Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Междоусобицы и установление гегемонии Майяпана

Талах Виктор Николаевич ::: Классический и послекласический Юкатан по данным письменных источников

После разгрома столицы ица (так привыкли называть себя её жители) бежали в северную часть Петена, в местность Таншулукмуль, «8 Ахав – двадцатилетие, в котором поселились остатки людей ица, которые ушли под деревья, под кустарники в Таншулукмуле, так его называют»[1]. Там они, правда, оставались недолго, так как в том же «двадцатилетии», то есть, до 1204 г. одна часть ица совершила поход на восток и захватила область Чак’анпутун (Чампотон) на юго-востоке Юкатана[2], а другая, во главе с родом Кан Эк’, переселилась в район озера Петен-Ица[3], где находилась древняя родина ица и где, по-видимому, продолжало жить родственное им население. Через некоторое время жившие в Чак’анпутуне ица разделились. Одни вернулись на северный Юкатан и захватили Майяпан (был ли к тому времени ещё жив Хунак Кеель неизвестно). Это случилось через 34 года после падения Чичеен-Ицы[4], то есть в 1227/1228 году. Другие, во главе с родом Ковох, остались на побережье.

Карта Майяпана

Карта Майяпана

Вид центральной части Майяпана. Фото с сайта http://www.peterktravels.com

Вид центральной части Майяпана. Фото с сайта http://www.peterktravels.com

Занявшие Майяпан ица сделали его своей столицей. При этом, как сообщает Диего де Ланда, «владыки согласились для долговечности государства поручить верховную власть дому Кокомов, потому что он был наиболее древним или наиболее богатым или же потому, что им управлял тогда человек наиболее доблестный». При этом сохранялись черты преемственности с «тольтекской» Чичеен-Ицой: по крайней мере, верховный правитель Майяпана имел науатланский титул котекпан, «пребывающий во дворце», и считался потомком К’ук’улькана[5]. Должность верховного жреца была закреплена за другим родом чичеенского происхождения – Ах Май[6]. Распространение в городе специфических залов с колоннадами, которые рассматривают как помещения для совещаний знати, приводят ряд исследователей к выводу, что большую роль в Майяпане играл совет высших должностных лиц, глав родов или подразделений, ограничивавший власть верховного правителя[7].

«Зал  Царей» в Майяпане. Реконструкция Л. Гонгоры

«Зал  Царей» в Майяпане. Реконструкция Л. Гонгоры

Гаспар Антонио Чи сообщает, что «владыки Майяпана имели в подчинении всю страну и ее уроженцы были данниками»[8]. С целью упрочения своей власти Кокомы обязали правителей всех прочих подчинённых селений иметь дома и проживать в Майяпане, при этом «все горожане и обитатели, которые жили внутри городской стены, были свободны от дани»[9]. Диего де Ланда и Гаспар Антонио Чи пишут также, что «знатные люди и наследники жителей Майяпана и их семьи служили в храмах идолов, и на церемониях и праздниках, и на войне, так что по его [правителя] приказу они днями и ночами находились на службе в храмах», «все сеньоры обязаны были уважать, посещать и увеселять Кокома, сопровождая его, торжественно принимая его и помогая ему во всех важных делах. Они жили в большом мире между собой и много развлекались, по обычаю, танцами, пиршествами и охотой»[10].

«Круглый Храм» в Майяпане. Реконструкция Л. Гонгоры

«Круглый Храм» в Майяпане. Реконструкция Л. Гонгоры

Согласно археологическим данным, в период расцвета в городе жили около 21 тысячи человек. Археологами выявлено примерно 50 так называемых «резиденций» – комплексов с тесаными колоннами, каменными стенами и балочными перекрытиями, служивших, вероятно, жилищами знатных фамилий, 12 храмовых комплексов (что соответствует указанию Ланды на «двенадцать главных жрецов Майяпана»), в том числе пять храмов с колоннами в виде змеев и три круглых в плане (самый большой из них является уменьшенным вариантом чичеенского «Караколя»). Главная пирамида, называвшаяся, как и в Чичеен-Ица, К’ук’улькан, имела 15-метровую высоту (без несохранившегося храма наверху). Подобно своему чичеенскому прототипу, архитектура майяпанской пирамиды полна календарной символики: с каждой стороны у нее по 18 террас (по числу месяцев в году), а общее число ступеней на лестницах: 65 х 4 = 260, – равна числу дней в ритуальном 260-дневном цикле. Город был окружен двойным кольцом стен, из них внешнее, длиной около 9 километров, имело семь больших и пять малых ворот. В Майяпане, в отличие от Чичеен-Ицы, была возобновлена практика воздвижения стел: их на городище к настоящему времени найдено 13 резных и 25 гладких. На нескольких памятниках сохранились даты: «4 Ахав», «2 Ахав», «13  Ахав», «10 год 8 Ахав» и «10 Ахав» [11], – соответствующие, скорее всего, 1244, 1263, 1283, 1352 (или 1195)  и 1441 (или 1185) годам.

«Пирамида К’ук’улькан» в Майяпане. Реконструкция Л. Гонгоры

«Пирамида К’ук’улькан» в Майяпане. Реконструкция Л. Гонгоры

Важную роль играла внешняя торговля. Анализ памятников Майяпана выявил связи города с Кинтана-Роо, Белизом, Петеном, Оахакой, Миштека-Пуэблой, Горной Гватемалой и Центральной Мексикой[12]. Согласно данным некоторых источников в торговых предприятиях участвовали даже члены правящей семьи Кокомов[13].



[1] Ibidem. P.79.

[2] Post Conquest Mayan Literature. Pp. 244-245.

[3] О том, что ица из Тах-Ица (Тайясаля) на озере Петен-Ица, по крайней мере, частично были выходцами из Чичеен-Ицы сообщает Б. де Фуэнсалида. Он связывает их появление в Петене с к’атуном 8 Ахав, 1441-1461 гг. (Historia de Yucatán … P. 507; Villagutierre Sotomayor, Juan de. Historia de la conquista ... Pag. 29), однако, по всей видимости, ошибается на один «Круг двадцатилетий», и на самом деле речь идет о 1185-1204 гг.

[4] Ibidem. P.247.

[5] Relaciones de Yucatán... Tomo núm. 11. P. 254; Torquemada, Juan de. Monarquia Indiana, VI, 24.

[6] Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. С. 114.

[7] Masson, Marilyn and Carlos Peraza Lope. Kukulcan’s Realm … Рр. 91-92.

[8] Gaspar Antonio Chi. Relación … .

[9] Ibidem. Ср.: Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. С. 114.

[10] Ibidem.

[11] García Campillo, José Miguel. Antroponimia y toponimia … . Pp. 61, 343; Graña-Behrens, Daniel. Die Maya-Inschriften aus Nordwestyukatan … S.309-313, 438.

[12] Milbrath, Susane and Carlos Peraza Lope. Revisiting Mayapan. Pp. 8-31.

[13] Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. С. 120.