Первые упоминания о Сакц’и’. Политическая ситуация в регионе в VII веке
Второй половиной VI века датировано самое раннее ретроспективное упоминание о царстве Сакц’и’. На находящемся ныне в частной коллекции монументе неизвестного происхождения (так называемая «Каракасская панель»), установленном во второй половине VIII века, сообщается о получении большой дани владыкой Сакц’и’ в день 9.6.9.16.12, 6 Эб 5 Муваан (1 января 564 года). Далее в ноябре 564 года и в январе 565 года этот же или следующий владыкой Сакц’и’ проводил обряды освящения опочивален Ахкаль-Муча и Ахкаль-Шукаба (вероятно, речь идет о святилищах местных божеств).[i] Следовательно, к середине VI века Сакц’и’ уже стало довольно богатым и самостоятельным царством. Несмотря на это, вплоть до 620-х годов мы ничего не знаем о внешнеполитическом курсе его правителей.
Стела 26 из Пьедрас-Неграса. Прорисовка Д. Монтгомери
В первой четверти VII века Сакц’и’, видимо, вступило в союз с Баакалем против Йокиб-К’ина’. На стеле 26 из Пьедрас-Неграса, установленной в день 9.9.15.0.0, 8 Ахав 13 Кумк’у (23 февраля 628 года) владыка К’ина’ К’инич-Йо’наль-Ахк I изображен вместе с двумя пленниками, владыкой Сакц’и’ К’аб-Чан-Те’ и ах к’уху’ном[ii] «Священного Баакальского Владыки» Ч’ок-Бахламом. Неясно, когда они были взяты в плен, хотя на стеле сохранилась дата 9.9.12.10.8, 7 Ламат 11 Сак (4 октября 625 года). Видимо, главную роль в альянсе играло Сакц’и’, поэтому оно представлено владыкой, а Баакаль – только ах к’уху’ном.[iii]
Скульптурный камень 5 из Бонампака. Прорисовка А. Арельяно
Мы очень мало знаем об истории царств Лакандонской сельвы в первой половине VII века. Важнейший источник – надпись на скульптурном камне 5 из Бонампака. Как и на других монументах такого рода, все даты даны исключительно по Календарному кругу, поэтому возникли трудности с точной хронологией памятника. Н. Грюбе и Л. Шиле связали начальную дату на монументе с позицией Долгого счета 9.15.15.16.16, 7 Киб 9 Сек (6 мая 747 года) и отнесли описанные на монументе события к середине VIII века.[iv] Однако эта хронология неудовлетворительна по нескольким причинам. Во-первых, 747-752 годы приходятся на период междуцарствия и владычества Йопаат-Бахлама II в Па’чане, тогда как одним из главных героев в надписи выступает «Священный Па’чанский Владыка» Йашуун-Бахлам. Во-вторых, как показали С. Мартин, Н. Грюбе и К. Прагер, в 748 году в Шукальнаахе правил Ах-Сак-Телес, между тем, на скульптурном камне 5 из Бонампака фигурируют владыки с другими именами. Поэтому на сегодняшний день общепринятой стала точка зрения, что в надписи упомянут Йашуун-Бахлам III, а описанные события происходили в 642-648 годах.[v]
Само повествование посвящено непростым взаимоотношениям Шукальнааха с Па’чаном. Сначала в день 9.10.9.9.14, 3 Хиш 12 Шуль (23 июня 642 года) «человек из Саклакаля, человек, ведущий каноэ» опустошил местность Нахбху’к’. Саклакаль – это одна из областей в составе Шукальнааха, ее владыка позднее в 658 году посетит Йокиб-К’ина’. Нахбху’к’ же, очевидно, контролировался Па’чаном. Об этом говорит то обстоятельство, что далее в тексте интервальное число к следующей дате отсчитывается от разорения Па’чана, то есть Па’чан и Нахбху’к’ в этом случае взаимозаменяемы.[vi] Итак, шукальнаахский адмирал совершил успешное нападение на Па’чан. Похоже, что Шукальнаах снова раздирала вражда двух партий и у Па’чана помимо врагов имелись союзники. В день 9.10.10.4.16, 5 Киб 9 Поп (12 марта 643 года) к владыке Па’чана Йашуун-Бахламу III был вызван гонец Хун, которого сопровождал «человек из Усиихвица». Очевидно, проводились важные дипломатические переговоры, результатом которых стало воцарение в Шукальнаахе в день 9.10.10.8.16, 7 Киб 9 Сек (31 мая 643 года) Виникхааб-То’к’а. Его коронация происходила под эгидой Йашуун-Бахлама III. Фрагмент надписи, в котором описано это действо, частично разрушен, но, по словам А. Сафронова, при внимательном осмотре монумента можно различить две точки, являющиеся в данном случае числительным «два, второй». Это означает, что Виникхааб-То’к’ короновался уже во второй раз. В классический период майя заново проводили обряд воцарения подчиненного владыки в тех случаях, когда он менял своего покровителя. Например, правитель небольшого царства с центром на территории современного городища Мораль-Реформа Муваахн-Холь-Пакаль менял сюзеренов всю свою жизнь. Он взошел на трон в 661 году пятилетним ребенком, а уже год спустя был вторично коронован в присутствии владыки Кануля Йукно’м-Ч’е’ена ІІ. В 690 году, когда политическая ситуация в регионе изменилась, Муваахн-Холь-Пакаль стал вассалом правителя Баакаля К’инич-Кан-Бахлама ІІ, прибыл в его столицу и в третий раз прошел через обряд воцарения.[vii] По-видимому, нечто подобное произошло и в этот раз. Виникхааб-То’к’ изначально поддерживал врагов Па’чана, но затем сменил курс и стал вассалом Йашуун-Бахлама III. Показательно, что церемония прошла не в Усиихвице, столице царства, а в местности …-Туун. Очевидно, это было связано с ожесточенной борьбой внутри Шукальнааха. Положение Виникхааб-То’к’а на троне оставалось шатким, в день 9.10.15.1.8, 8 Ламат 1 Муваан (8 декабря 647 года) он, как и в свое время Ах-Нааль, вынужден был бежать из Усиихвица, а вернулся в свою землю в день 9.10.15.4.8, 3 Ламат 1 Кумк’у (6 февраля 648 года).
Таким образом, в повествованиях на скульптурных камнях 4 и 5 из Бонампака можно найти много общего. Шукальнаах раздирала борьба между сторонниками и противниками ориентации на Па’чан. На какое-то время лояльным к Па’чану правителям приходится покидать свою столицу, но вскоре благодаря поддержке сильного соседа они возвращаются на трон.
Панель 2 из Пьедрас-Неграса. Прорисовка Д. Стюарта. На монументе представлен сбор владыкой Йокиб-К’ина’ Ицам-К’ан-Ахком III своих вассалов в 658 году
Между тем, в середине VII века снова усилилось царство Йокиб-К’ина’, правители которого вступили в союз с могущественным Канулем. На какое-то время в зависимость от Йокиб-К’ина’ попал даже Па’чан, на панели 3 из Пьдрас-Неграса сказано, что в 653 году Йашуун-Бахлам III прошел через новую церемонию воцарения как вассал владыки Йокиб-К’ина’ Ицам-К’ан-Ахка III.[viii] Свои претензии на доминирование в регионе Ицам-К’ан-Ахк III подкрепил проведением в день 9.11.6.2.1, 3 Имиш 19 Кех (24 октября 658 года) обряда вручения мозаичных шлемов ко’хав своим вассалам. В церемонии приняли участие «юный владыка Йокиба», то есть наследник трона Хой-Читам-Ахк, а также представитель Па’чана Хуш-…, владыка Ак’е’ Муйаль-Чан-К’авииль и четверо представителей Шукальнааха, в частности адмирал («человек, ведущий каноэ») Чаналь-Чак-Чивох, «человек из Саклакаля» Ах-Чак-Холь и «человек из Бубульхи» Йич’аак-Паат.[ix]
Таким образом, крупнейшие царства Верхней Усумасинты, Па’чан, Ак’е’ и Шукальнаах, в середине VII века входили в сферу влияния Йокиб-К’ина’ и их представители прибыли к Ицам-К’ан-Ахку III. Особенно впечатляет делегация из Шукальнааха, церемонию посетили флотоводец и правители нескольких областей этого царства. С другой стороны, от Ак’е’ на торжество, видимо, явился сам царь, поэтому, в отличие от представителей Па’чана и Шукальнааха, он не назван человеком из какой-либо местности.[x] Судя по ярко выраженному милитарному характеру действа, не остается сомнений, что шла подготовка к войне. Мы не знаем точно, против кого конкретно была направлена эта акция, но менее чем через год начался масштабный военный конфликт Кануля, Йокиб-К’ина’ и их союзников с Баакалем. Скорее всего, эти события взаимосвязаны, хотя мы ничего не знаем об участии Ак’е’ или Шукальнааха в войне против Баакаля.
Если история Йокиб-К’ина’ или Баакаля в 660-х годах изложена в источниках довольно подробно, то об Ак’е’ и Шукальнаахе в рассматриваемый период мы не имеем четких данных. Возможно, к этому времени относится надпись на монументе неизвестного происхождения, хранящемся ныне в музейной коллекции Института искусства в Чикаго (так называемый «Чикагский алтарь»). Главный герой надписи – владыка Бубульхи Ахкаль-Паат, отметивший шестилетие своего пребывания у власти. На монументе нет дат Долгого счета, А. Сафронов предположил, что Ахкаль-Паат правил в 664-670 годах и являлся преемником Йич’аак-Паата, принимавшего участие в обряде 658 года.[xi]
Скульптурный камень 1 из Бонампака. Прорисовка П. Мэтьюза
В 680-690-х годах новому «Священному Па’чанскому Владыке» Ицамкокаах-Бахламу III снова пришлось вступить в борьбу за контроль над Шукальнаахом. На скульптурном камне 1 из Бонампака сообщается, что в день 9.12.11.6.9, 4 Мулук 2 Сак (11 сентября 683 года) состоялось воцарение Ах-Нак’еея, который в день окончания двадцатилетия 9.13.0.0.0, 8 Ахав 8 Во (18 марта 692 года) «поселился в Усиихвице» (вероятно, после изгнания). Итак, Шукальнаах снова раздирала междоусобная борьба. Видимо, Ах-Нак’еей либо между 683 и 692 годами был вынужден покинуть столицу, но это событие не отражено в надписи, либо его коронация прошла в другом месте, и лишь девять лет спустя удалось взять Усиихвиц под контроль. Скорее всего, Ах-Нак’еей, как и его предшественники Ах-Нааль и Виникхааб-То’к’, принадлежал к той части шукальнаахской элиты, которая была ориентирована на союз с Па’чаном. О вовлеченности Па’чана в конфликт свидетельствует надпись на притолоке 44 из Йашчилана. Там сказано, что в день 9.12.17.12.0, 13 Ахав 3 Муваан (29 ноября 689 года) Ицамкокаах-Бахлам III захватил в плен «человека из Саклакаля» Ах-Сак-Ичиий-Пата. Как видим, Саклакаль весьма последовательно занимал враждебную по отношению к Па’чану позицию. Ранее в 642 году местный флотоводец разорил Нахбху’к’, теперь «человек из Саклакаля» выступил против Ицамкокаах-Бахлама III. Судя по всему, в конечном итоге «Священному Па’чанскому Владыке» удалось выйти из конфликта победителем и посадить своего ставленника Ах-Нак’еея в Усиихвице.[xii]
[i] Сафронов А. В. Войны за Левобережье Усумасинты на рубеже VII-VIII вв.: проблема датировки и географии событий // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 8. – М.: Академкнига, 2012. – С. 177.
[ii] Ах к’уху’н – один из самых распространенных нецарских титулов в иероглифических надписях майя классического периода. Его перевод остается предметом споров. Традиционно выражение ах к’уху’н переводят как «человек священной бумаги» или «человек священной повязки» (то есть царской короны). С. Джексон и Д. Стюарт предложили и альтернативный перевод титула ах к’уху’н, «хранитель, почитатель чего-то», связывая его с организацией ремесленного производства в столице и распределением ценных вещей (например, предметов из раковин или тканей) между членами царского двора. М. Зендер предлагает перевод «служитель культа». Нетрудно заметить, что от точного перевода зависит определение функций ах к’уху’нов. Исследователи единодушно признают их лицами, которые несли некую службу при дворе и находились в подчинении у царей. По мнению Д. Беляева и А. Токовинина, ах к’уху’н «был общим термином для чиновников, не различая занятых в центральном и дворцовом управлении». Другие авторы подчеркивают, что ах к’уху’ны помогали царям в осуществлении ритуальных церемоний и наделяют их жреческими функциями. Смотрите: Беляев Д. Д., Токовинин А. А. Сакральная власть майяских царей (III–IX вв. н.э.) // Сакрализация власти в истории цивилизаций. – М.: Институт Африки РАН, 2005. – С. 147; Jackson S., Stuart. D. The Aj K'uhun Title: Deciphering a Classic Maya term of rank //Ancient Mesoamerica. – 2001. – Vol. 12. – P. 217-228; Zender M. Study of Classic Maya Priesthood. PhD Dissertation, University of Calgary, 2004. – P. 180-195; Houston S., Inomata T. The Classic Maya. – Cambridge, UK – New York: Cambridge University Press, 2009. – P. 172-174.
[iii] Полюхович Ю. Ю. Полiтико-династична історія держави майя Баакаль за матеріалами корпусу епіграфічних джерел Паленке (Лакамха'): дис. … кандидата іст. наук: 07.00.03. – Київ, 2012. – С. 135.
[iv] Grube N., Schele L. The Last Two Hundred… P. 109.
[v] Смотрите: Сафронов А. В. Государства… С. 100; Biro P. Las piedras labradas… P. 51-53.
[vi] Сафронов А. В. Государства… С. 101. Полный анализ надписи смотрите: Biro P. Las piedras labradas… P. 49.
[vii] Martin S. Moral-Reforma y la contienda por el oriente de Tabasco // Arqueología Mexicana. – 2003. – Vol. 11, No. 61. – P. 45-47.
[viii] Даты на монументе даны по Календарному кругу, поэтому нельзя полностью исключить, что речь идет не о Йашуун-Бахламе III, а об одном из ранних па’чанских царей. Смотрите: Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Династическая история Йокиба во второй половине VIII века // Вопросы эпиграфики. Выпуск 7. Часть 1. [Сб. ст.] / Университет Дмитрия Пожарского / Отв. ред. А. Г. Авдеев. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. — С. 539-541.
[ix] Необходимо сделать одно уточнение. В надписи на панели проводится прямая аналогия между обрядом Ицам-К’ан-Ахка III и аналогичной церемонией, которую в 510 году провел его предок Йат-Ахк I. Текст дополняется чудесным изображением царя Йокиб-К’ина’ в одеянии воина и с копьем в руке. Перед ним выстроились в ряд его вооруженные вассалы, именно из подписей к этим фигурам мы узнаем, что речь идет о представителях Па’чана, Ак’е’ и Шукальнааха. Остается не вполне понятным, какой именно из обрядов проиллюстрирован на панели: первый в 510 году или второй в 658 году? Д. Стюарт, а также С. Мартин и Н. Грюбе склоняются к раннему варианту, тогда как А. Сафронов относит сбор вассалов к 658 году. Эта датировка выглядит убедительнее. Во-первых, судя по надписям на «Хьюстонской панели» и «Панели По», в первой четверти VI века в Ак’е’ царствовал не Муйаль-Чан-К’авииль, а Йат-…н. Во-вторых, Па’чан в начале VI века воевал против Йокиб-К’ина’, тогда как всего за несколько лет до 658 года Йашуун-Бахлам III стал вассалом Ицам-К’ан-Ахка III, поэтому участие его представителя в военном сборе вполне объяснимо. Смотрите: Stuart D. “The Arrival of Strangers”: Teotihuacan and Tollan in Classic Maya History // Mesoamerica’s Classic Heritage: From Teotihuacan to the Aztecs / Ed. by D. Carrasco, L. Jones, and S. Sessions. – Boulder: University Press of Colorado, 2000. – P. 499; Martin S., Grube N. Chronicle… P. 141; Сафронов А. В. Государства… С. 105-106.
[x] Сафронов А. В. Государства… С. 105.
[xi] Сафронов А. В. Монументальные тексты… С. 255.
[xii] Сафронов А. В. Государства… С. 113-114.