Начало политической борьбы
До начала 60-х годов проявления политической деятельности канадских индейцев носили чрезвычайно слабый, эпизодический характер на всех уровнях: местном, провинциально-региональном и общенациональном.
Несмотря на то что Индейским актом 1951 г. федеральное правительство Канады предоставило коренным жителям страны некоторые возможности местного самоуправления через так называемые советы общин, однако всеми делами в индейских резервациях и поселениях управляли специальные служащие федерального правительства — «индейские агенты». Общинные советы не имели для этого ни средств, ни штатов, ни организационной структуры. Изолированные друг от друга и от остального общества, индейские общины не были вовлечены в политическую жизнь окружающего их мира, у них отсутствовала собственная политическая структура в виде общеканадских партий или организаций, которые могли бы эффективно выражать и отстаивать интересы коренного населения. Вплоть до 1960 г. индейцы были ограничены в правах на участие в федеральных выборах, и только в 1969 г. последняя канадская провинция сняла запреты на участие индейцев и в провинциальных выборах.
В 60—70-е годы произошел коренной перелом в политическом сознании и деятельности канадских индейцев, который сопровождался, как мы уже знаем, серьезными изменениями в социально-экономических и культурных условиях их существования, а также в политике правящих кругов по отношению к коренным жителям.
Следует отметить, что коренные жители Канады имеют довольно давнюю традицию политической организации. Еще в XIX в. предпринимались попытки создать региональные и национальные объединения индейцев с целью борьбы против зависимого положения, обнищания, притеснений со стороны властей. Лидерами в этом деле выступили индейцы Британской Колумбии, уровень социально-экономического развития которых и степень вовлеченности в рыночную капиталистическую экономику были выше в сравнении с другими группами аборигенов. В 1887 г. народ нишга создал специальный земельный комитет для отстаивания своих прав на исконные территории. В 1906 г. индейцы скуомиш направили делегацию в Англию для изложения содержания своих земельных исков. Наконец, в 1915 г. для поддержки аборигенных прав на землю была создана провинциальная коалиция Объединенные индейские племена Британской Колумбии.
Ядро этой организации составляли представители общин индейцев хайда и цимшиан. Круг ее деятельности был ограничен, не выходил за рамки отстаивания интересов локальных общин по какому-либо вопросу, тем более что принятый в 1927 г. федеральный закон запретил индейским организациям собирать и использовать какие-либо средства для борьбы за собственные права.
В 1931 г. коалиция оформилась в Братство аборигенов Британской Колумбии. В 1942 г. с ним слилась созданная в 1936 г. Ассоциация рыбаков — аборигенов тихоокеанского побережья, в которой ведущие позиции занимали индейцы квакиутль. В Братство входили главным образом коренные жители протестантского вероисповедания. Они мало контактировали и сотрудничали с представителями конкурирующей католической организации — Братством индейцев Северной Америки, которая имела свое отделение и в провинции Британская Колумбия. Федеральное и провинциальное правительства, используя тактику «разделяй и властвуй», фактически блокировали деятельность индейских организаций, и те не смогли добиться ощутимых успехов.
Обе организации позднее вступили в контакт с объединениями индейцев центральных и восточных провинций и достигли соглашения о создании новой общенациональной организации — Братство канадских индейцев. Эта организация не носила религиозного характера и состояла целиком из так называемых нестатусных индейцев. В 1946 г. Братство пыталось создать коалицию с организациями статусных индейцев в провинциях, но это не удалось из-за противодействия властей, прежде всего правительства провинции Саскачеван. Последующие попытки были более успешными, но в целом по стране продолжали существовать раздельно организации нестатусных и статусных индейцев, а также метисов. Метисы в 30-е годы создали собственные ассоциации в провинциях Альберта и Саскачеван.
Индейцы других регионов начали активную политическую деятельность позднее. В 1944 г. в Саскачеване была создана Ассоциация индейцев Саскачевана, которая в 1946 г. дала начало Союзу индейцев Саскачевана. Возникшая как оппозиция Союзу другая организация коренных жителей спустя 10 лет слилась с ним, и была образована Федерация индейцев Саскачевана, действующая по сегодняшний день.
В 1939 г. после ряда организационных изменений была создана Индейская ассоциация Альберты, которая остается ведущей провинциальной организацией до сих пор. В Манитобе индейское Братство появилось в 1946 г.
В центральных провинциях индейские организации не были столь активны и многочисленны до последнего времени, хотя и у них есть своя история. Еще в 1840 г. миссионеры помогли оджибве в Онтарио образовать Общий совет индейцев наций оджибве, который в 1946 г. был переименован в Общий совет индейских вождей, а в 1982 г.— в Общий совет Онтарио. Просуществовав до 1983 г., совет положил начало ныне действующему Союзу индейцев Онтарио. Нужно отметить, что тон в индейских организациях этой провинции всегда задавали многочисленные и сплоченные ирокезские общины, особенно общины резерваций «шести наций». Членами этих организаций могли быть главным образом статусные индейцы.
Всего к началу 70-х годов в стране возникло и существовало более 100 индейских организаций, в том числе 15 общенациональных, причем основная масса организаций (74) возникла в 60-х — начале 70-х годов. Многие из них довольно быстро распались.