Региональные организации
Помимо общенациональных в Канаде продолжают существовать и активно действовать провинциальнорегиональные организации. В провинциях прерий (Саскачеван, Альберта, Манитоба) — это индейские братства, в состав которых входят не только вожди общин, но и другие активисты, а в штате преобладают городские индейцы. В других провинциях действуют союзы — большие региональные ассамблеи, представленные лидерами индейских общин.
В организационном плане провинциальные и региональные союзы более или менее схожи с общенациональными ассоциациями. Во главе их, как и в общенациональных организациях, стоят президент и вице-президент, имеется небольшой аппарат. Президент, вицепрезидент и казначей получают заработную плату. Руководство индейских союзов выборное, срок его полномочий обычно не превышает трех лет. Выборы проходят на ежегодных ассамблеях или съездах.
Интересно отметить, что в НБИ и Аборигенном совете Канады (АСК) почти все президенты были выходцами из Западной Канады, и наиболее активные индейские лидеры чаще всего принадлежат к народу кри или народам северо-западного побережья.
Провинциальные организации входят в общенациональные в качестве добровольно примкнувших и могут в любое время выйти из них. Это облегчается тем, что каждая провинциальная организация получает деньги прямо от федерального правительства, независимо от ее членства в общенациональной организации. Так, например, в начале 80-х годов три провинциальные ассоциации (Британской Колумбии, Саскачевана и Манитобы) вышли из АСК из-за разногласий с национальной штаб-квартирой, но власти продолжали финансировать их как независимые организации. Примечательно в этом отношении заключение канадских специалистов: «Власть кошелька находится у федерального правительства, и только одно оно решает, какую организацию признать достойной финансирования, какие суммы предоставлять и как долго» 14
Рассмотрим в качестве примера деятельность провинциального Союза индейцев Саскачевана. В создании этой организации в 40-е годы приняли участие лидеры общин индейцев кри, сиу, оджибве (сото), ассинибойн и атабасков, проживающих в этой провинции. Ее первым президентом был внук знаменитого индейского вождя Паундмейкера Джон Тутусис, который еще в конце 20-х годов участвовал в создании Индейской лиги Канады — предшественницы Национального братства индейцев. Были определены цели организации: «защита договоров и договорных прав, достижение прогресса в экономическом, образовательном и социальном развитии индейцев, сотрудничество с гражданскими властями и религиозными организациями, конструктивная критика и глубокое обсуждение всех проблем, приверженность демократии, развитие уважения и терпимости ко всем людям» 15
Переименование союза в 1958 г. в Федерацию не изменило его конституции. Формально по провинциальным законам это была общественная благотворительная организация без каких-либо особых прав. Радикальные сдвиги в политическом развитии местного коренного населения и его ассоциаций потребовали в конце 70-х — начале 80-х годов перемен в организационных основах индейского движения. Федерация и ее руководящий орган — исполком стояли до этого как бы над местными общинами, имевшими недостаточное представительство и мало прав для осуществления политики провинциальных отделений. Кроме этого цели и программа федерации никак не учитывали такие выдвинувшиеся на передний план требования индейцев, как достижение самоуправления и выполнение условий договоров, заключенных в свое время с индейскими народами как суверенными политическими образованиями.
В апреле 1982 г. был созван съезд представителей всех проживающих в провинции «первых наций», на котором были сформулированы новые организационные и политические принципы Федерации индейцев Саскачевана. Важнейшими из этих принципов стали: признание политической автономии и верховенства общин, чьи права и обязанности определяются только общим собранием лидеров; децентрализация власти, аппарата и программ с провинциального на уровень общин и округов; подотчетность перед местными общинами, представители которых на законодательной ассамблее определяют структуру и полномочия федерации. Такая законодательная ассамблея Федерации индейцев Саскачевана в апреле 1982 г. приняла специальный акт — своего рода конституцию нового образования.
Нетрудно заметить, что в современных провинциальных организациях наряду с расширением прав индейских общин и групп наблюдается стремление придать организациям сходство с государственным механизмом, превратить их в инструмент самоуправления. Аналогичные по характеру изменения произошли в 80-е годы во многих провинциальных ассоциациях.