Правительство Комонфорта
После падения Санта-Аны в Мексике более десяти лет продолжалась социальная революция, известная в мексиканской истории под названием Реформы. Подобно французской революции, Реформа ставила своей первой целью уничтожение феодализма. Вдохновлявшая ее идеология исходила от философов французского либерализма, а ее движущей силой были метисы. Сторонники Реформы намеревались создать конституционное правительство, уничтожить независимую власть духовенства и генералов и ускорить экономический прогресс, используя конфискованное имущество церкви. Некоторые, как, например, экономист Мигель Лердо де Техада, стремились создать современное капиталистическое государство, а более радикальные, особенно Мельчор Окампо, — нацию мелких собственников. Но Реформа ни в одной области не имела полного успеха. Феодализм был уничтожен лишь частично. Правительства оставались попрежнему диктаторскими. Собственность не была перераспределена коренным образом, пеонаж индейцев сохранился. Таким образом Реформа оказалась мексиканской буржуазной революцией, которая привела к власти новый класс, но не смягчила угнетение масс. Однако, хотя надежды наиболее благородных деятелей не сбылись, Реформа ознаменовала решающий поворотный пункт в истории Мексики. Она поставила у власти метисов, которые стали управлять так энергично и успешно, как ни одно прежнее креольское правительство. Она сделала возможным мощное развитие экономики, которое, несмотря на сопровождавшие его несправедливости, могло послужить необходимой предварительной ступенью к социальному преобразованию. После Реформы Мексике уже перестала грозить опасность распада или поглощения ее Соединенными Штатами. Она начала превращаться в нацию.
Подобно многим другим революциям, Реформа началась с попытки добиться умеренных перемен и лишь постепенно, в результате непримиримой враждебности реакции, приняла более радикальный характер. На первых стадиях ее руководителем был Игнасио Комонфорт. Он главным образом и добился свержения Санта-Аны. Все считали его тем сильным человеком, который выведет Мексику иэ кризиса. Его тяжелая корена:тая фигура, честность и нелюбовь к распрям внушали доверие, и все модерадос стали требовать, чтобы президентом стал именно он. Хуана Альвареса модерадос не только презирали за необразованность и индейско-негритянское происхождение, но и боялись, ибо он воплощал в их глазах ненависть угнетенных рас к угнетателям. Когда он ввел своих индейских воинов в Мехико, имущие классы перепугались, ожидая восстаний пеонов, резни креолов и разрушения того, что они называли цивилизованным обществом. В декабре 1855 г. представителя радикальной интеллигенции Мельчора Окампо заставили уйти из кабинета, и через не:колько дней Альварес передал пост президента Комонфорту. Альварес сознавал, что он непригоден для задач государственного руководства. Сферой его деятельности было руководство партизанами. И когда Мануэль Добладо пригрозил восстанием в пользу Комонфорта, Альварес предпочел вернуться без борьбы в горы провинции Герреро.
Комонфорт знал, что необходимо ограничить власть духовенства, но считал также, что мексиканский народ находится под влиянием церкви и нуждается в ее услугах. Модерадо по убеждению, получивший политическое воспитание у Гомеса Педрасы, Комонфорт ненавидел гражданскую войну. Он мечтал о миролюбивой и гармоничной Мексике и поставил перед собой невыполнимую задачу добиться согласия реакционеров на проведение реформ.
Результатом этой несбыточной надежды на примирение явился злосчастный закон Лердо, подготовленный Мигелем Лердо де Техада, министром финансов в кабинете Комонфорта, и изданный в июне 1856 г. Целью закона было увеличить доходы правительства и ускорить экономический прогресс. Поместья, принадлежавшие церкви, подлежали продаже; покупать их могли нынешние их арендаторы или любые лица «денонсировавшие» их, т. е. подававшие на них заявки. Церкви запрещалось иметь землю, но за свои поместья она должна была получить деньги, причем с каждой сделки по продаже земли взимался большой налог в пользу правительства. Все руководители Реформы верили в незыблемость частной собственности, но радикалы надеялись на широкое распределение собственности, а закон Лердо поощрял ее концентрацию. Раздел церковных асиенд разрешен не был. Только богачи могли уплатить за землю покупную цену плюс налог. Духовенство убедило многих богатых мексиканцев не пользоваться выгодами антиклерикального закона, так что от закона Лердо выиграли главным образом иностранцы. Группа «новых креолов» англо-саксонского, французского и германского происхождения стала скупать церковные земли и вскоре заняла влиятельное положение в мексиканском обществе. Передача церковных асиенд иностранным капиталистам была сама по себе отрицательным явлением, но это было не единственным следствием закона Лердо. В ложной надежде убедить духовенство, что закон не имеет антиклерикального характера, авторы не ограничили его действие церковью. Иметь поместья было запрещено всем корпорациям всякого рода. Вся земля должна была стать собственностью отдельных лиц. Таким образом, закон Лердо декретировал продажу эхидос (общинных земель) при испанских городах и — что принесло еще большее бедствие — общинных земель, принадлежавших индейским деревням. А когда жаждавшие земли метисы нашли, что стоимость церковных асиенд превышает их финансовые возможности, они набросились на общинные земли и стали «денонсировать» их перед властями и скупать за ничтожные суммы. Непосредственным результатом этого был ряд восстаний индейцев в центральных провинциях, и правительство оказалось перед угрозой объединения индейцев с реакционерами. Осенью Лердо выпустил циркуляр, в котором разъяснял, что общинные земли надо не распродавать «денонсирующим», а делить между индейцами. Но эта попытка превратить индейцев в крестьян-собственников не сопровождалась никакими мерами для защиты их от алчности метисов. Когда циркуляр был проведен в жизнь, оказалось, что новых индейцев-собственников легко заставить продать свою землю на льготных условиях, напоив их водкой агуардиенте.
Лердо и Комонфорту не удалось примириться и с реакционерами. Епископы и генералы не намеревались итти ни на малейшие уступки и предпочитали подвергнуть всю Мексику бедствиям гражданской войны, лишь бы не принимать «закон Хуареса» и «закон Лердо». В начале 1856 г. реакционеры подняли восстание в Пуэбле. Руководил им Аро-и-Тамарис, друг и ученик Лукаса Аламана, креольский аристократ. Предполагалось объявить императором Мексики либо Аро, либо сына Агустина Итурбиде. В марте Комонфорт взял Пуэблу, изгнал ее епископа Лабастиду и конфисковал церковные имущества на покрытие военных издержек. Весной и летом стояло затишье, но все знали, что клерикалы что-то замышляют. Вся страна, затаив дыхание, ждала бури. Тайная центральная консервативная директория (Directoría Conservadora Central), руководство которой находилось в Мехико, энергично готовила восстание, а ее организационный гений Франсиско Хавьер Миранда, священник из епархии Пуэблы, переодетым путешествовал по всей стране и совещался с генералами и главарями партизанских отрядов. Некоторые священники, принадлежавшие к белому духовенству, приняли закон Лердо и даже купили себе церковные поместья, но монахи отказывались покидать свои асиенды. В больших францисканских и доминиканских монастырях реакционные лидеры замышляли заговоры и устраивали потайные склады оружия. В сентябре Комонфорт приказал разрушить монастырь святого Франциска, основанный при Кортесе и расположенный в самом сердце Мехико. Вначале 400 рабочих боялись, что их поразит за святотатство божий гнев, но антиклерикальные речи и песни, а также пример одного члена городского совета, который сам схватил лом и начал разрушать стену монастыря, побудили их приступить к работе. Монахи вышли из монастыря между двумя рядами солдат, а через монастырские здания были проложены улицы. На следующий месяц в Пуэбле опять началось восстание, возглавленное Мирандой и 25-летним Мигелем Мирамоном. Томас Мехиа, индейский вождь из гор Сьерра Горды, захватил Керетаро и призвал индейцев примкнуть к духовенству в борьбе против закона Лердо. Мятеж охватил Сан-Луис-Потоси, Мичоакан, Тласкалу и сельские местности провинции Вера Крус. Но Комонфорт энергично подавил это восстание, и к марту 1857 г. волнения прекратились. Несмотря на то, что непреклонность клерикалов была очевидна, Комонфорт надеялся еще на примирение с ними. Он простил и освободил взятых в плен реакционеров, что дало им возможность продолжать свою заговорщическую деятельность; кроме этого он направил посла в Рим в тщетной надежде заручиться санкцией папы на проведение реформ.
Тем временем собралось учредительное собрание. Поскольку в административном аппарате господствовали модерадос, собрание неизбежно представляло именно их. Подобно своему предшественнику в 1823 г., оно было главным образом собранием креольских и метисских интеллигентов, на две трети адвокатов, исполненных веры в либеральную демократию и права человека. Спасение от политических недугов Мексики они видели в новых бумажных гарантиях конституционного правления. Но на съезде раздавались и более трезвые речи. «Вследствие нелепой до абсурда экономической системы наш народ не может быть ни свободным, ни республиканским, ни, тем более, процветающим, — заявил радикал Арриага, — хотя бы сто конституций и тысячи законов провозглашали отвлеченные права, прекрасные, но неосуществимые теории». Однако модерадос не желали радикального перераспределения имуществ. Они хотели только гарантий против клерикальной и военной диктатуры и с этой целью изложили в 29 статьях длинный перечень прав личности, которые не должно нарушать ни одно правительство.
Структура правительства устанавливалась примерно такая же, как в 1824 г. Деление на штаты также осталось прежнее. Однако федерализм новой конституции поразительным образом сочетался с чертами, заимствованными из централистических традиций французского якобинства. Федеральный конгресс состоял из одной палаты[1] и имел право отстранять губернаторов штатов в судебном порядке, а выборы в штатах в спорных случаях подлежали утверждению федерального верховного суда. Таким образом, в правительственном аппарате преобладало влияние центральных властей, и хотя полномочия президента по видимости были строго ограничены, в действительности он мог получить всю верховную власть. Голосование было косвенное, и выборщики, представлявшие избирательные округа и выбиравшие членов конгресса, членов верховного суда и президента, на практике обычно являлись государственными чиновниками, а президент имел конституционное право смещать чиновников по своему желанию. При такой конституции Порфирио Диас мог, почти не нарушая закона, подтасовывать избрание угодных ему конгрессов, превращать губернаторов штатов в своих марионеток и сам семь раз переизбираться на пост президента. Собрание все же было уверено, что составило конституцию, при которой диктатура станет совершенно невозможной. Особенно большое внимание привлекли антиклерикальные статьи конституции. В них были записаны отмена фуэрос и запрещение корпоративной собственности на землю. Монахам разрешалось отрекаться от своих обетов, что было сформулировано в оптимистической статье, объявлявшей незаконным также и пеонаж. Вопрос о религиозной свободе вызвал долгие прения, в продолжение которых столичные жители толпились на балконах зала заседаний и шикали или аплодировали ораторам, причем клерикалы держали в руках зелено-белые знамена со словами: «Да здравствует религия — смерть терпимости!», а радикалы — желтые знамена с лозунгом: «Долой богачей, борющихся против свободы совести!». Депутаты робели. Большинство их, несмотря на весь свой антиклерикализм, были католиками. Единственным общепризнанным вольнодумцем на съезде был Игнасио Рамирес. Многие депутаты, боясь осуждения клерикалов или реакционного переворота, не являлись на заседания, и было трудно составлять кворум. В конце концов осторожность взяла верх. Хотя католицизм явно принят не был, в конституции не содержалось и открытого провозглашения религиозной свободы.
Конституция была окончательно принята в феврале 1857 г. Клерикалы объявили ей беспощадную войну. Духовенство отлучало от церкви всех, кто приносил присягу конституции. Ни один человек, принимавший конституцию или приобретавший имущества церкви, не имел права на исповедь, на похороны по христианскому обряду или на другие услуги церкви. Тем не менее в течение весны 1857 г. производилась присяга конституции, и чиновники оказались между двух огней. Многие, боясь отлучения, жертвовали своими должностями и окладами. Другие приносили присягу, но в страхе и трепете перед сверхъестественными силами церкви. На пасхе Комонфорта и членов его правительства не допустили в собор.
Тем временем в соответствии с новой конституцией производились выборы президента первого конгресса и членов верховного суда, председатель которого являлся также вице-президентом республики. Президентом был избран Комонфорт, а председателем верховного суда — Бенито Хуарес.
Комонфорт предоставил Учредительному собранию действовать по собственному усмотрению и не вмешивался в его решения; но результат работы собрания совершенно не удовлетворил его. Комонфорта испугал длинный перечень гарантий гражданской свободы и ограничения власти президента. Чтобы вывести Мексику из кризиса, исполнительная власть нуждалась, по мнению Комонфорта, в диктаторских полномочиях. Кроме того, Комонфорт продолжал надеяться на компромисс и совершенно не мог примириться с перспективой беспощадной войны между церковью и государством. Мексиканский народ, считал он, испытывает потребность в церкви. Пусть же у него не будет причин обвинять президента в закрытии церквей. Наступлением на конституцию руководил архиепископ Мехико, но Комонфорт не решался его изгнать. Реакционеры почуяли, что президент колеблется, и попытались привлечь его на свою сторону. Но если Комонфорт не хотел бороться с духовенством, он также не хотел разногласий и го своими друзьями и сторонниками — либералами. Он намеревался править Мексикой как президент, стоящий над партиями. В результате этого он скоро оказался человеком без партии.
Осенью, когда собрался новый конгресс, Комонфорт предложил приостановить действие гарантий гражданской свободы и пересмотреть конституцию. Конгресс, подозревая, что Комонфорт может оказаться изменником, отказался сделать это. Тем временем клерикалы замышляли использовать стремление Комонфорта к усилению исполнительной власти как предлог для переворота. В декабре Феликс Сулоага, генерал, командовавший гарнизоном Такубайи, в прошлом кассир игорного дома, поднял мятеж, требуя диктатуры Комонфорта и нового учредительного собрания. Пока Комонфорт колебался, Сулоага овладел Мехико, распустил конгресс и арестовал Хуареса. Через два дня Комонфорт принял план Сулоаги. Не желая нарушать конституцию, пока она была в силе, он утверждал, что теперь она перестала существовать вследствие захвата власти Сулоагой. Он надеялся предотвратить гражданскую войну, но вскоре потерпел разочарование. Архиепископ и духовенство высказались за Такубайский план. Однако они не думали о новой конституции, а стремились к отмене законов Хуареса и Лердо. Тем временем либералы в провинциях сплачивались на защиту конституции. В Мичоакане и Халиско Сантос Дегольядо стал формировать либеральную армию. В Керетаро собралось 70 депутатов конгресса, которые заявили, что Комонфорт, нарушивший присягу конституции, утратил тем самым право на пост президента, и провозгласили президентом республики Бенито Хуареса.
Наконец-то Комонфорт понял, что нужно бороться. Позволив реакционерам захватить власть, он предпринял запоздалую попытку искупить свою слабость. Он освободил Хуареса и собрал пятитысячное войско, чтобы лишить Сулоагу власти в столице. Но в результате дезертирства от пяти тысяч солдат скоро осталось пятьсот, и 21 января 1858 г. Комонфорт покинул Мексику и отправился в изгнание в Соединенные Штаты. В столице президентом был объявлен Сулоага, законы о реформах были отменены, а клерикальные генералы сколачивали армии и шли на север, чтобы истребить либералов. Хуарес бежал в Керетаро, где его приветствовали как президента, и образовал там кабинет. Но оборонять Керетаро было невозможно. Преследуемый по пятам реакционной армией, Хуарес бежал в Гвадалахару. Там против него восстали войска, и он едва не был убит. Из Гвадалахары Хуарес отправился в уединенный порт Мансанильо, затем отплыл со своим правительством в Панаму, а оттуда через Гавану и Новый Орлеан в Вера Крус. Этот город был еще верен конституции. Тот, кто владел им, мог постепенно задушить своих противников, лишив их таможенных доходов и поставок оружия, а желтая лихорадка «горячей земли» делала Вера Крус почти неприступным для войск, набранных на плоскогорье. Хуарес провел в Вера Крус около трех лет, пока власть в Мехико принадлежала клерикалам. В стране в это время происходила самая жестокая из ее гражданских войн.