Происхождение и распространение какао-дерева и напитков из какао в Месоамерике
На текущий момент учёные сходятся во мнении, что местом появления дикого дерева какао нужно считать некий район в Амазонии, откуда оно распространилось на обширной территории от Мексики до южных границ Амазонии. Как именно дерево какао оказалось в Месоамерике остаётся дискуссионным вопросом. Возможно, человек принял в этом непосредственное или опосредованное участие, но утверждать это наверняка пока ещё рано.
Теоброма какао: 1) Криолло; 2) Форастеро; 3) Тринитарио. Теоброма биколор: 1) Паташте.
До недавнего времени считалось, что у Теоброма какао существуют 2 подвида, различающихся между собой формами плодов и другими характеристикам: Криолло (T. cacao ssp. cacao L.) – распространён от северо-западной Южной Америки до Месоамерики; Форастеро (T. cacao ssp. sphaerocarpum) – распространён во всей Амазонии вплоть до северо-восточной части Южной Америки; существует также их гибрид Тринитарио (trinitario). При этом было определено место происхождения подвида Криолло в Южной Америке (ориентировочно в долинах рек Путумайо, Какета и верховьях реки Напо у склонов колумбийских и эквадорских Анд). До появления европейцев на континенте, Криолло произрастал только в Центральной Америке, а Форастеро – в Южной. Поскольку семена у Криолло менее горькие (возможно, это произошло вследствие селекции), то и распространять его колонизаторы стали более активно. В то же время испанцы попытались сделать гибридное растение, чтобы вывести более продуктивное дерево какао (у Форастеро в сравнении с Криолло плодов больше и созревают они на 2 года раньше).
Регион с наибольшим генетическим разнообразием видов какао. Какао Криолло, распространившееся по Месоамерике, происходит из данного региона.
Молекулярно-генетические исследования определили чёткие различия между указанными подвидами. Несмотря на это, ряд учёных предлагают пересмотреть устоявшуюся картину. В опубликованном в 2010 году исследовании отмечаются 10 генетически отличных кластеров какао[1]. При этом наибольшее генетическое разнообразие встречается в западной Амазонии, где зафиксированы семь групп, из которых три считаются традиционными культивируемыми видами какао: Криолло, Националь и Амелонадо. Криолло и Националь, вероятно, родом из эквадорской Амазонии, а Амелонадо вместе с группой какао из Французской Гвианы предположительно указывают на восточный регион Амазонии как район своего происхождения.
Отследить первичную доместикацию дикого растения весьма сложно. В случае с деревом какао существуют разные точки зрения на данный вопрос. По мнению одних исследователей, впервые его культивирование произошло в Месоамерике, другие ученые считают, что дерево одомашнили в Южной Америке, есть и те, кто говорит об одновременной доместикации в обоих регионах. Вопрос возможной доместикации какао в Южной Америке непосредственно в Амазонии не должен вызывать у читателей скепсис. Регион Амазонии у Анд считается одним из центров культивации растений на Американском континенте. Здесь важно отметить, что именно мы подразумеваем под доместикацией. Например, в Южной Америке нет свидетельств специального выращивания деревьев какао и изготовления напитка из его семян и мякоти. Тем не менее, очевидно использование мякоти его плодов человеком. Древний человек, испробовав плоды многих видов какао, определил наиболее вкусные и питательные для себя, невольно став их распространителем – например, взяв с собой в другое место вкусный плод какао. И если данное место вполне соответствует климатическим характеристикам, необходимым для нормального развития растения, то семена какао могли пустить корни, прорасти, а дерево прижиться и дать шанс возникновению сада. Таким образом и получалась селекция, а какао в дальнейшем могло уже самостоятельно распространиться в конкретном округе без помощи человека (дерево какао может расти и плодоносить без человеческого вмешательства), в том числе очутиться по ту сторону Анд[2].
Дикие сады деревьев какао. Фото: Alp Keskin
У нас есть данные, что у проживавших в Амазонии племен вообще не было необходимости заниматься садоводством – известно, что сады с деревьями какао были в достаточном количестве по берегам рек и местные жители пользовались ими, не тратя сил на культивирование и прочие отнимающие время занятия. Первые колонисты не упоминали о какао, возможно, просто потому, что данное дерево было знакомо им под другим, местным названием. А вот те, кто уже был знаком с какао и его значимостью для Центральной Америки, весьма удивились, увидев в Амазонии огромные сады вдоль берегов рек. Так, в 1641 году отец Кристобаль Акунья составил отчёт о своём путешествии, совершённом двумя годами ранее. В 1639 году он сопровождал экспедицию одного испанца из Кито в Белем и вот как описал увиденное: «… берега рек были полностью усажены деревьями какао и порой, когда для лагеря отряда срубали деревья, лишь немногие из них не были теми деревьями, плоды которых так высоко ценят в Новой Испании и странах, где знают о шоколаде. Этот сорт какао очень прибылен – каждое дерево даёт ежегодный доход за вычетом расходов в размере девяти серебряных реалов. На данной реке тот же вид деревьев можно выращивать с лёгкостью, даже обладая минимумом знаний о садоводстве, поскольку сама природа заботится об изобилии его плодов»[3].
Также следует отметить упоминания о некоей экспедиции, направленной Франсиско Писарро после покорения Инкской империи на исследование земли «Чунчос». Она проходила в 1538-1539 гг. под командованием Перансуреса де Кампо Редондо. Говорят, что тогда впервые в большом количестве были встречены на берегу деревья какао. Вероятно, участники экспедиции уже имели возможность в Центральной Америке узнать, чем ценны его плоды.[4]
Одно ясно точно – в вопросах происхождения видов какао и их культивирования точку ставить ещё рано. Каждый год мы узнаём что-то новое и совершаем небольшой шаг вперёд. Дальнейшие генетические исследования должны будут подтвердить или опровергнуть отмеченные выше предположительные выводы.
Если же мы говорим о какао, подразумевая напиток из его семян и/или мякоти, тогда доместикация, как считается, происходила в Месоамерике – самые ранние и частые археологические свидетельства использования какао в качестве напитка относятся к этому региону. Там же его и стали выращивать в специальных садах, то есть собственно культивировать.
Однако и здесь не всё так однозначно. В 2013 году были сообщены некоторые результаты археологических работ эквадорских и французских исследователей в местечке Санта Ана-Ла Флорида (культура Майо-Чинчипе-Мараньон) в кантоне Паланда провинции Самора Чинчипе (Эквадор), по которым выходило, что какао-бобы там употребляли 5500 лет назад. Это стало известно после анализа ёмкостей, созданных народностью майо-чинчипе-мараньон[5].
Сосуды культуры Майо-Чинчипе-Мараньон.
Действительно ли история использования какао-бобов именно для приготовления напитков насчитывает почти 6-тысячелетнюю историю и произошёл ли первый случай приготовления напитка в Южной Америке, мы надеемся узнать из дальнейших исследований учёных. В то же время, весьма странно, что в Южной Америке культура потребления какао-напитка не получила дальнейшего развития.
Иное дело Месоамерика, где напитки из какао-бобов высоко ценились во всей культурно-географической области. История их употребления в этом регионе насчитывает, как минимум, четыре тысячелетия. Первые из них начали появляться ещё ок. 1900 года до н.э, однако когда и как это происходило, мы если и узнаем, то, вероятно, не скоро. Некоторые исследователи считают, что напиток из какао-бобов вообще является побочным следствием приготовления алкогольного напитка брожения из мякоти плода дерева какао[6]. По их предположению, люди сначала научились готовить алкогольный напиток, что не лишено смысла, так как сделать это было довольно легко – достаточно оставить мякоть плода на некоторое время забродить.
По данным Кэмпбелла и Кауфмана (1976) слово какао (ka-ka-w(a)) имеет михе-сокеанские корни[7], а его зарождение относит нас к 1500 году до н.э., когда на побережье Мексиканского залива проживали загадочные древние ольмеки. Быть однозначно уверенными в этом у нас пока полных оснований нет, т.к. вопрос происхождения данного слова сложен и неоднозначен, и существует альтернативная версия, в которой прослеживаются науасские корни. Так, В 2000 году Дакин и Вихманн опубликовали свою, альтернативную версию происхождения слова – из языка науатль, которое затем распространилось в других месоамериканских языках. В 2007 году Кауфман и Джастесон ещё раз попытались проследить происхождение слова какао, опровергая альтернативные выводы Дакин и Вихманн.
В 2008 году публике были представлены результаты исследования 117 сосудов из городищ побережья Мексиканского залива и Тихого океана (регион Соконуско), где проживали древние ольмеки и представители культуры Мокайя[8]. Мокайя являются одними из первых народов Месоамерики, перешедших к осёдлому образу жизни в ранний формативный период (около 1900-1700 гг. до н.э.) с появлением керамики и развитием сельского хозяйства. В одном керамическом коричневом ребристом сосуде типа Коричневый Байо, найденном поверх Строения 4 Маунда 6 фазы Барра (1900-1700 гг. до н.э.) в Пасо-де-ла-Амада, были обнаружены следы теобромина – маркера какао. Там же в Строении 4 Маунда 6 фазы Локона (1700-1500 гг. до н.э.) был найден черепок керамического сосуда, также содержавшего следы теобромина.[9]
Коричневый ребристый сосуд текомате (выделен среди сосудов текоматль и шикалли), в котором были найдены следы теобромина (маркера какао). Пасо-де-ла-Амада, Чьяпас. Зарисовка: Ayax Moreno (источник: T.G. Powis et al. (2008) The Origin of Cacao Use in Mesoamerica).
Фрагмент сосуда из Пасо-де-ла-Амады. (Источник: Xian 2012b)
Не отставали от Мокайя и представители древней ольмекской цивилизации. В ольмекском поселении Сан-Лоренсо учёные отмечают непрерывное употребление какао с 1800 г. до н.э. и вплоть до упадка, который случился ок. 1000 гг. до н.э.[10] Следы теобромина были обнаружены на осколках следующей посуды: 9 открытых мисок, 1 чаши (удобна для индивидуального употребления напитка) и 2 бутылей (удобны для хранения и подачи в них напитков). В данной посуде, скорее всего, присутствовал напиток из какао, однако был ли это жидкий шоколад, приготовленный из какао-бобов, или же напиток брожения из мякоти плода дерева Теобромин какао, остаётся пока невыясненным, поскольку технология не позволяет определять наличие алкоголя в керамике такого возраста. Было отмечено, что на сосудах ранних фаз[11], в которых содержался напиток какао, нет украшений и орнаментов. Обычно на сосудах, служивших для приготовления и хранения какао-напитков, украшений нет, в то время как на сосудах, из которых его употребляли, украшения и орнамент могли как присутствовать, так и отсутствовать.
Сосуды фазы Сан-Лоренсо В (Сан-Лоренсо), в которых когда-то присутствовал какао-напиток. Их можно разделить на три типа производимых действий с напитком: для приготовления, для хранения и для употребления. Представлены следующие типы сосудов (слева направо): шероховатый кувшин Кааманьо без горлышка, полированная бутыль Почитока и миска Тигрильо с загнутым вовнутрь краем. (Источник: Rogelio Santiago, San Lorenzo Tenochtitlán Archaeological Project / www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1100620108)
Всего в Сан-Лоренсо в разных исторических фазах было обнаружено множество содержащих следы теобромина сосудов[12]. Они относятся к различным типам посуды, что подразумевает широкий спектр деятельности, связанной с какао: от приготовления (в больших мисках, ковшах, кувшинах с горлышком и без) до подачи (в бутылях и больших мисках) и индивидуального употребления (в чашах и кубках). Отметим, что в более поздние исторические периоды и фазы развития Сан-Лоренсо появляются крупные сосуды, что может служить маркером возрастания роли какао-напитка для общества и/или увеличения количества социальных торжеств.
Раскопки «Красного дворца» в Сан-Лоренсо-Теночтитлане.
В Сан-Лоренсо были также найдены сосуды со следами теобромина в контексте уникального для ольмеков погребального элитного ритуала. Сверху одного захоронения были обнаружены осколки сотен сосудов вместе с расчленёнными останками жертв. Всё указывает на то, что здесь проводился постпогребальный обряд, в том числе с использованием сосудов, в которых было насыщенное содержание какао-напитков. Затем использованную во время праздника посуду могли намеренно разбить и поместить в верхнем слое захоронения.
Ещё у древних ольмеков отмечают присутствие следов какао на керамике типа Пятнистый Чайя из городища Эль-Манати. Найденный там черепок был когда-то элементом глубокой чаши с внешним украшением в виде широких горизонтальных красных полосок у основания и пятнистым или зубчатым орнаментом в верхней части. Контекст, в котором был найден осколок (а его обнаружили среди богатых предметов, таких как изящные керамические изделия, каменные ступы, зелёные камни и жадеитовые топоры, скульптуры из дерева, каучуковые мячи, различные растения и семена, а также кости черепах и оленей), подразумевает связь с ритуальной активностью в 1650-1500 гг. до н.э. [13]
Бутыль из Пуэрто-Эскондидо, в которой, как выяснилось, был слабоалкогольный напиток из мякоти плода дерева какао
Обратим теперь внимание на район аллювиальной долины реки Улуа северного Гондураса, где находится древнее городище Пуэрто-Эскондидо. Данный регион известен под названием «колыбель шоколада» из-за плодородной почвы и превосходных условий для выращивания какао. Пуэрто-Эскондидо был постоянно заселён с 2000 года до н.э., по большей части сельскими жителями. Об этнической принадлежности людей, живших там во втором тысячелетии до нашей эры, ничего неизвестно. В 2007 году было выяснено, что в Пуэрто-Эскондидо[14] в 1400-1100 гг. до н.э. тоже потребляли какао как в виде напитка, так и в твёрдом виде. При этом напиток был слабоалкогольным (содержание алкоголя около 5%), полученным путём брожения из мякоти плода дерева какао. Данные напитки обычно не такие густые и тёмные, как полученные из молотых какао-бобов.
Фигурка Группы Паки (деталь) из региона Масатан (шт. Чьяпас), датируемая фазой Окос (1250-1100 гг. до н.э.). На теле фигурки изображены «растущие» плоды какао. Зарисовка Освальдо Чинчилья Масариегоса.
В регионе Соконуско на тихоокеанском побережье мексиканского штата Чьяпас были обнаружены первые на текущий момент изображения какао в Месоамерике. Его плоды какао зафиксированы на керамических скульптурах со звериными головами или масками Группы Паки фазы Окос (1250-1100 гг. до н.э.).
В области майя индейцы также употребляли какао. Об этом свидетельствовали найденные бобы и их обжаренные фрагменты, а также изображения на керамике.
На территории современного Белиза индейцы майя разводили какао уже с 800 гг. до н.э. Об этом стало известно по обугленному куску какао-дерева, датированному 800-400 гг. до н.э.[15] В 2002 году следы какао были обнаружены в найденных в гробницах 3-х керамических кувшинах с носиком из расположенного в северном Белизе городища Кольха – 2 сосуда датировались средним доклассическим периодом (ок. 600 г. до н.э.), а третий датировался поздним доклассическим периодом (400 гг. до н.э. – 250 гг. н.э.).
В 2012 году Национальный институт антропологии и истории Мексики сообщил о результатах анализа остатков на черепках глиняной посуды, найденной в начале нашего тысячелетия в местечке Пасо-дель-Мачо (Юкатан)[16]. Судя по одному черепку, который когда-то был тарелкой, а не сосудом, оказалось, что жители полуострова уже ок. 500 года до н.э. использовали какао в приправе, которая по консистенции походила на моле. На момент открытия это был первый случай нахождения древних следов отличной от какао-напитка консистенции. Следует отметить, что осколки керамики были найдены недалеко от поля для игры в мяч.
В классический период цивилизации майя какао играло видную роль в общественной жизни и выступало одним из маркеров высокого социального положения для представителей элиты. Употребление разнообразных вариантов пенного напитка какав являлось важнейшей составляющей торжественных церемоний и пиршеств, в ходе которых заключались или подтверждались союзы, происходил обмен дарами и предметами роскоши. Подробнее об этом смотрите в специальной главе.
В целом, можно отметить, что в тех местах Месоамерики, где климат благоприятствовал росту деревьев какао, индейцы довольно быстро и масштабно разбивали культивированные сады. Даже сейчас в непроходимых джунглях встречаются многочисленные реликтовые свидетельства некогда пышных садов какао-деревьев.
[1] Charles R. Clement et al. 2010
[2] Там же
[3] Перевод с испанского языка выполнен Ямашевой Ксенией Ростиславовной. Источник: Cristóbal de Acuña. Nuevo descubrimiento del gran Rio de las Amazonas. Madrid : Impr. del Reyno, 1641.
[4] Basil G.D. Bartley, The Genetic Diversity of Cacao and its Utilization. 2005
[5] http://rusecuador.ru/ecuador-novedades/diferente/12381-kakao-proizrastal...
[6] John S. Henderson and Rosemary A. Joyce «Brewing Distinction. The Development of Cacao Beverages in Formative Mesoamerica»
[7] Михе-соке предположительно является языком, на котором разговаривали древние ольмеки.
[8] Мокайя – это название, данное культуре археологами, которое на ранней форме языка михе-соке означает «народ кукурузы».
[9] T.G. Powis et al. 2008
[10] T. G. Powis et al. 2011
[11] Т.е. бутыль фазы Охочи, кувшин без горлышка и миска фазы Бахио, и две открытых миски фазы Чичаррас.
[12] 27 в исследовании Терри Поувиса и коллег: T. G. Powis et al. 2011
[13] T.G. Powis et al. 2008
[14] http://www.latimes.com/news/science/la-sci-cacao13nov13,0,4297802.story?...
[15] Patricia A. McAnany, Satoru Murata, «From Chocolate Pots to Maya Gold. Belizean Cacao Farmers Through the Ages»
[16] http://www.inah.gob.mx/es/boletines/594-descubren-cacao-de-hace-2-500-an...