Мексиканская долина: судьбы народов и культур в доацтекский период
Мексиканская долина: При оценке исторической достоверности повествований о переселениях необходимо учитывать идеологический момент, а значит, возможность и символического истолкования событий. Но кроме бесспорно религиозно-мифологических сюжетов в них нашли отражение и исторические реалии. Мексиканская долина действительно пережила ряд переселений, причем многочисленные племена (куда входили и ацтеки) принадлежали к последней волне. В повествованиях нашла отражение и ранняя кочевая жизнь народов. Что касается хронологии, то ни о какой точной дате исхода, продолжительности переселения и т.п., конечно же, не может быть и речи. Как уже отмечалось, хронологическая сетка появилась в результате позднего осмысления ацтекскими идеологами прошлого их государства. По современным данным, хотя переселенцы проникали в Центральную Мексику издавна (они известны по древнемексиканским и раннеколониальным источникам под именем «чичимеков» — «собачьего народа», чем подчеркивалась их противоположность культурным земледельческим народам; считается, что язык чичимеков утерян), та волна их переселения, которая в конце концов привела к образованию ацтекского государства, наиболее активно проявила себя с середины XI в.
К моменту прибытия (после долгих странствий) этих народов на территорию Центральной Мексики заключительный этап своего существования переживала важнейшая культура Мексики — тольтекская (середина VIII — середина XI — XII в.) с центрами в Толлане, Отомпане и Колуакане (Кулуакане) 13. Ее закат был вызван как внутренними (общественное напряжение, голод, болезни), так и внешними причинами (давление все новых и новых волн чичимеков). Во всяком случае, археологически зафиксированы следы пожаров и разрушений (см. [248, с. 56-57]). С 1047 г. («10. тростник») Толлан и Отомпан постепенно теряют свое значение и более важным центром становится Колуакан (основан около 1207 г. после переселения из Толлана части тольтекского населения). Часть тольтеков Толлана переселяется в Коатлинчан, а из Отомпана — в Аскапотсалько14 и далее в некоторые другие районы южнее Мексиканской долины, в частности в долину Толука. Часть тольтеков двинулась на юго-восток, на Юкатан, в район майя, и на юг — в горную Гватемалу, где, покорив местное население, они создали ряд небольших независимых государств.
С историей тольтеков последнего периода существования их культуры связана легенда о правителе Топильтцине-Кетсалькоатле (жреце Кетсалькоатля, наряду с прочим, бога знаний, искусства), который пытался провести религиозную реформу, имевшую целью замену кровавых жертвоприношений бескровными (цветами, плодами и т.п.). Потерпев поражение в противостоянии с могущественными жрецами, он покинул тольтеков и с группой сторонников отбыл на восток, обещая в будущем вернуться. Когда в 1519 г. появились испанцы (с востока!), ацтеки первоначально приняли Э.Кортеса за вернувшегося Топильтцина-Кетсалькоатля. Некоторые христианские миссионеры, узнав эту легенду, стали развивать идею о том, что в образе данного героя отражен не кто иной, как св. Фома, посетивший якобы Америку (еще до появления здесь испанцев) с целью избавить индейцев от греха язычества.
Около 1224 г, Толлан попал в руки варваров-чичимеков. Они же вместе с остатками тольтеков и составили основное население Мексиканской долины. Пришельцы заняли берега и небольшие долины вокруг трех озер — Тескоко, Шочимилько и Сумпанго. Пришельцы сумели перенять и сохранить некоторые элементы тольтекской культуры (в частности, социальные традиции, искусство, календарь и пр.), элементы которой лучше всего сохранились в Колуакане. Освоение этой культуры упрощалось тем обстоятельством, что язык тольтеков был также из группы науатль, этого lingua franca Месоамерики. В дальнейшем весьма важным и ценным считалось все, что имело тольтекские истоки, особенно ценилось родство с потомками тольтеков. Поскольку тольтеки считались цивилизованным народом, то в отличие от них вновь прибывшие чичимеки назывались «пополока», что эквивалентно понятию «варвары» [259, с. 65 — 67].
Период, последовавший за падением тольтекской культуры, характеризовался политической и экономической нестабильностью в Центральной Мексике. Сочетание экологических, демографических и социальных структурных изменений привело к росту населения и соответственно к конфликтам на почве споров относительно границ занятых земель, поскольку пришельцы, ранее занимавшиеся охотой и собирательством, обосновавшись в Мексиканской долине, занялись сельским хозяйством (хотя и не сразу).
В конце XIII в. различные группы чичимеков окончательно обосновались в разных местах долины; в источниках они получили разные названия.
Самыми ранними новыми обитателями Мексиканской долины и ближайших к ней районов были отоми15. Они, возможно, переселились туда из районов, расположенных западнее, после падения тольтекской цивилизации. Могущество отоми достигло своего апогея в XIII в. Их центром был г. Шалтокан (основан в 1250 г.) в северной части долины. Через их территорию прошли ацтеки в период своей легендарной миграции. Влияние отоми в Мексике сохранялось не-долго, они были в конце концов оттеснены в гористые районы более активными народами [201, с. 16], где сохранились (вплоть до прихода испанцев) как охотники и собиратели.
Второй важной группой, согласно источникам, были тепанеки (текпанеки) [201, с. 19] 16. Первоначально они были связаны с отоми, возможно, даже представляли собой их ветвь, осевшую в юго-западной части долины в XIII в. Согласно данным документов группы «Хроники X» (Д.Дуран, А.Тесосомок, «Кодекс Рамиреса»), сначала тепанеки расположились на крайнем юге Мексиканской долины (в районе Шочимилько), а после ослабления отоми и их ухода в гористые области заняли большую часть и северо-западных земель [201, с. 16]. Самым известным их центром был г. Аскапотсалько (основан около 1230 г.), о котором еще пойдет речь. Следующей по времени прихода, но, пожалуй, наиболее значимой для судеб Мексиканской долины того времени была группа колуа (кулуа), занявшая юго-восточное побережье оз. Тескоко. Не случайно позднее ацтеки предпочитали называть себя колуа-мешики. Центром колуа стал уже упоминавшийся г. Колуакан на северо-восточном побережье оз. Шочимилько. О них источники сообщают, что именно колуа первыми (после падения тольтеков) стали «избирать королей и лордов» [228, с. 80].
В натянутых отношениях с Колуаканом находились шочимильки. В повествованиях о массовом переселении шочимильки называются следующими по времени прихода в Мексиканскую долину из Чикомосток [228, с. 80]. Они также оставили важный след в истории древней Мексики.
Соседями шочимильков были чалька, поселившиеся в юго-восточной части Мексиканской долины, их центром стал г. Чалько.
На южном побережье оз. Чалько источники помещают мишкик (главный город — Мишкик). Куитлауаки поселились на юге Мексиканской долины, их центром стал островной город Куитлауак на стыке озер Чалысо-Шочимилько.
Наконец, крупнейшая этническая группа переселенцев, известная как аколуа (акулуа), заняла восточное побережье оз. Тескоко, севернее колуа. Центром этого района был сначала г. Коатлинчан (где аколуа обосновались около 1260 г.), а затем г. Тескоко, сыгравший огромную роль во всех последующих событиях истории древней Мексики и ацтекского государства (см. сх. 1).
Отоми, колуа, аколуа, чалька, шочимилька, тепанеки, мишкик, куитлауака, а также мешики-ацтеки были важнейшими племенами, поселившимися в Мексиканской долине после падения тольтекской цивилизации. Эти народы сохранили свои специфические культурные и религиозные особенности вплоть до прихода испанских завоевателей. Как уже отмечалось, все они принадлежали к языковой группе науатль (за исключением отоми, говоривших на языке отомангской ветви макроотомангской семьи; кстати, очень распространено мнение, что и тольтеки говорили на этом же языке), у каждого из этих народов был своей рассказ о приходе в Мексиканскую долину, всячески его возвеличивавший. Данным обстоятельством во многом объясняется сложность воссоздания исторических, топонимических и хронологических деталей переселения.
Со временем поселения вновь прибывших превратились в небольшие города-государства (ядро которых образовывали храмовые Центры), или, как их часто определяют в историографии, «политии» или «сеньории» [82, с. 40 — 46]. Становление и развитие политий, их взаимоотношения составляют важный этап в истории Мексиканской долины доацтекского периода, во многом обусловивший ход дальнейших событий. В Мексиканской долине и сопредельных территориях образовались, по разным подсчетам, 50 — 60 таких городов-государств площадью 20 — 150 кв. км каждое и населением 5 — 50 тыс. Между ними время от времени возникали непрочные союзы, объединения, благодаря которым на короткое время возвышались те или иные города-государства. Как конкретно развивались события?
В 1244 г. Толлан, бывшую столицу тольтеков (которая, как уже отмечалось, пала несколько раньше), занял большой отряд чичимеков во главе со своим вождем Шолотлем (Текуанитцином), которого, правда, некоторые считают только персонажем фольклорной традиции [87, с. 424-427]. Как и все переселенцы, они первоначально недолго оставались на одном месте. Не составил исключения и разрушенный Толлан, где к тому же, очевидно, свирепствовала какая-то эпидемия. Они направились в Мексиканскую долину, где после нескольких остановок оказались у Тенайуки, города на западном побережье оз. Тескоко, который издавна заселяли тольтеки. Город был удачно расположен (находившаяся рядом Сиерра де Гвадалупа образовывала своего рода естественную оборонительную стену), в окрестностях были пещеры, которыми чичимеки продолжали пользоваться как жильем (ср. Чикомосток — «Семь пещер»). К этому следует добавить, что этот район был богат дичью. Так как чичимеки первоначально поселились в пещерах, то свое поселение назвали сначала Остополко («Место многих пещер»). Позднее, отказавшись от пещер и создав обычное поселение, они возвели вокруг него оборонительные стены. Соответственно их столица стала называться Тенайука («Место стен») 17 [160, с. 56-57; 199, с. 27-28; 231, с. 108-109]. Кстати, ФАИштлильшочитль, ученый индейского происхождения, писавший в раннеколониальную эпоху, на основе трудов которого во многом воссоздается этот отрезок истории Мексиканской долины, называет Шолотля с учетом только что описанного «императором», что, конечно, не соответствует истине [231, с. 112].
Согласно работам авторов, признающих Шолотля реальной исторической личностью, в период правления последнего его сын Нопальтцин предпринял обследование восточной части Мексиканской долины в районе г. Колуакана [288, с. 20] и нашел место очень удобным для расселения чичимеков. В это время из Колуакана в результате сложных внутренних и внешних конфликтов был изгнан (и позже умер) вождь чичимекского происхождения Уэмак18. После смерти Шолотля, став правителем Тенайуки, Нопальтцин покорил Колуакан. Под его властью город сохранил значение одного из немногих центров, где сохранялись традиции тольтекской культуры (см. [64, с. 193; 78, с. 63; 231, с. 110; 248, с. 57, 62; 362, с. 14]).
Для внедрения оседлого образа жизни еще Шолотль приказал провести разграничения охотничьих угодий специальными каменными ограждениями и опознавательными знаками; ту же линию продолжил и Нопальтцин [228, т. 2, с. 53; 231, с. 11]. Стремясь утвердить союз чичимеков и тольтеков, он женился на знатной девушке тольтекского происхождения из Толуки. Этот союз стимулировал освоение чичимеками тольтекских достижений. И в Колуакане, и в Тенайуке вновь возрождается ремесло. Керамика того периода специалистами выделяется в особый «тип Тенайука» [231, с. 111]. При Нопальтцине началась широкая окультуризация земель для занятия земледелием, особенно по устройству террас на склонах (например, в Тескотцинко и в самой Тенайуке). Использовались знания тольтеков и труд чичимеков. Одним из следствий такой политики стало восстание охотников-чичимеков, которые теряли свои охотничьи угодья [248, с. 62].
Тлотцин, сын Нопальтцина и внук Шолотля, стал первым чичимекским вождем, имевшим по материнской линии тольтекское происхождение, что, как говорили выше, очень ценилось позднее, в ацтекский период. При Тлотцине охота как основное занятие начинает окончательно уступать место производящему хозяйству — земледелию и ремеслу. Тлотцин продолжил возрождение и насаждение тольтекских традиций и с этой целью установил связи с жившими в Шико (еще одном раннегородском центре) немногочисленными тольтекскими поселенцами, в особенности с их жрецами. От них чичимеки восприняли многие религиозные обычаи, в частности, культ бога и культурного героя Кетсалькоатля, а также традиции и образ повседневной жизни. Они стали предпочитать растительную пищу, а вслед за тем и перешли к использованию одежды из растительных волокон вместо шкур животных. Все это существенно уменьшило значение охоты [259, с. 70].
Еще во времена легендарного Шолотля консолидировались три «сеньории» с центрами в Аскапотсалько (где, как отмечалось, с 1230 г. обосновались тепанеки), в Шалтокане (с 1250 г. занятого отоми) и в Коатлинчане, городе аколуа, с 1260 г. Шолотль не только завязал с ними связи, но и породнился с вождями Аскапотсалько и Коатлинчана, выдав, согласно исторической традиции, за них замуж своих дочерей. Это способствовало сближению различных групп переселенцев. Когда ацтеки появились в районе Мексиканской долины, то наиболее значительными там были именно эти «сеньории» (Шалтокан, Аскапотсалько и Коатлинчан), а также упоминавшийся выше Колуакан.
Из них раньше всех достиг наибольшего влияния (но и раньше всех потерял его) Шалтокан. Уже к 1319 г. он возглавлял целую группу различных поселений. В ходе дальнейших событий Шалтокан, не выдержав противоборства с другими центрами, потерял значение важной политической силы в Мексиканской долине, а отоми, оттесненные в горы, в ацтекский период истории известны как наименее культурный народ (см. примеч. 15).
«Сеньория» Коатлинчан, основанная аколуа, достигла своего апогея между 1309-1375 гг., в период правления вождей Уэтцина и его сына Аколмитцтли Уитцилиуитля [231, с. 112], т.е. в то самое время, когда в Мексиканскую долину прибыли ацтеки. Коатлинчану подчинялся основанный чичимеками еще около 1216 г. г. Тескоко, который в дальнейших событиях играл одну из ведущих ролей. Как утверждают хроники, в 1318 — 1377 гг. в Тескоко вождем был Кинатцин, сын Топильтцина и внук Шолотля. В 1327 г. недалеко от Тескоко обосновалась новая группа пришельцев — переселившиеся из Оахаки миштеки, носители еще одной высокой культуры древней Мексики19, а также пришедший из района Пуэблы народ, известный по источникам как чимальпанеки. От них тескоканцы переняли навыки культуры (письмо), ремесла (строительство, производство керамики). Кроме того, Тескоко имел тесные связи с двумя центрами, испытавшими влияние тольтеков, — Колуаканом и Шико. К концу правления тескоканского вождя Кинатцина вследствие военных неудач началось падение влияния Коатлинчана, что способствовало укреплению самостоятельности г. Тескоко [231, с. 111, 113].