Погребальные обряды
Каждое человеческое сообщество имеет свои обычаи, связанные с различными способами захоронения покойников и выражающие отношение людей к умершим и самой смерти. Они возникли из желания живущих проститься с тем, кто еще совсем недавно был рядом. Покинув этот мир, человек остается лишь в памяти потомков и живет в ней до тех пор, пока воспоминание о нем не исчезнет со сменой поколений. Уход человека из жизни всегда причиняет боль близким, и скорбь эта у различных народов выражается по-разному, отраженная в обычаях и обрядах, вытекающих из представления данного общества о том, как наиболее торжественно и эмоционально выразить свою печаль. Смерть навсегда лишает общество его члена, который выполнял определенное социальное предназначение, внося вклад в благополучие своего рода, или погиб в битве, храбро защищая родное реуэ и своих близких от чужеродцев, пришедших захватить их земли, заставить работать на себя и завладеть их женами, сестрами, дочерьми. Конечно, не все мапуче погибали в битвах. Чаще просто умирали.
Ничто не вечно в жизни, но человеку свойственно верить не в эту неизбежность, а в то, что существование его не прекратится. Так, индейцы были убеждены, что есть другой мир, где их души продолжат жизнь, ничем не отличающуюся от земной. Воспоминания об умершем, хранимые друзьями и близкими, скорбь, вызванная его смертью, и представление о посмертном существовании играли большую роль в общественной жизни мапуче.
Почести, воздаваемые умершему, должны были определить условия его пребывания в другом мире и сделать его как бы должником, обязанным вознаградить своих •близких за эти почести, оказывая поддержку и защиту общине в случае необходимости. Чем пышнее было выражение скорби, тем большие надежды возлагались на помощь умершего. Поэтому не скупились на жертвы, приносимые в честь умершего.
Погребальные обычаи в разных районах были неодинаковы. Они включали инсценировку битв с душами соперников, громкие крики или монотонное бормотание. Само погребение проходило в два этапа: первый — домашнее бдение возле тела в течение нескольких дней и даже месяцев в зависимости от положения покойного в обществе; второй — погребение на кладбище и последующее охранение души покойного до тех пор, пока она окончательно не покинет землю и не достигнет другого мира. Погребение женщин ничем не отличалось от погребения мужчин.
На следующий день после кончины приглашалась мачи для осмотра тела умершего и определения причины смерти. По существу это было настоящее вскрытие, сопровождавшееся определенным ритуалом, барабанным боем, воскурением трав. Мачи вскрывала живот и исследовала внутренние органы. Призвав души предков и произнеся необходимые заклинания, она ставила диагноз. Как правило, причиной смерти объявляли козни врага.. Такой диагноз давал право на месть, в которую втягивалась вся группа. Изображая бесконечное горе, муки и скорбь по поводу случившегося, собирались все родственники. Умершего заворачивали в шкуры, клали на носилки и вносили в хижину, поставив вокруг пищу, напитки, ибо усопший считался еще живым, но пребывающим в состоянии «алуэ», или «ам». Пока тело находилось в хижине, оно не должно было касаться земли, чтобы не обидеть «уэкуфо» — домовых. Никто другой не должен был касаться умершего, ибо, пока он находился в хижине, его считали священным. Никто также не отваживался использовать его личные вещи, которые после похорон сжигались.
На протяжении всех дней бдения возле покойного продолжались заклинания, танцы, сопровождаемые стонами, криками и барабанным боем. Вокруг хижины располагался отряд воинов, каждые четверть часа изображавших яростные атаки. Цель таких имитаций борьбы и воинственных кличей — отпугнуть и обратить в бегство злых духов, намеревающихся окружить жилище и не дать покоя душе умершего.
Как только случалось несчастье, рассылались гонцы соседние общины, чтобы передать им печальное известие и приглашение принять участие в траурной церемонии. Было большим оскорблением не откликнуться на это событие. Соседи прибывали с провизией и напитками. Во время поминок забивали лам, птицу, собирали плоды и т. д. Обилие пищи было своего рода демонстрацией уважения и почитания умершего. В основе этого лежало» стремление облегчить существование и обеспечить благополучие умершего во время его пребывания в другом мире.
В течение трех-четырех дней продолжалась трапеза. Но срок поминания мог быть и продлен. После этого четверо мужчин поднимали и несли «пильяй» с умершим к месту захоронения—«эйтун». Их сопровождали помощники. В то время как оратор произносил хвалебные надгробные речи, группа женщин плакала, оглашая окрестности криками, жалобами и причитаниями. Если умерший «был особенно уважаем, то извлеченные внутренности его водружались на сооружение из шестов и сохранялись в течение года до дня их окончательного погребения.
На кладбище выкапывали могилу глубиной до одного метра. Останки засыпали землей, образуя холм. В могилу но обе стороны умершего клали его копье, лассо, лук, болеадорас, так как в другой жизни ему также предстояло участвовать в битвах. Клали и утварь: кувшины, глиняные сосуды с едой и питьем. Все это могло пригодиться ему в предстоящем пути в другой мир. Мапуче считали, что данная умершему еда не истощится, ибо дух его питался духом захороненной с ним пищи.
Позже, уже в пути, усопший должен был соединиться с нильянами и великими токи, которые будут руководить им и направлять его в битвах с душами тех, кто был его врагом на земле. Именно для этой цели и клали в могилу вооружение. О боях, происходящих где-то за облаками, индейцам возвещали громы и молнии во время ненастий. Во время бурь и непогоды индейцы выходили из хижин и криками подбадривали своих сородичей в загробном мире, желая им победы. Совершение этих действий имело глубокий символический смысл, ибо, веря в бессмертие души, живые верили и в то, что душам умерших нужна их помощь. Память о них передавалась из поколения в (поколение, делались жертвоприношения в надежде на то, что и духи не оставят живых своим вниманием и покровительством.
Под плач всех собравшихся один из родичей приносил в жертву ламу, мясо которой подавалось во время трапезы. Над могилой зажигали огонь и поддерживали его в течение года: он отпугивал души врагов, пока умерший находился в состоянии «ам». Считалось, что душа умершего в это время бродила вокруг хижины и незримо наблюдала за семьей, присутствуя на праздниках и собраниях, являясь родичам во сне или как призрак, обнаруживая себя иногда неясными криками, вздохами, свечением.
Место захоронения посещалось часто. Сюда приносили пищу и питье, полагая, что умерший все еще здесь и появляется в виде большой мухи, кружащейся над жилищем. Эти мухи, развившиеся из личинок при разложении трупа, считались священными. Большие зеленые мухи были табу. Наличие мух было хорошим предзнаменованием и означало, что умерший в курсе всего происходящего.
Через год на могиле возобновлялись запасы пищи, закалывалась лама, и ее кровь, смешанную с водкой, разливали над могилой. Подавалось угощение. Обойдя несколько раз могилу, поминающие удалялись уже навсегда, так как умерший, по их мнению, уже достиг состояния «пульи» и окончательно покинул свой дом.
Могила была священна и не могла быть перенесена или подвергнута надругательству. На всем пути к могиле впереди шла женщина, неся зажженные угли, чтобы злые духи, которые боятся огня, не могли приблизиться к умершему. Чтобы различать могилы, на них воздвигали столбы высотой до трех метров с изображением головы умершего в верхней части. В северной части территории мапуче на могилах делалось каменное покрытие. Иногда такими же камнями обкладывался и труп.
В некоторых районах обитания мапуче существовал обычай класть умершего в гроб, представляющий собой род каноэ с крышкой. Иногда такой гроб использовался только для церемонии, а затем покойника из него перекладывали в могилу. Гроб же относили обратно и оставляли до следующего случая.
Кладбища были общими и располагались в лесу на склонах. Племенами, живущими на побережье, для погребения применялось преимущественно каноэ. Умершего отправляли в плавание по безбрежному морю, снабдив его веслами и гарпуном для морской охоты. По верованиям индейцев, каноэ уносило умершего к загадочному острову Ам-Утран, находящемуся за горизонтом.
В провинции Каутин — центральном районе обитания мапуче — в последнее время обнаружены захоронения в могилах длиной два метра и шириной 80 см. Дно их выложено гладкими камнями. Такие же камни окаймляют захоронение с четырех сторон. Труп накрыт каменной крышкой. Вокруг него обрядовые предметы. Захоронения такого типа ранее не встречались. Предположительно такие могилы характерны для племен, обитавших на севере, где мало дерева, зато в избытке имелся камень. Тем не менее в таких нишах погребали только важных персон. Для обозначения могилы на нее клали камень.
Когда появлялось новое реуэ или образовывалась новая группа, сразу же определялось место кладбища. Располагалось оно обычно на возвышенном месте, что облегчало душам предков наблюдение за родичами. Закладка кладбища была праздником для всех членов нового сообщества. Праздник этот ничем не отличался от других: устраивались пиршества, танцы, звучала музыка. За кладбищем ухаживали с особым вниманием: ведь это было место встреч душ предков и отсюда они влияли на повседневную жизнь своих потомков. Нарушение потомками традиций могло вызвать недовольство душ предков.
Не хоронили на общем кладбище «калку» — колдунов,. Их отвозили в глубокий овраг и бросали там на съедение хищникам. Считалось, что души колдунов селились в пещерах, где вместе со страшными чудовищами рыли обширные ходы, образовывавшие подземный мир, охраняемый огромными змеями.
Культ поклонения душам умерших предков происходил из неспособности объяснить природные явления. Его возникновение стало одной из причин перехода мапуче к оседлому образу жизни, ибо индейцы верили, что души живых неразрывно связаны с душами мертвых. Это обстоятельство, определявшее многие действия индейцев,, сыграло большую роль и в деле единения этой необычной нации, стойко и самоотверженно защищавшей свою землю, с которой она была связана необыкновенной духовной силой мифов и преданий.
Погребальные обычаи имели и свое положительное общественное значение. Смерть была происшествием, объединявшим всех. Церемониал похорон способствовал выработке единых чувств и мнений. Все собирались вместе, дабы не прервать связи поколений и утвердить свое единство. Это традиционное объединение было подобно дереву: все чувствовали себя происходящими от одного корня, связывавшего всех воедино.