К «новым рубежам»
Победа на выборах 1960 г. демократической партии, обещавшей привести страну к «новым рубежам», казалось, должна была стать для коренного населения преддверием желанных перемен. И действительно, предвыборные обещания демократов проводить в отношении их «взвешенный, разумный курс», дополненные заверением Д. Кеннеди принять специальную программу развития ресурсов резерваций, породили среди их жителей иллюзию относительно кардинальных перемен в правительственной политике.
Но эти надежды во многом оказались беспочвенными. Когда спал накал предвыборной борьбы, в которой демократы резко критиковали правительство Эйзенхауэра, из выступлений лидеров партии стало очевидным, что эта критика касалась формы, а не существа индейской политики. Что же относится к смыслу деятельности правительства США в этой области, то для администрации Д. Кеннеди он заключался в том, чтобы «перестать наконец делать за какую-то группу населения то, что она должна делать самостоятельно на основе принципа равных возможностей», и чтобы «помощь индейцам оказывалась в случае необходимости не потому, что... они — потомки первопоселенцев континента, а граждане Соединенных Штатов» 7 Иными словами, демократы, так же как и их предшественники, по существу были против статусных привилегий коренного населения.
При известном совпадении целей демократическую партию, однако, отличал более реалистичный подход к их достижению. Администрация Кеннеди отдавала себе отчет в том, что невозможно добиться интеграции индейцев в основное общество только юридической отменой их статуса, без включения коренных американцев в экономическую жизнь страны. Поэтому акцент в решении индейского вопроса был поставлен на экономическое развитие резерваций. В этой ситуации можно было легко отказаться от самого одиозного приема республиканцев — ликвидации общин как социальных институтов. При этом конгрессмены-демократы, стремясь сделать общину инструментом реализации правительственных планов, постоянно указывали на необходимость подчинения ее не только федеральной, но и штатной юрисдикции на всей территории страны, ликвидировав тем самым одну из главных статусных льгот общины — отправление правосудия в резервациях.
В духе вышеописанных установок и была выдержана обнародованная 17 апреля 1961 г. правительственная программа в индейском вопросе, разбившая многие надежды коренного населения. В ней, правда, говорилось о признании администрацией Кеннеди до поры до времени статуса индейских общин и их территорий (включая налоговый иммунитет) и, следовательно, обязательств оказывать им помощь. В программе можно было найти и немало критики политики терминации. Но осуждалась она лишь в узком смысле этого понятия — как резкое свертывание специальной помощи индейцам. Конечный же результат этой политики — «ликвидация их особого положения и противопоставления другим группам населения» — провозглашался, как и ранее, основным направлением деятельности федерального правительства. В доктрине также были обойдены молчанием вопросы о восстановлении статуса общин, терминированных в 50-е годы, и отмене гражданского закона № 280.
Практическая деятельность демократов в конгрессе стала отражением истинных намерений правящих кругов относительно коренного населения. В начальный период президентства Кеннеди там обсуждались следующие законопроекты: о терминации общин якима и коллвил; о ликвидации права общин регулировать свое членство; об отмене статьи совместной резолюции № 12 1959 г., запрещавшей отчуждение индейских угодий без санкции советов общин.
И лидеры коренного населения, справедливо увидевшие за формальным осуждением терминации стремление федерального правительства и далее осуществлять эту политику, выразили свой протест, хотя и воздержались от прямого осуждения президента, еще недавно обещавшего им столь желанные «новые рубежи».
Гибель президента Кеннеди в 1963 г., приход к власти представителя консервативных кругов демократической партии JI. Джонсона, перестановки в госаппарате — все это отвлекло внимание общественности США от индейского вопроса. Когда же спустя некоторое время «проблема первых американцев», по словам президента Джонсона, вновь стала одной из главных на повестке дня, в позиции правящих кругов в индейских делах наметились более жесткие тенденции.
В сентябре 1967 г. конгресс принял закон о передаче обязательств правительства относительно резервации сенека легислатуре штата Нью-Йорк. Вслед за тем под прикрытием шумной кампании борьбы с якобы имевшей место «угрозой гражданским правам отдельных индейцев со стороны правосудия, осуществляемого общинными органами самоуправления», 11 апреля 1968 г. был издан гражданский закон № 284 о правах индейцев. Согласно этому закону, любой штат в дополнение к тем, которые имели эту возможность по гражданскому закону № 280, приобретал право распространять свое уголовное, а в специально оговоренных случаях и гражданское законодательство на территории индейских общин. Отношение индейцев к закону, якобы призванному защищать их интересы, прекрасно выразил известный индейский историк и общественный деятель В. Делориа, не без сарказма заметивший: «Правительство стало рьяно защищать наши права в том смысле, в каком Джон Дилинджер защищал интересы ограбленных им банков» 8
Напротив, любые попытки отдельных либералов направить политику администрации в русло конструктивных решений конгрессом отвергались. Все это свидетельствовало о том, что, хотя законы о ликвидации общин как таковых будто бы канули в прошлое, процесс терминации в действительности продолжал идти, правда, в иной, чем в 50-е годы, форме.
Между тем эта политическая линия опровергалась повседневной реальностью существования коренного населения. Ситуация, сложившаяся у висконсинских меномини, которые с 1961 г. стали первой общиной, полностью лишенной статуса и федеральной опеки, явилась наглядным тому подтверждением. Их резервация, превращенная в 72-й округ штата Висконсин, и общинная лесопильня, ставшая корпорацией «Меномини энтерпрайз», прежде всего попали под мощный налоговый пресс. Основной удар меномини наносил поземельный налог, который «съедал» до 50 % прибыли индейского предприятия. Естественно, бывшие общинные, а ныне — муниципальные власти, чтобы как-то свести концы с концами в бюджете своего округа, были вынуждены сократить «непроизводительные» траты на здравоохранение, образование, социальную помощь, а также рассчитать часть рабочих «Меномини энтерпрайз». В итоге некогда экономически самостоятельная и весьма зажиточная община, имевшая собственный госпиталь и предприятие, которое обеспечивало работой всех ее членов, превратилась в беднейший район США, чье население попало в зависимость от благотворительных организаций штата.
Провал усилий администрации найти какое-либо конструктивное решение проблемы коренных жителей вызвал серьезную озабоченность общественности страны. Американские средства массовой информации все чаще и чаще стали подвергать сомнению правильность существовавшей индейской политики. Но все-таки главной причиной, заставившей правящие круги США отказаться от ликвидации статусных льгот аборигенов, стала борьба самих индейцев.
Кампанию за немедленную отмену пресловутой совместной резолюции № 108 и официальное подтверждение индейского суверенитета вел НКАИ, направляя в конгресс решительные протесты. Новая фаза индейского движения протеста началась с 1968 г., когда молодые, радикально настроенные лидеры коренного населения образовали Движение американских индейцев (ДАИ). Эта организация, отвергнув соглашательскую линию НКАИ, осуществила ряд конкретных акций протеста, самой крупной из которых был захват индейцами о. Алькатрас в 1969 г.
На фоне всеобщего недовольства коренного населения серьезная оппозиция терминации возникла и среди правящих кругов США. Конкретные рекомендации, как изменить политику — привлечь индейцев к разработке программ федеральной помощи, предназначенной для них; поставить под контроль общин деятельность БДИ; создать особый фонд содействия развитию ресурсов резерваций объемом в 200 млн долл.,— предложил Э. Кеннеди. С осуждением терминации выступил и лидер республиканской партии, ее кандидат на предстоящих президентских выборах 1968 г. Р. Никсон. В специальном заявлении «Лучшее будущее для американских индейцев» он открыто признал, что «индейцы стали жертвой непродуманной и противоречивой политики», причем ответственность за это должны нести обе ведущие американские партии. Никсон также подчеркнул, что впредь «терминация не будет более выдвигаться в качестве цели правительственной политики» 9. Таким образом, крах терминации как способа решения индейской проблемы, борьба индейцев против этой политики, поддержанная общественным мнением страны, стали основным фактором, заставившим правящие круги США пересмотреть политику в отношении коренного населения.
Один из первых шагов был сделан в последние месяцы пребывания у власти Л. Джонсона. 6 марта 1968 г. президент направил в конгресс послание «Забытые американцы», в котором, в частности, говорилось: «Мы должны с уважением относиться к национальному достоинству индейцев и их особому положению. Мы должны подтвердить право коренных американцев оставаться индейцами, одновременно обладающими правами американских граждан. ...Мы обязаны, наконец, заверить их в том, что особые отношения коренных жителей и их правительства будут продолжать существовать и укрепляться» 10 Президентским распоряжением № 11399 был создан Национальный совет по равным возможностям индейцев (НКИО) в составе руководителей министерств и агентств, в той или иной мере связанных с индейскими делами, и представителей индейцев, которые назначались самим президентом США. Совет был обязан подготовить и представить конкретную программу содействия коренным жителям и разработать принципы новой политики. Создание НКИО имело важное значение: впервые индейцы получили возможность участия в разработке касающихся их решений на высшем уровне, хотя преобладание в совете правительственных чиновников во многом снижало его эффективность. Впрочем, администрации демократов не суждено было сделать дальнейшие шаги в этой области. Выборы 1968 г. принесли победу их противникам — республиканцам. Перестановки в верхнем эшелоне государственного аппарата на долгое время парализовали деятельность НКИО. Тем не менее благодаря главным образом усилиям его индейских членов совет представил к январю 1970 г. проект основных рекомендаций относительно изменений индейской политики: сохранение и укрепление внутренней автономии индейских общин, включая и юридическую автономию; содействие созданию и осуществлению собственно индейских планов социально-экономического развития резерваций; усиление государственной помощи индейцам за счет образования специальных индейских отделений во всех федеральных агентствах, занимающихся решением социальных проблем всего населения США. Эти рекомендации и легли в целом в основу принципов новой политики федерального правительства относительно индейского населения, сформулированных в специальном послании в конгресс президента Р. Никсона от 6 июля 1970 г.11