Рост либерализма
Почти триста лет Мексика оставалась феодальной и католической страной, где земельная аристократия господствовала над крестьянским населением и где культура могла развиваться лишь в узких рамках, отведенных ей духовенством. Испанское правительство стремилось предотвратить всякое заражение мексиканского общества чужеземными идеями. Иммиграция иностранцев была запрещена. Еретики, осмелившиеся нарушить это запрещение, передавались в распоряжение инквизиции. Литература подвергалась цензуре. Мексика жила в почти столь же полной изоляции, как и до путешествия Колумба.
Но тем временем в других частях мира формировались новые идеи, а войны и революции порождали новые формы общества. Из идей Возрождения, из подъема протестантизма и религиозных войн, из того роста торговли, промышленности и финансов, который был отчасти вызван серебром Сакатекаса и Гуанахуато, развилась новая вера, лозунгами которой были — свобода и равенство, разум и права человека. Над людьми, заявляли философы либерализма, не должна больше господствовать троица из короля, священника и аристократа-помещика. Правительство должно основываться на согласии управляемых. Религия должна стать частным делом. Общество, не разделенное более на сословия, должно дать личности возможность подняться до той высоты, до какой вознесут ее собственные таланты.
Какое влияние оказали эти новые идеи на Мексику? Их атмосфера, их возвышенный и благородный характер производили опьяняющее действие. Креольские и метисские интеллигенты, читавшие полученные контрабандным путем изложения Вольтера и декларации Джефферсона, мечтали о свержении испанской тирании и о создании свободной республики, основанной на справедливости и равенстве: гачупинов нужно изтнать, инквизицию и цензуру печати отменить, образование освободить от контроля духовенства. Все отрицательные задачи были ясны. Но положительные следствия либеральной философии были не столь очевидны. В Мексике едва ли имелись самостоятельные предприниматели. Коммерческая деятельность, поскольку она существовала, была монополизирована гачупинами. В феодальной Мексике было в основном два класса: владельцы рудников и асиенд, высшие чиновники и духовенство, с одной стороны, и индейские крестьяне — с другой. Сильной и честолюбивой буржуазии, вроде той, которая свергла Стюартов и Бурбонов, не было. Роль среднего класса приняли на себя ранчерос, приходские священники, мелкие чиновники и адвокаты. Эти группы обладали энергией и честолюбием. Они постепенно прониклись либеральными идеями и в XIX в. повели мексиканскую нацию к независимости, к республике и к свержению католической церкви. Но воспринятая ими идеология была иностранной. Свобода рынка не имела никакого значения для индейских масс с их общинными традициями и привычками, созданными веками угнетения. Она имела мало значения даже для командовавших революционными армиями метисов, честолюбиво стремившихся к завоеванию политической власти и военного престижа. Попытки мексиканских якобинцев создать нацию мелких собственников не принесли освобождения индейцам. Единственным результатом этих попыток было то, что они создали возможность отнять у индейцев те земли, которые им еще принадлежали. Победа либерализма в Мексике создала такую общественную структуру, которая не дала преимущества самим мексиканцам и от которой в конце концов получила выгоду буржуазия других стран. Только в XX в. мексиканские интеллигенты начнут думать по-мексикански и приводить свои идеалы в соответствие с нуждами своего народа[1].
Впервые попытался применить в Мексике новые идеи, как это ни парадоксально, король. Вторая половина XVIII в. была эпохой просвещенного абсолютизма. Карл III, третий из испанских Бурбонов, царствовавший с 1759 по 1788 г., был увлечен теориями физиократов и антиклерикализмом французских философов. В начале его царствования в Мексику в качестве виситадора был послан Хосе де Гальвес. Произведенное им длительное и тщательное расследование открыло бесчисленные злоупотребления, укоренившиеся за два столетия административного упадка. Впоследствии Гальвес стал министром по делам Индий с полномочиями проводить реформы, какие он сочтет желательными. Система коррехидоров и старших алькальдов была уничтожена. Они были заменены двенадцатью «интендантами», которые отбирались более тщательно и были более честными и деятельными. Торговые правила были смягчены. Мексике было разрешено торговать со всеми испанскими портами, тарифы были почти отменены, а ежегодный флот более не посылался. Монополия богатых гачупинов, скупавших товары, привозившиеся флотом, была сломлена, и менее крупные торговцы также получили возможность торговать с Испанией. В результате последовал быстрый рост внешней торговли Мексики и королевских доходов, а также улучшение всего экономического положения страны. Стали поощряться науки и искусства, были организованы новые культурные учреждения, а именно школа горного дела и академия Сан-Карлос.
Царствование Карла III было также периодом территориальной экспансии, вызванной не внутренними нуждами, а внешней опасностью. Чтобы отразить французскую угрозу в Луизиане, монахи еще в 1716 г. вступили в Техас и основали там миссии, которые должны были распространить испанское влияние среди индейцев. В 1763 г. французы были вытеснены из Северной Америки, и на сорок лет, пока Франция вновь не заняла ее, а затем не продала Соединенным Штатам, Луизиана стала испанской, На тихоокеанском побережье для защиты против русских Гальвес организовал самое смелое из испанских колониальных предприятий после XVI в. Группа монахов под руководством Хуниперо Серры вступила в Верхнюю Калифорнию, а в 1776 г. Анса с партией колонистов совершил тысячемильный путь из Соноры, через пустыни Аризоны и территории диких апачей до бухты Сан-Франциско. В Калифорнии появились колонисты — креольские аристократы, имевшие огромные стада.
Между тем становилось очевидно, что Испанской империи грозит непосредственная опасность распада. Если когда-нибудь креолы захотят восстать, они, вероятно, найдут помощь у Великобритании и у новой республики Соединенных Штатов в обмен на торговые привилегии и территориальные уступки. Вопрос о независимости испанской Америки уже обсуждался на тайных совещаниях в Лондоне и вскоре после этого возбудил интерес в Нью-Йорке. Пример Кортеса будет в 1798 г. волновать честолюбивый дух Александра Гамильтона, а в 1807 г. соответствующий проект трезво, с фактами и цифрами, будет разрабатываться будущим герцогом Веллингтоном.
Реформы Карла III встревожили умы и дали толчок мысли. Это само по себе было опасно для деспотической империи. После того как Карл III ускорил ее развитие, Мексике предстояло вынести дурное управление одного из худших испанских администраторов. Карл IV был мягок, несообразителен и во всем подчинялся своей жече, которая в свою очередь во всем подчинялась Мануэлю де Годой, молодому человеку, чье единственное средство завоевания власти заключалось в красивом лице. Годой и его подручные получили возможность управлять Испанской империей и грабить ее. Экономические реформы Карла III были постепенно оставлены, и после увольнения Ревильи Хихедо в 1794 г. мексиканские вице-короли стали такими же продажными и такими же несведущими в делах, как худшие их предшественники.
Тем «временем началась французская революция. В 1793 г. король был гильотинирован, и лозунгами новой республики стали свобода, равенство и братство. Несмотря на все усилия инквизиции и вице-королей, французские идеи начали проникать в Мексику. Французы, оказавшиеся благодаря приобретению испанцами Луизианы испанскими гражданами, сделались якобинскими агентами. В Мексике из рук в руки передавались часы, ящички и серебряные монеты с выгравированным на них изображением женщины со знаменем в руках и надписью «Libertad Americana»[2]. Однажды утром в 1794 г. на стенах общественных зданий Мехико были найдены плакаты с восхвалениями якобинского правительства. Креолы стали понимать, что в мире существует какая-то новая сила, которая несет тиранам смерть. В Мексике медленно зарождалась новая жизнь. Начались заговоры, сами по себе бесплодные, но предвещающие грозные взрывы в будущем. В 1798 г. мелкий чиновник Хуан Герреро составил заговор с целью добиться власти путем государственного переворота. На следующий год возник план вооружить массы города Мехико тесаками «мачетес». Испанское правительство арестовало заговорщиков, но казнить их побоялось, чтобы не восстановить против себя креольское население. Они были заключены в тюрьмы или высланы. Революционный дух охватил и индейцев. В Халиско тласкаланский племенной вождь задумал взорвать дворец вице-королей и храм святой девы в Гвадалупе и восстановить державу ацтеков. Было арестовано 86 чел., обвинявшихся в участии в заговоре.
По стране циркулировала революционная литература, хотя тем, кто ее читал, постоянно грозила опасность доноса в инквизицию. Среди молодых адвокатов и студентов распространялись новые идеи. Философия Декарта и Локка впервые через 100 с лишним лет после своего возникновения стала вытеснять схоластику в университете Мехико. В Мериде коллекция конфискованных книг, принадлежавшая инквизитору, оказалась после его смерти в библиотеке коллежа. В 1805 г. появилась первая ежедневная газета «Эль диарио де Мехико» под редакцией Карлоса Мария де Бустаманте. Ограничиваемая цензурой, газета избегала политических дискуссий, но ее сотрудники были сторонниками независимости и посвятили себя созданию туземной мексиканской литературы. Отказавшись от искусственного подражания испанским образцам, они впервые начали употреблять мексиканские выражения и описывать сцены из мексиканской жизни. Через несколько лет Фернандес де Лисарди, более известный под псевдонимом «Мексиканский мыслитель», написал первый и один из величайших мексиканских романов «El Periquillo Sarmiento». Другим духовным предтечей независимости был высланный в Испанию монах Сервандо де Тереса-и-Мьер. Страстному, высокомерному и не знающему компромиссов, злейшему врагу деспотизма и суеверия, Сервандо предстояло пережить тридцать лет беспрерывных приключений и несчастий и, бежав из разных тюрем, пробраться в возрасте 70 лет на родину, чтобы сыграть руководящую роль в создании Мексиканской республики.
В то время как Мексика поддавалась влиянию новых идей, финансовые требования испанского правительства все росли. Французская революция, за которой последовала наполеоновская империя, повергла всю Европу в состояние войны. Годой сначала сражался с французами, а потом сделался их союзником и согласился субсидировать их. Необходимые для этого средства должны были доставляться колониями, и от богатых мексиканцев потребовали займов. В 1804 г. были захвачены церковные средства, и церковь была вынуждена потребовать платежа по многим своим закладам. Но честолюбие Наполеона и невежество Годоя приносили Испании все новые несчастья, завершившиеся событием, от которого Испанская империя так никогда и не оправилась. В 1808 г. Мексика узнала, что Карл IV отрекся от престола и что он и его сын, Фердинанд VII, завлечены во Францию их союзником-императором и исчезли во французских тюрьмах. Монархии, которой Мексика повиновалась почти триста лет, более не существовало. В Мадриде царствовал Жозеф Бонапарт. Большая часть Испании была занята французскими войсками, а независимость ее была представлена лишь народной
хунтой, сохранявшей непрочную власть в Севилье, и другой хунтой в Овиедо. Эта катастрофа, возбудившая открытую вражду между креолами и гачупинами во всей Испанской Америке, положила начало распаду империи. Колонии единогласно отказались признать Жозефа Бонапарта и присягнули королю Фердинанду. Но раз Фердинанд и все его родственники сидели в тюрьме, то в качестве его доверенното должен был действовать какой-то другой орган. Креолы считали, что теперь суверенитет перешел к народу и что колонии должны избрать свои хунты. Гачупины, боясь всего, что могло содействовать независимости колоний, утверждали, что королевская власть принадлежит испанским хунтам, несмотря на то, что в этих хунтах господствовали либералы. Началась своеобразная борьба, в которой реакционеры-гачупины поддерживали требования испанских либеральных хунт, а либералы-креолы клялись в верности реакционному королю. Каждая сторона обвиняла другую в якобинстве. Гачупины заявляли, что креолы действуют по приказу французских агентов, а креолы отвечали, что гачупины намерены признать бонапартистский режим в Испании.
Вице-королем Новой Испании был ставленник Годоя Итурригарай, наживший состояние путем продажи должностей. Он знал, что испанская хунта, если будет признана ее власть, лишит его звания вице-короля, и стал поддерживать креолов. Он надеялся, завоевав среди них популярность, удержаться в должности по крайней мере до реставрации Фердинанда VII, а может быть даже стать первым королем независимой Мексики. В августе он созвал объединенное собрание аудиенсии и аюнтамиенто Мехико. Аюнтамиенто потребовало избрания креольской хунты. Аудиенсия, представлявшая власть гачупинов, настаивала на повиновении Севилье, а руководители церкви осуждали разговоры о народном суверенитете как ересь. Когда и из Севильи и из Овиедо в Мексику приехали делегаты, претендовавшие на трои Новой Испании, Итурригарай нашел предлог отказать им обоим в признании. В сентябре он открыто встал на сторону креолов и начал разрабатывать план избрания конгресса. Но Итурригарай действовал неуверенно, ошибаясь, а гачупины решительно встали на защиту своих привилегий. Богатый гачупин Ермо, владелец сахарных плантаций в Куэрнаваке, устроил государственный переворот. В полночь 15 сентября триста «добровольцев» Фердинанда VII ворвались во дворец и схватили спящего Итурригарая. На следующий день, рано утром, пока креолы еще не узнали о случившемся, собралась аудиенсия и назначила новым вице-королем пожилого военного, Педро де Гарибая. Итурригарай был отправлен в Испанию, а его имущество конфисковано. Семеро креольских лидеров было арестовано. Двое из них, которые наиболее решительно защищали народный суверенитет, умерли в заключении: адвокат Вердад, очевидно, от яда, а монах Таламантес — от желтой лихорадки в сыром подземном каземате форта Сан-Хуан-де-Улоа.
На время гачупины, казалось, восторжествовали. Народные демонстрации против переворота подавлялись войсками. Праівда, креолы города Мехико единодушно хотели самоуправления. Для пропаганды самоуправления были организованы тайные общества, например общество «Гвадалупес». В кабачках распевались корридос в защиту Итурригарая. Но никто не осмеливался действовать.
Однако переворот разрушил всякое -уважение к вице-королевскому званию. Всем стало ясно, что правительство Мексики представляет собой лишь тиранию гачупинов. И если жители столицы были запуганы превосходством врага, то в провинциях группы креолов вели активную заговорщическую деятельность. Гачупинов было так мало в сравнении с остальным населением, что свергнуть их казалось легко. Единодушное восстание креолов, метисов и индейцев могло бы освободить Мексику почти без борьбы. Заговорщики стали, пренебрегая расовыми различиями, называть себя американцами. Позднее им предстояло открыть, что положение сложнее, чем они думали. Не так легко было примирить наследников Кортеса с наследниками Кваутемока.
Гарибай оказался слишком мягким для гачупинов и был заменен архиепископом Лисаной, а в награду за услуги Ермо дал ему пенсию. В 1809 г. был подавлен заговор креолов в Вальядолиде. Были собраны и посланы в Испанию новые займы, и экономические бедствия еще усилились. Тем временем испанские хунты уладили свои разногласия. Снова существовало испанское правительство, возглавлявшееся тремя регентами, власть которых простиралась лишь на остров Леон, так как на всей территории Испании господствовали французы. Регенты послали в Мексику нового вице-короля, Венегеса, который принял должность 14 сентября 1810 г. Через два дня деревенский священник в интендантстве Гуанахуато начал войну за независимость.
[1] Революционный подъем в Мексике, как и в других испано-американских странах, являлся следствием глубокого кризиса испанского колониального режима. Испания не могла уже удержать под своей властью свои колонии в Америке, среди которых Мексика занимала по своему значению одно из первых мест, так как в это время в колониях выросла своя национальная буржуазия и интеллигенция. В Мексике также назрел кризис испанской колониальной системы. Национальная буржуазия и интеллигенция опирались на недовольство широких народных масс Мексики, земля которых была экспроприирована испанскими помещиками и духовенством. На этой основе и выросла идеология мексиканского национально-освободительного движения, страдавшая некоторой неясностью прежде всего в силу недостаточного размежевания классовых сил в Мексике, а не вследствие того, что она была, будто бы, занесена из-за границы, как это пытается представить Паркс. (Прим. ред.)
[2] Американская свобода. (Прим. ред.)