Правосудие
Всякая социально-экономическая структура характеризуется наличием общеобязательных правил, которые регулируют поведение членов сообщества и предусматривают условия выполнения этих норм, взаимные права и обязанности членов, направленные на создание общественного порядка, общественной дисциплины и формирование общественно полезных привычек и навыков.
Это общее правило oíhochtch и к мапуче, поведение которых в обществе находит свое отражение в исполнении ими определенных предписаний, выражающихся в совершении или в воздержании от совершения определенных поступков, соизмерении сяоих личных интересов с обычаями сообщества и тем самым в поддержании устойчивости его структуры. Каждый плен индейского сообщества, совершая какие-либо действия, должен осознавать свою причастность к данной группе и предвидеть общественные последствия, которые могут вызвать их совершение или отказ от них. На таком поведении члена сообщества, выступающего носителем определенных социальных функций, основывается правосудие мапуче, включающее достаточно развитую систему процедур: религиозные санкции, предполагаемое наказание сверхъестественными силами, солидарную ответственность группы или всего племени, участие старейшин в разбирательстве конфликтов, семейную защиту, обоюдность действий всей группы и отдельных ее членов и т. д.
Реуэ — это органичное целое, само по себе обеспечивающее свое общественное бытие. Мапуче есть часть своей общины; его существование зависит от всего объединения, выживания и развития всего сообщества. Вне общины каждый ее член был свободным от общественных обязанностей, и его действия не отражались на реуэ. Например, кража, совершенная внутри коллектива, строго наказывалась, поскольку затрагивала внутриобщинные устои. Однако совершение этого же действия за пределами коллектива касалось только совершившего его.
По мере дальнейшего общественного развития возникла необходимость упорядочения отношений между племенными группами. Здесь мы уже сталкиваемся с зарождением права. Выработанные правила внешних взаимоотношений соответствовали основным интересам объединений. Это право было «обычным», то есть основанным на 'традициях, а также взаимным, то есть подразумевающим равенство услуг, оказываемых объединениями друг другу. Кровное родство требовало выполнения соответствующих взаимных обязательств, прежде всего соблюдения брачных экзогамных норм. Кровное родство обеспечивало определенное поведение членов групп, направленное на стабильность межобщинных взаимоотношений.
Известно, что правовая система мапуче не предусматривала публичных санкций. Разрешение какого-либо спора выражалось в форме личной защиты, а в более серьезных случаях прибегали к арбитражу вождя. Таким образом поддерживалось сосуществование групп. Если бы не было подобных форм разрешения споров, то защита индивида таила бы в себе опасность для всего коллектива.
Законность мапуче предусматривала следующие деяния: а) личное оскорбление, которое могло быть искуплено либо возмещением ущерба обидчиком, либо местью обидчику; б) действие, нарушающее общественные нормы, что считалось более тяжким, ибо затрагивало интересы остальных членов сообщества и оскорбляло духов-покровителей; в этом случае наказание определялось касиком или совершался обряд заклинания; в) действие, соверщенное против других реуэ или их членов хотя и не рассматривалось как проступок, но в крайнем случае наказывалось возмещением ущерба из опасения нежелательных последствий для всего сообщества.
То, что может быть названо правовым регулированием отношений между различными группами, мало связанными кровным родством, основывалось на посредничестве, которое осуществлялось третьим лицом, обладавшим достаточным авторитетом, и мнение которого считалось беспристрастным. Это третье лицо разрешало спор, и его решение считалось обязательным для сторон. Таким образом достигалась определенная социальная и племенная гармония. Мапуче не имели ни законов, ни судов, ни судей в нашем современном понимании. Но существовали правила и древние обычаи, поддерживаемые традицией. Нарушение этих правил подвергалось осуждению со стороны вождя соответствующего сообщества. Он выносил решение, не подлежащее обжалованию.
Действовавшие нормы не были результатом интеллектуального творчества, оформленными документально. Они изустно внушались старшими по мере обучения подрастающего поколения. Эти правила были неизменными и предписывали уважать традиции, нарушение которых, по мнению мапуче, каралось сверхъестественными силами.
Примитивная форма осуществления законности у мапуче сводилась почти исключительно к личной или групповой защите. Однако какого-либо четкого понятия о преступлении и наказании у них не было. Они имели лишь понятие об ущербе, наносимом им или ими самими.
Сдерживая какое-либо посягательство, мапуче не ставили целью предотвратить подобные деяния впредь. Не применялось никаких знаков, которые отличали бы преступившего нормы, например клеймения. Не различались дела гражданские и уголовные. Констатировался лишь ущерб, нанесенный личности или имуществу.
В некоторых случаях разрешение конфликта предоставлялось лонко, который устанавливал наказание за совершение общественно опасного деяния. Отсутствие формального закона означало, естественно, и то, что преступление не могло быть наказано «законным» путем. Правосудие осуществлялось либо коллективно, либо единолично, но и в том и в другом случае наказание было волеизъявлением всего сообщества, выражающим стремление к гармоничному сосуществованию индивида и сообщества путем приведения в равновесие с общественными установлениями наклонностей, желаний и даже порывов каждого члена коллектива. Такое взаимное приспособление служило средством защиты от всякого рода отклонений.
Преступления или проступки не расследовались, ибо не существовало ни полицейских, ни следственных органов; не было наказания в виде лишения свободы ввиду отсутствия органов административных, судебных и пенитенциарных.
Практически правосудие было местью и осуществлялось по принципу «око за око, зуб за зуб». Наделенный большими полномочиями ульмен решал судьбу соплеменников: разрешал семейные конфликты, распоряжался их имуществом, мог изгнать из общины, от него зависела жизнь и смерть ее членов. Однако власть ульмена была ограничена пределами данной группы. Правда, иногда для разрешения споров приглашались вожди других племен, пользовавшиеся большим авторитетом, но только в качестве советников или арбитров без права решающего голоса. В своих рекомендациях они руководствовались традиционными обычаями, которые регламентировали степень наказания. Причины, вызвавшие преступление, не рассматривались. Отмщение обидчику осуществлялось сразу же и почти всегда соответствовало обиде. Если возникали препятствия для осуществления ответных мер, то разрешение конфликта откладывалось до первого удобного случая. Забвение о возмездии расценивалось как презренная трусость, и такое пренебрежение могло навлечь неудовольствие духа неотмщенного умершего или духа-покровителя. Оскорбление, нанесенное одному из членов семьи, воспринималось как оскорбление всем родственникам, а потому и месть принимала коллективный характер.
«Писаных» законов, как уже говорилось, у мапуче не было. Но существовал устный свод обычаев «адмапу», в котором отражалось уважение к традициям, передававшимся из поколения в поколение. Адмапу предусматривал две формы возмездия: «малон» — средство коллективного возмездия и «травлонко» — индивидуального. Оба способа исходили из принципа насильственного возмещения ущерба. Малон (набег) нельзя считать актом вандализма или вероломства, как это иногда делается. Это акт мести, которой всегда ожидали те, кто нарушил спокойствие рода.
Если совершалось особо тяжкое преступление, собирались все старейшины общины. Окончательное решение выносилось ими после коллективного обсуждения происшедшего. Смертную казнь и телесные наказания приводил в исполнение касик. Остальные приговоры имели форму выражения общественного презрения и носили характер настоящей публичной расправы. Отвергнутый всеми член сообщества иногда вынужден был покинуть свое реуэ и присоединиться к другой группе. Предполагалось, что его длительное отсутствие уменьшит обиду и боль оставшихся. Но делалось это и в целях безопасности, так как, оставаясь со своими соплеменниками, преступник подвергался риску быть убитым кем-то из родственников пострадавшего. Но самым тяжелым считался приговор, вынесенный колдуном от имени духов.
Однако вооруженных столкновений на почве мести можно было избежать, если обидчик соглашался возместить ущерб, выплатив компенсацию в соответствии с предусмотренным «тарифом». Размер и содержание такой выплаты зависели от характера совершенного преступления. Компенсацией могли служить ламы, куры, часть урожая, поделочные камни и другие предметы.
Касик, приглашенный для разрешения конфликта, обычно располагался под навесом или кроной дерева. Позади него становились несколько воинов, дабы придать процедуре большую торжественность. Вызывался оскорбленный и излагал суть дела. Затем призывался обидчик и приводил свои доводы. Выслушав обе стороны, ульмен выносил приговор. Если касик отсутствовал, его замещала первая жена.
С приходом испанцев эта система претерпела некоторые изменения. Административная власть вверялась касику, а осуществление правосудия — совету старейшин. Эти две власти — административная и судебная — осуществлялись без какой бы то ни было связи между собой.
Никогда не была объектом преступления земельная собственность, так как земля была общей. Хищений общественного имущества, предательства родины, преступлений религиозного характера мапуче не знали.
Тяжкими преступлениями считались предательство, кража, причинение смерти в результате ведовства, убийство и прелюбодеяние. Остальные преступления рассматривались как простое причинение ущерба. Все эти действия заслуживали наказания лишь при совершении их в рамках сообщества. Совершенные вне его, они рассматривались как действие ненаказуемое. Так, ограбление других групп расценивалось как военная добыча. Напротив, вор-чужак, пойманный на месте преступления, закалывался копьями.
Прелюбодеяние рассматривалось не как оскорбление чести или нарушение супружеского долга, а как похищение личной собственности. Такое действие, совершенное женщиной, обязывало к возвращению или возмещению свадебных подарков обеими сторонами — и оскорбленным мужем, и преступившей нормы морали женой, — либо возвращением женщины в лоно семьи, либо заменой ее незамужней сестрой. Однако прелюбодеяние первой жены считалось тяжким преступлением и каралось смертью ее и ее любовника.
Изнасилование также считалось нанесением ущерба, а не посягательством на честь и достоинство женщины, а потому могло быть возмещено какими-либо предметами. Отказ от возмещения ущерба в данном случае давал право на месть со стороны родственников потерпевшей.
Нельзя смешивать проступки и преступления, затрагивающие интересы людей, с нарушениями запрещений религиозного характера — табу. Мапуче имели широкую систему табу, и ничто не могло ее поколебать. Запрещалось совершение определенных действий, дабы предотвратить несчастье личное или коллективное. Со всеми материальными предметами нужно было обращаться с большой осторожностью во избежание контакта со злыми духами, способными причинить вред племени. Особая осторожность требовалась во время религиозных обрядов. Этот вид преступлений наказывался посредством выражения всеобщего презрения, за чем следовало изгнание осквернителя. Вину можно было искупить жертвоприношением в виде воздания почестей и подношений оскорбленному духу. Правосудие в этот вид преступлений не вмешивалось. Наказание было сугубо религиозного характера и может, наверное, быть сравнено с отлучением от церкви.
Все сказанное приводит к выводу о том, что правосудие мапуче было статичным, основанным на священных обычаях и предполагало воздержание от недолжного поведения. Не давалось никакого объяснения случившемуся, не признавались случайности. Сам процесс осуществления правосудия был незыблем, неизменен. Приговор ульмена считался окончательным и обжалованию ие подлежал. В крайне редких случаях дело могло быть пересмотрено советом старейшин, но для этого он должен был располагать точной информацией.
Интересно, что в эпоху колонизации индейцы стремились компенсировать утрату имущества, отобранного у них испанцами, в соответствии с обычаями и традицией. Это дало основания испанцам, руководствовавшимся другими понятиями и категориями, а также своими законами, считать индейцев ворами, грабителями, тогда как индейцы вполне искренне считали такое возмещение ущерба справедливым.