Указы Томаса Лопеса
Королевская Пограничная Аудиенсия. Обнародовано в 1552 году.
Королевская Аудиенсия в Гватемале в ответ на запрос от монахов Юкатана. Предписано в качестве руководства к поведению и обращению с индейцами.
Во исполнение воли нашего Императора, и вверенными мне полномочиями, Я приказываю вам, касикам, главам и прочему люду следующее:
Ни один касик под страхом потери своей должности не должен покидать свой город более чем на 50 дней, за исключением исполнения дел гражданских или духовных, или по поручению священников.
Индейцы под страхом наказания поркой или заключения в тюрьму не должны проживать в лесах, а им всем надлежит прийти в города, в крепкие добротные дома.
Во избежания затруднений в вероучении ни одному индейцу нельзя переезжать из одного города в другой без разрешения местных испанских властей.
Поскольку многие главы и старики, уважаемые за их предков, приглашают людей на секретные встречи и обучают их там древним обычаям и отваживают их от христианской доктрины из-за плохого её понимания ими, посему все подобные действия и встречи запрещены.
Касики не должны проводить сборища или куда-либо выходить ночью после того как колокола отзвонят за души в чистилище.
Каждый касик или глава города должен наизусть знать список всех людей. Каждый простолюдин отсутствующий в своём городе более 30 или 40 дней, за исключением выполнения общественных работ или по поручениям священников, даже с позволения своего касика должен будет подвергнут наказанию в 100 ударов и заключению в тюрьму на 100 дней.
В каждом городе в течение двух лет должна появиться добротная церковь, но только одна, куда могли бы все прийти. Ни одному касику под страхом наказания в 100 ударов не дозволяется строить более одной церкви.
В каждом городе должны быть школы, где индейцам должны преподать уроки о необходимости крещения, без которого никто не сможет познать Бога. Школы должны быть построены городом так, как того потребуют священники и в тех местах, на которые они укажут, а касики должны будут заставлять людей ходить туда.
В дни вероучения, кто-то должен будет пройти по всему городу неся крест и кусок ткани, созывая людей собраться вместе и организованно, и каждый город должен организовывать эти действия самостоятельно.
Если кто-либо, услышав святое слово и отказавшись от своих ложных верований затем снова к ним возвратится, то его заключат под стражу и будут ждать вынесения наказания Королевской Аудиенсией.
Ни одному индейцу нельзя проповедовать слово божье за исключением особого разрешения духовных отцов.
Ни одному крещённому лицу не надлежит владеть идолами, приносить в жертву каких-либо животных, пускать кровь, прокалывая свои уши или носы, а также выполнять какие-либо обряды или жечь ладан для этих целей, или поститься во имя своих ложных идолов.
Ни одному крещённому индейцу не дозволяется креститься второй раз.
Многим индейцам заявлявшим, что их дети умрут если их крестят, я приказываю, чтобы всех детей приводили креститься.
Брак в великом почёте у индейцев, посему я предписываю, чтобы ни у кого не было более одной жены, а прелюбодеев надлежит наказывать 100 ударов и другим видами наказаний если они не исправятся.
Ни одному касику не дозволяется делать это с рабыней.
Никто не должен сметь жениться втайне.
Никому не дозволяется жениться дважды, а наказанием за это будет служить выжигание на лбу калёным железом цифры 4.
Не дозволяется делать покупные подарки родителям жены, как и не дозволяется им требовать по старым обычаям проживания и службы молодожёнов в их доме два или три года.
Никому не дозволено давать своим детям языческие имена.
Все люди должны преклонить колени во время таинств, повторять молитвы когда прозвучит Аве и кланяться кресту и образам.
Каждый, будь то мужчина или женщина, должен посещать церковь как утром, так и вечером, и декламировать Аве и Отче Наш со всем почтением.
Все должны выражать благодарность до и после трапезы, а отходя ко сну креститься и повторять молитвы, которым научат их священники.
Никому не дозволено бросать зёрна для гаданий, а также рассказывать сны или носить любые языческие знаки или украшения, либо татуировки.
Индейцы так редко участвуют в благотворительности и в заботе, даже по отношению к своим жёнам и мужьям или к семье, что Я приказываю всем заботиться о тех, кто болен и т.д.
Если город настигает эпидемия болезней, об этом должно быть сообщено, а священники должны будут напутствовать больных в последний путь.
Обо всей собственности необходимо заботиться должным образом.
Рабства не должно быть, а те, кого содержат в рабстве, должны быть освобождены. Но дозволяется касикам, главам и другим власть имущим индейцам нанимать людей к себе в услужение, о которых они должны будут сообщать священникам и доставлять их к ним для проповедей.
Обычай устраивать банкеты на множество персон так популярен и так разрушителен для христианства, что я приказываю, чтобы никто не устраивал общие банкеты за исключением свадеб или подобных фиесте мероприятий, но чтобы в этих случаях не приглашали более дюжины людей.
Танцы разрешено проводить только в дневное время.
Бог дал нам время для работ и для служения ему; посему Я приказываю проводить во всех церквях фиесту таким образом, как на то укажут святые отцы.
Изготовление их древних напитков запрещено, а касикам, главам и энкомендеро приказываю в течение двух месяцев собрать и сжечь всю утварь или чаши, которые использовались для этого, в противном случае, если они допустят приготовления напитков, с них надлежит брать штраф в размере 20 песо.
Города должны быть выдержаны в испанском стиле – должны иметь гостевые дворы, одни для испанцев, другие для индейцев. Также и рынки – дабы избежать блуждающих продавцов и покупателей. Ни одному торговцу, индейцу, мексиканцу, местизо или негру не дозволено временно проживать в каком-либо частном доме.
Правильные гири и мерки должны появиться в течение двух месяцев, иначе штраф в 20 песо золотом.
Я предписываю внедрять крупный рогатый скот в хозяйство индейцев и увеличивать его популяцию.
Основной статьёй выплат дани являются хлопковые накидки, посему приказываю обучать их изготовлению.
Приказываю всем женщинам носить длинные юбки, а поверх них – свои уипили; и чтобы все мужчины носили рубашки и ходили обутыми, как минимум в сандалии.
Поскольку индейцы всегда находятся в состоянии поиска леса где можно поохотиться, Я приказываю сжечь все луки и стрелы. Но у каждого касика должно оставаться две или три дюжины луков со стрелами на тот случай если потребуют того специальные события или на случай необходимости, например, применить их против тигров.
Хорошие дороги между городами должны поддерживаться в порядке.
Ни одному негру, рабу или местизо не дозволено входить в какую-либо деревню, только со своим хозяином и только тогда можно остаться там более чем на один день или ночь.
* - полный текст на испанском языке доступен в приложении ко 2 тому “Historia de Yucatan”, Eligio Ancona, Барселона, 1889 г.
Перевод с англ.яз. - Sam (www.indiansworld.org)
Источник -