Правительственный вариант самоопределения
В этом документе президент сделал попытку найти в индейской политике среднюю линию между либерализмом «нового курса» и реакционным реформаторством послевоенного времени, или, по его терминологии, между «патернализмом» и «насильственной терминацией». Идея, которая позволила бы преодолеть негативный эффект обеих этих крайностей, отмечал он далее, заключалась в осуществлении относительно коренных жителей сбалансированного курса на «самоопределение без терминации», т. е. укрепление автономии индейцев, не разрушая основ их общинной жизни. В качестве конкретных акций президент предложил следующие: а) подтверждение статуса общин — отмена резолюции № 108; б) усиление государственной помощи на нужды здравоохранения и образования индейцев; в) укрепление автономии общин за счет «наделения их правом контроля и участия в реализации той или иной программы содействия индейскому населению, финансируемой федеральным правительством», и за счет материальной поддержки их собственных экономических начинаний.
Президент Никсон охарактеризовал свои предложения как исторический поворот в индейской политике США. В его послании «самоопределение» фактически означало лишь возможность самостоятельных решений на нижнем уровне в области стимулирования общинами экономического развития резерваций. Подобная интерпретация самоопределения индейцев в действительности не столько давала им свободу выбора пути, сколько перекладывала на плечи общин ответственность за этот выбор. Реальные же гарантии самоопределения, в частности отмена законов № 280 и 284, даже не предусматривались. Иными словами, программа самоопределения в изложении республиканцев начала 70-х годов являлась весьма консервативным документом, хотя в сравнении с политикой терминации это был существенный сдвиг.
Планы администрации Никсона получили полную поддержку руководства республиканской партии. В принципе их одобрили и лидеры демократов, посчитав, что политика самоопределения, сбив волну протеста коренного населения, ускорит его интеграцию в американское общество.
По-иному отнеслись к ней индейцы. Представители радикального ДАИ в противовес планам правительства выдвинули собственную программу самоопределения, так называемые «20 пунктов», в которой высказывались такие требования: восстановление статуса всех терминированных общин и земельной базы резерваций, полная юридическая автономия индейцев на основе отмены законов № 280 и 284 и сохранение их налогового иммунитета, защита традиционных индейских верований. Эти требования объективно были направлены не только на формальный отказ правительства от терминации, но и на ликвидацию ее последствий, что могло бы обеспечить подлинный суверенитет коренного населения.
Увы, деятельность администрации во многом подтвердила опасения коренных жителей, что заявление Никсона — лишь политический маневр, цель которого — погасить волну их недовольства. Вплоть до событий 1973 г. в Вундед-Ни правительство США уклонялось на практике от выполнения своих обещаний. Правда, с 1968 по 1972 г. на 30 % было увеличено финансирование программ помощи индейцам и на 10 % — затраты на здравоохранение резервационного населения, вследствие чего общий объем ассигнований на нужды коренных жителей составил почти 1,5 млрд долл. Эти меры были широко разрекламированы средствами массовой информации. Однако индейцы назвали их фальшивыми. По их расчетам, почти 1/3 этой суммы шла не на нужды резервационного населения, а на нужды его основных противников — аппарата БДИ.
Что же касается ключевого требования индейцев США — ликвидации терминационных законов, то оно выполнено не было. То же самое происходило и с самоопределением общин. Их попытки установить контроль над своим экономическим развитием натолкнулись на сильное противодействие администрации, считавшей, что индейцы «требуют слишком рано слишком многого». К 1972 г. добиться этого удалось всего двум общинам — микосуки и зуньи. И лишь самоотверженная борьба коренных американцев за свои права, кульминацией которой стали вооруженные столкновения оглала с полицией и национальной гвардией Южной Дакоты в Вундед-Ни в марте — апреле 1973 г., вынудила правящие круги страны поторопиться с осуществлением политики самоопределения. 28 июня 1973 г. по инициативе сенатора Г Джексона конгресс принял резолюцию № 37, где определялись конкретные направления деятельности федерального правительства в индейском вопросе: а) восстановление статуса терминированных общин и подтверждение индейского суверенитета; б) укрепление экономических основ общинного самоуправления; в) гарантирование свободы отправления традиционных культов.
Хотя ликвидация решений об отмене статуса ряда общин не являлась в глазах администрации основным компонентом политики самоопределения, реализация правительственной программы началась именно с нее. После принятия резолюции Джексона 22 декабря 1973 г. вступил в силу закон о восстановлении статусных льгот и привилегий общины меномини и возобновлении оказания ей государственной помощи. Эта крайне важная для всего индейского населения акция в действительности была лишь началом длительного, трудного, мучительного и не завершенного по сей день процесса восстановления справедливости относительно индейцев США. Только через три года — в феврале 1976 г.— конгресс вновь приступил к дебатам по поводу признания статуса общин пеориа, оттава, модоков и виандотов Оклахомы, терминированных в 50-е годы. Прения по этому вопросу, затянувшиеся еще на два года, лишь в период администрации президента Д. Картера завершились принятием 15 мая 1978 г. соответствующего закона, возобновившего в урезанном виде привилегии вышеупомянутых общин, чей иммунитет от поземельного налога так и не был возобновлен. В две фазы прошло восстановление статуса общины сайлитц в Орегоне. Сперва правительство лишь признало ее в качестве органа индейского самоуправления, отказавшись подтвердить особый статус территории общины. И только после бурных протестов ее жителей 4 сентября 1980 г. земли индейцев наконец снова стали резервационными. Последней общиной, вернувшей в 1979 г. свое официальное положение, была пайюте штата Юта, однако она стала единственным в стране федерально признанным индейским сообществом, полностью лишенным возможности осуществлять правосудие на своей территории. Что же касается орегонских кламатов, ранчерий Калифорнии, «метисов» общины Юнита-Оурей и катауба, то они до сих пор ждут ликвидации допущенного по отношению к ним в 50-е годы произвола. Иными словами, процесс отмены терминации все еще далек от завершения, не говоря уже о том, что его практическое осуществление порой протекает в сильно ограниченной форме.
Весьма противоречивая ситуация сложилась и с подтверждением юрисдикции общин в пределах резерваций. Принятый в 1979 г. закон о соглашениях между общинами и штатами по правовым вопросам, казалось, должен был устранить ограничения юридической автономии общин, налагаемые на них законом 1968 г. Но расплывчатая формулировка ст. 3 не регламентировала отношения штатных и индейских органов управления, а лишь наделяла последние правом вступать в соглашения с первыми, что сильно уменьшало эффективность этого закона.
Другим важным направлением индейской политики 70-х годов стали законы, которые должны были укреплять экономические основы самоопределения коренного населения. Чтобы дополнительно стимулировать экономические начинания общин, 12 апреля 1974 г. был издан закон, цель которого — создание ресурсов капиталов специально для индейского предпринимательства. Для этого, во-первых, правительство выделило 50 млн долл. в так называемый оборотный кредитный фонд, откуда общины и отдельные их члены могли получать долгосрочные ссуды, а во-вторых — 200 млн долл. в гарантийный фонд, предназначенный для компенсации затрат частных фирм, пожелавших стать компаньонами той или иной общины, если их совместное начинание оказалось безуспешным. Хотя такой закон и открывал индейцам новые каналы финансовой помощи, он все-таки в большей степени был направлен на привлечение частного сектора к экономическому освоению резервационных земель, что не могли не отметить индейские лидеры, справедливо подвергшие его критике. Коренному населению требовались иные меры, гарантировавшие государственную поддержку не только их коммерческим инициативам, но и программам социального развития, а также возможность самостоятельно определять его направления. Именно такую цель в принципе преследовал изданный 4 мая 1975 г. закон о содействии самоопределению индейцев, который, подтверждая «сохранение особых отношений и обязательств правительства относительно коренных жителей», провозглашал постепенную ликвидацию доминирования правительственных органов в разработке программ развития резерваций. Закон вменял в обязанность министерству внутренних дел оказывать финансовую поддержку тем инициативам индейских общин, которые были направлены на улучшение экономической ситуации в резервациях, совершенствование деятельности органов общинного самоуправления, приобретение дополнительных земельных угодий. В случае провала начинаний индейцев правительство, однако, оставляло за собой право прекратить субсидирование их программ. Принятие закона сопровождалось заявлениями, называвшими его самым выдающимся достижением индейской политики со времен «нового курса». По сути же дела это была декларация, которая не только не оговаривала конкретные условия оказания общинам помощи и ее величину, но и перекладывала в конечном счете на их плечи ответственность за ее использование. Впрочем, именно это и входило в намерения правящих кругов. «Социальный прогресс имеет свою цену. Совершенно очевидно, что индейцы должны добровольно жертвовать, чтобы обрести блага Америки XX века»,— заявил в этой связи сенатор Д. Фаннин 12 Все это характеризует данную меру как умеренно консервативную попытку регулирования отношений с индейцами.
В аналогичном духе было выковано и последнее звено политики самоопределения — подтверждение права коренных американцев свободно исповедовать традиционные религии. После годичных прений 18 июля 1978 г. конгресс принял совместную резолюцию № 738, гарантировавшую индейцам возможность отправлять свои верования, «иметь и использовать так называемые святые места», но с существенной оговоркой, что это не нанесет ущерба окружающей среде и «не нарушит законы, изданные в интересах всего общества». Таковы были основные шаги правительства США в плане укрепления самоопределения индейских общин, затронувшие основные стороны существования последних — юридический статус, хозяйство и духовную жизнь. Основы отношений федерального правительства и индейского населения, заложенные в законодательстве 70-х годов, определяют их характер и по сей день.
Общую оценку политики самоопределения можно давать лишь с учетом ее конкретных результатов. Между тем результаты оказались отнюдь не однозначными. Основным достижением политики самоопределения стало официальное подтверждение особого характера отношений общин и федерального правительства, взявшего на себя обязательство и в будущем строить свою индейскую политику на такой основе. За счет этого отдельные общины смогли наконец как-то урегулировать свои проблемы. В частности, община кроу, используя факт подтверждения автономии резерваций, расторгла наиболее невыгодные для индейцев контракты на добычу ископаемых в их землях частными фирмами. Апаче-мескальеро добились запрета усыновления индейских сирот неиндейцами без санкции совета их общины. Совет резервации Навахо сумел взять под контроль проект ирригации своей территории и т. д. Аналогичные акции и составили главные положительные результаты самоопределения.
Вместе с тем декларирование правящими кругами данной политики само по себе не решало проблемы практического осуществления индейцами своего суверенитета в рамках американского государства. Напротив, подтверждение на федеральном уровне их автономии обострило отношения общин со штатными органами власти, в особенности по вопросам местного налогообложения. В ряде случаев в обход статуса общин сбор с них отдельных видов налогов был санкционирован штатной администрацией: штат Монтана, например, с 1975 по 1984 г. собрал в резервации кроу налогов на общую сумму 90 млн долл. Легислатура Орегона в свою очередь также грубо нарушила статус резерваций, установив в целях ограничения числа лиц, не платящих налоги, свой контроль над членством в общинах. Штатные органы власти, подчеркивал по этому поводу лидер навахо П. Макдоналд, «теперь выступают как наши главные недоброжелатели... Вместо того чтобы помочь индейцам в решении их насущных проблем, они пытаются душить нас налогами, накладывая свою руку на наше имущество» 13
Очень скромными оказались возможности общин и в области регулирования процесса своего социальноэкономического развития. Нельзя, конечно, отрицать, что закон от 4 мая 1975 г. дал толчок к развертыванию индейских программ развития: к 1983 г. общины осуществляли почти 1300 своих программ, объем государственного субсидирования которых составил около 220 млн долл. Это позволило отдельным представителям властей высоко оценить результаты закона 1975 г. Однако сами индейцы выразили иное мнение. «С момента принятия закона о самоопределении руководство общин, начавших осуществлять собственные проекты, столкнулось с комплексом проблем. ...Это и недостаточный уровень финансирования программ индейцев, и крайне длительные сроки переговоров по ним, и, наконец, тяжкие условия погашения кредитов», — свидетельствовал директор-распорядитель НКАИ Р. Эндрейд. Поистине подводным рифом оказались для общин так называемые косвенные затраты на их программы, которые они вынуждены оплачивать самостоятельно — исследовательская часть разработки соответствующего проекта, поиски экспертов, содержание управляющих и т. п. Стоимость этих косвенных издержек порой бывает столь высока, что община вынуждена брать у федерального правительства в долг весьма крупные суммы. В этой связи не вызывает удивления факт, что в результате осуществления своих программ община Лакур д’Орриель задолжала правительству около 800 тыс. долл., а пуэбло Нью-Мексико — более 1,3 млн! В целом, по данным НКАИ, 638 индейских программ развития в конечном счете принесли общинам одни убытки. То есть попытки индейцев на практике осуществить гарантированный им суверенитет привели лишь к еще большей их зависимости от правительства США. Таким образом, возможности, которые дает коренному населению политика самоопределения,— более чем ограниченные, поэтому не удивительно, что весь комплекс мер, принимаемых администрациями Р. Никсона, Д. Форда и Д. Картера, не мог привести к самому главному: кардинальному улучшению положения индейцев.
Законы 70-х годов не создали для индейских общин каких-то принципиально новых статусных льгот, а лишь до определенной степени исправили допущенные в период терминации злоупотребления и несправедливость по отношению к коренным американцам. Другими словами, политика самоопределения стала умеренноконсервативной формой регулирования индейской проблемы, ориентированной на сохранение статус-кво, при котором, как справедливо подчеркивалось в документах Компартии США, индейцам предоставлялась возможность жить на своих землях по своим обычаям, чтобы своим трудом создавать прибыли «большому бизнесу» 14. Однако представители отдельных слоев американской буржуазии, заинтересованные в уничтожении всех барьеров, которые препятствовали бесконтрольной эксплуатации ресурсов резерваций,— горнодобывающие корпорации, крупные агропроизводители, деятели местной администрации — начали борьбу с этими весьма незначительными уступками индейскому населению. «Индейские общины зашли слишком далеко в попытках осуществлять свой суверенитет. Если они продолжат двигаться в этом направлении, у нас в стране будет более двухсот Квебеков»,— писал орган деловых кругов «Уолл-стрит джорнэл» 15 Поэтому уже к концу 70-х годов в потоке мнений и предложений в области индейской политики вновь стали выделяться голоса тех представителей правящих кругов США, кто хотел бы полностью ликвидировать все особые права индейцев. С избранием на пост президента в 1981 г. лидера правого крыла республиканской партии Р. Рейгана подобные реакционные установки начали постепенно трансформироваться в линию государственной политики.