Архитектурные иерофании
Проводя наблюдения в храмах древних городов Месоамерики, ученые столкнулись с таким интересным архитектурным явлением, как иерофании (то есть проявление священного, предстающее перед нами). Они представляют собой, как правило, игру света и тени в ключевые дни года, такие как равноденствия, солнцестояния, прохождение Солнца через зенит или надир. Как правило, к таким иерофаниям относят следующие явления:
1) освещение в определенные дни года фигуры или ключевой скульптуры внутри помещения;
2) Солнце на закате\восходе в определенные дни года можно наблюдать в оконных или дверных проемах;
3) в определенные дни года лучи Солнца попадают внутрь помещения;
4) в определенные дни года тени падают на балюстраду особым образом, создавая конкретного вида тень.
На данный момент иерофании представляют собой наиболее сложные для оценки случаи якобы имевших место астрономических ориентиров зданий.[1] Самым известным примером последнего вида иерофаний является «Храм пернатого змея» в Чичен-Ице, где 2 раза в год, в дни равноденствий, перед заходом Солнца присутствующие могут наблюдать следующее действо. Северная сторона храма у основания украшена головами змей, и каждое равноденствие ребро пирамиды освещается заходящим Солнцем таким образом, что создается впечатление, как будто огромное тело змеи поднимается, чтобы потом проследовать к Священному Сеноту, к которому как раз и обращена северная сторона храма.[2] Культовым событием это стало не так давно, где-то с 70-х годов, и ежегодно оно привлекает огромное количество туристов. Там собираются не только те, кому повезло оказаться тут в сентябре или марте, но и те, кто специально едет туда, чтобы своими глазами увидеть «чудо». Кстати говоря, в Майяпане тоже есть похожее сооружение, но уже без змеиных голов. И такая иерофания происходит там в день зимнего солнцестояния.[3]
Чичен-Ица
Майяпан
Есть и другие интересные архитектурные моменты, подмеченные учеными. Например, «Храм семи кукол» в Цибильчальтуне, ориентированный на восход Солнца за несколько дней до весеннего равноденствия.[4] В этот день положение Солнца утром приходится ровно на центр дверного проема.
Цибильчальтун
В регионе майя ученые заметили некоторую связь между ориентированием по Солнцу и круглыми пирамидами. В небольшом местечке Икиль есть большая пирамида, сооружение 1. Недавние исследования показали, что она также может быть объектом солнечной иерофании – восхода Солнца над вершиной пирамиды в дни прохождения через зенит, 23 мая и 20 июля. Это место по-своему уникально, так как точка наблюдения за событием находится внутри пещеры, расположенной восточнее пирамиды. Первое прохождение через зенит очень близко к началу сезона дождей, чем и объясняется вероятная значимость этого события. [5]
Восход Солнца над сооружением 1, вид из пещеры, Икиль
В «Храме надписей» в Паленке ученые также обнаружили несколько довольно любопытных явлений. Например, Линда Шиле описала иерофанию зимнего солнцестояния, когда на закате последние солнечные лучи освещают Бога L на восточной стороне дверного проема святилища. В этот же день Солнце уходит за горизонт прямо в том месте, где в глубине храма расположена гробница К’инич-Ханаахб-Пакаля.[6]
[1] Anthony F. Aveni. Archaeoastronomy in the Ancient Americas\ Journal of Archaeological Research, Vol. 11, No. 2, June 2003
[2] Anne S. Dowd. Maya Architectural Hierophanies, стр. 37, 47\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica; Anthony F. Aveni. Archaeoastronomy in the Ancient Americas\ Journal of Archaeological Research, Vol. 11, No. 2, June 2003
[3] Anne S. Dowd. Maya Architectural Hierophanies, стр. 43, 54\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica
[4] Anne S. Dowd. Maya Architectural Hierophanies, стр. 42\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica
[5] Slater, Donald. Linking Cave, Mountain, and Sky: A Subterranean Observation Point for the Sunrise on the Day of Solar Zenith Transit in Yucatan, Mexico\ Latin American Antiquity, Number 2 / June 2014, pp. 198-214(17)Anne S. Dowd. Maya Architectural Hierophanies, стр. 55-56\ Cosmology, calendars, and horizon-based astronomy in ancient Mesoamerica
[6] Alonso Mendez, Edwin L. Barnhart, Christopher Powell, and Carol Karasik. Astronomical Observations From the Temple of the Sun, стр. 5; Энтони Авени. Империи времени. Календарь, часы, культуры, стр.237; В.А. Юревич. Астрономия доколумбовой Америки, стр. 128-129