«Нарядные войны»
Когда война заканчивалась, образовывался недостаток жертв для прино- шения богам. В таких случаях устраивались турниры и побежденных отправляли на заклание... На рисунке изображен вооруженный грозным копьем-палицей ацтекский «орел», нападающий па миштекского воина.
Война в жизни ацтеков была вездесуща. Воинственность присутствовала во всех моментах повседневного быта даже самых простых людей. Только ремесло воина могло обеспечить блестящую карьеру каждому, кто был способен добыть все необходимое в бою, и готовить себя к нему никогда не было слишком рано.
Юкатан. Неравный бой. Вооруженные длинными копьями с обсидиановыми наконечниками, ужасные воины майя атаковали перепуганных насмерть крестьян.
Пуповину новорожденного зарывали под порогом дома. Если это был мальчик, повитуха обращалась к нему с длинной речью, обещая счастливую судьбу воина: «Ты родился для того, чтобы напоить Солнце вражеской кровью!» Шести-семилетние дети отдавались в школу-«тельочкалли». Большое место в их воспитании отводилось военной подготовке, а «практические занятия» состояли в имитации сражения.
Великий Инка восседает на тяжелых посилках, которые держат четыре воина. Это — всемогущий вождь огромной империи, простиравшейся вдоль Андских Кордильер. Багряная полоса, символ верховной власти, украшает его чело. Воины стоят в плотном ряду; они вооружены палицами, пращами и луками. Численность их велика. В цитадели, защищавшей Куско, их насчитывалось пять тысяч. Плохо организованные и неуверенные в своих силах, мятежные племена на серьезные боевые действия способны не были.
Достигшему десятилетнего возраста мальчику в знак мужской зрелости сбривали на голове все волосы, оставляя короткую прядь на затылке. Ему ее срезали позднее, после его первого пленного, захваченного в битве. Взяв в плен или убив четырех противников, отрок становился «текуиной», полноправным гражданином своего племени, человеком, действительно, взрослым. С этого момента он регулярно получал свою долю налогов, мог участвовать в работе гражданских и военных органов управления города. Тот, кто не умел отличиться в бою, оставался плебеем, простолюдином.
Пришло время жертвоприношения. Бонампакские вожди привели тех, кто сейчас должен умереть. Пленные брошены на ступени храма. Облаченный в символический широкий ягуаровый плащ главный жрец стоит в окружении племенных сановников. Сейчас он произнесет смертный приговор.
Главной целью всякого «текуины» было вступить в какой-либо высший рыцарский орден, например, в орден «рыцарей-ягуаров», носивших шкуры этих грозных зверей, или в орден «рыцарей-орлов» (орел считался символом Солнца!), слывший наиболее почетным, ибо во имя этого светила шел на битву каждый воин!
Принимая участие в войне, в этом святом «судилище богов», воины должны были поставлять пленников для заклания. Поэтому войны регулировались строгими законами. После первой сшибки каждый стремился захватить противника в плен живым и невредимым. Воинов сопровождали помощники, связывавшие по рукам и ногам поверженных врагов. Священное жертвоприношение требовало, чтобы пленный был в полном сознании.
«Победа!» — кричит ирокез, срезав с головы поверженного врага кусок кожи вместе с волосами. Это и есть знаменитый «скальп». Индеец убежден, что именно там была сосредоточена вся сила побежденного воина, и теперь она перешла к нему.