Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

ВВЕДЕНИЕ

Карл Таубе ::: Мифы ацтеков и майя

Принято считать, что первый контакт между народами Нового Света и европейцами эпохи Возрождения произошел в 1492 году, однако лишь в начале XVI века испанские путешественники впервые столкнулись с главными цивилизациями Южной Мексики и соседней Центральной Америки. Населявшие эти земли люди жили в больших городах, имели многоуровневую систему административного управления и центральное правительство, пользовались сложной системой письменности и календарем, а также могли похвастаться изысканной поэзией, музыкой, танцами и изобразительным искусством. К сожалению, первых европейцев влекла не утонченная культура, а надежда найти золото и другие сокровища. В 1521 году была захвачена и разграблена столица ацтеков Теночтитлан, и лишь крошечная часть его богатств сохранилась для потомков. В 1520 году в Брюсселе немецкий художник Альбрехт Дюрер осматривал сокровища ацтеков, присланные Эрнаном Кортесом королю Карлу V. «Никогда в жизни я не получал такого удовольствия, как от созерцания этих предметов, — я видел среди них прекрасные произведения искусства и восхищался утонченным умом народов дальних стран», — признавался он. Вряд ли Дюрер до конца осознавал, что эти произведения искусства отражали целостное мировоззрение, не менее изощренное и утонченное, чем сами предметы.

Мы привыкли жаловаться на массовое уничтожение рукописных книг, скульптур и других материальных ценностей во время испанской конкисты, однако гораздо более серьезной потерей Для культуры стало исчезновение туземных обычаев, верований и традиций — как следствие безжалостного истребления индейцев, эпидемий, рабства и обращения в христианство. Большая часть мифологии, представленной в данной книге, основана на нескольких бесценных источниках, бережно хранимых в крупнейших музеях мира, однако все это, вне всякого сомнения, есть описание мертвых богов и исчезнувших народов. В наши дни древние мифы продолжают жить главным образом в обычаях и речи современных потомков ацтеков, майя и других народов Мексики и Центральной Америки.

Регион, который населяли древние ацтеки и майя и который сегодня часто называют Мезоамерикой, охватывает южную и восточную части Мексики, Гватемалу, Белиз, Сальвадор, восточные и южные районы Гондураса, а также Тихоокеанское побережье Центральной Америки вплоть до полуострова Никоя в Коста-Рике. Культуры древних народов Мезоамерики имели много общего, и самое удивительное — это два календаря с продолжительностью года 260 и 365 дней, составляющие большой цикл из 52 лет, иероглифическое письмо, рукописные книги и каменные площадки с кольцами для игры в мяч. Несмотря на то, что населяющие этот регион племена принадлежали к различным культурам и часто говорили на языках, относящихся к разным группам, контакты между ними поддерживались на протяжении тысячелетий — благодаря миграции, торговле, завоеваниям и паломничеству. Неудивительно, что одни и те же мотивы встречаются в мифах ацтеков, майя и других народов Мезоамерики.

Некоторые боги, символы и даже целые мифы, представленные в этой книге, имеют аналоги в странах Старого Света, хотя они являются результатом абсолютно независимого развития культуры, и пока нет никаких доказательств, что до XVI века существовали какие-либо связи между цивилизациями Старого и Нового Света. Как и другие коренные обитатели Нового Света, народы Мезоамерики пришли на континент в конце ледникового периода из Сибири, переправившись на Аляску через Берингов пролив. И действительно, некоторые поверья индейцев Мезоамерики — метаморфозы шаманов, лунный кролик, особая роль направлений на стороны света и деревья — указывают на связь с Восточной Азией и могли быть принесены первыми мигрантами, пришедшими на Американский континент еще за десять тысяч лет до нашей эры.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ МЕЗОАМЕРИКИ

По сравнению с цивилизацией Шумера, Египта и других стран Старого Света культуры Мезоамерики относительно молоды. Культура ольмеков — первая великая культура региона и, возможно, первая, заслуживающая названия цивилизации — появилась на тропических равнинах южной части мексиканского штата Веракрус и соседнего с ним штата Табаско. К концу XII века до н. э. у ольмеков уже была обрядовая архитектура и монументальная скульптура со сложной иконографией космологических представлений, богов и символов власти. Как и в более поздних обществах Мезоамерики, основой экономики ольмеков было сельское хозяйство, и особенно выращивание кукурузы — растения, которое и в наши дни остается главным продуктом этого региона. Другая древняя цивилизация — это культура сапотеков из горной части штата Оахака. Именно им принадлежат самые древние письмена и календарные записи этого региона, а к 600 году до н. э. они уже вели хронологию исторических событий. Расположенный в горах город Монте-Альбан более тысячи лет служил сапотекам столицей. Цивилизация ольмеков исчезла примерно в 400 году до н. э., тогда как сапотеки остаются одной из главных этнических групп на территории современного мексиканского штата Оахака.

Для доклассического периода (100 г. до н. э. — 300 г. н. э.) характерно существование высокоразвитых городских культур на всей территории древней Мезоамерики. На востоке региона правители таких городов майя, как Исапа, Абах-Такалик, Каминальхуйю, Эль-Мирадор, Уашактун и Тикаль, начали возводить величественные памятники и архитектурные сооружения. Особенно много памятников с мифологическими сценами найдено в Исапе.

Письменность майя существовала еще в доклассический период, однако наивысшего расцвета она достигла в последующую классическую эпоху (300—900 гг.). После расшифровки иероглифов майя мы получили возможность произнести имена их богов и царей, а также названия городов. Кроме того, многочисленные тексты и рисунки служат иллюстрацией разнообразных аспектов мифологии майя классического периода. Художественные и архитектурные шедевры таких городов, как Паленке, Йашчилан, Тикаль и Копан, дали основание считать классическую эпоху периодом расцвета цивилизации майя. Население этих и других городов явно придерживалось сходных верований, хотя у нас нет никаких свидетельств того, что в классический период существовала единая империя или конфедерация племен майя. Скорее это были соперничавшие между собой города-государства, и к концу классического периода многие из них оказались покинутыми жителями. Однако это вовсе не означало конца всей цивилизации майя — величайший эпос этого народа, «Пополь-Вух», вышел из-под пера майя-киче в XVI веке. И действительно, у племен майя нового времени священное повествование осталось в виде укоренившейся традиции, хотя большая часть этой книги посвящена доиспанской мифологии майя.

Один из самых известных городов Центральной Мексики до-классического периода известен под названием, которое ему впоследствии дали ацтеки, — Теотиуакан, что в переводе означает «место тех, кто стал богом». Согласно мифологии ацтеков, которые назвали две свои величайшие пирамиды именами Солнца и Луны, именно в этом месте были созданы два небесных светила. Самая большая пирамида, получившая название Пирамиды Солнца, была построена в начале христианской эры. Огромное сооружение расположено над естественной пещерой — возможно, это намек на то, что люди появились из-под земли, как в одном из распространенных мифов творения Мезоамерики более позднего времени.

В классическую эпоху в период своего расцвета Теотиуакан занимал площадь более 20 кв. км (около 8 кв. миль), а численность его населения доходила до 200 тыс. человек. Оштукатуренные стены города были покрыты великолепными фресками, на многих из них изображены боги, впоследствии позаимствованные Центральноамериканскими культурами тольтеков и ацтеков.

К началу раннего постклассического периода (900—1250 гг.) Теотиуакан, Монте-Альбан и многие другие города майя были практически покинуты жителями. Известно, что расположенный в Центральной Мексике город Тула, основанный примерно в то время, и есть легендарный Толлан, столица тольтеков, в которой правил Топильцин Кетцалькоатль — человеческое воплощение великого бога Кетцалькоатля. Как свидетельствуют легенды и мексиканских, и юкатанских майя, Кетцалькоатль перенес свою столицу на восток, возможно, на полуостров Юкатан. Город Чичен-Ица имеет особенности, характерные для городов тольтеков, и в ранний постклассический период он поддерживал тесные связи с Тулой.

В поздний постклассический период на территории Мезоамерики существовали культуры, с которыми в XVI веке столкнулись испанцы, и практически все сохранившиеся рукописные книги доиспанской эпохи датируются именно этим периодом. Более того, первые работы испанских и местных ученых колониальной эпохи содержат многочисленные документы, касающиеся верований и обычаев позднего постклассического периода. Расцвет цивилизации майя пришелся на классический период, тогда как культура ацтеков полностью принадлежит постклассической эпохе. Ацтеки — или кулуа-мексика, как они сами предпочитали себя называть, — появились в Центральной Мексике относительно поздно. Их великая островная столица Теночтитлан — будущий город Мехико — была основана не раньше 1345 года. Тем не менее к моменту появления испанцев, меньше двух столетий спустя, ацтеки создали самую могущественную империю за всю древнюю историю Мезоамерики.

Происхождение и развитие государства ацтеков нашли отражение в их религии. Стремясь обеспечить легитимность своей власти, ацтеки интенсивно усваивали верования и иконографию более древних народов. Так, легендарная столица тольтеков Тула пользовалась у них особым почетом, а некоторые ацтекские боги ведут свое происхождение из Тулы и даже более древнего Теотиуакана. Кроме того, ацтеки перенимали религиозные обряды современников, например племен из района Пуэблы, хуастеков с Тихоокеанского побережья и миштеков из Оахаки. Сознательное усвоение чужих традиций помогало удержать захваченные территории и обеспечивало культурную унификацию; у ацтеков даже имелся специальный храм, Коатеокали, где были собраны захваченные во время войн изображения чужих богов. Однако несмотря на то, что в мифологии ацтеков встречается много богов и сюжетов, позаимствованных у других культур Мезоамерики, некоторые мифы являются чисто ацтекскими — особенно миф о рождении Уицилопочтли на горе Коатепек, служивший священным основанием для оправдания экспансии государства ацтеков.

ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ МЕЗОАМЕРИКИ

Календарь

В доиспанской Мезоамерике календарь играл важную роль и в религии, и в повседневной жизни. Основным считался 260-днев-ный календарь, состоящий из 13 месяцев по 20 дней в каждом; таким образом, любой день года обозначался комбинацией из названия дня и числа соответствующего месяца, и эта комбинация повторялась через 260 дней. В древней Мезоамерике людям, богам и даже эпохам часто давались имена в соответствии с этим календарным циклом. Так, легендарный правитель Толлана Топильцин Кетцалькоатль имел второе имя Се Акатль, что в переводе с языка науа, на котором говорили ацтеки, означает «1 Тростник». Аналогичным образом имена многих богов в мифе творения майя-киче «Пополь-Вух» совпадают с названиями дней 260-дневного календаря. Кроме того, в Мезоамерике пользовались и 365-дневным календарем, состоящим из 20 месяцев по 20 дней и дополнительных пяти дней в конце каждого года; этот цикл примерно равнялся солнечному году, однако он не играл такой важной роли в мифологии народов этого региона, как 260-дневный календарь. Название 365-дневного года совпадало с названием дня в 260-дневном цикле. В результате наложения этих двух циклов название каждого года, например «2 Тростника», повторялось примерно через 52 солнечных года.

Помимо этих двух календарей, племена майя и соседние народы юго-востока Мезоамерики пользовались еще одной системой отсчета времени. В этой двадцатеричной (с основанием двадцать) системе, известной как Длинный Счет, отсчет дней велся с мифического события, произошедшего в 3114 году до н. э. Этот календарь использовался разными народами Мезоамерики еще в I веке до н. э., однако его наивысшее развитие и популярность пришлись на классический период цивилизации майя. Сокращенная форма Длинного Счета продолжала использоваться племенами, жившими в северной части равнин полуострова Юкатан, и в колониальную эпоху.

В сознании народов Мезоамерики календарь определял и упорядочивал не только время, но и пространство. Название каждого из двадцати дней 260-дневного цикла использовалось также для обозначения определенного направления — отсчет велся против часовой стрелки с востока на север, затем на запад и, наконец, на юг. Точно так же названия лет в 365-дневном календаре последовательно отсчитывались против часовой стрелки. На первой странице кодекса Фейервари-Майер помещен 260-дневный календарь, ориентированный согласно четырем странам света — с соответствующими птицами и деревьями. В центре рисунка в образе воина на фоне четырех потоков крови изображен Шиутекутли, верховный мексиканский бог огня той эпохи. Потоки крови берут начало, по всей видимости, у четырех птиц, расположенных в углах страницы: из отрезанных руки, ноги, туловища и головы Тецкатлипоки, одного из величайших богов Центральной Мексики. Несмотря на то что в других сохранившихся источниках отсутствует подробное описание этого мифического эпизода, разбрасывание богом Шиутекутли расчлененного тела Тецкатлипоки по четырем странам света стало основой появления календаря и определения направлений, то есть описания времени и пространства.

Календарные системы Мезоамерики использовались не просто для отсчета 30-дневных недель, 20-дневных месяцев, а также лет и других периодов повседневной жизни. Помимо этого, они определяли интервалы времени, связанные с божественными — нередко грозными и опасными — силами. Народы древней Мезоамерики пристально наблюдали за небом и использовали календарь для предсказания солнечных и лунных затмений, для вычисления циклов Венеры, видимого перемещения созвездий и других небесных событий. Для них это было не механическое перемещение природных небесных тел, а отражение деяний богов, повторение мифических событий времен сотворения мира. В Центральной Мексике воплощением Венеры, или утренней звезды, был бог зари Тлауискалпантекутли, который сражался с Солнцем во время первого восхода дневного светила в Теотиуакане. Сами календарные циклы также служили для описания священных моментов времени. Подавляющее большинство каменных монументов майя было возведено в честь окончания того или иного хронологического периода Длинного Счета. В постклассическую эпоху среди юкатанских майя особенно опасной порой считалось окончание 365-дневного года — по свидетельству испанцев, они связывали это время с гибелью и возрождением мира. Многие особенности новогодних обрядов народов полуострова Юкатан встречаются в мифах творения майя. Аналогичным образом завершение 260-дневного цикла у ацтеков сопровождалось тревожными бдениями: если не удастся добыть трением новый огонь, то ужасные демоны тьмы и боги звезд цицимиме могут вернуть себе власть над миром.

Битва дня и ночи

Постоянная смена дня и ночи — это одно из важнейших противоречий в мировоззрении народов Мезоамерики. В местных легендах первый восход Солнца связывается с наступлением легендарной и исторической эпохи смертных людей — в противоположность мифическому периоду сотворения мира. Так, например, в знаменитом эпосе майя-киче «Пополь-Вух» с первыми лучами восходящего Солнца боги и свирепые звери обращаются в камень. У ацтеков во время первой зари в Теотиуакане Тлауискалпантекутли тоже превращается в бога камня и холода. По одной из версий ацтекского мифа во время первого восхода Солнца боги были принесены в жертву, а из их останков сделали священные свитки. Таким образом, предания майя и ацтеков объясняют последующее состояние и внешний вид богов, которые в действительности изображались в виде каменных статуй или завернутыми в священные свитки.

Восход Солнца знаменовал начало светлого периода, порядка и стабильности в повседневной жизни смертных людей, а ночь ассоциировалась с мифическим временем, когда были живы боги и демоны. Индейцы из некоторых племен мексиканского штата Веракрус и сегодня полагают, что после захода Солнца только свет звезд не дает скалам превратиться в ягуаров. Народы Мезоамерики считают ночь тем временем, когда на охоту выходят оборотни и демоны. Кроме того, темные ночные часы предназначены для общения смертных людей с потусторонними силами. Во сне душа совершает опасное путешествие, чтобы встретиться с предками, богами и сверхъестественными существами. Ночь — это самое подходящее время для использования грибов, содержащих псилоцибин, мескаль, семена ипомеи и других галлюциногенов, помогающих общаться с духами. Над головой, в ночном небе разыгрываются эпизоды времен сотворения мира — в форме видимого движения созвездий и планет. Самый сильный страх вызывали солнечные затмения, потому что при них днем возвращались звезды и другие опасные порождения ночи.

Несмотря на резкий контраст между хаосом ночных часов и порядком светлого времени, эти представления ни в коем случае нельзя назвать упрощенным разделением мира на добро и зло. В мировоззрении народов Мезоамерики такие дуалистические принципы считались естественными и воспринимались как взаимодополняющие противоположности: для существования были необходимы обе стороны. Сон нужен для восстановления энергии дня, а ночь — это священное время, вливающее в дневную жизнь новые силы. Отмеченные в календаре моменты перехода соответствуют периодам восстановления, когда возрождаются силы созидания. Мифическое время может проникать в повседневную жизнь при помощи ритуалов и знамений, а также благодаря присутствию отдельных категорий живых людей, таких, как вожди, жрецы, шаманы, знахари или близнецы.

Близнецы

В Мезоамерике к близнецам всегда относились с некоторым подозрением — подобно уродцам, они считались аномалией и носителями определенного божественного смысла. В Центральной Мексике бог в облике собаки Шолотл одновременно считался богом близнецов и уродств. По свидетельству доминиканского монаха Бартоломео де Лас Касаса, рождение близнецов представляло собой смертельную угрозу для их отца и матери, и поэтому одного из младенцев обычно сразу же убивали. Однако страх перед рождением близнецов связан не только с благополучием родителей — его корни уходят в мифическую эпоху сотворения мира. Близнецы присутствуют во многих мифах ацтеков, майя и других народов Мезоамерики. Обычно это победители чудовищ и герои, которые создают условия, необходимые для жизни человека. Однако они выступают не только как творцы порядка, но и как воплощение конфликтов и перемен.

В эпосе майя-киче «Пополь-Вух» содержится подробный рассказ о героях-близнецах Шбаланке и Хун-Ахпу, которые спустились в подземный мир, чтобы отомстить за смерть отца и дяди (тоже близнецов). В Центральной Мексике герой Кетцалькоатль отождествлялся с близнецами, что нашло отражение в его имени, поскольку слово «коатль» на языке науа имеет два значения: змея и близнец. В ацтекских мифах творения Кетцалькоатль часто выступает в виде брата-близнеца Шолотла или Тецкатлипоки. Эти пары тоже отражают концепцию героев-близнецов, хотя и не так явно, как Хун-Ахпу и Шбаланке у племен кечуа. Это очень древний мотив в мифологии Нового Света: герои-близнецы встречаются в мифах творения народов соседней Центральной Америки, южноамериканских равнин и юго-западной части Южной Америки.

Ролевые модели и социальное поведение

Мифы Мезоамерики — это не просто священные тексты, рассказывающие о сотворении мира; помимо всего прочего, они содержат уроки правильного поведения. Из всех грехов, способных привести к катастрофе и поражению, чаще всего упоминаются высокомерие и жадность. В ацтекской мифологии в Солнце превращается не тщеславный и богатый Текусистекатль, а довольно скромный, но смелый Нанауатцин. Герои эпоса «Пополь-Вух» убивают громадную птицу Вукуб-Какиш за непомерную гордыню и хвастовство. Высокомерие и жадность в большей степени характерны для высших слоев общества, и поэтому во многих дошедших до нас мифах содержатся нормы поведения для правителей. Тем не менее мифы ацтеков и майя затрагивают также более широкие и глубокие понятия, такие, как смысл человеческого существования. Как свидетельствует «Пополь-Вух», нынешняя раса человеческих существ, или люди кукурузы, была создана для того, чтобы обеспечивать богов пищей — в виде молитв и жертвоприношений. Аналогичным образом принесение богов в жертву в Теотиуакане и убийство Койольшауки вместе с ее братьями и сестрами указывают на необходимость человеческих жертв для существования мира. Это один из самых жестоких аспектов древней религии Мезоамерики, однако идея человеческих жертвоприношений основана на признании активной роли людей и их ответственности за поддержание равновесия во вселенной.