Ориентация построек и ритуальный ландшафт
Когда открытие древних городов в Месоамерике только начиналось, для ученых долгое время оставалось загадкой то, что здания в древних городах располагались, как казалось на первый взгляд, в хаотичном порядке. Нельзя сказать, что раньше, еще до формирования археоастрономии в отдельную дисциплину, не искали решений для объяснения ориентации зданий. Однако, этим занимались в основном антропологи и археологи. И систематического изучения данного аспекта у построек не было до 70-х годов прошлого века, когда за дело взялись архитекторы и астрономы. Они провели свои собственные расчеты и предложили свои объяснения ориентации зданий, что позволило по-новому взглянуть на уже, казалось бы, знакомые вещи. В результате было установлено, что ориентация зданий связана с конкретными астрономическими явлениями, по отношению к которым они расположены в различных древних городах доколумбовых цивилизаций. И эти направления можно соотнести с конкретными астрономическими явлениями (в большинстве случаев это точки восхода и захода Солнца в определенные даты – солнцестояния, равноденствия, прохождения через зенит – и в гораздо меньшей степени связанные с точками экстремума Венеры или каких-либо других объектов). Причем, учеными была подмечена одинаковая ориентация зданий в городах, существовавших в разное время и в разных регионах, из чего был сделан вывод, что случайностью это быть не может и здесь имеет место заимствование какой-то культурной традиции.[1]
В настоящее время мы располагаем более прочными, нежели 50 лет назад, данными относительно вероятных астрономических мотивов ориентации отдельных построек или групп построек по каким-либо ключевым датам или положениям небесных объектов.[2] Тем не менее, в данной области существуют и свои предрассудки. Одним из примеров таких предрассудков является то, что солнцестояниям и равноденствиям придают слишком большое значение, которое они якобы играли в ориентации зданий и не только. На самом деле, там много других, более важных точек.[3]
Ориентация построек по определенным направлениям в различных городах имеет свои особенности. Как показали многочисленные исследования, основными направлениями в ориентации зданий были не север-юг-запад-восток, а точки экстремума, в которых Солнце на закате и на востоке занимает самое северное или самое южное положения (азимуты 65°, 115°, 245° и 295°), точки равноденствий (90° и 270°), точки восхода и заката в те дни, когда Солнце проходит через зенит, а также даты, упреждающие определенные солнечные явления, особенно перед посевной. [4]
Самый известный пример построек, ориентированных на различные положения Солнца (равноденствия и солнцестояния) – это «Е-группа» в Вашактуне. Этот комплекс зданий ориентирован таким образом, чтобы восходы Солнца в дни солнцестояний можно было наблюдать по углам крайних строений, а восход Солнца над срединной постройкой указывал на наступление равноденствия. Очень много таких построек нашли в Северном Петене. Долгое время не утихали дискуссии о том, насколько рабочими были такие постройки, возводились ли они с целью наблюдения этих явлений. Энтони Авени и Хорст Хартунг в 1989 году провели исследование 28 таких комплексов, и многие из них оказались нерабочими. Чуть позднее Авени вернулся к изучению данной темы и выяснил, что ориентация «Е-групп» могла указывать на положение Солнца в другие дни, также значимые для жителей региона, в частности, на 20-дневные интервалы, связанные с прохождениями Солнца через зенит, которые в Северном Петене приходятся на 10 мая и 3 августа.[5]
«Е-группа» в Вашактуне
Изучение ориентации зданий в Паленке привело ряд исследователей к выводу, что отдельные строения могли быть ориентированы на Сириус («Храм графа»), на Капеллу («Храм лиственного креста»), а Корпус А и восточная сторона Дворца ориентированы по точке максимальной элонгации Луны. Также было отмечено, что «Храм XIV» мог быть выровнен на зимнее солнцестояние, а западная сторона Дворца – на прохождение Солнца через зенит. Ориентация «Храма Солнца» также подверглась изучению, в результате чего на основании полученных данных появилась гипотеза о том, что его фасад был ориентирован на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Вероятно, и другие постройки Паленке могли иметь определенные выравнивания на конкретные солнечные астрономические события. Так, Нил С. Андерсон, Альфонсо Моралес и Моисей Моралес зафиксировали, что в один из ключевых дней календаря, 30 апреля, на закате солнечные лучи проходят прямо в Т-образное окно. Также выдвигаются предположения о том, что через это окно могли наблюдать интервалы между двумя прохождениями Солнца через зенит.[6]
«Храм Солнца» (Паленке) в зимнее солнцестояние
Стоит отметить, что ориентация зданий в направлении Запад-Восток встречаются реже, чем в отношении солнцестояний. Ориентация многих построек приходится на зону 8°-18° к востоку от севера, с пиком в районе 14°, другой пик приходится на 25° (солнцестояния).[7] Исследования ориентации построек в городах майя показали, что отдельные из них могли маркировать 20-дневные интервалы по отношению к тем дням, когда Солнце проходит через зенит.[8] Одно из объяснений 14-градусного азимута заключается в том, что он указывает на точки восхода и захода Солнца через число дней, кратное 20, считая от того дня, когда оно проходит точно над головой.[9]
Довольно часто встречаются ориентации по так называемым срединным дням, которые делят год на 182 или 183 дня или на четверти в 91,25 дней. То есть 23\24 марта (равноденствие 21 марта) и 21 сентября +- 1 день (равноденствие 23 сентября) – азимут отстоит на юг от направления на Восток на 0°30'- 2°.[10]
Выравнивание построек по солнцестояниям имело первостепенное значение для позднего доклассического и раннего классического периодов.[11] Самыми древними на сегодняшний момент городами среднего формативного периода, где отмечена такая ориентация, являются Исапа, и другие ее ровесники на тихоокеанском побережье Гватемалы и Чьяпаса. Авени указывает на то, что в Исапе не только стадион для игры в мяч ориентирован на направление заката в день зимнего солнцестояния и восхода в летнее (отклонение в 1°), по этой оси ориентировано и все поселение в целом.[12]
В тропике Рака на широте 23°26’ с.ш. день летнего солнцестояния совпадает с зенитом, где Солнце достигает своей самой северной точки, а потом поворачивается и идет на юг. Это движение Солнца было известно древним мексиканцам как минимум с классического периода, подтверждением тому является городище Альта-Виста в современном штате Сакатекас, расположенное почти на линии, где проходит граница тропика Рака. Там ориентация некоторых зданий по отношению к горе Пикачо указывает на точки восхода в равноденствия и солнцестояния.[13]
Альта-Виста, Сакатекас. Двойное солнечное выравнивание по горе Пикачо (2800 м): 1) с руин Лабиринта в равноденствие наблюдается восход Солнца; 2) два креста рядом с горой Эль-Чапин указывают направление на Пикачо, где в день летнего солнцестояния наблюдается восход Солнца.
В течение позднего и терминального классического периодов концепция годичного цикла была переориентирована на даты прохождения Солнца через зенит. Это могло быть связано с тем, что определить день в день дату солнцестояния довольно сложно, особенно в тропиках, так как близко к этой дате, +- 2 дня, положение Солнца практически неизменно.[14] В новой схеме ориентации был использован любопытный солнечно-временной принцип, действующий только на широте Тикаля. Если отмерять точку захода Солнца каждые 20 дней после его прохождения через зенит, то отсчитав дважды по 20 дней назад от одного из дней прохождения Солнца через зенит, мы получим день равноденствия, а дважды отсчитав 20 дней вперед от одного из прохождений через зенит, мы получим вторую пару равноденствие-солнцестояние. То есть на данной широте год мог быть разбит на промежутки, кратные 20 дням, причем каждый из них заканчивался одним из значимых событий годичного солнечного цикла.[15]
Обнаруживаются и другие направления: 15-16° от истинного востока и запада. Это направление было характерно для Теотиуакана и приобрело большую значимость по всей Месоамерике.
В Теотиуакане имелась своя, особая ориентация зданий. Положение Пирамиды Солнца и Дороги Мертвых соответствует 285,5° (15,5° к северу от запада). Если стоять у подножия пирамиды Солнца, то с этого места на западе наблюдается закат 30 апреля и 13 августа, интервал между которыми равен 105 и 260 дням. Кстати говоря, близкие к ним даты (29 апреля и 12 августа) рассматриваются специалистами в том ключе, что они ровно на 20 дней отстоят или предшествуют равноденствиям.[16] С другой стороны, если смотреть от подножия пирамиды на восток, то рассвет строго в этом направлении можно наблюдать 12 февраля и 30 октября. Не так давно при раскопках в Теотиуакане обнаружили подземные пещеры, датируемые примерно 200 годом н.э. Изучение этих пещер позволило ряду исследователей выдвинуть гипотезу о том, что они были спроектированы таким образом, чтобы отсчитывать периоды в 105\260 дней: 30 апреля-13 августа-29 апреля. Это могло быть связано с прохождениями Солнца через зенит. [17]
В Месоамерике можно наблюдать два таких прохождения Солнца через зенит. На широте 15°-23,27° с.ш. первое прохождение через зенит происходит в период 1 мая-21 июня, а второе – 21 июня-12 августа. Как уже говорилось выше, было подмечено такое совпадение: на широте Копана и Исапы эти две точки делят год на 105 и 260 дней.[18] Для этой широты данный период имеет смысл, в то время как для Теотиуакана и других более северных городов это условное деление вызвало искусственную ориентацию строений на 15,5°.[19]
Если говорить о постклассическом периоде, стоит упомянуть ориентацию Темпло Майор. Он был обращен к западу, в сторону заходящего Солнца. Во время весеннего равноденствия, когда начинался годичный цикл Солнца, светило появлялось как раз в промежутке между храмами Тлалока и Уицилопочтли. Технические трудности, сопряженные с попытками правильного расположения здания, вероятно, были довольно существенными. В частности, чтобы «поймать» Солнце, когда оно находится на нужной высоте, строителям надо было повернуть храм на 7 градусов относительно направления восток-запад. Это связано с тем, что в низких северных широтах Солнце, по мере того, как увеличивается его высота над горизонтом, слегка смещается к югу. Торибио де Бенавенте Мотолиния в своем труде упоминал о том, что при очередной перестройке главного храма Монтесуме пришлось снести здание и перестроить его нужным образом.[20]
Ориентация построек была не единственным способом выявления конкретных дат года. Выяснилось, что расположение некоторых сооружений в таких городах, как, например, Куикуилько и Чолула, может свидетельствовать о наличии в данных местах так называемого горизонтального календаря. Это когда определенные даты года могли быть отмечены благодаря местному ландшафту. Закаты или восходы Солнца в определенные дни, если смотреть с нужной точки, приходились на пики гор или вулканов.[21]
Пирамида Чолулы является крупнейшей по объему в своем роде в Месоамерике, ацтеки называли ее «Гора, сотворенная людьми». Ее ориентация 294°45', что соответствует закату в день летнего солнцестояния или восходу Солнца в день зимнего солнцестояния. Таким образом, в летнее солнцестояние, если наблюдать с вершины этой пирамиды, Солнце заходит прямо за вулкан Попокатепетль, расположенный на западном горизонте.[22]
Пирамида Чолулы и Попокатепетль
Похожая ситуация и в Куикуилько, старейшем городе в долине Мехико. Если смотреть с круглой пирамиды, Попокатепетль отмечает восход в день зимнего солнцестояния. Календарь горизонта Куикуилько имеет и другие интересные особенности. Исследователь Иоанна Брода отмечает, что были у этого календаря еще 2 точки с отклонением 15,5°, делящие год на 105 и 260 дней (30.04=13.08 и 12.02=30.10).[23]
Реконструкция пирамиды Куикуилько
Пирамида Куикуилько
Реконструкция горизонтального календаря Куикуилько
Однако, несмотря на популярность такого направления исследований как ориентация построек, в данной области есть и свои сложности. Во-первых, те, кто занимается данным вопросом, могут искать астрономические совпадения там, где их может не быть.
Во-вторых, мало найти такую точку, которая бы являлась ключом к планировке зданий или целого комплекса, её надо еще и аргументированно увязать с остальными строениями и другими источниками данных, то есть, должен быть какой-то определенный культурный контекст.[24]
В-третьих, надо очень аккуратно использовать данные и не позволять своему культурному мышлению влиять на интерпретацию каких-либо явлений, так как это приведет к неправильным выводам и исказит результаты исследования.
В-четвертых, изучая те или иные ориентации, следует помнить о том, что азимут, зенитное расстояние и ландшафт были иными, нежели сейчас. Кроме того, многие постройки ромбоидальные в основании. Поэтому их невозможно характеризовать одним азимутом. Другими словами, маловероятно, что направление север-юг можно рассматривать как ориентир для направления восток-запад и наоборот. То есть перпендикуляр к такой линии вряд ли является истинным направлением постройки.[25]
Таким образом, хотя в целом доказано, что ориентация зданий могла быть сделана из каких-либо астрономических или календарных соображений, текущие интерпретации их значения и социальной роли пока недостаточно удовлетворительны. Прочных, достоверных доказательств крайне мало и их можно интерпретировать по-разному, поэтому еще рано делать какие-либо далекоидущие выводы.[26]
[1] Ivan Šprajc. Pyramids Marking Time: Anthony F. Aveni’s Contribution to the Study of Astronomical Alignments in Mesoamerican Architecture, стр. 22\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica
[2] Ivan Šprajc. Pyramids Marking Time: Anthony F. Aveni’s Contribution to the Study of Astronomical Alignments in Mesoamerican Architecture, стр. 21\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica
[3] Ivan Šprajc. Pyramids Marking Time: Anthony F. Aveni’s Contribution to the Study of Astronomical Alignments in Mesoamerican Architecture, стр. 29\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica
[4] Ivan Šprajc. Pyramids Marking Time: Anthony F. Aveni’s Contribution to the Study of Astronomical Alignments in Mesoamerican Architecture, стр. 26\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica; Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.240\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[5] Clemency Coggins. The Measure of Man, стр. 213\ Skywatching in the ancient world : new perspectives in cultural astronomy studies in honor of Anthony F. Aveni; Anthony F. Aveni. Archaeoastronomy in the Ancient Americas\ Journal of Archaeological Research, Vol. 11, No. 2, June 2003
[6] Alonso Mendez, Edwin L. Barnhart, Christopher Powell, and Carol Karasik. Astronomical Observations From the Temple of the Sun, стр. 4
[7] Anthony F. Aveni. Archaeoastronomy in the Ancient Americas\ Journal of Archaeological Research, Vol. 11, No. 2, June 2003
[8] Anthony F. Aveni. Archaeoastronomy in the Ancient Americas\ Journal of Archaeological Research, Vol. 11, No. 2, June 2003
[9] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр.258
[10] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.244-246\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000; Ivan Šprajc. Astronomy and its role in ancient Mesoamerica, стр. 91\ The Role of Astronomy in Society and Culture. Proceedings IAU Symposium No. 260; Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 292\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement
[11] Энтони Авени. Конец времен. Тайна майя: 2012, стр. 82; Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 292\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement
[12] Энтони Авени. Конец времен. Тайна майя: 2012, стр. 81
[13] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.248-249\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[14] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 292\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement
[15] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр. 258-260
[16] Clemency Coggins. The Measure of Man, стр. 213\ Skywatching in the ancient world : new perspectives in cultural astronomy studies in honor of Anthony F. Aveni
[17] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.246\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[18] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр.221
[19] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.248\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[20] Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр.298-300; Ivan Šprajc. Astronomy and its role in ancient Mesoamerica, стр. 91\ The Role of Astronomy in Society and Culture. Proceedings IAU Symposium No. 260
[21] Ivan Šprajc. Astronomy and its role in ancient Mesoamerica, стр. 92\ The Role of Astronomy in Society and Culture. Proceedings IAU Symposium No. 260
[22] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.241-242\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[23] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.240\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[24] Stanislaw Iwaniszewski. Looking through the eyes of ancestors: concepts of the archaeoastronomical record, стр. 17\Lights and shadows in cultural astronomy
[25] Ivan Šprajc. Pyramids Marking Time: Anthony F. Aveni’s Contribution to the Study of Astronomical Alignments in Mesoamerican Architecture, стр. 24\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica
[26] Ivan Šprajc. Pyramids Marking Time: Anthony F. Aveni’s Contribution to the Study of Astronomical Alignments in Mesoamerican Architecture, стр. 29\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica