Расцвет североамериканских культур
Первые обитатели Западного полушария пришли из Азии во время последнего ледникового периода по сухопутному перешейку, существовавшему в ту эпоху на месте Берингова пролива. Преследуя крупную дичь, которая составляла основу их рациона, эти бродячие охотники, известные археологам как палеоиндейцы, приблизительно к 11 000 году до н. э. расселились по всему североамериканскому континенту.
В одном безбрежном лесу, который существовал между VIII и I тысячелетиями до н. э., раскинувшись от Великих Равнин до Атлантического океана и от Гудзона до Мексиканского залива, происходил постепенный переход к более оседлому образу жизни.
Этот регион был так богат дикорастущими съедобными растениями, рыбой, птицей и другой дичью, что архаические индейцы могли обеспечить себя пищей, не перемещаясь постоянно с места на место, как это делали их предки.
К началу I тысячелетия до н. э. стал формироваться новый культурный стиль жизни, известный как Традиция Вудленда. Этот процесс был отмечен тремя новшествами, которые легли в основу развития обществ Строителей маундов: индейцы начали активно возделывать некоторые виды растений, изобрели керамику и стали больше внимания уделять погребению своих умерших.
Юго-Запад представляет из себя широкий спектр местностей, различающихся по климатическим условиям. Общей чертой является относительная засушливость и ограниченная возможность содержать большое количество населения. В отличие от своих "братьев” из Восточных Вудлендов, индейцы этого региона в большой степени зависели от сельского хозяйства, которым они стали заниматься после перехода от кочевого образа жизни охотников-собирателей к оседлому. В течение архаического периода увеличение населения и сопутствующее ему уменьшение количества воды заставили обитателей этого региона направить свои усилия на более интенсивное использование имеющихся в наличии источников воды и пищи. Три главные культуры — и несколько второстепенных — возникли приблизительно в одно и то же время. Представители каждой из них, в соответствии с природными условиями, не круглый год добывали себе пищу, а занимались сезонными заготовками запасов продовольствия. Это позволяло им больше заниматься ремеслами, общественной деятельностью и искусством. По иронии судьбы, именно сухой климат, доставлявший столько неудобств древним обитателям этих мест, сохранил в почти первозданном виде многие предметы, позволив археологам проводить тщательные исследования этих культур.
АДЕНА
500 г. до н.э. – 1 г. н.э.
ПЛАСТИНКА ИЗ ПЕСЧАНИКА
Культура Адена, первая из культур строителей маундов, возникла в плодородной долине реки Огайо и распространила свое влияние вниз и вверх по течению этой реки. В процессе развития культуры погребальные сооружения — и предметы, призванные сопровождать умерших в загробный мир, вроде изображенной на рисунке пластинки — становились все более совершенными.
Простые неглубокие ямы были заменены срубными гробницами, но и те и другие покрывались сверху искусственными холмами из земли. Обычно адена добавляли новые погребения к уже существующим маундам. Возникшие таким образом слои позволяют археологам на примере одного маунда проследить за различными этапами развития культуры.
Всего на территории, которую занимали адена, существует от 300 до 500 погребальных маундов.
Культура Адена достигла пика своего развития около 100 года до н. э. Затем, по неизвестным причинам, начался ее закат. Окончательно она исчезла к I веку н. э.
ХОУПВЕЛЛ
100 г. до н.э. – 400 г. н.э.
СЛЮДЯНАЯ ЛАДОНЬ
Археологические находки указывают на появление в Огайо около 100 года до н. э. новой культуры, известной как культура Хоупвелл. Она вобрала в себя многие обычаи и традиции своей предшественницы — культуры Адена, — подняв их при этом на новый уровень.
Люди Хоупвелл возводили более внушительные погребальные маунды, которые содержали большее количество разнообразных предметов. Погребальные приношения свидетельствуют о существовании торговых связей даже с отдаленными регионами, лежащими за границами распространения культуры Хоупвелл.
Раковины с побережья Мексиканского залива, медь из района Великих озер и слюда из южной части Аппалач — все эти материалы присутствуют в погребальных маундах. Замкнутые пространства различной конфигурации, образованные земляными насыпями, рассыпаны по ландшафтам на юге Огайо.
Некоторые ученые считают, что эти сооружения служили для обитателей окрестных деревушек местом проведения церемониальных собраний.
Между 300 и 400 годами н. э. культура Хоупвелл, так же как и Адена, постепенно исчезла, оставив археологам многочисленные артефакты и не менее многочисленные вопросы, на которые пока не найдено ответов.
МИССИСИПИ
800-1500 гг. н.э.
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ СОСУД
В течение четырех веков после исчезновения культуры Хоупвелл восточные лесные массивы (или Вудленды) испытывали давление со стороны постоянно увеличивающегося населения. Около 800 года н. э. возникла новая культура, названная Миссисипи. Она сильно отличалась от своих предшественниц, создав свою собственную традицию.
Стали возникать крупные общины, которые, вероятно, требовали более централизованного управления. Из среды простых общинников выделилась иерархия знати, а над всеми стоял вождь. Эта культура распространилась на большую часть востока территории Соединенных Штатов и оставила заметные следы на этих землях.
Огромные пирамидальные маунды с плоскими вершинами, на которых располагались жилища вождей и храмы, присутствуют в крупнейших поселениях. Традиция Миссисипи также отличалась невероятным расцветом изобразительного искусства. В это время создавались кубки из раковин, ожерелья и бусы.
Предметы из меди, каменные фигурки и керамические изделия, подобные сделанному в виде человеческой головы сосуду, изображенному на рисунке вверху, в огромных количествах были найдены в могилах знатных особ.
ХОХОКАМ
200—1450 гг. н. э.
СОСУД В ВИДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРКИ
Центральные районы культуры Хохокам располагались в пустыне на юге Аризоны вдоль рек Хила и Снейк. Хохокамы были искусными земледельцами. Они доставляли воду из рек на свои поля при помощи тщательно разработанных систем ирригационных каналов и собирали с опаленной солнцем земли относительно богатые урожаи. Сотни миль каналов, выкопанных в пустыне с помощью деревянных и каменных инструментов, некогда покрывали эти земли.
Такими же впечатляющими являются и художественные достижения хохокамов. Они вырезали каменные пластинки в виде змей, лягушек, птиц, изготавливали фигурки из глины и производили особый тип керамики красновато-коричневого цвета.
Они также овладели искусством гравировки — нанося при помощи кислоты изображения на раковины, привозимые с побережья Мексиканского залива, — за сотни лет до того, как эта техника начала развиваться в Европе в эпоху Возрождения.
Причины исчезновения культуры Хохокам продолжают оставаться неясными. Однако современные исследования показывают, что к упадку эту культуру мог привести недостаток воды. Сильные разливы рек могли разрушить ирригационные каналы и вызвать крушение всей системы земледелия.
МОГОЛЬОН
200—1450 гг. н. э.
ЧАША В СТИЛЕ МИМБРЕС
Культура Моголъон была распространена от границы между Аризоной и Нью-Мексико — от горной цепи, по которой по лучила свое название, — до северных районов Мексики. Растительный и животный мир этого региона был значительно богаче, чем в пустынях хохокамов.
Приблизительно к 200 году н. э. земледелие достигло здесь уже достаточно высокого уровня. К этому же времени определился и свой культурный стиль.
В процессе развития своей культуры могольон ы покинули полуземлянки и стали возводить многокомнатные дома, которые получили название пуэбло. Они также строили прямоугольные сооружения для проведения различных церемоний, так называемые кивы.
Одна из ветвей могольонов, названная мимбрес, хорошо известна в наши дни благодаря своим высокохудожественным изделиям из керамики. Эти произведения искусства поражают своим совершенством.
Археологических свидетельств социальной иерархии в обществе могольонов не существует. Не было найдено богатых погребений или предметов роскоши.
Около 1200 года культура Могольон стала утрачивать свои характерные черты. К. 1450 году она окончательно угасла.
Считается, что могольоны были предками современных индейцев пуэбло.
АНАСАЗИ
200—1450 гг. н. э.
КУВШИН В СТИЛЕ ЧАКО
Анасази занимали большую часть гигантского плато, отличающегося неблагоприятными природными условиями. Самые ранние анасази, культура которых возникла около 200 года н. э., жили в землянках. Они известны нам как корзинщики, или баскетмейкеры, так как умели искусно плести корзины.
Позже они научились изготавливать керамические изделия и перестали селиться под землей. Их потомки стали возводить многоэтажные каменные пуэбло и скальные жилища, которые возвышаются до сих пор, являясь памятниками мастерству своих создателей.
Между 1000 и 1300 годами культура достигла своего зенита. Примитивная керамика уступила место настоящим произведениям искусства, таким, например, как изображенный здесь кувшин.
Затем, видимо, по целому ряду причин — климатические изменения, деградация окружающей среды или, возможно, даже социальные потрясения — мир анасази стал сжиматься. В XIV—XV веках родные селения были покинуты, а люди переселились в другие места, создав там новые пуэбло.
Однако анасази, как и все описанные здесь культуры, вскоре подверглись суровым испытаниям, которые были связаны с приходом на их земли новой культуры — европейской. Это событие перевернуло традиционный мир древних обитателей Северной Америки.