Царство Шукальнаах на рубеже VI-VII веков. Перенос столицы в Усиихвиц
В регионе Бонампака-Лаканхи самые ранние известные надписи относятся к концу VI века. На стеле 1 из городища Охос-де-Агуа описан юбилейный обряд по случаю окончания календарного пятнадцатилетия, проведенный в день 9.7.15.0.0, 12 Ахав 8 Йаш (19 сентября 588 года) владыкой Шукальнааха …-Паатом, правление которого началось в день 9.6.19.13.0, 11 Ахав 3 Ч’ен (29 августа 573 года). При этом …-Паат назван «седьмым преемником военачальника сына Ах-Йаш-Пунима». Д. Беляев и А. Сафронов комментируют текст таким образом, что …-Паат принадлежал к царскому роду и был правителем одной из областей Шукальнааха, а Ах-Йаш-Пуним – это основатель династии. Как уже упоминалось, царство Шукальнаах состояло из ряда областей. Мы не знаем, центром какой области являлось городище Охос-де-Агуа, хотя примечательно, что имя …-Паата похоже на имена позднейших властителей Бубульхи.[i]
Спустя несколько лет была установлена стела 7 из Лаканхи. Этот ранний монумент подтверждает, что в конце VI века Лаканха принадлежала к числу крупнейших центров региона. Уже после открытия стелы мародеры раскололи ее на несколько частей, а большие фрагменты текста были утрачены. Надпись примечательна тем, что содержит сразу три полные даты по Долгому счету. Первая дата – это окончание двадцатилетия 9.8.0.0.0, 5 Ахав 3 Ч’ен (24 августа 593 года). Далее сказано о воцарении владыки Шукальнааха в день 9.6.0.11.0, 8 Ахав 18 Сак (28 октября 554 года), а также о 40-летнем юбилее этого события в 594 году. К сожалению, имя главного героя надписи не сохранилось.[ii]
Как и в случае Ак’е’, большое значение имели отношения Шукальнааха с Па’чаном. На ступени 1 иероглифической лестницы 3 из Йашчилана ретроспективно упоминается, что «Священный Па’чанский Владыка» Хой-Бахлам II в день 9.6.10.14.15, 4 Мен 3 Мак (19 ноября 564 года) захватил знатного пленника, владыку Шукальнааха К’ан-Ток-Луука. Легко заметить, что пленение имело место через десять лет после того как другой владыка Шукальнааха взошел на трон в Лаканхе. Трудно сказать с уверенностью как были связаны между собой К’ан-Ток-Луук и главный герой стелы 7 из Лаканхи. Скорее всего, мы имеем здесь очередное свидетельство сложной внутренней структуры Шукальнааха, состоявшего из нескольких областей, в одной из которых, возможно, и правил К’ан-Ток-Луук.[iii]
Скульптурный камень 4 из Бонампака. Фото из работы А. Арельяно
Следующая страница в истории Шукальнааха уже непосредственно связана с Усиихвицем, то есть с городищем Бонампак. В надписи на скульптурном камне 4 из Бонампака сказано, что в день 9.8.6.13.17, 11 Кабан 5 Сип (27 апреля 600 года) новым владыкой Шукальнааха стал Йахав-Чан-Муваахн I, а также что церемония его коронации прошла в Усиихвице. С этого момента Усиихвиц прочно становится основным центром, столицей царства Шукальнаах. Йахав-Чан-Муваахн I проводил активную внешнюю политику, видимо, как союзник или вассал Па’чана он втянулся в войну против Баакальского царства и в день 9.8.9.15.11, 7 Чувен 4 Соц’ (16 мая 603 года) нанес поражение в битве «человеку из Лакамхи» (Паленке).[iv] Царствование Йахав-Чан-Муваахна I было недолгим, он умер в день 9.8.12.2.2, 12 Ик’ 5 Моль (4 августа 605 года). Далее события принимают интересный и неожиданный оборот. Через семь дней после смерти Йахав-Чан-Муваахна I на трон взошел Ах-Нааль, которому спустя пять лет в день 9.8.16.14.10, 10 Ок 8 Поп (19 марта 610 года) пришлось бежать в Па’чан и укрыться у «Священного Па’чанского Владыки» Ицамкокаах-Бахлама II.[v] Судя по всему, причиной бегства стал конфликт Ах-Нааля с неким Ах-Чан-То’к’ом, который также носил титул владыки Шукальнааха. В день 9.8.17.15.0, 3 Ахав 13 Поп (24 марта 611 года) Ах-Чан-То’к’ был разгромлен и захвачен в плен, после чего Ах-Нааль, видимо, снова «поселился» в своем царстве и вернулся на трон.[vi]
Притолока 4 из Бонампака. Прорисовка Л. Шиле. На этом монументе описана победа Йахав-Чан-Муваахна I над «человеком из Лакамхи» в 603 году
Надпись на скульптурном камне 4 из Бонампака чрезвычайно важна для правильного понимания политической ситуации в регионе в начале VII века, но при работе с ней исследователи сталкиваются с целым рядом трудностей. Во-первых, все даты на монументе даны исключительно по Календарному кругу без указания Долгого счета. Проблема заключается в том, что в системе счета лет древних майя даты Календарного круга повторяются через каждые 52 года, поэтому при попытке определить в какой точно день произошло то или иное событие возможны варианты. Н. Грюбе и Л. Шиле в свое время пришли к выводу, что начальная дата на скульптурном камне 4 из Бонампака соответствует дню 9.13.12.3.17, 11 Кабан 5 Сип (2 апреля 704 года). Они исходили из того, что упомянутый в надписи «Священный Па’чанский Владыка» Ицамкокаах-Бахлам – это хорошо известный правитель Ицамкокаах-Бахлам III, долгое царствование которого приходилось на 681-742 годы.[vii] При такой интерпретации все упомянутые на монументе события относятся к началу VIII века, периоду с 704 по 718 годы. Однако С. Гюнтер, а также Д. Беляев и А. Сафронов полагают, что на рубеже VI-VII веков в Па’чане царствовал еще один правитель с таким же именем, Ицамкокаах-Бахлам II.[viii] Он упомянут на иероглифической лестнице в Паленке как один из участников опустошения Лакамхи в 599 году. Поэтому более обоснованной выглядит датировка конфликта между Ах-Наалем и Ах-Чан-То’к’ом 610-611 годами. Эти даты событий лучше вписываются в известный нам контекст и на сегодняшний день стали уже общепринятыми.[ix]
Однако предметом для дискуссии стала не только хронология, но и само содержание надписи. Н. Грюбе и Л. Шиле интерпретировали противостояние Ах-Нааля с Ах-Чан-То’к’ом как войну между двумя царствами, Шукальнаахом и Ак’е’. Они исходили из старого представления, что Бонампак, где нашли монумент, – это столица Ак’е’, а столица Шукальнааха находилась в городище Лаканха. Однако «эмблемный иероглиф» Ак’е’ в надписи отсутствует, в тексте фигурируют только владыки Шукальнааха и «Священный Па’чанский Владыка» Ицамкокаах-Бахлам. Поэтому Д. Беляев и А. Сафронов пришли к выводу, что на скульптурном камне 4 из Бонампака описана внутренняя борьба за власть в царстве Шукальнаах. Ах-Чан-То’к’ поднял мятеж и сверг Ах-Нааля, но последний смог вернуться на свой трон благодаря мощной поддержке Па’чана.
А. Сафронов убедительно показал, что такое толкование событий хорошо согласуется с общей ситуацией в регионе, как она видится из известных нам источников. Выше уже упоминалось, что в 599 году коалиция царств, в которую входили Па’чан, Санта-Елена и, вероятно, Кануль, разорила столицу Баакальского царства. Противостояние, впрочем, на этом не закончилось, оно выдалось затяжным и втянуло многих участников. Царство Шукальнаах после пленения в 564 году К’ан-Ток-Луука, очевидно, перешло в лагерь вассалов и союзников Па’чана, поэтому не удивительно, что в 603 году Йахав-Чан-Муваахн I воевал против Баакаля. Его преемник Ах-Нааль продолжал линию на союз с Па’чаном. Между тем, в 605 году новым «Священным Баакальским Владыкой» стал Ахен-Йо’хль-Мат, который попытался взять реванш и перейти в контрнаступление. В начале VII века Баакаль установил контроль над царством Санта-Еленой, одним из участников коалиции 599 года. Весьма вероятно, что и переворот Ах-Чан-То’к’а в Шукальнаахе состоялся при поддержке Ахен-Йо’хль-Мата. Показательно, что возвращение Ах-Нааля на трон совпало по времени с новым наступлением его союзников против Баакаля: Ах-Нааль вернулся в свое царство 24 марта 611 года, а уже в апреле Лакамха’ снова была разорена силами «Священного Канульского Владыки» Ук’ай-Кана. Союз Шукальнааха с Па’чаном был восстановлен и на скульптурном камне 4 из Бонампака показано, что Ах-Нааль получил налобную повязку, являвшуюся аналогом короны, с согласия своего сюзерена и спасителя Ицамкокаах-Бахлама II.[x]
Скульптурный камень 2 из Бонампака. Прорисовка Л. Шиле
Среди прочих событий на скульптурном камне 4 из Бонампака упоминается, что в день 9.9.1.7.1, 10 Имиш 19 Йаш (25 сентября 614 года) умерла некая Иш-К’ан-Ток-…. Судя по контексту, она была связана семейными узами с Йахав-Чан-Муваахном I. Об Иш-К’ан-Ток-… повествуется также на скульптурном камне 2 из Бонампака, она изображена на этом монументе в образе лунной богини с кроликом на руках. К сожалению, надпись на камне местами плохо сохранилась, не вполне ясен и порядок чтения иероглифических блоков. В тексте четко упомянуты трое персонажей: сама Иш-К’ан-Ток-…, владыка Шукальнааха Йахав-Чан-Муваахн I и «Священный Владыка Ак’е’», но исследователи разошлись во мнениях относительно того, как все эти лица связаны между собой. Д. Беляев и А. Сафронов считают, что Иш-К’ан-Ток-… – это дочь «Священного Владыки Ак’е’», выданная замуж за Йахав-Чан-Муваахна I.[xi] Несколько иную реконструкцию текста предложил П. Биро, по мнению которого мы имеем дело с традиционной для надписей майя формулой, когда сначала указан основной персонаж, в этом случае Йахав-Чан-Муваахн I, а далее названы его родители, Иш-К’ан-Ток-… и «Священный Владыка Ак’е’».[xii] Так или иначе, главное остается неизменным: где-то на рубеже VI-VII веков между Шукальнаахом и Ак’е’ был заключен политико-династический союз, скрепленный брачными связями (либо дочь царя Ак’е’ вышла замуж за владыку Шукальнааха, либо царевна из Шукальнааха стала женой правителя Ак’е’ и родила наследника шукальнаахского трона). Это первое имеющееся у нас свидетельство сближения Ак’е’ с Шукальнаахом, в дальнейшем, несмотря на внешние препятствия, взаимное притяжение между этими царствами сохранялось и в VIII веке они были окончательно объединены под властью Ах-Сак-Телеса и Йахав-Чан-Муваахна II.
[i] Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах…; Сафронов А. В. Монументальные тексты древних майя: проблемы анализа источника // Термины, понятия, категории в литературных текстах и документах. – М.: Издательство Литературного института, 2012. – С. 253-254.
[ii] Сафронов А. В. Монументальные тексты… С. 252.
[iii] Сафронов А. В. Государства… С. 85.
[iv] Grube N. Palenque in the Maya World // Eighth Palenque Round Table, 1993, edited by M. Macri and J. McHargue. – San Francisco: Pre-Columbian Art Research Institute, 1996. – P. 3-4; Сафронов А. В. Государства… С. 90-91.
[v] Традиционно имя этого правителя читают Ицамнаах-Бахлам, но чтение первой части как Ицамнаах – это, скорее, устоявшееся обозначение, а не дешифровка. Более правильно называть правителя Ицамкокаах-Бахлам или Кокаах-Бахлам, хотя чтение KOKAAJ для так называемого «Главного птичьего божества» принимается не всеми исследователями.
[vi] Полный анализ, а также испанский перевод надписи на скульптурном камне 4 из Бонампака смотрите: Biro P. Las piedras labradas 2, 4 y 5 de Bonampak y los reyes de Xukulnah en el siglo VII // Estudios de Cultura Maya, Volúmenes XXIX, 2007. – P. 33-35. URL: http://www.iifilologicas.unam.mx/estculmaya/uploads/volumenes/xxix/biro.pdf Чтение употребленной в этом случае логограммы Т550 как KAJ и производного от нее глагола kajaay, «поселился» было недавно предложено Д. Беляевым и А. Давлетшиным. Подробнее об этом смотрите: Tokovinine A. Place and Identity… P. 79-81.
[vii] Grube N., Schele L. The Last Two Hundred Years of Classic Maya History. Transmission, Termination, Transformation // Workbook for the XIX Maya Hieroglyphic Workshop at Texas. – Austin: Department of Art History, University of Texas, 1995. – P. 154.
[viii] Guenter S. Under a Falling Star: The Hiatus at Tikal. M.A. thesis, Latrobe University, Melbourne, 2002. – P. 144; Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах…
[ix] С существованием Ицамкокаах-Бахлама II и упоминанием о нем на скульптурном камне 4 из Бонампака соглашаются С. Мартин и Н. Грюбе во втором издании своей общей книги по истории майя, а П. Биро приводит дополнительный аргумент. Он отмечает, что на монументе из Бонампака Ицамкокаах-Бахлам назван «владыкой на третьем двадцатилетии», то есть в возрасте от сорока до шестидесяти лет. Такой титул не подходит для Ицамкокаах-Бахлама III, которому к 718 году было уже под семьдесят лет. Смотрите: Martin S., Grube N. Chronicle… P. 121; Biro P. Las piedras labradas… P. 37-38.
[x] Сафронов А. В. Государства… С. 95.
[xi] Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах…
[xii] Biro P. Las piedras labradas… P. 44-47.