Разложение индейских общин северо-востока Бразилии в первой половине XX в.
Те, кого в настоящее время в Бразилии называют «кабокло» (смешанное португало-индейское население), образуют одну из самобытнейших, хотя и относительно небольшую, групп жителей страны. На северо-востоке (один из основных центров их расселения) они составляют 1—2% населения района. Но, несмотря на это, изучение кабокло и сейчас вызывает большой интерес у исследователей, так как именно эта группа сыграла важнейшую роль в формировании бразильского этноса. Недаром в современной бразильской литературе, изобразительном искусстве образ кабокло стал как бы олицетворением коренного бразильца.
Сравнительно быстрое растворение кабокло среди иноэтничного населения во многом объясняется как особенностями их общественной структуры, так и своеобразием исторического развития.
Как упоминалось ранее, наиболее значительный массив кабокло возник на побережье северо-востока Бразилии. Именно здесь смешение португальского и индейского населения происходило в широких масштабах и диктовалось прежде всего отсутствием до середины XVII в. достаточного количества европейских женщин. Португальцы вступали в многочисленные браки с индеанками. Расовые предрассудки, мешавшие фактическим бракам с индеанками, не были распространены среди португальских колонизаторов. Отчасти это объяснялось тем, что сами португальцы еще до покорения Бразилии подверглись арабскому завоеванию. Под влиянием социально-экономического и культурного превосходства арабов, среди которых смешанные браки были распространены, у португальцев сложилось терпимое отношение к таким союзам, которое они перенесли и в Бразилию.
В то же время было бы неправильным преуменьшать действие социальных барьеров между португальцами и индейцами. Прежде всего определенной преградой в их взаимоотношениях были различия в социально-экономическом и культурном уровнях развития. Существенные барьеры воздвигала и колониальная политика метрополии, направленная на утверждение господства незначительной по численности группы португальцев и препятствовавшая их растворению среди преобладающего местного населения.
Судьба первых поколений индоевропейских метисов складывалась далеко не одинаково на северо-востоке и на юге Бразилии. На наш взгляд, это определялось в первую очередь характером системы родства, принятым в группе их матери. Если система родства была матрилинейная, то метисы становились полноправными членами рода, имели право наследования и т. д. Выделить их из индейских групп можно было лишь условно: они продолжали жить вместе с индейцами, придерживаясь их обычаев.
Иначе обстояло дело в племенах, где родство передавалось по линии отца. В них только дети мужчины данного рода могли быть полноправными членами рода. Это приводило к тому, что в таких племенах метисы оказывались бесправными чужаками. Они не только не являлись наследниками имущества рода, но и не посвящались в особо важные обряды и ритуалы племени. Им не разрешалось посещение мужских домов, где хранились священные предметы и где в устной форме передавались традиции рода. Такой порядок приводил к довольно быстрому обособлению метисов из индейских групп. Нередко случалось, что метисы, вышедшие из племени, продолжали жить недалеко от него и поддерживали отношения с индейцами рода своей матери. Со временем таких португало-индейских метисов, утративших связь с индейскими родовыми общинами, стали называть «кабокло», на юге — «мамелуко».
Важно отметить, что уже в середине XVII в. среди кабокло появляется тенденция селиться компактными группами. Приблизительно в это же время у кабокло возникли ритуальные пещеры, куда вход был закрыт и для индейцев, и для португальцев. Видимо, у таких метисов стали складываться эзотерические культы, сведения о которых в настоящее время еще недостаточны.
О постепенном размежевании метисов и индейцев говорит и изменение содержания самого термина «кабокло», который сначала обозначал просто принадлежность к индейской группе, а впоследствии стал применяться только по отношению к смешанному португало-индейскому населению северо-востока страны. Уже в конце XVIII в. «кабокло» называли метисов, которые занимались сельским хозяйством и вели оседлый образ жизни. Их отличали от воинственных метисов - мамелуко юга Бразилии, участвовавших в военных экспедициях португальцев.
В целом метисы Бразилии отличались друг от друга не только преобладанием чисто внешних признаков (большей или меньшей степенью европейской или индейской крови), но и теми культурными традициями, которые они унаследовали от своих матерей-индеанок входивших в разные индейские группы. Объединяющим началом в этой разнородной группе стало постепенное приобщение метисов к португальской культуре, овладение ими португальским языком, принятие христианства и т. п.
Формирование кабокло происходило на протяжении всего колониального (1500-1822 гг.) и имперского (1822-1889 гг.) периодов. Но наиболее существенные изменения в их развитии произошли, пожалуй, в первой половине XX в.
В изучаемый период кабокло северо-востока Бразилии можно условно разделить на три группы. Первая из них включала в своп состав кабокло, живших в районах, где процент индейского населения был сравнительно высоким1: восточная часть штата Мараньян, восточная часть штата Сеара, центральная часть штата Параиоа, юг штата Пернамбуку, север штата Алагоас, северо-запад штата Байя, север штата Рио-де-Жанейро, северо-восток штата Минас-Жерайс. Индейские группы в указанных районах обычно расселялись дисперсно, их деревни соседствовали с поселениями других сельских жителей Бразилии. Постоянные и разнообразные свиязи, существовавшие между ними, способствовали включению ипдеицев северо-востока в процесс национальной консолидации.
Характерная особенность индейских деревень северо-востока заключалась в том, что значительное количество их жителей составляли детрибализованные индейцы и метисы. Последние нередко оставались членами индейских общин. При этом многие не считали себя индейцами и назывались «кабокло». Интересно отметить, что раз богатевшие индейцы, стараясь подчеркнуть свое отличие от «простых», также нередко называли себя «сивилизадо» («цивилизованный») или «кабокло». Таким образом, самоопределение индивидуума могло не совпадать с его действительной групповой принадлежностью: некоторые неимущие кабокло ипогда причисляли себя к индейцам, а разбогатевшие индейцы выдавали себя за кабокло. Следовательно, самосознание индивидуума, продолжая оставаться одним из важнейших показателей его принадлежности к той или иной группе, в рассматриваемый период особенно стало зависеть от социального положения данного лица (если богатый индеец при числял себя к кабокло, то богатый кабокло к белым).
Индейские соседские общины на северо-востоке Бразилии в это время отличались от кровнородственных общин колониального периода. В них теперь сосуществовало уже несколько различных форм владения землей, например коллективные и частнособственнические. Общинные земли начали сдавать в аренду на сторону и зажиточным членам общины, как правило, богатым кабокло и индейцам «сивилизадо», составлявшим слой «общинной аристократии», обладавшей нередко солидными денежными средствами. Аренда земли была обусловлена наличием значительного числа разорившихся индейцев общинников, не имевших земли и вынужденных на кабальных условиях наниматься в качестве батраков к богатым общинникам или к крупным земельным, собственникам — «бранко» (порт, «белый»), жившим вне общины. Посредниками между бранко и неимущими индейцами выступали обычно кабокло и индейцы «сивилизадо». Они снабжали фермеров дешевой рабочей силой, организовывали для них расчистку новых земель и т. д.
Пользуясь покровительством зажиточных белых, такие предприимчивые индейцы и кабокло арендовали у них землю, которую потом на кабальных условиях сдавали в субаренду разорившимся общинникам.
Подобные разбогатевшие индейцы и кабокло иногда становились мелкими торговцами или скупщиками ремесленных изделий индейцев общинников. Приобретая у общинников их традиционные изделия, пользовавшиеся спросом, богатые кабокло и индейцы продавали их потом туристам в других районах страны. В результате некоторые общинники, попадая в полную зависимость от своих предприимчивых соплеменников, переставали заниматься земледелием и целиком посвящали себя ремеслам, работая исключительно на туристский рынок.
В целом богатые индейцы и кабокло, которые в республиканский период (1889 — наши дни; период развития капиталистических отношений в стране) вливались в состав формирующейся сельской буржуазии, становились основными непосредственными угнетателями рядовых общинников. Поэтому отношение к ним массы простых индейцев было неприязненным. Об этом косвенно свидетельствовали следующие стереотипы по отношению к кабокло и к богатым индейцам, которых тоже нередко называли кабокло: «кабокло лживы и вероломны»; «кабокло ленивы и ни на что не способны»2. Чтобы упрочить свое положение среди враждебно настроенных к ним рядовых общинников, богатые индейцы и кабокло стремились заручиться помощью и покровительством белых. Одним из таких способов было установление особых форм отношений — «компадразго» (букв, перевод «кумовство») между кабокло и белыми. Эти отношения закреплялись совместным участием в обрядах крещения, первой стрижки волос ребенка и т. д., в результате которых ребенок становился названным сыном белого. Богатые индейцы и кабокло нередко отдавали своих детей в качестве бесплатных слуг в семьи белых крестных родителей при условии, что последние будут обучать их грамоте и «приличному поведению», а в дальнейшем оказывать им покровительство. В целом такие отношения были выгодны обеим сторонам. Белые, кроме получения на время даровой рабочей силы, приобретали в лице зажиточных кабокло и индейцев надежных союзников, поддерживавших их в конфликтах с другими индейцами. В свою очередь покровительство белых обеспечивало богатым индейцам более устойчивое социально-экономическое положение внутри общины и повышало их престиж. Общинные власти, как правило, выбирались из них. Богатея, такие индейцы и кабокло начинали претендовать на то, чтобы считаться белыми. Браки с белыми в их среде были почетными. Незажиточные белые в свою очередь тоже нередко стремились к заключению браков с индеанками, ибо женщины во многих индейских общинах обладали правом на надел, и бранко, женившийся на индеанке, получал возможность пользоваться земельным участком.
Во второй четверти XX в. проникновение таких предприимчивых бранко в индейскую общину стало распространенным явлением. Это способствовало разложению традиционных индейских институтов, в частности таких, как семья. В республиканский период так называемая расширенная индейская семья, состоявшая из нескольких поколений кровных родственников, стала исчезать, заменяясь нуклеарной, в которую входили мать, отец и их неженатые дети. Подобная семейная структура наблюдалась и у кабокло. Обычно такие семьи возглавляли мужчины, хотя женщины продолжали еще пользоваться в них значительным влиянием и авторитетом, принимали активное участие в важнейших делах общины, а в некоторых индейских общинах даже имели отдельные земельные наделы и неприкосновенную личную собственность. Мужчины, расхищавшие собственность своих жен, подвергались строгому наказанию: их заставляли в течение определенного времени выполнять «женскую работу» — стирать, готовить и т. п.3 Женщины в индейской семье и в середине XX в. продолжали выполнять важные экономические функции. Они ухаживали за посевами, изготовляли одежду и утварь, воспитывали детей и т. п. Сравнительно слабая экономическая зависимость индеанок от мужчин в ряде индейских племен обеспечивала им право самостоятельно выбирать себе мужей, по сооственному желанию вступать в брак и расторгать его. Правда, свобода выбора мужа для индеанок таких племен существовала лишь среди членов их племенной группы: браки с индейцами других групп считались позором4 (естественно, этот закон существовал далеко не у всех индейских групп) . В то же время связи индеанок с бранко не только не осуждались, но, наоборот, поднимали престиж женщины среди простых общинников.
Ребенок, рождавшийся от подобных союзов, только в силу своего происхождения имел больше, чем индеец, шансов для повышения своего социального статуса, так как происхождение и в середине нашего века продолжало в определенной степени влиять на социальное положение человека. Поэтому именно кабокло в республиканский период занимали во многих индейских общинах высокие должности и составляли своеобразную общинную элиту. Разбогатевшие индейцы прежде всего стремились войти в расово-социальную категорию кабокло. Для них эта категория являлась как бы обязательным этапом для перехода в группу белых.
Богатые индейцы и кабокло, хотя и продолжали жить в общинах, которые и в республиканский период давали своим членам «локальную сплоченность и средство сопротивления» 5, однако держали себя крайне обособленно. Они отказывались подчиняться общинным властям, не верили в индейских богов, не принимали участия в традиционных индейских праздниках. Многие из богатых кабокло и индейцев не желали участвовать и в коллективном труде общинников, являвшемся важнейшей социально-экономической функцией общины. Коллективные работы предназначались для оказания помощи малоимущим крестьянам, вдовам, сиротам и больным. На средства, полученные от коллективного труда, обеспечивались также починка дорог, содержание сельской администрации и т. п. Но в республиканский период само понятие «коллективный труд» претерпело значительные изменения: богатые общинники за денежное вознаграждение часто нанимали бедняков, чтобы те выполняли за них их «долю» коллективного труда. Таким образом, индивидуализм, частное предпринимательство, проникавшие в общину, способствовали ее разрушению. Универсальный характер этого явления был проанализирован Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге»: «...товарная форма и деньги проникают во внутрихозяйственную жизнь общин, связанных непосредственно общественным производством; они рвут общинные связи одну за другой и разлагают общину на множество частных производителей. Сначала деньги... ставят на место совместной обработки земли индивидуальное возделывание ее; затем они, путем окончательного раздела пахотной земли, уничтожают общую собственность на поля...»6. Естественно, что указанный процесс протекал быстрее в общинах, более развитых в социально-экономическом отношении. Такие общины, поставлявшие свою продукцию на внутренние рынки страны, были в значительной степени втянуты в общенациональную жизнь Бразилии. Их члены представляли собой мелких самостоятельных производителей, мало зависевших от общинных порядков. Со временем эти люди выходили из общин.
Во второй четверти XX в. количество случаев выхода разбогатевших индейцев и кабокло из общин резко увеличилось. Они превращались в крестьян. Превращение бывших общинников в крестьян стало одним из ведущих процессов, протекавших в сельской местности северо-востока Бразилии в республиканский период7. Бывшие общинники, став крестьянами, постепенно теряли свою этническую специфику, смешиваясь с беднейшими слоями населения страны: бранко, мулатами, неграми.
Особенно быстро описанный процесс протекал среди кабокло, живших в экономически развитых сельских районах побережья северо-востока. Их можно выделить во вторую группу метисов португало-индейского происхождения. Большинство этих метисов происходило от индейцев тупинамба, которые в течение длительного времени подвергались интенсивной ассимиляции белыми. Именно они составили так называемую зону кабокло. Многие из них своим бытом и внешним обликом так напоминали белых, что сельские жители нередко продолжали относить кабокло к метисам чисто традиционно, учитывая, что среди их предков были индейцы8. Такие кабокло постепенно составили особую социальную категорию сельских жителей северо-востока Бразилии. В своей культуре, однако, они продолжали сохранять традиции индейской группы тупинамба.
О быстрой интеграции кабокло в бразильскую нацию косвенно свидетельствует и само изменение смысла термина «кабокло». Он теперь перестает обозначать лишь метиса португало-индейского происхождения и начинает применяться ко всему сельскому земледельческому населению северо-востока Бразилии9. Правда, сельские жители прибрежных областей северо-востока все еще отличали кабокло, живших вместе с ними (вторая группа кабокло), от метисов отдаленных зон этого же региона (первая группа кабокло), называя последних иногда «индейцами» 10. Этим они подчеркивали близость подобных кабокло к индейцам.
К третьей группе кабокло следует отнести метисов, живших в городах. Там они быстро утрачивали этнокультурную специфику своей группы, становясь представителями городской бразильской культуры. Как правило, они причисляли себя к белой группе. При этом надо учитывать, что во второй четверти XX в. основная масса кабокло была еще занята в сельском хозяйстве.
Таким образом, в развитии кабокло северо-востока Бразилии в республиканский период произошли существенные изменения. Кабокло, на наш взгляд, в это время образовывали три группы метисов португало-индейского происхождения. В частности, для кабокло первой группы расовые и культурные признаки наряду с имущественными оставались основными определителями их групповой принадлежности.
Для кабокло, составлявших вторую группу метисов, расовые признаки вследствие их длительной ассимиляции белыми утратили превалирующее значение. Превратившись в социальную категорию сельских жителей, эти кабокло тем не менее продолжали сохранять свою традиционную культуру.
И, наконец, кабокло, жившие в городах, быстро утрачивали культурную специфику, превращаясь в бразильцев, представителей бразильского этноса.
В целом эволюция каждой из этих групп кабокло служит примером различных путей и стадий интеграции метисов в бразильскую нацию.
1. Ramos R. El indio у los otros: La vision multietnica — America Indigena, Mexico, 1977, XXXVII—I, p. 94.
2. Ibidem.
3. Carvalho M. Los Kariri de Mirandola: un subsegmento rural indigena.— America Indigena, Mexico, 1977, XXXVII-I, p. 119.
4. Price D. Comercio у aculturacion entre los nambicuara.— America Indigena.. Mexico, 1977, XXXVII-I, p. 133.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 155.
6. Там же, т. 20, с. 323.
7. Zarur J. Velocidade de cambio socio-economico em uma sociedade tribal.— America Indigena, Mexico, 1977, XXXVII-I, p. 137.
8. Hutchinson H. W. Village and Plantation Life in Northeastern Brazil. Seattle, 1957, 121.
9. Smith T. L. Brazil. People and Institutions. Louisiana, 1972, p. 35.
10. Land N. Variantes del papel desempenado por la mujer en las comunidades indigenas brasilenas.— America Indigena, Mexico, 1978, XXXIX-3, p. 449.