Новая космическая эпоха. Почему майя выбрали дату 13 августа 3114 года до нашей эры?
Как мы уже имели возможность убедиться, хронология Долгого счета построена на смене больших циклов времени, при этом цикл, с которым связаны все исторические даты на монументах классического периода, начался в день 13.0.0.0.0, 4 Ахав 8 Кумк’у (13 августа 3114 года до нашей эры). В самом факте существования некоей начальной даты календаря, чаще всего легендарной или связанной с местной религией, нет ничего необычайного. Древние греки отсчитывали время от проведения первых олимпийских игр, римляне от основания своего города, евреи и многие другие народы опирались на различные даты сотворения мира. Поэтому гораздо важнее попытаться понять, какие представления были связаны с начальной датой у майя?
К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении источники в этом вопросе очень лаконичны и скупы на информацию. Тем не менее, некоторые общие выводы на их основании сформулировать можно. Наиболее полный известный на сегодняшний день рассказ о начале новой космической эпохи содержится на восточной стороне стелы C из городища Киригуа. Данный монумент был установлен в царствование самого выдающегося местного правителя К’ахк’-Тилив-Чан-Йопаата, события из далекого прошлого на нем связываются с юбилейной церемонией, которую этот владыка провел по случаю окончания пятилетия 9.17.5.0.0 в 775 году. Следовательно, подобно многим другим монументальным скульптурам такого рода, стела C из Киригуа создавалась с целью возвеличить правителя, показать его фигурой космического масштаба, отвечающей за поддержание и незыблемость установленного богами хода времени. Что касается интересующей нас мифологической части надписи, то специалисты продолжают спорить о многих нюансах этого текста, хотя общее содержание вполне понятно. Сказано, что в день 13.0.0.0.0, 4 Ахав 8 Кумк’у был «обновлен образ» (Вселенной?) и боги разместили три камня в разных местах космоса.[i]
Надпись на стеле C из городища Киригуа. Прорисовка Э. Хантер.
Ключевой в данном случае является идея обновления. Утверждение, что в день окончания тринадцати четырехсотлетий произошло обновление образа, встречается и в других надписях, то есть это было общепринятое представление. Смысл выражения «обновлен образ» все еще не вполне понятен, да и сам перевод остается спорным в деталях. Но не подлежит сомнению, что в этой фразе выражена вера древних майя в цикличность бытия. Со сменой календарных циклов происходит изменение, обновление всего космоса. Именно в такой знаковый момент боги устанавливают в разных частях Вселенной три камня, которые являются ничем иным, как небесным аналогом и прототипом юбилейных стел, воздвигаемых правителями на земле. Каждый камень обладает своими особыми характеристиками (в тексте они обозначены как «ягуаровый камень», «змеиный камень» и «водный камень»), хотя суть различия между ними для нас пока непонятна. В литературе широко распространена точка зрения, что камни были поставлены по одному на небе, земле и в подземном мире, но, судя по оригинальному тексту, по крайней мере, два из трех камней располагались в разных точках небес. Идея создания богами трех краеугольных камней в начале времен оказала глубокое влияние на мировоззрение майя и пережила гибель цивилизации классического периода. В несколько измененном виде она вошла в книги Чилам Балам. На протяжении тысячелетий очаг в центре любого майяского дома образовывался из трех камней. Совпадение в данном случае неслучайно, ведь в представлениях майя космос являлся «домом» богов.
«Ваза с семью богами».
Концепция изменения космического порядка в начале нового календарного цикла выражена, хотя и в несколько иной форме, также на «Вазе с семью богами» (K2796) и «Вазе с одиннадцатью богами» (K7750).[ii] Оба сосуда происходят из Наранхо, один из них принадлежал «Священному Са’альскому Владыке» К’ахк’-Тилив-Чан-Чаахку. В сценах мы видим восседающего на троне бога подземного мира Ицамаата, перед которым расположились в два ряда другие божества. Тексты на вазах практически идентичны, за исключением нескольких последних иероглифических блоков. Надписи гласят, что в день 4 Ахав 8 Кумк’у были «расставлены по местам» небесные и земные боги.[iii]
«Ваза с одиннадцатью богами».
При всех различиях, тексты на стеле C из Киригуа и на вазах из Наранхо объединены общей идеей: в начале нового большого календарного цикла произошло некое качественное преобразование Вселенной. Вместе с тем, трудно согласиться с популярным в литературе утверждением, что майя считали дату 13 августа 3114 года до нашей эры днем сотворения мира. Как уже было отмечено ранее, полный Долгий счет включал в себя намного больше, чем пять периодов времени, следовательно, 13 августа 3114 года до нашей эры просто начался новый календарный цикл. В иероглифических надписях майя упоминаются события, предшествовавшие этой дате, поэтому правильно говорить не о сотворении мира, а о начале новой космической эпохи. Хорошо известно, что по представлениям ацтеков история космоса делилась на несколько периодов («солнц»), каждый из которых завершился катастрофой и гибелью людей, после чего происходило обновление мира, начиналась новая эпоха. В случае майя у нас нет сопоставимых подробных источников с описанием истребления всего живого, хотя в эпосе киче Пополь-Вух рассказывается о нескольких неудачных попытках создать человечество.[iv] Как бы там ни было, представление о цикличности Вселенной, несомненно, являлось общим для культур Мезоамерики.
[i] Подробный анализ и перевод надписи смотрите: Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія… С. 551-554; Stuart D. The Order of Days… P. 216-222.
[ii] Керамические сосуды, упомянутые в тексте, обозначены по номеру в базе Д. Керра. Например, обозначение К8719 означает, что сосуду, о котором идет речь, присвоен номер 8719. База доступна для просмотра в Интернете по адресу: http://research.mayavase.com/
[iii] Stuart D. The Order of Days… P. 222-224.
[iv] Совсем недавно Д. Д. Беляевым и А. И. Давлетшиным была предложена реконструкция одной из версий мифа о сотворении человека, представленной на расписной керамике майя классического периода. Смотрите: Beliaev D., Davletshin A. "It was then that that which had been clay turned into a man": Reconstructing Maya anthropogonic myths // Axis Mundi. Slovak Journal of the Study of Religion. – 2014. – Vol. 9, No. 2. – P. 2-12.