пуэрто Рико и Панаме и своему капитальному труду «Las antiguas culturas del Peru» (Mexico — Buenos Aires, 1962). Из его работ, посвященных археологии майя, можно назвать: ((Excavations at Piedras Negras».
5 Разрушение и порча монументов в городах майя могли вызываться не только выступлениями против жрецов, но и вторжениями чужеземцев, стремившихся уничтожить ненавистные образы правителей и богов поверженного противника.
6 Джордж Уолтон Брейнерд (1909—1956) — известный американский археолог, крупнейший специалист по керамике древних майя. Принимал активное участие в исследовании городов Юкатана. Основные труды: «Еагlу ceramic horizons in Yucatan». Selected Papers of the 29 International Congress of Americanists. Cnicago, 1951; «The Maya civilization)).
7 Вряд ли восстания народных масс были направлены только против жрецов. Скорее всего восставшие боролись как против гнета духовенства, так и против гнета знати, стоящей во главе страны. В этом отношении примечателен отрывок VII главы эпоса майя-киче «Пополь-Вух», в котором рассказывается о восстании племени илока против правителя Котуха.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
1 В действительности первой цивилизацией в долине Мехико была культура Теотихуакана, центр которой находился в
2 Конечно, быстрое падение государства ацтеков и трусливое поведение Монтесумы объясняются более вескими причинами, нежели мистическим страхом перед возвращением Кецалькоатля.
3 Тот факт, что Кецалькоатль, по преданию, светлокожий человек с бородой, часто используется для создания самых фантастических измышлений. Например, высказывается предположение, что европейцы проникли в Новый Свет еще в доколумбову эпоху. Кого только не называют в этой связи участниками таких трансокеанских плаваний: греков, римлян, финикийцев, викингов и т. д. (см., например: Н. Gladwin. Men out of Asia. New York, 1947).
4 Данное высказывание автора носит спорный характер.
5 Ерл Холстед Моррис (1889—1956) — американский археолог, известен главным образом как специалист по древностям Юкатана. Основная его работа была посвящена архитектуре Чичен-Ицы: «The Temple of the Warriors)). Carnegie Institute of Washington Publication, N 406.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
1 «The people of the serpent». New York, 1932.
2 Тункуль (майяск.) — барабан.
3 В действительности не «хуль-чос», а «хулче» (майяск.— hulche)
4 Первые изделия из металла появились на территории майя не ранее VIII в. н. э., а уже в X в. н. э. в Мексике и Гондурасе возникло несколько важных металлургических центров. Вряд ли производство предметов из металла было самостоятельным изобретением местных племен, поскольку мы знаем, что древнейшие очаги металлургии находились в южных районах Центральной Америки и в Колумбии, Эквадоре и Перу. (Там металл начинает использоваться еще с середины 1 тысячелетия до н. э.).
5 Это наблюдение подтверждается последующими исследованиями: например, у медных колокольчиков из Колодца Жертв были вырваны язычки, а многие металлические диски были разбиты на куски.
6 Симпатии автора находятся, попятно, на стороне его соотечественников. Но в действительности их «исследования» в странах Центральной Америки зачастую походили на открытый грабеж. Чего стоит, например, «сделка» Стефенса, купившего у индейца за 50 долларов целый город. Ранее археологи США и капиталистических стран Европы вывозили предметы и ценности, найденные ими при раскопках, к себе на родину. Теперь же почти из всех независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки запрещено вывозить за границу археологические находки за исключением дублетов.
7 О последних работах мексиканских археологов в Колодце Жертв см. заключительную статью.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
1 Автор в данном случае жертвует правдой ради романтического эффекта. По мнению большинства крупнейших специалистов, у майя никогда не было единой империи, объединявшей всю их огромную и разнообразную по природным условиям территорию. Это тем более справедливо для эпохи кануна Конкисты. Испанские завоеватели застали в начале XVI в. на Юкатане свыше десятка мелких независимых государств майя.
2 Автор допускает здесь ошибку, типичную для многих буржуазных археологов и историков. Они выделяют обычно две основные социальные группы, или два класса: население городов и земледельцы. В городах, по их мнению, жили жрецы, знать, чиновники, торговцы и ремесленники. Главное противоречие общества майя, противоречие класса рабов и рабовладельцев, здесь совершенно отсутствует. Гармония интересов всех социальных групп, собравшихся в стенах Майяпана в целях обороны,— чистый вымысел.
3 Автор искажает действительную историческую картину, приписывая все изменения в социальной, экономической и культурной областях влиянию новой религии. Причина бесконечных войн и усобиц также носит вполне реальную (а не религиозную) подоплеку. Слова автора о том, что майя вели войны только для добывания новых жертв своим богам, сказаны, вероятно, для романтического эффекта.
4 В районе Петен-Ица последнее независимое государство майя просуществовало до
5 Типично идеалистическое рассуждение, призванное подменить действительные движущие силы развития общества майя вымышленными, прикрытыми религиозным тумапом.
6 Вопросу о влиянии природной среды на развитие цивилизации майя западные ученые уделяют в своих работах значительное место. Существует несколько различных точек зрения, хотя все исследователи согласны с тем, что природное окружение майя было крайне неблагоприятным для жизни человека. Бетти Меггере утверждает, например, что во влажных тропических джунглях не могла возникнуть высокая цивилизация, и на этом основании предполагает, что племена майя, вооруженные всеми достижениями их цивилизации, пришли в леса Петена и Усумасинты в довольно позднее время откуда-то извне. Затем началось медленное угасание культуры майя в этих негостеприимных джунглях. ( В. Meggers. Environment and cultural development American Anthropologist, v. 56, N
7 Освоение племенами майя низменной области тропических лесов начинается в конце 2 — начало 1 тысячелетий до н. э. (см. заключительную статью).
8 Древнейшие слои Дзибилчалтуна относятся, как и на большинство других памятников из низменных районов майя, к
НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ В АРХЕОЛОГИИ МАЙЯ (1959-1963)
2 R. MacNeish and F. Peterson. The Santa Marta Rock Shelter Ocozocoautla, Chiapas, Mexico. Papers of the New World Archaeological Foundation N 14, Publication N 10.
3 R. MacNeish and F. Peterson. The Santa Marta Rock Shelter.., p. 39.
8 W. R. Сое. A summary of excavation and research at
9 W. R. Сое. A summary of excavation.., p. 44.
11 E. Shook.
12 W. R. Сое. A summary of excavation and research at
14 S. G. Morley. The ancient Maya. Stanford, 1947, p. 50-98.
16 W. Andrew s. Excavaciones en
15 S. G. Morley. The Ancient Maya. Stanford, 1947, p. 163,168.
18 R. Roys. The Indian Background of Colonial Yucatan. Carnegie Institute of Washington Publication, N 548.
19 R. Mi11on. Trade, tree cultivation and the development of private property in land. American Anthropologist, v. 57, N 4. Menasha, 1955, p. 705.
20 Ю. В. Кнорозов. Комментарии к работе Диего де Ланды. «Сообщение о делах на Юкатане». М.— Л., -1955, стр. 46.
21 R. Roys. The Indian background of Colonial Yucatan..., p. 34.
22 Пополь-Вух. М.-Л, 1959, стр. 118.
23 В. И. Авдиев. Идеология обоготворения даря и царской власти в древнем Египте.— «Историк-марксист», ,№ 8—9. М., 1935, стр. 137.
24 Там же.
26 R. Pina Chan. Informe preliminar sobre Mul-Chio, Yucatan. Anales
27 Hurtado E. Dava1оs. Return to the sacred cenote. National Geographic, v. 120, N 4.