Мифология тольтеков
В 7 в. в Мезоамерике появляются тольтеки. Согласно "Истории мексиканцев по их рисункам" (историческая хроника 16 в. на испанском языке неизвестного автора), верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тецкатлипоку (Тескатлипоку), чёрного Тецкатлипоку, Кетцалькоатля и Уитцилопочтли (Уицилопочтли), они ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам Кетцалькоатль и Тецкатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную "во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал" (история Мексики А. Теве). Из богини сделали землю, из её волос - деревья, цветы и траву, из её глаз - колодцы, источники, пещеры, из рта - реки и большие пещеры, из носа долины гор, из плеч - горы. Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и половина солнца, а затем по поручению богов Кетцалькоатль и Уитцилопочтли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине - прясть и ткать. Затем они сотворили дни и разделили их по месяцам. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тецкатлипока сам стал солнцем, которое и являлось солнцем первого мирового периода. Затем боги сделали гигантов, которые были очень высокими и сильными людьми.
Тецкатлипока, Тескатлипока – см. << здесь >>
Толлан («место тростников») – главный город тольтеков – столица, которой правил добрый бог Кетцалькоатль. Толлан представляли местом изобилия и красоты, где растут самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, стоят дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Согласно мифу, однажды в Толлан явился соперник Кетцалькоатля – Тецкатлипока. Он убедил Кетцалькоатля отведать октли (опьяняющий напиток из сока агавы). Пьяный Кетцалькоатль совершил грех со своей сестрой. Протрезвившись, он понял, что потерял свою чистоту, и удалился в добровольное изгнание. Тецкатлипока же наслал на город многочисленные бедствия. По другому варианту мифа, последний правитель Толлана Уэмак играл как-то в мяч с богом Тлалоком. После проигрыша Тлалок предложил Уэмаку зёрна маиса, но тот потребовал драгоценностей: нефрита и перьев птицы кецаль. Тлалок дал их, но предупредил Уэмака, что листья маиса – самые драгоценные перья, а початки ценнее нефрита. В результате кладовые Толлана были наполнены драгоценностями, но маис перестал расти и Толлан охватил страшный голод. Миф о Толлане как о своеобразном рае сложился очень давно, очевидно, ещё во времена ольмеков. Впоследствии это название переносилось многими народами на свои столицы или древние, или уже прекратившие своё существования города. Можно предполагать, что в разное время Толланом называли Теотиуакан, Шочикалько, Тулу, Чолулу, Чичен-Ицу и другие города-государства. «Летопись какчикелей» (майяский источник 16 в.) говорит, что было несколько Толланов.