Религия и религиозные обряды
Мапуче были глубоко религиозным народом; религиозное чувство пронизывало все их действия. Любое происшествие, атмосферное явление, богатый или скудный урожай, исход войны, болезнь находили объяснение во вмешательстве добрых или злых духов. Однако у мапуче отсутствовала идея божества в завершенном виде, равно как абстрактное представление о нем. В том числе и по этой причине у них не было ни храмов, ни алтарей, ни идолов, ни тем более религиозной догмы.
Не обладая, естественно, как и все первобытные народы, научными знаниями для объяснения явлений природы, индейцы приписывали их происхождение вмешательству сверхъестественных существ, населяющих нематериальный мир, и считали, что человек не может противостоять их воле. Принося духам дары во время магических церемоний и ритуалов, мапуче хотел заслужить их расположение; он просил их исполнить его желания и защитить от бед.
Мапуче верили во многие божества и совершали культовые обряды лишь по отношению к каждому из них отдельно. Поэтому можно сказать, что их религия в своей основе приближалась к монотеистической.
Теогония мапуче заслуживает рассмотрения не только как религия, но и как более широкое общественно-историческое явление. Она во многом послужила основой для активной, могучей и динамичной культуры, проявившей необычайную жизнестойкость и сохранившей свою самобытность вплоть до настоящего времени.
Теогония мапуче включает в себя огромное количество божеств, символизирующих почти все явления природы. Мы обрисуем их лишь в самых общих чертах — для подробного перечисления потребовалось бы, может быть, и не одна книга.
Мапуче верили, что человек состоит из двух частей: души и тела. Эти части временно объединились для совместного существования; после смерти человека они расстаются друг с другом. Одна из этих частей материальна, другая идеальна. Одна видима, другая — нет. Тело смертно и разлагается, душа бессмертна и воссоединяется с вечностью. Душа невидима, но именно от нее зависит счастье или горе и каждого человека, и сообщества к целом.
Жертвоприношения мапуче совершали на открытом воздухе во время торжественных молебнов. Это соответствует гордому нраву этого народа, неукротимой любви мапуче к свободе. Культовые обряды совершали главным образом калку, нгепины и мачи — своего рода жрецы, прорицатели. Они были для индейца посредниками в его общении с божеством, сохраняли культ неизменным, передавали его традиции из поколения в поколение.
Религия мапуче не является прозелитистской, ее должны исповедовать только представители этого народа. Мапуче не стремились к ее распространению, напротив, стремились к ее внутренней устойчивости, и в этом еще одна причина сплоченности этого народа. Разглашать тайну богослужения представителям других племен было строго запрещено, и виновному угрожало суровое наказание.
Религия мапуче — это глубокое социальное явление, ее основа в том, что человек должен чувствовать себя связанным с коллективом, с его определенным духовным началом. Отсюда — существование богов, которые заботятся о сообществе, покровительствуют ему и следят за соответствующим поведением его членов. Общественное сознание мапуче проявлялось в строгом единстве верований всего народа.
Религия мапуче была прежде всего выражением материальной связи человека с окружающей природной средой. Индеец должен был неукоснительно блюсти ее, чтобы заслужить благосклонность и покровительство божества.
Индеец, как мы уже отмечали, ни в коей мере не находится в противоборстве с природой, он является частью ее самой. Поэтому его жизнь зависит от видимых и скрытых сил природы, которые угрожают или покровительствуют ему. Религия мапуче по своей сути была натуралистической, анимистической. Они верили в повторное воплощение душ, полагая, что по прошествии нескольких поколений после смерти человека душа вновь возвращается на землю. Поэтому некоторые божества мапуче имели человеческий облик, и к ним обращались за насущной помощью и искали покровительства во время путешествий, войн, болезней и т. д. Наравне существовали божества рек, вулканов, болот и т. д., к которым возносили молитвы те, кто оказывался в этих местах. Индейцы обычно носили с собой амулеты, чтобы духи данной местности не причинили им вреда.
Одни явления природы пугали индейца, в других он, напротив, видел источник необычайной силы. Его религия не была проявлением одной лишь слабости, в ней чувствовались воодушевление, решимость и отвага. Все эти душевные качества укреплялись во время проведения ритуальных обрядов. При всей зависимости индейца от природы его духовная жизнь была, как мы только что отметили, невозможна вне группы, и в этом, видимо, решающая сила противостояния силам природной стихии, она начиналась задолго до его рождения и не прерывалась с его смертью. Мапуче был неразрывно связан с духами предков, которые наблюдали за живущими и в зависимости от их поведения награждали или карали их. Религия мапуче есть выражение основополагающих связей между членами группы и в свою очередь между группой и ее богами. Не существовало ритуалов, обычаев или традиционных видов работ, не имевших религиозно-мистического значения для реуэ. Невидимый мир всегда принимал видимую форму символа, на этом зиждется смысл ритуальных церемоний, во время которых мапуче молили богов о милости к сообществу.
В основе религии мапуче — поклонение солнцу и луне. Мужское начало отождествляется с солнцем, женское — с луной. Поэтому индейцы всегда обращали свои молитвы на восток — туда, откуда появляются солнце и луна. Луна считалась супругой солнца и божеством женщин, а также символом плодородия.
Мифология мапуче сложна и обширна. Она повествует — это особая тема — о проявлениях человеческих страстей с поразительным знанием психологии и удивительной силой воображения.
Верховным божеством мапуче считался уже упомянутый нами выше создатель всего сущего Нгенечен — владыка людей. Ему подчинялись другие божества: Эпунамун — бог войны, Маулен — бог добра, Уэкуфе — бог зла. Затем шел Пильян — божество, имевшее множество воплощений, своего рода хранитель душ знаменитых токи: и великих ульменов. Он мог вызвать землетрясение, извержение вулкана, дождь, засуху, наводнение и т. д. И наконец, низшими божествами были духи явлений природы: Марэпуанту — дух солнца, Нгенко — дух воды, Нгенлафкен — дух озер, Нгенуэну — дух облаков, Кайкавилу — дух-чудовище, живущее в глубинах и вызывающее ливни и наводнения, Трен-трен — гигантская змея, желающая добра людям. (Именно она дала мапуче совет начать борьбу против испанских конкистадоров.)
Маулен также считался духом ветров и вихрей. Че- руве, падающую звезду, мапуче считали душой умершего, возвращающейся на землю. Существовали чудовища: Нгуривилу — лиса с хвостом змеи; Уальипэн — нечто вроде амфибии, некое фантастическое кривоногое существо; Пигучен — пернатый змей; Трэльке, или Чеукэуэкуфег жил в реках и озерах и своими когтями душил купающихся; Сомпалуэ — злой демон, черный карлик — тоже жил в озере и вызывал бури; Кэтронамун — «утиная нога», имел только одну ногу и передвигался прыжками, его появление предвещало несчастье; Пакаруэ представлял собой огромную жабу, которая охраняла источники от высыхания; Нульнуль, «хозяин моря», имел обличье гигантской жабы, вызывавшей на море штормы; Аремко — чудовище в обличье болотной жабы, которая хватала людей и животных, оказавшихся в ее владениях.
Нгенечен был известен также под именем Нгенмапу — «владыка земли», а в более широком смысле «владыка мира». Во время нгильятуна к нему обращались как к высшей силе, воплощенной в повелителе Чао и повелительнице Куче. Нгенечен воплощал в себе идеи двуполости, старости и молодости, но прежде всего силы. Он считался всемогущим. Нгенечена отождествляли с солнцем, а его жену Антумальген — с луной. К Антумальген обращались с молитвами о хорошем урожае, что, кстати, свидетельствует об «аграрном» происхождении религиозных представлений мапуче.
Цветом Нгенечена был желтый цвет солнца, черный был цветом Антумальген; голубой был цветом неба, Кальфууэну. Поэтому во время нгильятунов ставили желтый знак, символизировавший просьбу о благополучии племени, и черный, который был символом ночи и означал обращение к луне, царившей в темноте и дававшей земле плодородие с помощью небесных вод.
Веря в бессмертие души, мапуче считали, что душа сохраняет человеческие потребности. По их мнению, мертвым в потустороннем мире требовались еда, одежда, оружие. Души отправлялись на запад, в Гульчеуман, где было два пространства: одно для грешников; другое — на Млечном Пути — для воинов, великих ораторов, ульменов, знаменитых токи.
Индеец верил, что его жизнь продолжается и после смерти и что она во всем похожа на его земную жизнь. В этом — одна из причин столь глубокого почитания предков. Им воздавали особые почести и приносили дары, чтобы они были всегда благополучны. В каждой семье почитали только своих предков, поскольку было маловероятным, что чужие духи окажут помощь и поддержку. На первом месте находился дух отца, который и после смерти продолжал оставаться защитником семьи.
Могилы предков были священным местом совершения ритуальных обрядов. Посредниками между людьми и духами были прорицатели, маги. Считалось, что они обладают даром узнавать намерения духов и могут влиять на них, чтобы те вызвали дождь, помогли избежать эпидемии, да и проще: найти потерянный предмет или указать виновного в каком-либо проступке. Во время празднеств первый кувшин чичи выливали на землю в качестве приношения душам умерших родственников. Время от времени на могилах предков в знак поминовения приносили в жертву животных и оставляли еду, чтобы умершие ни в чем не испытывали недостатка.
Мапуче считали, что дух умершего, расставшись с телом, бродит примерно около года по тем местам, где бывал при жизни, и незримо присутствует на трапезах, играх, работах и т. д., отмечая при этом ошибки и оплошности, которые допускали их участники. В этом варианте душу именовали Ам. По прошествии года, когда печаль по умершему была уже не так сильна, Ам удаляется от людей и направляется в места обитания духов, получая имя Пульи.
Племена прибрежной зоны считали, что места обитания духов находятся за морями, а по поверьям племен, обитавших в глубине страны, эти места — за горами. Существовал дух совершенно особого рода, Алуэ, который появлялся в теле умершего и принимал вид призрака человека или животного. Его можно было увидеть, но до него нельзя было дотронуться. Он являлся родственникам умершего, когда те забывали свои обязанности перед покойным, сообщая о своем появлении свистом, вспышками огня в очаге, воем собак, стуком захлопывающихся дверей. Мапуче верили в существование духов не только животных, но и вещей — барабана, копья, кувшина, — которые проходили в своих превращениях тот же путь, что и духи людей.
Пульи великого вождя или знаменитого токи превращался в Пильяна и в этом качестве становился прародителем племени. Это был не бог и не демон, а высший дух. У каждого племени был свой Пильян, и, если племя забывало совершать все строго необходимые ритуальные обряды, оно навлекало на себя его гнев. И наоборот, если он благоволил к племени, это сулило хорошие урожаи, победу в войне, защиту от злых духов и от других напастей. Каждый Пильян имел войско из духов умерших воинов, и они сражались с теми, кто был их врагами при жизни. Люди узнавали об этих сражениях по блеску молнии и раскатам грома. В этих случаях мапуче старались громкими криками воодушевить сражавшихся на небесах предков.
Злые духи назывались собирательным именем Уэкуфе — как и их верховный дух, они принимали обличье разных существ, но чаще всего летучих мышей. Уэкуфе насылали болезни, пили кровь людей, пока те спали; они были причиной неурожаев, падежа скота, пожаров и т. д. Злые духи поражали людей такими маленькими стрелами, что те ничего не чувствовали, и только мачи могли извлечь их с помощью своего магического искусства. Коло-коло представлял собой нечто вроде василиска в обличье ящерицы, сосавшей слюну спящих людей, после чего те начинали слабеть и сохнуть. Трауко насылал на всю семью смертельный недуг и насиловал девушек, которые ходили в лес в одиночку; после этого рождались на свет уроды.
Мапуче верили, что есть травы, которые могут помочь в любви, излечить от бесплодия, причинить зло врагам. Если эти травы засыхали, то это сулило беду. Поклонение травам доходило до фитолатрии. Мифы рассказывают о божествах и духах лесных деревьев и других растений. Они населяли леса и горы, и путешественники должны были приносить им дары, чтобы заручиться их покровительством и не сбиться с пути. Очень многие предметы служили талисманом. Звериный коготь, прикрепленный к лассо, делал бросок безошибочным. Зуб или коготь, подвешенный к ожерелью, делали его более ценным, а также были знаками отличия.
Коричному дереву — бойгэ — индейцы поклонялись с незапамятных времен, и сейчас просто невозможно проследить корни этого культа; пожалуй, именно он в мифическом мире мапуче всегда находился на первом месте. Мапуче верили, что в бойгэ обитают духи леса, и в шелесте листьев им слышался голос этих духов. Считалось, что, если причинить вред этому дереву, остальные растения вступят в сговор и все как один не будут плодоносить. Во всех ритуалах, колдовстве и обрядах обязательно использовалось коричное дерево. Нгильятун был невозможен без коричного дерева. Когда мапуче строил хижину, он закреплял на крыше кусок его древесины как знак покровительства предков. Для первого огня в очаге использовались коричные дрова, а пепел затем развеивали по ветру, чтобы получить хороший урожай. Кладбища устраивались на лесных прогалинах в лесу бойгэ. Тайные собрания проводились в его лесных зарослях, где под покровительством духов бойгэ зажигались ритуальные огни. У подножия коричного дерева приносили в жертву лам, их кровью обрызгивали ствол и ветви бойгэ. Обязательной частью «мачитуна», обряда исцеления, было окуривание листьями коричного дерева, чтобы изгнать злых духов. Экстракты и вытяжки из коричного дерева входили в состав многих знахарских средств.
Высшим выражением религиозных чувств мапуче был нгильятун — ритуальная церемония, во время которой возносились молитвы верховному божеству. К нему обращались с просьбами о дожде, о прекращении эпидемии, о предотвращении засухи, о хорошем урожае и т. д. Чтобы умилостивить богов и духов, приносили в жертву животных.
Эта торжественная церемония проводилась по инициативе самого старого касика. Считалось, что именно старики являются связующим звеном между живыми и мертвыми, потому что они ближе к усопшим и их душа свободнее, слова убедительнее, чем слова других людей. Организацию Нгильятуна поручали Нгеупину, своего рода официальному распорядителю этой церемонии; ему назначали помощников, обязанных выполнить все его распоряжения. Игеупин выбирал Пильянлеуфу — место для проведения церемонии, где все загодя приводилось в надлежащий порядок. За день до проведения церемонии вкапывали в землю большую ветку коричного дерева и меньшую — ветку барбариса, концы которых прикреплялись к столбу, стоявшему в центре и символизировавшему реуэ. Возле этого столба приносились в жертву ламы и гуанако и расставлялись кувшипы с чичей и другими напитками. На некотором расстоянии от него устанавливали «льянги-льянги» — подобие алтаря, на который выливали кровь жертвенных животных. Слова молитвы произносили касики и старейшие люди реуэ, просившие богов о милости. В это время одни собирали кровь жертвенных животных и приносили в дар богам, другие ветками лавра, «гуайана», разбрызгивали чичу вверх, к солнцу. Присутствующие издавали громкие ликующие крики, играли на трутруках, танцевали, пили чичу.
Нгеупин призывал Пильяна произнося слова молитвы, танцевал. Другие участники церемонии присоединялись к танцу, образуя широкий круг. Наконец Нгеупин падал в экстазе; это означало, что в его тело проник Пильян. Посредник сообщал Пильяну желания касика. Потом Нгеупин приходил в себя, это означало уход Пильяна и окончание церемонии. После этого начиналось празднество, которое иногда длилось два-три дня и сопровождалось пирами, музыкой и танцами.
Надо отметить, что нгильятуны проводятся и в наши дни, но теперь они все больше приобретают характер общественно-политических форумов, на которых индейцы выражают решимость бороться за социальное и национальное освобождение.
Индейцы прибрежной зоны считали, что души умерших уплывают по морю на запад, далеко за горизонт. Уплывали они на спине чудовища — рогатого кита Камауэто. Пульи касиков плавали по морю на освещенном огнями фантастическом судне «Калеуче», на котором звучала музыка. Появление этого судна вызывало сильные штормы, и встречные суда могли потерпеть крушение. Чтобы умилостивить души умерших касиков, мапуче сжигали на берегу большие шары из водорослей.
Чилийские индейцы не совершали человеческих жертвоприношений, но в экстремальных ситуациях мапуче прибегали к ним как к последнему средству, чтобы предотвратить грозящую катастрофу или страшное несчастье, успокоить иначе не укрощаемую ярость разгневанных Духов.