Предисловие
В 1536 году испанское войско под командованием Диего де Альмагро из только что захваченного Перу в поисках новых земель и богатств двинулось дальше на юг. «Что там?» — спрашивали конкистадоры у индейцев, своих проводников и встречных. «Чири», — был ответ, что на кечуа, языке инков, означало «холодно, холод». Чванливые, большей частью невежественные, упоенные своими победами и мнимым превосходством над местными народами испанцы не утруждали себя анализом смысла ответа и решили, что индейцы называют имя той южной страны. Видимо, «для благозвучия» они переиначили его на Чили.
Продвижение испанцев сопровождалось насилиями и расправами над мирным населением, его физическим уничтожением, грабежами, бессмысленным разрушением материальных и духовных ценностей, что уже стало обычным и фактически узаконенным для Американского континента эпохи его открытия и завоевания европейскими колонизаторами.
Однако Чили не оправдало надежд Альмагро и его воинства. Они не нашли здесь ни золота, ни драгоценных камней. А главное, местное население чем дальше к югу, тем менее склонно было признавать власть непрошеных гостей. Наконец, возле слияния рек Итати и Ньюбле на пути испанского подразделения под командованием Гомеса де Альварадо встал хорошо организованный отряд индейцев. По мнению многих исследователей, главным боевым и психологическим фактором испанских побед были не латы и не стальные клинки и даже не огнестрельное оружие, а лошади. Не случайно нередко говорят, что лошади завоевали Америку. Однако на этот раз главный фактор колонизаторов не сработал: индейцы яростно и бесстрашно атаковывали и людей, и лошадей, нанося им сокрушающие удары массивными дубинами и осыпая тучами стрел. И хотя испанцы и на этот раз сумели выйти победителями в жаркой схватке, это была пиррова победа.
Так впервые испанские колонизаторы встретились е индейцами, которые сами себя называли «мапуче» — «люди земли», но стали более известны в мире под именем араукан. Этимология этого слова заставляет нас отойти от описанных событий по меньшей мере на несколько десятилетий назад, примерно к 1485 году, когда войска правителя империи инков Уайна Капака форсировали реку Мауле и двинулись на юг. Всемогущие и всепобеждающие инки оказались тогда неспособными сломить героическое сопротивление мапуче. Вот почему инки нарекли их кечуанским словом «аука», «аукана», что означает «враждебный», «воинственный», «непокорный». Позже, в той форме, в какой использовали его испанцы — «арауканы», — это название стало символизировать именно последний этимологический вариант, то есть непокорность, а точнее, свободолюбие индейцев.
Недолго длилась передышка чилийских индейцев после ухода войск Диего де Альмагро. Если его поход в значительной степени носил характер разведывательной экспедиции, то через шесть лет началось новое вторжение испанцев уже с целью полного порабощения страны и включения ее в состав владений «католических величеств». Во главе испанских войск стоял честолюбивый идальго, профессиональный военный Педро де Вальдивия. Получив от своего сюзерена Писсаро официальное разрешение на завоевание страны, по дороге, построенной еще инками, через пустыню Атакаму он двинул свои отряды на юг, не только расправляясь с местным населением, но и воздвигая крепости, основывая города. В частности, именно им на берегах реки Мапочо был основан Сантьяго, который вскоре стал объектом дерзкого нападения индейцев во главе с касиком Мичималонко. Нападение было отбито, но от городка осталось лишь пепелище.
Получив подкрепления из Перу и признание его прав губернатора захватываемой страны, Вальдивия смог продвинуться со своими войсками дальше на юг, практически к самому сердцу Араукании, то есть основной территории обитания мапуче-араукан, и построил там несколько крепостей. Казалось, установление власти испанцев над мапуче — свершившийся факт. После того как пали царство ацтеков и империя инков с их многомиллионным населением, могли ли захватчики ожидать серьезного сопротивления со стороны народа, еще не достигшего уровня государственной организации и насчитывавшего в лучшем случае несколько сот тысяч человек? Более того, колонизаторам удалось принудить индейцев формировать вспомогательные отряды и воевать против своих братьев по крови.
Порой колонизаторы забирали детей у местных вождей в качестве заложников. Сын одного из вождей мапуче, юноша очень способный и восприимчивый, служил непосредственно в окружении Педро де Вальдивии. Незаурядные способности Лаутаро — так звали юношу — вызывали уважение даже среди самих испанцев. Однако в мыслях и в сердце он остался верным своему народу. Пребывание в стане испанцев Лаутаро, будущий народный герой мапуче, использовал, чтобы понять, в чем сила противника, каковы особенности его военного искусства, его вооружения и что, кроме своей незаурядной храбрости, могут противопоставить им мапуче.
Между тем конкистадоры, подчиняя новые территории, устанавливали на них свои порядки, превращая местных жителей в рабов и крепостных. Помимо непосильного труда и столь же непосильных налогов, на индейцев обрушились разного рода унижения и издевательства, что особенно глубоко ранило гордый и свободолюбивый народ. Чаша его терпения переполнилась. Как гласит предание, которое многие ученые считают исторически и объективно достоверным, старейший и самый уважаемый вождь того времени Коло-Коло в одно из полнолуний пригласил на совещание «токи» (военных вождей) со всей Араукании, на котором призвал своих соплеменников поднять всеобщее восстание против испанского господства. Верховным военным вождем был избран Кауполикан. Вскоре отряды араукан-мапуче одержали первую победу, разгромив испанский гарнизон крепости Арауко. Вслед за этим воины мапуче двинулись к крупному опорному пункту Вальдивии — крепости Тукапель. Вальдивия находился в это время во вновь отстроенном Сантьяго. В декабре 1553 года до него дошли первые известия о восстании мапуче. Вначале он не придал этим известиям большого значения. Однако когда из вполне достоверных сообщений стало известно о падении Арауко и о том, что войско мапуче направилось к Тука- пелю, Вальдивия отдал приказ о начале карательной экспедиции, которую возглавил сам.
Подойдя к Тукапелю, участники карательной экспедиции увидели лишь руины крепости. Кауполикан опередил Вальдивию. Началось одно из самых ожесточенных сражений в истории испанского завоевания Американского континента. Как гласят предания и хроники, битва началась успешно для мапуче. Однако затем военное счастье взяло сторону испанцев.
Именно тогда, в тот критический момент, Лаутаро обратился к возглавляемому им отряду лучников с горячей речью, в которой призвал к верности и любви к родному народу, и атаковал войска чужеземцев. Мало сказать, что испанцы были разгромлены, — они были убиты все до единого. В живых остался лишь сам губернатор-главнокомандующий. Воины, захватившие Вальдивию в плен, хорошо знали его ненасытную жажду золота. Знали, что многие тысячи их соплеменников погибли от непосильного труда, жестоких наказаний и голода на золотых рудниках, принадлежавших Вальдивии. «Он должен заплатить за свои злодеяния, — решил совет вождей, — он жаждал золота, так пусть он насытится им». Мапуче пригоршнями стали набивать рот конкистадора золотым песком, а потом казнили его.
Испанские власти назначили нового «капитана-генерала», не менее искушенного в войнах с индейцами,— Франсиско де Вильягру. Экспедиция, возглавленная Вильягрой, была подготовлена особенно тщательно. Помимо кавалерии и пехоты, впервые в истории завоевания Чили в испанские войска была включена артиллерия. Лаутаро, возглавивший войска мапуче, противопоставил мощи противника изобретательность в вооружении и умную оригинальную тактику. Лаутаро нашел, например, неожиданное применение древнему охотничьему оружию— болеадоре, состоящей из веревки и двух каменных шаров, привязанных к ее концам. Это орудие раскручивали и метали. По совету Лаутаро воины стали метать болеадоры в ноги лошадей, как бы стреноживая их и лишая тем самым войска колонизаторов их главного тактического козыря — кавалерийского маневра. Сам Лаутаро прекрасно владел искусством верховой езды, и увлеченные его примером мапуче становились ловкими всадниками, что позволило им позже создать собственную кавалерию.
Что же касается тактики, которую Лаутаро противопоставил опытнейшему Вильягре, то она была в высшей степени искусной. При одном из решающих сражений, разделив арауканское ополчение на отдельные отряды, Лаутаро выстроил их один за другим. Бой он навязал Вильягре при выходе его войск из ущелья, где испанцы по могли развернуться во фронт. Воины передового отряда мапуче, действуя согласно приказам Лаутаро, приняли на себя первый удар хорошо вооруженного противника, а затем после непродолжительной схватки рассеялись по флангам и отошли глубоко в тыл. Там они должны были отдохнуть, привести в порядок оружие, восстановить боевой порядок и встать в затылок последнему отряду. Тем временем в бой вступил второй отряд, который также провел короткую, но яростную атаку, а затем полностью повторил действия первого отряда и встал ему в затылок. Точно так же вели себя и остальные отряды, а когда последний отошел в тыл, в бой с новыми силами вступил первый отряд, затем второй и т. д. Отступление испанцев превратилось в паническое бегство. От многочисленного войска в живых осталось не более двух десятков, сумевших под покровом ночи пересечь Био-Био, но уже в обратном направлении.
Лаутаро провел еще несколько блестящих операций, пытаясь изгнать колонизаторов из пределов родной земли. Однако в 1557 году в результате предательства Лаутаро был убит. Во главе воинов-мапуче вновь встал Кауполикан, но в 1558 году он был взят испанцами в плен и подвергнут мучительной казни.
Несмотря на гибель обоих выдающихся токи, одержанные ими победы стали поворотным пунктом в истории как самого народа мапуче, так и всего Чили. Они положили начало длительному, более чем трехсот летнему периоду Арауканских войн. И если во время этих войн колонизаторам и удавалось временами наносить поражения индейским ополчениям, то это были лишь частичные успехи. Мапуче каждый раз находили в себе новые силы, чтобы достойно провести ответные действия. XVI век закончился для колонизаторов печально: под водительством токи Пелантаро народ мапуче вновь поднялся на восстание и нанес испанским войскам серию тяжелых поражений. Семь городов, построенных к югу от реки Бпо-Био, были заняты восставшими индейцами; населявшие их испанцы либо поплатились жизнью, либо попали в плен, либо бежали на север.
Столь же решительно и успешно против чужеземных поработителей мапуче-арауканы продолжали бороться и в следующем столетии. Как справедливо подчеркивают многие историки, попытки покорить мапуче стоили Испании больших средств и больших военных потерь, чем овладение всеми другими американскими территориями.
Арауканские войны приняли такой размах, что стратегические доктрины и планы Испании в отношении Нового Света в конце концов пополнились совершенно не свойственной захватчикам концепцией «оборонительной войны». Ее цели заключались уже не в захвате Араукании и подчинении мапуче, как это было раньше, в эпоху «наступательной войны», а в том, чтобы сохранить испанское господство в Центральном и Северном Чили ради решения не менее важной задачи, а именно «защиты» Перу. Следует вспомнить, что индейское население Перу — кечуа, аймара и кампа, — несмотря на разгром остатков «империи инков» и казнь последнего «сына Солнца» Тупака Амару в 1572 году, представляло собой «горючий материал», способный, как это показали дальнейшие события, воспламениться в любую минуту. Прорыв ополчений мапуче в Перу, их объединение с местными индейцами могло бы вызвать критические последствия для испанской колониальной системы во всей Южной Америке. Не следует забывать и то, что численно растущее метисное население северной и особенно центральной части Чили, подвергавшееся тяжелой эксплуатации и угнетению со стороны испанских колонизаторов, также становилось потенциальным союзником мапуче-араукан.
Не в силах остановить натиск мапуче с помощью мер военного характера, испанские генералы, высокопоставленные чиновники и деятели церкви начали осознавать необходимость и других мер, в частности дипломатических. Так возникла система «парламентов», то есть переговоров между вождями мапуче и колониальными властями.
Первый такой «парламент» был проведен в 1612 году. Достигнутое между сторонами соглашение предусматривало взаимное освобождение военнопленных, признание независимости народа мапуче, установление границы между независимой Арауканией и испанской колонией, генерал-капитанством Чили, по реке Био-Био, а также закрепление некоторых важных завоеваний индейцев, в том числе упразднение феодальных повинностей араукан, насильно прикрепленных к так называемым энкомьендам (поместьям). Однако общая направленность колониальной политики, конечно, не изменилась. В ответ на новые посягательства испанцев арауканы во главе с Лнеитуром в 1629 году нанесли очередное поражение войскам колонизаторов. Несколько позже на условиях, сходных с теми, которые были достигнуты во время «парламента» 1612 года, на берегу небольшой реки Кильин был подписан между Испанией и мапуче мирный договор, который должен был положить конец любому виду войн. Пи заключение «Кильинского мира», ни проводившиеся затем «парламенты» не принесли мира и спокойствия, однако значения этих событий нельзя недооценивать. Впервые испанская монархия официально должна была поступиться «правом законного владения» американскими территориями, якобы вытекающим из известных булл римского папы Александра VI, согласно которым весь нехристианский мир был поделен между «католическими величествами» двух пиренейских государств. Это, по существу, поражение Испании, военное и политическое, в значительной степени способствовало зарождению и развитию традиций освободительной, антиколониальной борьбы новых этносов не только Чили, но и практически всех американских колоний Испании. Думаем, что не случайно тайное общество, организованное великим венесуэльцем Франсиско Мирандой в конце XVIII века и ставившее своей целью свержение испанского господства, в честь великого арауканского токи именовалось «ложей Лаутаро».
О бессмертных подвигах араукан-мапуче люди разных континентов узнали не столько из официальных отчетов и реляций, сколько из поэмы «Араукана» Алонсо де Эрсильи. История этого творения поистине парадоксальна. Капитан испанской армии, непосредственный участник походов против мапуче, Эрсилья имел абсолютно четкий, выражаясь современным языком, «социальный заказ»: создать широкое поэтическое полотно, в котором на фоне «благородных и блистательных подвигов» конкистадоров во славу Христа и короны выглядели бы неприглядно и заслуживали всяческого осуждения и искоренения «богомерзкие» обычаи и варварство идолопоклонников, не осознававших «счастья» быть покоренными и руководимыми столь доблестными идальго. По его собственным словам, Эрсилья должен был воспеть
Отвагу, подвиги испанцев вдохновенных,
Сумевших цепи из металлов твердых
Набросить на арауканов гордых.
Но... свое слово сказали законы искусства: истинный поэт, как и любой великий художник — а именно таким был Алонсо де Эрсилья, — не может не создать в своих творениях объективного художественного образа. В результате в «Араукане» в качестве героев, сердца и души которых наполнены возвышенными помыслами и чувствами, предстают именно индейцы-мапуче. Симпатии читателя не на стороне алчных и жестоких конкистадоров, а на стороне свободолюбивых индейцев.
Однако вернемся к тем историческим событиям, главным субъектом которых был народ мапуче. Помимо указанных выше военных и политических методов воздействия на свободолюбивый народ колонизаторы к концу XVII века стали обращать особое внимание на установление своего идеологического господства. Для решения этой задачи они прибегли к давнему и почти безотказно в те времена действовавшему способу, а именно «евангелизации» местного населения, обращения его в христианскую веру с целью внедрения в общественное сознание и общественную психологию мапуче стереотипов покорности и смирения и тем самым ослабления их боевого духа. В 1692 году колониальные власти получили от индейских вождей согласие на пребывание на территории к югу от Био-Био католических миссионеров и ведение ими проповеднической деятельности. Вслед за этим в городе Чильян в 1697 году был основан так называемый «Колледж индейцев» с целью обучения и воспитания в нужном для колонизаторов духе детей арауканских вождей. Однако расчетам колонизаторов вновь не суждено было сбыться. Полуторавековой опыт, когда по земле мапуче крест шел рядом с испанским мечом, предопределил незначительность результатов «евангелизации» индейцев. Более того, после появления на их земле «белых» миссионеров, мапуче с еще большей подозрительностью и настороженностью стали относиться к действиям колониальной администрации, не делая исключения и для попыток идеологической обработки, особенно юношества. В 1723 году поднялись на борьбу не только мапуче к югу от Био-Био, но и индейцы северных районов вплоть до Сантьяго, в результате чего в 1726 году был подписан новый араукано-испанский договор. Но и этот договор не положил конец ни колонизаторским притязаниям Испании, ни ответным и, как правило, успешным действиям индейцев.
В 1773 году Испания в очередной раз заключила договор с мапуче о признании их независимости. Губернатор Хауреги, исходя из невозможности покорения мапуче с помощью оружия, счел, что действия индейцев можно контролировать, если в Сантьяго будут находиться послы Араукании. В 1774 году четыре посла народа мапуче — касики Уэньюман, Курилеву, Фикунманкэ и Марилеву — прибыли в Сантьяго. Опыт дипломатических отношений между Арауканией и Испанией на европейский манер оказался неудачным. Многие зарубежные историки видят причину этой неудачи в том, что послы мапуче проживали в Сантьяго за счет колониальной администрации, не знали дипломатического этикета и т. п. Нам представляется, что причины неудачи носят более серьезный и глубокий характер. Постоянные дипломатические представительства возникают естественным образом между сторонами, находящимися на уровне классового общества и достаточно развитой государственности. Но у мапуче существовали лишь зачатки государственности. Мапуче не вышли за рамки племенных союзов и военной демократии, то есть за пределы последней ступени родового строя, несмотря на то что в процессе борьбы против колонизаторов значительно окрепли и приняли организованный характер связи между племенными группировками, а вожди племенных подразделений стали образовывать прослойку наследственной аристократии. У мапуче не было государственных органов; не могло, конечно, быть и органа внешнеполитического представительства. «Посол» мапуче мог представлять лишь свою общину, в лучшем случае — свое племя. Главное же — это были дипломатические отношения неравноправных сторон. Вскоре колониальные власти вновь вернулись к системе «парламентов», в которых со стороны мапуче стали участвовать несколько тысяч человек: вожди всех основных племенных объединений, по испанской терминологии — «главные касики», в сопровождении многочисленных воинов.
Многие историки отмечают большое значение, которое имел «парламент» 1793 года, состоявшийся по инициативе Амбросио О. Хиггинса, тогдашнего губернатора Чили. Будучи носителем идей «просвещенного деспотизма», он, основываясь на длительном личном опыте и на хорошем знании психологии индейцев, отвергал методы вооруженного подавления, интриг и обмана. По его мнению, решение проблем мапуче состояло в том, чтобы «ассимилировать индейское население посредством торговли и дружеского обращения». Однако колониальная система в силу самой своей природы была неспособна к подобному образу действий и не могла оставить попыток наложить свое ярмо на свободолюбивый народ.
Война за независимость Латинской Америки (1810—1825 гг.) не обошла стороной край мапуче, тем более что одним из важных ее истоков была вековая борьба этого народа. В этот период на чилийской земле проявило себя одно из тех противоречий, которыми так богата история: испанская корона стала апеллировать к индейцам, призывая их помочь расправиться с патриотическими силами. Дело в том, что к концу колониального периода не столько испанцы, сколько креольские помещики стали выступать в качестве непосредственных эксплуататоров и угнетателей местного населения. Ради сохранения своего господства в Новом Свете испанская монархия стала прибегать к роли арбитра между теми и другими. В этих условиях обращение Испании в своих колониалистских целях к индейскому населению Латинской Америки не было полностью безуспешным. В ряде районов индейцы, не осознавая до конца смысла происходивших событий, поддались на лесть, посулы и подкупы, широко применявшиеся испанской колониальной администрацией. Однако они не стали стойкими союзниками испанской короны. Основная же масса индейцев не поддержала испанцев, а некоторые вожди-касики (Колипи, Венасио Коньюэпан) во главе многочисленных воинов решительно встали на сторону патриотов и сражались в их рядах до конца.
Ликвидация испанского господства в Латинской Америке принципиально не изменила к лучшему, а в некоторых отношениях даже ухудшила положение индейцев. Во всех странах континента усилился процесс обезземеливания коренного населения и рост помещичьего землевладения. Индейцев либо сгоняли с исконно принадлежащих им земель, либо превращали в батраков, находившихся практически в крепостной зависимости от помещи- ка-латифундиста. В ряде стран (Мексика, Аргентина, Уругвай) против индейцев велись самые настоящие войны. Ухудшилось положение и народа мапуче. Если раньше ему для сохранения свободы приходилось сосредоточивать свои усилия лишь на севере, поскольку с юга Арауканию прикрывали непроходимые леса, то освоение немцами-колонистами этих лесов в середине прошлого века привело к тому, что Араукания оказалась практически окруженной колонизаторами. Наступление на народ мапуче приняло формы проникновения чилийских войск, постепенно передвигавших пограничную линию все дальше на юг, строивших новые и восстанавливавших старые укрепления, основания и заселения городов, всяческого поощрения колонизации «свободных» земель Араукании. В 1866 году под фальшивым предлогом защиты индейских владений от незаконных захватов чилийское правительство издало закон о поселении индейцев в так называемые редукции, то есть практически в резервации, тем самым узаконив разграбление земельных владений мапуче и поставив под угрозу само существование этого этноса. Усилившееся угнетение мапуче привело к новым восстаниям в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия. В 1883 году, после победоносного завершения так называемой Тихоокеанской войны (против Перу и Боливии), чилийское правительство перебросило войска на подавление восстания. В результате сопротивление мапуче чужеземцам, начавшееся с момента нашествия инков и длившееся четыре с лишним века, было сломлено. Араукания была «умиротворена» и раздроблена на провинции, а ее земли объявлены государственной собственностью.
* * *
Таковы в самом кратком изложении основные этапы истории народа мапуче, которому посвящена настоящая книга. Ее авторы — Альваро Боркес Скеуч и его супруга Айде Адрисола Росас. Их долгая совместная жизнь — пример беззаветного, скромного и в то же время плодотворного служения родному народу.
Альваро Боркес Скеуч родился в чилийском городе Осорно, расположенном у самых южных пределов земли мапуче. Главным занятием своей жизни он сделал одну из самых актуальных, самых сложных и самых острых проблем современного Чили, а именно аграрную проблему. Участвуя в многочисленных национальных конгрессах и совещаниях по вопросам сельского хозяйства, А. Боркес Скеуч всегда горячо выступал за прогрессивные методы агротехники, связывая их широкое внедрение с необходимостью глубоких прогрессивных социальных преобразований в сфере аграрных отношений. К его голосу прислушивались даже те, в чьи планы отнюдь не входило изменение социальных отношений. В результате он занимает ряд ответственных постов и консультирует крупные государственные и частные учреждения и предприятия. Свою работу специалиста по сельскому хозяйству он всегда сочетал с неутомимой общественной, в частности журналистской, деятельностью. В родном городе он основал ежемесячный журнал «Ла агрикультура аустраль». Сотрудничал в ряде наиболее влиятельных периодических изданий Чили.
Проявлением большого уважения общественности южного Чили к А. Боркесу Скеучу стало избрание его президентом Института истории Осорно, а затем — президентом Чилийско-советского института культуры (отделение Осорно), на посту которого он находился вплоть до реакционного переворота 1973 года.
Активный член Радикальной партии Чили, входившей в коалицию Народного единства, возглавляемого Сальвадоре Альенде, А. Боркес Скеуч неоднократно избирался делегатом съездов этой партии и занимал в ней ответственные посты. В 1971 году А. Боркес Скеуч посетил Советский Союз и выступил в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы с лекцией на тему «Культура мапуче».
Столь же интересна и насыщена жизнь его супруги, его неизменного товарища в области политической и культурной деятельности. Она завоевала широкую известность и признание как руководитель и активный участник целого ряда общественных организаций, выступающих в защиту прав женщин, детей и престарелых. Одна из ярчайших страниц ее неутомимой деятельности — это то полное тревог, усилий и светлых надежд время, когда она возглавляла в Осорно избирательную кампанию Народного единства, внося весомый вклад в борьбу чилийского народа против империализма и реакции, за мир, демократию и социальный прогресс.
Предлагаемый советскому читателю труд «История и этнография народа мапуче» — наиболее крупное произведение, принадлежащее перу названных авторов. Его достоинство — в богатом и в значительной степени уникальном фактическом материале, на основе которого он создан. В книге основное внимание уделено этнографии. Что же касается исторической тематики, то, хотя в книге и содержатся важные сведения и часто дается их глубокая и аргументированная интерпретация, они не сконцентрированы в какой-либо одной части книги и предстают в виде вкраплении в разные главы. Такой подход к изложению исторического материала закономерен для тех условий, в которых рождалась эта работа, и он диктовался тем контингентом читателей, на который прежде всего она была рассчитана. Этим объясняется, почему авторы иногда лишь называют события, иногда рассматривают его причины и следствия, но сам ход событий остается как бы за кадром. Книга не была опубликована ни на испанском языке, ни в переводе — долго не находила издателя; авторы обратились с просьбой о публикации в нашу страну. Издание «Истории и этнографии народа мапуче» в Советском Союзе, насколько нам известно, — первое ее издание.
Что же касается наших читателей, то они располагают значительной информацией об этом замечательном этносе Латинской Америки. В труде В. М. Мирошевского «Освободительные движения в американских колониях Испании» дана высокая оценка исторического значения освободительной борьбе мапуче-араукан. Позже Э. В. Зиберт подготовила специальные публикации, посвященные истории и этнографии мапуче. И все же информация об этом народе стала достоянием в основном латиноамериканистов. Это положение, несомненно, в какой-то степени будет скорректировано после того, как более широкий круг советских читателей ознакомится с этой книгой, написанной простым и ясным языком.
А. Боркес Скеуч и А. Адрисола Росас стремятся подходить к излагаемым ими явлениям и процессам не описательно, а с позиций проблемного анализа и обобщения. На некоторых из поднятых ими проблем мы также считаем необходимым остановиться. Прежде всего это проблема соотношения конкретной истории конкретного народа со всеобщими законами исторического развития. Целый ряд буржуазных ученых — историков, социологов, этнографов — и еще большее число политических деятелей с завидным усердием, достойным лучшего применения, утверждают, что открытые и разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным положения исторического материализма не могут быть применены при рассмотрении исторических судеб народов Американского континента — ни при обращении к их прошлому, ни при рассмотрении их настоящего. Они изначально полагают, что общественно-историческое развитие этих народов не имеет ничего общего с тем путем, которым шли и идут «цивилизованные народы», а потому и будущее их должно сложиться совсем не так, как это предсказывает марксизм-ленинизм. В основе таких рассуждений в политическом плане нередко лежит плохо скрываемый антикоммунизм, а в методологическом — возведение в абсолют специфических особенностей исторического развития народов Нового Света.
Авторы представляемой читателю книги не пошли на поводу у буржуазных теоретиков, твердо встав на позиции диалектического подхода к общему и особенному, рассматривая историю народа мапуче в контексте всемирно-исторического процесса, выделяя материальные условия существования мапуче в качестве важнейшего фактора их общественного устройства. Более того, их теоретические положения, по существу, носят полемический характер и служат опровержением упомянутых выше антинаучных теорий и концепций. Существенно также, что авторы приходят, на наш взгляд, к совершенно правильному выводу принципиального характера: накануне испанского вторжения народ мапуче находился в состоянии перехода от варварства к цивилизации, а колонизация прервала и исказила этот прогрессивный процесс.
В связи с этим столь же важна и проблема, касающаяся культурных контактов мапуче с другими народами. На этот предмет также бытует множество теорий, всячески возносящих «цивилизаторскую» роль колонизаторов, оправдывающих колониальный разбой и порабощение народов. Спору нет — культура чилийских индейцев вследствие их контактов, пусть даже в форме вооруженного противоборства с этносами, стоявшими на более высокой ступени общественного развития, существенно обогатилась. Авторы книги приводят много конкретных примеров взаимодействия элементов материальной культуры древних кечуа, инков и мапуче. Меньше они говорят о влиянии инков в сфере духовной культуры, хотя и здесь можно было бы привести много примеров.
Немало элементов материальной и духовной культуры перешло к мапуче от испанцев. И нужно сказать, что мапуче совершенно сознательно стремились к заимствованию у своих противников, в частности многих производственных навыков. Более того, и в этом можно видеть еще один из парадоксов истории, именно заимствование элементов культуры испанских колонизаторов стало не последним фактором успешного сопротивления араукан-мапуче. Нельзя не согласиться с мнением авторов, что если мапуче не овладели бы искусством верховой езды и не сделали бы кавалерию одной из основ своих народных ополчений, вряд ли они смогли бы одержать столь впечатляющие победы.
Однако все это не дает, разумеется, основания для одноплановой оценки культурных контактов испанцев и мапуче как некоего «благодеяния» для последних, как «счастливого случая», «исторического выигрыша». Вряд ли этот «выигрыш» компенсировал индейцам-мапуче совершенное колонизаторами разрушение местных производительных сил, и прежде всего основной производительной силы — человека: в результате потерь на поле боя,, жесточайшей эксплуатации, голода и эпидемий, пришедших вместе с чужеземцами, численность народа мапуче, которая в доколумбовы времена, по самым скромным подсчетам, составляла около 600 тыс. человек, сократилась к 1825 году до 200 тыс., то есть в три раза. Уже только одни эти цифры опровергают всякие вариации теории «культуртрегерства».
Вопрос о культурных контактах имеет важную сторону независимо от того, рассматриваются ли они в общемировом масштабе или в пределах какой-то небольшой области. Дело в том, что эти контакты, переход элементов культуры от одной этнической общности к другой, никогда не протекают в форме одностороннего процесса. Контакты всегда носят характер двусторонних или многосторонних встречных потоков, создающих сложную систему взаимодействия национально-этнических культур. И в этом смысле несомненная и значительная заслуга А. Боркеса Скеуча и А. Адрисолы Росас состоит в том, что при анализе контактов между культурой мапуче и культурой Испании (а затем и Чили) они последовательно исходят из принципа взаимодействия между ними, а не одностороннего обогащения «низшей» культуры «высшей» цивилизацией. Через всю книгу красной нитью проходит мысль о том, что народ мапуче внес свой вклад в культуру далекой Испании, и — в особенно больших масштабах — в процесс формирования культуры чилийской испаноязычной нации, и тем самым в мировую цивилизацию.
Нельзя сказать, что на всем протяжении этого труда не встречается положений, по поводу которых нельзя было бы спорить. Не отвергать, а именно спорить, причем на основе дальнейшего глубокого и всестороннего изучения проблем народа мапуче, связанных с общими вопросами человековедения.
Авторы книги не были бы истинными учеными-исследователями, если бы их анализ был обращен только в прошлое, лишен рассмотрения проблем сегодняшнего дня и перспектив на будущее. Народ мапуче в этом смысле не имел возможности раскрыть своего потенциала; его вклад в сокровищницу чилийской и мировой культуры может и должен стать еще более значительным. Не случайно, очевидно, раздел, в котором сконцентрированы вопросы культурного вклада мапуче, помещен авторами в главе, носящей название «Перспективы». Для того чтобы перспективы развития национальной культуры мапуче были реальными, необходимо коренное изменение экономических и социально-политических условий существования широких народных масс Чили, индейцев и не-индейцев. Нужно обновление, но оно невозможно без прогресса во всем обществе — таков лейтмотив не только названной главы, но и всей книги. Примечательно в то же время, что там, где авторы ведут речь о будущем древнего индейского народа, они наряду с чувствами тревоги и озабоченности всегда проявляют глубокий оптимизм, основанный не только на героической истории мапуче-араукан, но и на прогрессивном международном опыте решения национального вопроса, и в том числе — в СССР.
Тревога и забота о настоящей и будущей судьбе мапуче неразрывно переплетаются в книге с чувствами глубокого уважения и любви к индейскому народу. С особенной силой эти чувства проявляются на тех страницах книги, где повествуется о временах, предшествующих появлению европейских колонизаторов на индейской земле. При чтении этих страниц у читателя вполне закономерно может возникнуть вопрос: а не идеализируют ли авторы древних мапуче, еще не вышедших за пределы родового строя? Не увлекаются ли они, когда не только отмечают наличие у индейцев высоких духовных и физических достоинств, но и делают из этого широкие обобщения, считая их атрибутами первобытно-общинного строя вообще? Представляется, что ответы на оба вопроса можно найти, опираясь на столь компетентный и авторитетный источник, каким является труд Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». «II что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте!» — восклицает Ф. Энгельс. К числу достоинств этого строя он относит равенство между людьми, их свободолюбие, их высокие моральные качества: чувство собственного достоинства, прямодушие, силу характера, храбрость. Разумеется, власть первобытной общины, как указывает Ф. Энгельс, неизбежно должна была быть сломлена; но «она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества» [1]. Не будем забывать об этих словах.
* * *
Предлагаемая читателю книга была написана еще да трагических событий, обрушившихся на Чили в сентябре 1973 года. Что сталось с народом мапуче в условиях фашистского произвола? Каково его положение сегодня?
Прежде чем ответить на эти вопросы, мы попытаемся дать характеристику положения народа мапуче в чилийском буржуазно-помещичьем государстве после включения территории Араукании в его состав, для чего воспользуемся строками из «Всеобщей песни» Пабло Неруды, поскольку художественный образ, созданный великим поэтом, подчас способен сказать больше, чем иные фолианты скрупулезных описаний и пространных рассуждений. Итак, слово поэту:
Я видел, как заплакал
Альберти [2], брат мой по поэзии безумной,
Когда в Араукании индейцы
его, как некогда Эрсилыо, окружили
и оказались не богами цвета меди,
а вереницею лиловой серых мертвецов ...
Султаны офицерских касок
Араукании запачканы вином ...
А тех, кто эту землю распинал,
кто на нее ступил, стреляя и торгуя,
назвали «миротворцами»
и золотым шитьем покрыли.
Невидимым был для индейца
распад его наследья; потерял он все,
не видя ничего; не видел он штандартов и
окровавленной стрелы не посылал;
высасывали кровь его упорно
чиновники, помещики и воры ..
Его сияющее тело
с татуировкой, как роса на листьях
или орнаменты на минералах,
в тряпье одели, и его величье
сквозь дыры на одежде испарилось
и растворилось в воздухе, в том мире,
которым он владел когда-то.
Так до конца его пытали.
… и вот отца Америки согнули
и превратили в призрак,
и он вошел в единственную дверь,
открытую пред ним:
дверь прочих бедняков,
всех бедняков Земли...
Строки, рожденные гением Неруды, не требуют комментирования; созданная им полная трагизма картина точно соответствует реальному положению, сложившемуся в Араукании. Ее народ стал объектом не только экономической эксплуатации в ее капиталистической и докапиталистических формах, но и жесточайшего национального угнетения и даже этноцида, то есть политики ликвидации самого арауканского этноса.
Переселение в Арауканию большого количества лиц, охочих до чужих земель и чужого добра, — разного рода авантюристов, предпринимателей, колонистов — привело к тому, что народ мапуче оказался национальным меньшинством в своем родном крае, находящимся под неослабным надзором со стороны полиции, судей, чиновничества, командиров военных гарнизонов. Недреманное око административно-репрессивного аппарата замечало проявление малейшего недовольства, а тем более открытого бунтарства со стороны мапуче, чтобы немедленно покарать их и добиться смирения.
Основное направление политики чилийских буржуазных правительств в отношении мапуче сводилось к подрыву принципа общинного землевладения, к закреплению земельных участков за отдельными семьями. Такая политика преследовала двойную цель: с одной стороны, подорвать общину как форму социальной организации и как базу этнического бытия мапуче, а с другой — облегчить захват индейских земельных владений — процесс, в который постепенно стал включаться и иностранный капитал.
Мапуче упорно противостояли попыткам изменить их традиционную форму землевладения, однако в 1930 году на сходке, в которой приняли участие 6 тысяч касиков, мапуче вынуждены были прийти к решению подчиниться новым законам, то есть признать частную собственность на землю, поскольку это являлось единственной возможностью оставить за собой хоть какие-то права на землевладение.
Оценка этого решения не может быть одноплановой. С одной стороны, оно свидетельствовало о сохранявшейся еще возможности выражения воли народа на основе широкого представительства, с другой — отражало неспособность традиционных вождей мапуче, приобретших черты племенной аристократии, руководить борьбой своего народа в условиях его интеграции в чилийское буржуазно-феодальное общество. Традиционные вожди, касики, •стали проявлять в этих условиях конформизм, неверие в успех борьбы за независимость. Среди них укреплялось мнение, что мапуче слишком угнетены и разъединены, чтобы объединиться для общей борьбы. Пессимизм, овладевший арауканскими вождями, усиливался еще и от того, что все попытки хотя бы частично решить проблемы своего народа на основе апелляций в официальные государственные органы не давали заметных практических результатов. Ни суды, ни министерства, ни сама президентская канцелярия не хотели спасать индейцев от произвола и репрессий. Итак, своих сил для успешной борьбы, как казалось касикам, не хватает; нет оснований надеяться на помощь со стороны каких-то других общественных сил. Касики оказались неспособны в то время понять значение вступления на арену социальной борьбы чилийского пролетариата, которому сам ход истории предопределил выполнить миссию освобождения и самого себя, и всех слоев населения страны, страдающих от классовой эксплуатации и национального гнета.
Авангард чилийского рабочего класса — Коммунистическая партия Чили с первых же лет своего существования решительно встала на защиту социальных и национальных прав народа мапуче и вместе с другими прогрессивными силами страны протянула ему руку помощи. Многие мапуче стали вступать в коммунистическую партию или тесно сотрудничать с ней. Среди мапуче появились новые лидеры, которые, как, впрочем, и некоторые старые касики, увидели перспективу возрождения своего народа в создании и укреплении широкого антиимпериалистического и антиолигархического фронта и рабоче-крестьянско-индейского союза.
Конкретным осуществлением идеи такого фронта и союза стало образование Крестьянско-индейской конфедерации «Ранкиль», органической части Единого профсоюзного центра трудящихся Чили, тесно примыкавшего в свою очередь к политическому блоку Народное единство. После прихода этого блока к власти в 1970 году в жизни народа мапуче наступил этап глубоких прогрессивных изменений. Осуществление закона об аграрной реформе возвратило индейцам 78 тыс. гектаров плодородной земли; правительство Сальвадора Альенде за три года своего существования предоставило индейским юношам и девушкам 35 тыс. стипендий для получения высшего и среднего специального образования; намечались меры по организации обучения детей и по налаживанию печатных изданий на родном языке мапуче.
Военный переворот, совершенный с помощью американской агентуры в сентябре 1973 года, обрушил на мапуче жестокие репрессии, восстановил крайние формы эксплуатации, гнета и этноцида. Индейских лидеров подвешивали головой вниз к вертолетам, которые в целях устрашения индейцев кружились над их редукциями. Другие активисты в их собственных хижинах в присутствии жен и детей были подвергнуты невыносимым пыткам. Так погибли известные лидеры мапуче Рамон Кириван, Орландо Энтекео, совсем молодой Канио Кидел. Новый «индейский закон», изданный пиночетовским режимом в марте 1979 года, открыл путь к раздроблению индейских земель, к уничтожению самих основ этого этноса. По поводу этого закона Серхио Контрерас, епископ города Темуко, заявил: «Представляется, что за всем этим кроются замыслы сделать так, чтобы мапуче погибли как народ».
Однако жизнестойкость древнего индейского народа, имеющего за плечами славную героическую историю, оказалась сильнее зловещих расчетов фашистской клики. Возрождается потерянное было единство мапуче, но уже главным образом не на племенной основе, а на базе широких связей между различными общинами, складывающихся в процессе борьбы за демократию, землю, свободное национальное развитие, против произвола фашистской хунты. Постепенно, преодолевая невероятные трудности, подвергаясь непрекращающимся репрессиям, активисты и лидеры народа мапуче во второй половине семидесятых годов сумели создать широкую сеть «Культурных центров мапуче», решительно выступивших в защиту социальных и национальных интересов. В 1980 году эти центры сконституировались в организацию «Ад-мапу». Читатель встретит ниже и сам этот термин, и толкование необычайно емкого содержания понятия «Ад-мапу», зародившегося в глубокой древности. Здесь же отметим только, что употребление этого термина в качестве сахмоназвания национальной организации символизирует ее стремление бороться за весь комплекс интересов народа — социальных, национальных, политических. А это означает, что национальное движение мапуче в наши дни является органической частью борьбы народных масс всего Чили против пиночетовской хунты.
Примечательно, что на IV Всемирной ассамблее туземных народов (23—30 сентября 1984 года) в выступлении Асунсиона Онтивероса Йулкилы, генерального координатора Индейского совета Южной Америки, подчеркивалось, что организация «Ад-мапу» — это «ответ политике репрессий нынешнего чилийского режима против достоинства и территориальных прав мапуче». На сегодняшний день «Ад-мапу» насчитывает в своих рядах около 250 тыс. человек. Это значит, что около одной трети всех мапуче, живущих в Араукании, включилось в ряды сознательных и активных борцов.
Формы протеста индейцев многообразны: от издания бюллетеня «Аукинько» («Эхо») до занятия на какое-то время небольших городов и уничтожения официальной документации, содержащей положения о собственности на индейские земельные владения. Но самая массовая и, пожалуй, самая эффективная форма борьбы, в наибольшей степени мобилизующая индейцев и оставляющая глубокий след в сознании не только самих мапуче, но и окружающего чилийского испаноязычного населения, — это «нгильятун».
На страницах книги читатель неоднократно встретится и с этим словом. Массовые традиционные ритуальные празднества — сборы в священных местах, — нгильятуны, были и остаются одним из самых ярких проявлений культуры мапуче. Однако сегодня основное содержание нгильятунов носит не ритуально-религиозный, а общественно-политический характер. Молитвы о ниспослании дождя, урожая или удачной охоты в значительной степени уступили место политическим речам, в которых ставятся задачи борьбы за национальное возрождение мапуче, за демократию и социальный прогресс, против произвола поддерживаемой империализмом и крайними правыми кругами местной олигархии фашистской клики.
Когда-то, три с половиной века назад, непобедимые отряды воинов мапуче шли на врага с кличем, впервые брошенным великим токи Лаутаро: «Десять побед мы одержим над нашим врагом!» Нет сомнения, что одну из ожидаемых побед — победу над фашистской диктатурой — народ мапуче вместе с народными массами своей страны отметит в недалеком будущем.
Ю. А. Зубрицкий
[1] Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 97, 99.
[2] Альберти, Рафаэль — известный испанский поэт и драматург.