Общенациональные организации
Первая серьезная попытка создания общенациональной организации была сделана в 1944 г., когда возникло Братство индейцев Северной Америки, распавшееся из-за внутренних разногласий в 1950 г. В 1954 г. был создан Национальный индейский совет, который с 1961 г. стал своего рода официальной организацией статусных и нестатусных индейцев, хотя ведущую роль в нем играли городские индейцы — представители средних слоев, а также метисы. Руководителем организации был адвокат из г. Калгари Уильям Вутуни, выходец из кри. Деятельность совета сводилась к культурно-просветительной работе, например, к организации передвижных выставок индейского искусства, в том числе отдельного павильона на ЭКСПО-67 в Монреале. Индейское население в целом неодобрительно относилось к этой элитарной и замкнутой ассоциации.
В 1968 г. из Совета выделились две организации: Национальное братство индейцев (НБИ), объединившее статусных аборигенов, и Общество канадских метисов, представлявшее нестатусных коренных жителей. В 1970 г. общество метисов было преобразовано в Аборигенный совет Канады (АСК), а Национальный индейский совет объявил о своем формальном роспуске. И наконец, в 1971 г. возникла общеканадская организация эскимосов — Общество иннуитов Канады. Так сложились три общенациональные организации, представляющие основные группы коренного населения: а) статусных индейцев, б) нестатусных индейцев и метисов, в) эскимосов.
С этого момента, особенно после обнародования в 1969 г. платформы федерального правительства по индейскому вопросу, НБИ быстро превращается в самую крупную и влиятельную организацию, к которой присоединились почти все союзы и ассоциации статусных индейцев.
В 1970 г. НБИ было официально признано канадскими властями в качестве официальной общенациональной организации коренного населения. НБИ представляло собой федерацию провинциальных и территориальных организаций на основе коллективного членства. Высшим органом была Генеральная ассамблея, на которую выбирались или назначались делегации от провинций, а в Исполнительный совет входили президент братства и руководители десяти провинциальных организаций. Своей главной целью НБИ ставило объединение и координацию усилий индейских организаций в борьбе за права индейцев.
На протяжении 14 лет (НБИ прекратило свое существование в июне 1982 г.) эта общеканадская индейская организация действовала довольно успешно, обеспечив выработку единой позиции по многим вопросам и добившись внесения существенных корректив в политику федерального правительства. НБИ подготовило контрпрограмму по вопросам экономического развития резерваций, жилищной проблемы индейцев, индейского образования, выступило инициатором и координатором ряда крупных паниндейских кампаний, в том числе за пересмотр канадской конституции с учетом интересов коренных жителей страны. На ежегодной Генеральной ассамблее НБИ летом 1980 г. была принята программа индейского движения, состоящая из 14 пунктов, в которой, в частности, говорилось: «Мы являемся нациями. Мы всегда были нациями. Мы имеем право определять наших собственных граждан. Мы имеем право на самоопределение».
Штаб-квартира НБИ в Оттаве располагала довольно сильным аппаратом (54 человека), который не только обеспечивал подготовку материалов о положении индейцев и позиции их организаций, но и осуществлял связь с федеральным министерством по делам индейцев, с правительствами провинций, а также с международными организациями. Руководство организации предпочитало мирные, ненасильственные действия и в целом отличалось реформистским характером.
С 1980 г. НБИ начало утрачивать руководящую роль, передавая часть власти в руки крепнущих региональных организаций и местных общин. Братство все больше превращалось в лоббистскую организацию, действующую от имени других аборигенных организаций и общин. В 1981 —1982 гг. НБИ направило усилия на расширение и закрепление прав коренного населения в новой канадской конституции. Как известно, большого успеха в этом общенациональная организация не добилась, но зато ее позиция по конституционному вопросу вызвала большие разногласия в индейской среде.
Однако самым уязвимым местом НБИ была полная финансовая зависимость от правительства, которое обеспечивало около 98 % всех средств организации. Это лишало НБИ необходимой самостоятельности. В ходе кампании за пересмотр канадской конституции правительство ограничило свои субсидии НБИ, и его лоббистская деятельность обернулась долгом в 700 тыс. долл. Организация была вынуждена на 40 % сократить свой штат и отказаться от ряда намеченных программ.
Другое слабое звено НБИ было в том, что организации не удалось обеспечить прочные связи и необходимый авторитет среди индейских общин. Согласно конституции НБИ, только одна индейская ассоциация от каждой провинции или территории могла направить представителей в общенациональную организацию. В результате многие из вождей не были членами НБИ. В провинции Квебек, например, только 3 из 35 индейских общин являлись членами НБИ. В Британской Колумбии провинциальная организация, избиравшая или назначавшая представителей в НБИ, объединяла всего 1/3 коренных жителей провинции.
Ряд входивших в НБИ организаций были не согласны с ее позицией по некоторым вопросам. Ассоциация индейцев Альберты, например, объявила о своем полном несогласии с действиями НБИ в отношении предлагаемых правительством конституционных поправок по вопросу о договорных и аборигенных правах.
Решение о реорганизации НБИ было выработано в декабре 1980 г., когда вожди всех индейских общин собрались в Оттаве на Ассамблею первых наций. Это решение было поддержано и руководством НБИ. Ее тогдашний президент Ден Рили, однако, предупредил вождей, что попытки осуществить реформу не должны вести к разногласиям. «Один из самых важных принципов, за который мы должны бороться,— это единство,— сказал он в приветствии участникам очередной ежегодной ассамблеи, состоявшейся в мае 1981 г. в Квебеке.— Сейчас наступил важнейший момент в нашем политическом развитии как индейских наций. То, что будет здесь предпринято, продемонстрирует Канаде и международному сообществу нашу способность признать собственные слабости и двигаться конструктивно к достижению нами полной автономии в качестве индейских наций» 13
На ассамблее в Квебеке были высказаны два существенных положения относительно принципов индейского самоуправления. Это принцип представительства не от провинциальных организаций, а от местных общин, а также принятие всех решений не большинством голосов, а путем консенсуса, что больше соответствовало индейским политическим традициям. Однако реализация этих принципов оказалась непростым делом. На ассамблее присутствовало всего 177 из 573 вождей индейских общин, и некоторые ее участники считали, что такое собрание неправомочно решать за всех коренных жителей. Но даже присутствовавшие вожди разошлись во мнении относительно того, какая новая структура индейского управления должна быть создана вместо существующего НБИ. Некоторые представители из Онтарио опасались, что упразднение НБИ, может привести к упразднению министерства по делам индейцев, системы резерваций и финансирования властями части осуществляемых в общинах программ. Они считали, что их общины еще не были готовы взять на себя весь контроль за собственными делами. Представители западных провинций были настроены более решительно в отношении создания новой общенациональной структуры индейского движения, в центре которой были бы вожди общин. Достигнутое соглашение содержало поручение совету вождей и совету старейшин вместе с исполкомом НБИ выработать приемлемые для всех предложения по индейскому самоуправлению. Окончательное решение о роспуске НБИ и создании Ассамблеи первых наций (АПН) было объявлено на следующей встрече в апреле 1982 г. в Пентиктоне (Британская Колумбия).
По своей структуре ассамблея представляет собой своеобразный общеиндейский парламент, объединяющий вождей всех официально зарегистрированных индейских общин. АПН состоит из Совета первых наций и Совета старейшин.
Новая общенациональная организация индейцев носит более массовый и демократический характер, ибо в ней представлены все индейские общины без посредничества провинциальных организаций. Это стало возможным благодаря укреплению позиций общинных вождей. Более радикальный характер носит и программа организации, выступающей за признание индейских ценностей общественной жизни, за гармонию в отношениях с окружающей средой. АПН также отвергает уродливые проявления западной цивилизации: технократизм, милитаризм, погоню за прибылью и материальными благами. Для достижения своей цели — полного контроля индейцев над своей сегодняшней жизнью и будущим развитием — ее руководители считают возможным использовать любые действия вплоть до открытого сопротивления с применением силы.
Наиболее полное воплощение эта платформа получила в деятельности созданной в конце 60-х годов в США организации Движение американских индейцев. В 1973 г. национальная ассоциация ДАИ была образована в Канаде. Ее основу составили молодые индейцы, главным образом горожане. Не имея официальной структуры и членства, ДАИ в Канаде получило довольно широкую поддержку в массах и организовало ряд решительных акций, в том числе общеканадский поход индейцев в 1978 г., который вынудил правительство сесть за стол переговоров по вопросу об обеспечении прав коренных жителей.