Поиск «затерянных» царств
Однако, прежде чем переходить к изложению хроники политических событий, имеет смысл попробовать хотя бы в общих чертах разобраться в запутанном вопросе: так где же именно находились интересующие нас царства и с какими современными городищами их можно соотнести? Парадокс ситуации заключается в том, что приблизительное местонахождение Ак’е’, Шукальнааха и Сакц’и’ сомнений не вызывает. Эти царства упомянуты в надписях из Йашчилана и Пьедрас-Неграса, значит, их следует искать где-то в долине Усумасинты. Они явно граничили друг с другом, о чем свидетельствуют попытки Сакц’и’ установить контроль над Ак’е’, а также объединение Шукальнааха и Ак’е’ в VIII веке под властью единой династии. Более того, городище Бонампак, несомненно, было столицей одного из царств. Казалось бы, в руках у исследователя достаточно ключиков для разгадки. Однако при более тщательном рассмотрении оказывается, что все далеко не так просто.
Древнее название Бонампака, для которого Д. Стюарт предложил чтение Усиихвиц, что означает «Холм грифа»
Начнем с Бонампака. Городище располагается в долине реки Лаканха в глубине Лакандонской сельвы (ныне территория штата Чьяпас, Мексика). Оно было открыто в 1946 году американцем Д. Хили и быстро прославилось настенными фресковыми росписями, о которых подробнее будет сказано ниже. Само современное название Бонампак в переводе с юкатекского языка майя означает «раскрашенные стены». Древнее название города майянисты в разное время читали по-разному, но на сегодняшний день общепринятым стало предложенное Д. Стюартом в 2008 году чтение Усиихвиц, что в переводе означает «Холм грифа».[i] Многие крупные сооружения в Бонампаке действительно построены на склонах холмов, вполне вероятно, что название одного из них со временем стало обозначением целого города.
«Эмблемный иероглиф» Шукальнааха
После выхода в свет в 1958 году упоминавшейся уже статьи Г. Берлина исследователи монументальных надписей майя уделяли и уделяют большое внимание расширению списка известных «эмблемных иероглифов». В случае Бонампака эту работу проделал П. Мэтьюз, который идентифицировал на монументах из городища титулы, прочитанные позднее как «владыка Ак’е’» и «владыка Шукальнааха». Мэтьюз заключил, что первый из них – это собственно «эмблемный иероглиф» Бонампака.[ii] Между тем, на изящной настенной известняковой панели, хранящейся ныне в коллекции Думбартон-Окс и, возможно, происходящей из соседнего с Бонампаком городища Лаканха, упоминается «человек из Шукальнааха» Ах-Сак-Телес, сахаль, то есть областной наместник «владыки Ак’е’, владыки Шукальнааха». На основании данного факта среди специалистов сложилось общепринятое мнение, что Бонампак – это столица царства Ак’е’, тогда как соседняя Лаканха была центром Шукальнааха. Такой точки зрения придерживаются в частности С. Мартин и Н. Грюбе в своей популярной и предназначенной для широкого читателя книге по истории майя.[iii]
«Эмблемный иероглиф» Ак’е’
Иначе смотрят на проблему Д. Беляев и А. Сафронов, которые в своих специальных исследованиях очень тщательно проанализировали иероглифические надписи региона. Они отметили, что в известных нам надписях из Бонампака местные правители либо названы «владыками Шукальнааха», либо носят двойной титул «владыка Ак’е’, владыка Шукальнааха». Ни один царь Бонампака не ограничивался титулом «владыка Ак’е’».[iv] Еще более убедительное свидетельство содержится в надписи на скульптурном камне 4 из Бонампака, где сказано о воцарении «Священного Владыки Шукальнааха» Йахав-Чан-Муваахна I в Усиихвице, то есть собственно в городе Бонампаке. В свете этих ясных данных источников, число которых можно умножить, не остается сомнений, что Бонампак был столицей Шукальнааха, а вовсе не Ак’е’, как традиционно принято считать.
Как же тогда быть с упоминанием «человека из Шукальнааха» на панели в Думбартон-Окс? По мнению Д. Беляева и А. Сафронова, в этом случае Шукальнаах – древнее название городища Лаканха, которое было первой столицей династии и дало ей свое имя. В начале VII века состоялся перенос столицы царства из Шукальнааха в Усиихвиц (из Лаканхи в Бонампак). Переносы столицы действительно случались в практике майяских царей, поэтому в такой интерпретации ничего невозможного нет. Правда, А. Токовинин отмечает, что мы не можем быть уверенны в том, что думбартонская панель происходит именно из Лаканхи, а не из какого-либо другого соседнего городища.[v] В любом случае, она свидетельствует о существовании местности Шукальнаах, давшей имя соответствующему царству.
Завершая наш краткий вступительный рассказ о различных центрах Шукальнааха, пожалуй, следует обратить внимание на необычное децентрализованное внутреннее устройство этого царства. В источниках в связи с территорией, находившейся под контролем «Священных Владык Шукальнааха», упоминается ряд топонимов: Усиихвиц, Шукальнаах, Саклакаль, Бубульха’, а также еще несколько недешифрованных. По-видимому, это названия областей царства, управлявшихся родственниками «священного владыки».[vi]
«Эмблемный иероглиф» Сакц’и’
Если действительно и Бонампак и Лаканха входили в состав царства Шукальнаах, то неясно где находилась столица Ак’е’. К сожалению, все надписи, главными героями которых выступают «Священные Владыки Ак’е’», присутствуют на монументах неизвестного происхождения, хранящихся ныне в частных и музейных коллекциях. Ввиду этого обстоятельства все попытки привязать царство к городищам региона не выходят за рамки гипотез и предположений. Схожая ситуация с Сакц’и’. Это царство упоминается в надписях из Пьедрас-Неграса, Эль-Кайо, Йашчилана, Бонампака и Тонины, а также на ряде монументов неизвестного происхождения. Некоторые исследователи отождествляют столицу Сакц’и’ с городищем План-де-Айутла, одним из крупнейших в Лакандонской сельве. Именно в проверке данной гипотезы заключается одна из задач стартовавшего в 2003 году в городище археологического проекта, но ни одной надписи с «эмблемным иероглифом» найти пока не удалось.[vii] Тем не менее, городища Лакандонской сельвы привлекают к себе все большее внимание исследователей, а это означает, что рано или поздно тайна «затерянных царств» Ак’е’ и Сакц’и’ будет раскрыта.
[i] Stuart D. Vulture Hill: The Place Name of Bonampak // Maya Decipherment: A Weblog on the Ancient Maya Script, March 16, 2008. URL: http://decipherment.files.wordpress.com/2008/03/bonampak-place-glyph.pdf
[ii] Mathews P. Notes on the Dynastic Sequence of Bonampak, Part 1// Third Palenque Round Table, 1978, part 2 / Ed. by M. G. Robertson. – Austin: University of Texas Press, 1980. – P. 60–61. URL: http://www.precolumbia.org/pari/publications/RT05/DynasticBonampak.html
[iii] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – P. 135-137.
[iv] В подписи к фреске в комнате 2 «Храма 1» в Бонампаке Йахав-Чан-Муваахн II назван только «владыкой Ак’е’», но в остальных случаях этот правитель носит двойной титул, поэтому данное исключение не нарушает общей схемы.
[v] O’Neil M., Tokovinine A. Carved Panel … P. 66-67.
[vi] Tokovinine A. Place and Identity… P. 83.
[vii] До сих пор в План-де-Айутле известна только одна ранняя штуковая надпись на фасадах «Сооружения 31», да и от той сохранились лишь небольшие фрагменты. Вместе с тем, впечатляющая монументальная архитектура, а также изображение восседающего на троне владыки, найденное внутри «Сооружения 13», практически не оставляют сомнений, что в классический период городище было центром отдельного царства. Смотрите: Martos L. The Discovery… P. 70, 72-73. Д. Беляев и А. Сафронов предположили, что План-де-Айутла – это, скорее, столица Ак’е’, а не Сакц’и’. До обнаружения новых надписей решить этот вопрос едва ли возможно.