Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Периодизация истории майя. Доклассический период как время рождения великой цивилизации

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Для удобства исследований специалисты различают в истории Мезоамерики несколько больших эпох (периодов). В этом делении, давно уже ставшем традиционным, удалось в какой-то степени отразить переход различных мезоамериканских цивилизаций от очередного кризиса к новой стадии развития, хотя определенной условности и произвольности в выборе дат начала и окончания того или иного периода избежать практически невозможно. Названия периодов «доклассический», «классический» и «постклассический» были предложены ведущим майянистом своего времени Э. Томпсоном в середине ХХ века. Следует отметить, что принятая ныне в науке периодизация была сформулирована в результате продолжительных дискуссий и корректировалась по мере уточнения представлений об общественном строе и политической системе древних майя. Известный археолог первой половины ХХ века С. Морли выделял в истории майя две большие эпохи: «Старую империю», процветавшую в южных низменностях до 900 года, и «Новую империю», которая связана с городами на Юкатане и хронологически охватывает период 900-1541 годов. Согласно Морли, общество времен «Старой империи» жило мирной жизнью и не знало войн, а ведущую роль в нем играли жрецы-астрономы. Войны, социальное неравенство и человеческие жертвоприношения были привнесены на Юкатан «варварами» тольтеками уже после упадка городов на юге. Свою концепцию Морли изложил в научно-популярной книге «Древние майя», которая в свое время оказала значительное влияние как на специалистов, так и на представления широкой публики. Э. Томпсон развил ключевые идеи Морли о противопоставлении мирного классического периода «варварскому» постклассическому. Что же касается самого понятия «классический период», то оно возникло как параллель с классической Грецией. В то время иероглифическую письменность еще не удалось дешифровать, соответственно, ученые очень мало конкретного могли сказать о политической истории майя в эпоху расцвета их цивилизации в I тысячелетии нашей эры. Дабы хоть как-то заполнить эту пустоту, они постоянно прибегали к ничего по существу не объясняющим, но красивым аналогиям с великими цивилизациями Античности или Ближнего Востока. Именно тогда возникло ставшее хрестоматийным определение майя как «греков Нового Света».

В настоящее время лежавший в основе периодизации тезис о «деградации» майя Юкатана или горной Гватемалы уже следует считать анахронизмом. На самом деле все обстоит гораздо сложнее, в этих регионах сложилась своя особая культура, во многом отличная от традиций центральной области, и взаимосвязь между ними невозможно оценить в категориях «упадка» или «прогресса». Тем не менее, термины «классический период» и «постклассический период» продолжают использоваться в силу давно устоявшейся традиции.

В истории Мезоамерики от становления первых цивилизаций и до завоевания испанцами столицы ацтекской империи Теночтитлана выделяют три периода. Доклассический период, называемый также формативным, охватывает время с 2000 года до нашей эры по 250 год нашей эры и, в свою очередь, делится на три фазы: раннюю (2000-1000 годы до нашей эры), среднюю (1000-300 годы до нашей эры) и позднюю (300 год до нашей эры – 250 год нашей эры). Аналогичным образом в рамках классического периода (250-1000 годы нашей эры) различают раннюю (250-600 годы), позднюю (600-830 годы) и терминальную (830-1000 годы) фазы. Постклассический период – это время с 1000 по 1521 годы, его также делят на раннюю (1000-1200 годы) и позднюю (1200-1521 годы) постклассику. В 1521 году самостоятельное развитие мезоамериканских цивилизаций было прервано, начался колониальный период в истории региона.

Границы каждого периода и подпериода могут несколько варьироваться в работах разных авторов. Начальной точкой раннего доклассического периода следует считать основание первых постоянных земледельческих поселений в Мезоамерике. Альтернативное название «формативный период» связано с тем, что на эту эпоху приходится долгий процесс формирования в разных частях региона сложных обществ.[i] Важной вехой в социальной эволюции стало формирование вождеств, то есть самостоятельных политических образований, в рамках которых несколько деревень или общин объединялись под постоянной властью верховного вождя.[ii] Многие исследователи рассматривают вождество в качестве промежуточного переходного этапа на пути от изолированных сельских общин к государству. Как правило, оно создавалось харизматичным лидером, который с помощью военной силы смог покорить или запугать соседние деревни. Старосты завоеванных деревень, а также рядовые общинники занимали подчиненное положение по отношению к вождю, власть которого во многих случаях становилась наследственной и передавалась от отца к сыну. Как следует из археологических данных, в Мезоамерике самые ранние вождества сложились на Тихоокеанском побережье (ныне территория штата Чьяпас, Мексика), например, в Пасо-де-ла-Амада уже около 1400 года до нашей эры было построено крупное сооружение на земляной платформе, видимо, являвшееся резиденцией вождя и его семьи. Еще красноречивее об особом «столичном» статусе этого городища свидетельствует обнаруженная археологами площадка для игры в мяч, одна из первых в Мезоамерике.[iii]

3.	Жадеитовая фигурка игрока в мяч, найденная в городище Пасо-де-ла-Амада.

Жадеитовая фигурка игрока в мяч, найденная в городище Пасо-де-ла-Амада.

Для оценки степени имущественного расслоения среди первых поселенцев в области майя большое значение имеют находки из погребений в селении Куэльо (Северный Белиз). Самые ранние погребения предшествуют 900 году до нашей эры. Во многих из них обнаружена керамическая посуда, раковины, жадеит, предметы из кости и кремня. Обнаружение жадеита и раковин, очень ценимых древними майя, в детских погребениях, возможно, свидетельствует о формировании элитной группы, представители которой передавали свой высокий статус и богатство по наследству.[iv] В средний доклассический период выделение элиты уже со всей четкостью проявляется в монументальной архитектуре. Представители знатных родов проживали теперь в специальных обособленных акрополях. Все большее значение придается проведению публичных церемоний. Как показали недавние археологические исследования, в городище Сейбаль (Гватемала) еще около 1000 года до нашей эры началось строительство ритуальных сооружений, сформировавших самую раннюю известную в низменностях майя «Е-группу» – архитектурный комплекс, состоящий из большой пирамиды на западной стороне площади или платформы и приподнятого длинного сооружения на восточной стороне. С севера и юга на платформе часто также добавляли небольшие постройки, но главная роль явно отводилась сооружениям по направлению восток-запад. О точном предназначении «Е-групп» исследователи продолжают спорить, но не подлежит сомнению, что они являлись местом совершения важных публичных обрядов, возле них устанавливали стелы. В Тикале и Сивале строительство «Е-групп» относится к 800-600 годам до нашей эры, позднее они появляются в Накбе, Эль-Мирадоре и других городах.[v] Таким образом, в средний доклассический период в области майя шло зарождение крупных центров с ритуальными сооружениями и элитными резиденциями. 

Кувшин с носиком из городища Куэльо.

Кувшин с носиком, найденный во время раскопок в городище Куэльо и приблизительно датируемый 400 годом до нашей эры. Производство бытовой керамики – это один из надежных признаков перехода населения к оседлой жизни. Данный кувшин был найден в массовом захоронении, содержащем останки тридцати двух жертв, по большей части юношей, убитых во время ритуальной церемонии.

На протяжении позднего доклассического периода общество майя достигло высокого уровня политического и культурного развития. Еще несколько десятилетий тому назад эта эпоха рассматривалась как простое преддверие великой цивилизации, которая быстро и словно ниоткуда возникла около 250 года нашей эры. Но сегодня представления изменились, и мы твердо знаем, что предпосылки для классического расцвета складывались на протяжении нескольких веков. Открытия последних лет доказывают, что еще до нашей эры у майя существовали крупные города, царская власть, иероглифическая письменность, изобразительное искусство и другие важные атрибуты цивилизации. При этом государства зарождались практически одновременно в горной Гватемале и Петене.

Образец «Е-Группы».
Образец «Е-Группы».

В горной области майя крупнейшим центром стал Каминальхуйу, руины которого сегодня располагаются на окраинах столичного города Гватемала. Небольшое поселение на месте Каминальхуйу существовало еще в ранний доклассический период, но около 400 года до нашей эры здесь возникла крупная метрополия с многочисленными храмовыми комплексами. Богатству города способствовали его расположение на пересечении важных торговых путей, связывающих побережье Тихого океана и Карибского моря, а также контроль над месторождениями обсидиана в Эль-Чайале (35 км на северо-восток от Каминальхуйу), экспортируемого в соседние области. Главное доказательство существования здесь сильной царской власти – это многочисленные резные монументы, обнаруженные на территории городища. На многих из них представлены мифологические сюжеты, но встречаются и сцены исторического содержания. Найдены в Каминальхуйу и богатые царские захоронения под храмовыми пирамидами, свидетельствующие о том, что практиковавшиеся здесь погребальные церемонии были очень похожи на аналогичные обряды майя классического периода. На рубеже нашей эры Каминальхуйу достиг расцвета и, очевидно, контролировал значительную часть южной области майя. Однако примерно во II-III веках нашей эры его могущество начало клониться к закату и в классический период город постепенно опустел. Причины кризиса пока еще ясны не до конца, но есть основания полагать, что толчком к нему послужило внешнее вторжение. В IV веке в городище ощущается мощное культурное влияние Теотиуакана, многие исследователи предполагают, что Каминальхуйу был завоеван этой мексиканской сверхдержавой, которая стремилась контролировать богатый ценными ресурсами регион.[vi] Упадок Каминальхуйу имел далеко идущие последствия для всей южной области, поскольку после распада созданного его правителями царства здесь не сложилось нового крупного политического образования. Вместе с крахом сильной центральной власти ушла в прошлое и традиция устанавливать каменные монументы, покрытые иероглифическими надписями. В следующие века эти характерные признаки культуры майя будут прочно связаны с северными территориями.

Стела 11 из Каминальхуйу.

Стела 11 из Каминальхуйу. Одно из первых изображений правителя майя.

На протяжении долгого времени среди майянистов бытовало мнение, что равнинная зона майя в I тысячелетии до нашей эры существенно отставала в своем развитии от горной области, пока не была заселена выходцами с юга.[vii] При такой модели Каминальхуйу отводилась роль первого майяского государства, послужившего образцом для царств, которые в классический период сформировались в низменностях. Однако интенсивные археологические раскопки, начатые в 1980-х годах и продолжающиеся по сей день, существенно изменили наше понимание проблемы. Сегодня уже очевидно, что в последние века до нашей эры крупные центры с монументальной архитектурой и скульптурой существовали не только в горной области, но и в Петене – особом регионе в истории майя, в котором в дальнейшем сложилось ядро классической цивилизации, располагались наиболее могущественные майяские царства.

Для формирования современных представлений о культуре низменностей доклассического периода особое значение имели исследования в так называемой «долине Мирадора» – области Северного Петена неподалеку от гватемальско-мексиканской границы. В I тысячелетии до нашей эры там располагались процветающие города с монументальной архитектурой. К изучению многих из них археологи еще только приступают, поэтому не приходится сомневаться, что дальнейшие исследования приведут к интересным находкам и открытиям. На сегодняшний день наиболее известны городища Накбе и Эль-Мирадор, с подъемом которых связаны два последовательных этапа истории «долины Мирадора». Расцвет Накбе приходится на III-II века до нашей эры, когда на его территории строились крупные пирамиды, в том числе 45-метровое Сооружение 1.[viii] Хотя археологи до сих пор не обнаружили в Накбе ни одной надписи, на стеле 1 из этого городища изображены персонажи (неясно, боги или исторические личности), пышные наряды которых очень похожи на ритуальную одежду «священных владык» классического периода.[ix] Таким образом, в Накбе закладывались традиции, связанные с культовой ролью правителя, которые будут развиты несколькими веками позднее.

Стела 1 из Накбе.

Стела 1 из Накбе.  

Еще более впечатляющий доклассический центр существовал на месте городища Эль-Мирадор, которое расположено примерно в 13 км к северо-западу от Накбе и было связано с ним дорогой. Первые следы обитания в городище относятся к 600-300 годам до нашей эры, но в это время оно оставалось в тени соседнего Накбе. Зато в позднюю доклассику Эль-Мирадор превратился в крупнейшую метрополию региона.[x] Пик строительной активности приходится на время со 150 года до нашей эры по 150 год нашей эры, когда площадь города достигла 20 км2  и были возведены самые масштабные в истории майя сооружения – комплексы Тигре и Данта. Главная пирамида комплекса Тигре, возвышающаяся в западной части городища, имеет 55 м в высоту и занимает площадь 19600 м2. Комплекс Данта на восточной стороне Эль-Мирадора еще более внушителен: построенный над естественным холмом, он состоит из нескольких платформ, самая нижняя из которых имеет размеры 500 на 350 м. Общая высота этой сложной конструкции – 72 м. В сравнении с такими гигантскими сооружениями знаменитые во всем мире пирамиды майя классического периода выглядят карликовыми. По подсчетам археолога Р. Хансена, на пространстве, которое занимает пирамида Тигре, могли бы разместиться Храм I, Храм II, Большая площадь и весь Северный Акрополь Тикаля.[xi] Помимо своих размеров постройки позднего доклассического периода примечательны еще и так называемой «триадной» конструкцией, при которой на вершине пирамиды или платформы в центре возвышалось главное сооружение, а по сторонам от него располагались еще два меньших. В Эль-Мирадоре «триадами» увенчаны более 15 сооружений, в том числе Тигре и Данта. Кроме того, «триадные» комплексы обнаружены в Накбе, Тикале, Вашактуне, Калакмуле и других городищах майя.[xii]

Комплекс Данта. Предполагаемая реконструкция.

Комплекс Данта. Предполагаемая реконструкция.

Из монументов Эль-Мирадора особое внимание исследователей привлекла небольшая стела 18. На ней представлена первая известная версия мотива, который в дальнейшем получит широкое распространение в раннеклассическом искусстве майя: главным героем выступает правитель, за которым с небес наблюдает его умерший предок (вероятно, отец или дед).[xiii] К сожалению, стела сильно повреждена и на ней не обнаружено признаков иероглифического текста, поэтому мы не знаем даже имен царей Эль-Мирадора. Судя по огромным размерам городища, оно было столицей могущественного царства, но отсутствие письменных источников не позволяет нам получить более полные сведения о его истории. Некоторые исследователи предполагают, что в Накбе или Эль-Мирадоре располагалась первая столица «Священных Канульских Владык», однако доказать это пока невозможно. Сеть дорог, связывающая между собой крупнейшие центры «долины Мирадора», вероятно, свидетельствует о том, что в древности этот регион представлял собой некую единую политическую систему.[xiv] Вместе с тем, у нас нет оснований утверждать, как это иногда делается в литературе, будто Эль-Мирадор являлся столицей большой империи, распространившей свою власть на все низменности и даже на горную область майя. Напротив, обнаружение стел с изображениями правителей и других признаков существования местных династий в ряде небольших доклассических центров свидетельствует о том, что уже в это время Петен был поделен на множество мелких конкурирующих между собой царств.[xv]

Стела 18 из Эль-Мирадора. Прорисовка С. Хаустона.

Стела 18 из Эль-Мирадора. Прорисовка С. Хаустона.

В любом случае, сегодня накоплено достаточно свидетельств того, что институт «священных владык» у майя имеет гораздо более глубокие корни, чем считалось прежде. Самое убедительное доказательство этому – красочные настенные росписи, обнаруженные в 2001 году в городище Сан-Бартоло (северо-восточный Петен) и датируемые примерно 100 годом до нашей эры. Помимо чисто мифологических сцен в них запечатлена церемония коронации двух правителей, которые обращены лицом друг к другу и получают головной убор или украшения, являющиеся символом царской власти. Остается неясным, почему в Сан-Бартоло мы видим восхождение на престол двух владык. Можно допустить, что в первом случае было показано легендарное воцарение бога маиса в далеком прошлом, а во втором реальная коронация исторического правителя Сан-Бартоло, который через такие художественные приемы уподоблялся божеству и становился его преемником.[xvi] Подобного рода пропагандистские аналогии хорошо известны в надписях классического периода, в частности в пространных текстах из Паленке. Сцена сопровождаются иероглифическим текстом, в котором исследователям удалось опознать раннюю форму логограммы AJAW, то есть «владыка» или «царь».[xvii] Следует добавить, что несколько лет тому назад в Сан-Бартоло было обнаружено богатое погребение, которое, видимо, принадлежало одному из местных правителей.[xviii]

Сцена коронации правителя на фреске из Сан-Бартоло.

Сцена коронации правителя на фреске из Сан-Бартоло.

Около 200 года нашей эры в Накбе, Эль-Мирадоре и других центрах «долины Мирадора» значительно снижается строительная активность и падает численность населения, древние столицы постепенно забрасываются. Сходные процессы примерно в то же время наблюдаются и в Сивале (Восточный Петен). Причины кризиса, который иногда сравнивают даже с позднейшим коллапсом классической цивилизации, по-прежнему не вполне понятны. Некоторые исследователи склонны объяснять его экологическими факторами, такими как вырубка лесов и засуха.[xix] Эти теории, однако, остаются спорными и не дают убедительного ответа на вопрос, почему упадок старых метрополий совпал по времени с подъемом других городов, в первую очередь Тикаля и Вашактуна, расположенных к югу от «долины Мирадора»? Основание династии в Тикале исследователи приблизительно датируют I веком нашей эры, в дальнейшем она будет доминировать в Петене на протяжении раннего классического периода. В Вашактуне в 2013 году археологами была найдена стела с иероглифической надписью, приблизительно датируемая периодом между 100 и 50 годами до нашей эры. Строительство монументальных архитектурных сооружений, фасады которых были украшены огромными масками из штука, также свидетельствует о существовании на рубеже нашей эры в Вашактуне сильной центральной власти.[xx]

По всей видимости, гибель многих важных доклассических столиц вполне могла быть вызвана агрессивной политикой набравших мощь соседей. В жилищах последних обитателей Эль-Мирадора археологи обнаружили лежащую на полу посуду. Это верный признак того, что опустошение произошло стремительно, например, в результате внешнего вторжения.[xxi] Междоусобные войны, по-видимому, были неотъемлемой частью повседневной жизни доклассических царств. В Рио-Асуле и Эль-Мирадоре найдены скульптуры с изображениями пленников.[xxii] Центр Эль-Мирадора был защищен мощными каменными стенами. Оборонные укрепления, относящиеся к доклассическому периоду, обнаружены археологами и в других городищах майя, таких как Сиваль и Бекан. Видимо, их обитателям не раз приходилось выдерживать длительную осаду. В Сивале для постройки защитных стен был использован камень городских сооружений, но довести до конца возведение укреплений фортификаторы так и не успели, что свидетельствует об ожесточенности и быстротечности войны. Мы не знаем доподлинно, против кого она шла, но упадок Сиваля по времени совпадает с возвышением соседнего городища Хольмуль.[xxiii] Весьма вероятно, что данные процессы взаимосвязаны, хотя, принимая во внимание отсутствие надписей, в которых бы освещались события рассматриваемого периода, нам следует быть очень осторожными в своих выводах.



[i] Под сложным следует понимать общество, в котором произошло социальное расслоение и члены которого существенно отличаются друг от друга по уровню материального благосостояния, объему власти, образу жизни и так далее.

[ii] Carneiro R. The Chiefdom: Precursor of the State // The Transition to Statehood in the New World / Ed. by G. Jones and R. Kautz. – Cambridge, UK – New York: Cambridge University Press, 1981. – P. 45.

[iii] Evans S. T. Ancient Mexico and Central America… P. 112. Подробнее о вождествах в Мезоамерике смотрите: Беляев Д. Д. Ранние вождества в юго-восточной Мезоамерике. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/vozhdes.html

[iv] Hammond N. The Origins of Maya Civilization – the Beginnings of Village Life // Maya: Divine Kings of the Rain Forest / Ed. by N. Grube. – Köln: Könemann Verlagsgesellschaft, 2001. – P. 38-40.

[v] Inomata T., Triadan D., Aoyama K. et al. Early Maya Ceremonial Constructions at Ceibal, Guatemala, and the Origins of Lowland Maya Civilization // Science. – 2013. – Vol. 340, No. 6131. – P. 467-469.

[vi] Fahsen F. From Chiefdoms to Statehood in the Highlands of Guatemala // Maya: Divine Kings of the Rain Forest / Ed. by N. Grube. – Köln: Könemann Verlagsgesellschaft, 2001. – P. 89-95.

[vii] Гуляев В. И. Древние цивилизации Америки. – М.: Вече, 2008. – С. 196.

[viii] Подробнее о Накбе смотрите: Города майя. Накбе. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/city/nakbe.html

[ix] Houston S., Inomata T. The Classic Maya. – Cambridge, UK – New York: Cambridge University Press, 2009. – P. 89-90.

[x] Подробнее об Эль-Мирадоре смотрите: Города майя. Эль-Мирадор. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/city/elmirador.html

[xi] Hansen R. Continuity and Disjunction: The Pre-Classic Antecedents of Classic Maya Architecture // Function and Meaning in Classic Maya Architecture / Ed. by S. Houston. – Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 1998. – P. 76-77.

[xii] Hansen R. Continuity and Disjunction… P. 77-80.

[xiii] Houston S., Inomata T. The Classic Maya… P. 90-91.

[xiv] Estrada-Belli F. The First Maya Civilization: Ritual and Power Before the Classic Period. – London - New York: Routledge Taylor and Francis Group, 2011. – P. 50-52.

[xv] Houston S., Inomata T. The Classic Maya… P. 102.

[xvi]Taube K., Saturno W., Stuart D. et al. The Murals of San Bartolo, El Petén, Guatemala, Part 2: The West Wall // Ancient America No. 10. – Barnardsville, NC: Boundary End Archaeology Research Center, 2010. – P. 60-69.

[xvii] Saturno W., Taube K., Stuart D. The Murals of San Bartolo, El Petén, Guatemala, Part 1: The North Wall // Ancient America No. 7. – Barnardsville, NC: Center for Ancient American Studies, 2005. – P. 43, 46.

[xviii] Estrada-Belli F. The First Maya Civilization… P. 62-63.

[xix] Смотрите: Houston S., Inomata T. The Classic Maya… P. 100.

[xx] Kováč M. The Messages of Maya Ruins: Six Years of Research of the Slovak Archaeological Project in Guatemala (2009–2014) // Supplement of Historická Revue. – 2014. – Vol. XXV, No. 10. – P. 1-28. Основные положения этой статьи в сокращенном и переработанном виде доступны в виде заметки на сайте «Мир индейцев»: Стюфляев М. И. Послание руин: основные промежуточные результаты шести лет работы Словацкого археологического проекта в городище древних майя Вашактун и соседних областях (2009-2014). URL: http://www.indiansworld.org/Articles/poslanie-ruin-osnovnye-promezhutochnye-rezultaty-shesti-let-raboty-slovackogo

[xxi] Estrada-Belli F. The First Maya Civilization… P. 128.

[xxii] Houston S., Inomata T. The Classic Maya… P. 96.

[xxiii] Estrada-Belli F. The First Maya Civilization… P. 132-134.